Закон как источник права
Подборка наиболее важных документов по запросу Закон как источник права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11 "Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел" ГПК РФ"Ссылки в кассационной жалобе на иную судебную практику несостоятельны. В соответствии со статьей 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, нормативно-правовых актов. Судебная практика к источникам права не относится и руководящего значения для судов общей юрисдикции при рассмотрении гражданских дел не имеет."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Постановление "О точном соблюдении законов" и принцип законности в РСФСР (1917 - 1921 гг.)
(Абакумова Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Таким образом, непризнание идеи верховенства права, считавшейся буржуазной и чуждой, не означало, что Советское государство разрешало полный произвол. В течение первого года после Октябрьской революции существовали веские причины, которые не позволяли большевикам задумываться об укреплении законности: это и ожидание скорой мировой революции с неизбежно следующими за ней построением коммунизма и отмиранием институтов государства и права как таковых, и явный недостаток принятых новой властью нормативных правовых актов, вынуждавший прибегать к иным, помимо законов, источникам права. Однако уже к осени 1918 г. благодаря активной законотворческой деятельности органов новой власти накопилось достаточное количество нормативного материала, правовая неопределенность сократилась, основная часть общественных отношений оказалась урегулирована советскими декретами. Одновременно с этим стало очевидно, что наступление безгосударственного этапа в развитии общества откладывается. Соответственно, построение системы управления, основанной на выполнении законодательных норм, стало не только возможным, но и насущно необходимым.
(Абакумова Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Таким образом, непризнание идеи верховенства права, считавшейся буржуазной и чуждой, не означало, что Советское государство разрешало полный произвол. В течение первого года после Октябрьской революции существовали веские причины, которые не позволяли большевикам задумываться об укреплении законности: это и ожидание скорой мировой революции с неизбежно следующими за ней построением коммунизма и отмиранием институтов государства и права как таковых, и явный недостаток принятых новой властью нормативных правовых актов, вынуждавший прибегать к иным, помимо законов, источникам права. Однако уже к осени 1918 г. благодаря активной законотворческой деятельности органов новой власти накопилось достаточное количество нормативного материала, правовая неопределенность сократилась, основная часть общественных отношений оказалась урегулирована советскими декретами. Одновременно с этим стало очевидно, что наступление безгосударственного этапа в развитии общества откладывается. Соответственно, построение системы управления, основанной на выполнении законодательных норм, стало не только возможным, но и насущно необходимым.
Статья: Иерархия источников права России: анализ законодательства и доктрины через сравнительно-правовую призму болгарского права
(Васильев А.А., Гройсман С., Стоилов Я., Печатнова Ю.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Во многом отсутствие в российском законодательстве нормативного решения вопроса о системе и иерархии источников права способствует развитию научной полемики по этому вопросу. С другой стороны, отсутствие единого подхода к рассмотрению обозначенной проблемы не позволяет приблизиться к разработке и принятию такого закона об источниках права.
(Васильев А.А., Гройсман С., Стоилов Я., Печатнова Ю.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Во многом отсутствие в российском законодательстве нормативного решения вопроса о системе и иерархии источников права способствует развитию научной полемики по этому вопросу. С другой стороны, отсутствие единого подхода к рассмотрению обозначенной проблемы не позволяет приблизиться к разработке и принятию такого закона об источниках права.
Нормативные акты
"Международный стандарт аудита 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н)
(ред. от 16.10.2023)A11. Задание аудитора на проведение аудита финансовой отчетности организаций государственного сектора могут быть шире, чем при аудите финансовой отчетности иных организаций. В результате основополагающее допущение, относящееся к обязанностям руководства, на соблюдении которого строится проведение аудита финансовой отчетности организации государственного сектора, может включать дополнительные обязанности, такие как обязанность совершать сделки и вести дела в соответствии с законом, регламентом или иным источником права <8>.
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н)
(ред. от 16.10.2023)A11. Задание аудитора на проведение аудита финансовой отчетности организаций государственного сектора могут быть шире, чем при аудите финансовой отчетности иных организаций. В результате основополагающее допущение, относящееся к обязанностям руководства, на соблюдении которого строится проведение аудита финансовой отчетности организации государственного сектора, может включать дополнительные обязанности, такие как обязанность совершать сделки и вести дела в соответствии с законом, регламентом или иным источником права <8>.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Финансовое право не имеет единого правового источника - финансового кодекса или некоего закона о финансах. Источники финансового права децентрализованы, группируются в рамках отдельных компонентов финансового права, будучи связаны между собой лишь на уровне общности теоретических установок. Соответственно кодификация в финансовом праве также ведется с учетом принципа децентрализации финансово-правовых источников. В частности, были приняты Налоговый кодекс РФ (состоящий из двух частей) и Бюджетный кодекс РФ. Основы денежной системы России и механизмы ее управления определены в Федеральном законе от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Финансовое право не имеет единого правового источника - финансового кодекса или некоего закона о финансах. Источники финансового права децентрализованы, группируются в рамках отдельных компонентов финансового права, будучи связаны между собой лишь на уровне общности теоретических установок. Соответственно кодификация в финансовом праве также ведется с учетом принципа децентрализации финансово-правовых источников. В частности, были приняты Налоговый кодекс РФ (состоящий из двух частей) и Бюджетный кодекс РФ. Основы денежной системы России и механизмы ее управления определены в Федеральном законе от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России).
Статья: Исполнение закона как обстоятельство, исключающее преступность деяния: Уголовное уложение 1903 года и современное российское законодательство
(Скобликов П.А.)
("Закон", 2023, N 11)Подобную позицию в отзыве на проект Уложения 1903 года ярко и убедительно изложил видный русский правовед Н.Д. Сергеевский, который высказался за изъятие из проекта без вреда для полноты Уложения указания на исполнение закона в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния. Он заявил, что правомерность деяний, совершаемых во исполнение закона, "не может подлежать никаким сомнениям, так как она основывается на общем понятии закона как источнике права <17>. Большинство законодательств не считают вовсе нужным упоминать об этом в уголовных уложениях и говорят только о значении приказа... За исключение... говорит еще и то обстоятельство, что деяния, совершаемые во исполнение закона, и деяния, совершаемые во исполнение приказа, принципиально различны по своей юридической природе: первые правомерны по существу своему; вторые могут оставаться противоправными, но лишь не вменяются исполнителю, допуская вполне вменение лицу, отдавшему обязательный приказ" <18>.
(Скобликов П.А.)
("Закон", 2023, N 11)Подобную позицию в отзыве на проект Уложения 1903 года ярко и убедительно изложил видный русский правовед Н.Д. Сергеевский, который высказался за изъятие из проекта без вреда для полноты Уложения указания на исполнение закона в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния. Он заявил, что правомерность деяний, совершаемых во исполнение закона, "не может подлежать никаким сомнениям, так как она основывается на общем понятии закона как источнике права <17>. Большинство законодательств не считают вовсе нужным упоминать об этом в уголовных уложениях и говорят только о значении приказа... За исключение... говорит еще и то обстоятельство, что деяния, совершаемые во исполнение закона, и деяния, совершаемые во исполнение приказа, принципиально различны по своей юридической природе: первые правомерны по существу своему; вторые могут оставаться противоправными, но лишь не вменяются исполнителю, допуская вполне вменение лицу, отдавшему обязательный приказ" <18>.
Статья: Источники цифрового права
(Вайпан В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)Федеральные законы. Важнейшими источниками цифрового права являются федеральные законы, которые на законодательном уровне обеспечивают регулирование цифровых отношений.
(Вайпан В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)Федеральные законы. Важнейшими источниками цифрового права являются федеральные законы, которые на законодательном уровне обеспечивают регулирование цифровых отношений.
Статья: Особенности содержания и применения принципа законности в международном уголовном праве
(Скуратова А.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)<16> Речь идет преимущественно о национальном законодательстве в рамках романо-германской правовой системы, где писаный закон - основной источник права. Для стран общего права требование lex scripta нехарактерно. Подробнее см.: Raimondo F. Op. cit. P. 107 - 108.
(Скуратова А.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)<16> Речь идет преимущественно о национальном законодательстве в рамках романо-германской правовой системы, где писаный закон - основной источник права. Для стран общего права требование lex scripta нехарактерно. Подробнее см.: Raimondo F. Op. cit. P. 107 - 108.
Статья: Проблемы регламентации обеспечения уголовно-процессуального иммунитета отдельных категорий лиц в российском законодательстве
(Завгороднева Е.В.)
("Российский следователь", 2023, N 12)В этой связи нами разделяется позиция ученых, правомерно считающих уголовно-процессуальный закон единственным источником права, регулирующим особый порядок уголовного судопроизводства, поэтому федеральные законы, устанавливающие отличные от УПК РФ правила привлечения отдельных категорий лиц к уголовной ответственности, должны быть приведены в соответствие с УПК РФ <19> либо содержать бланкетные нормы, отсылающие к УПК РФ <20>.
(Завгороднева Е.В.)
("Российский следователь", 2023, N 12)В этой связи нами разделяется позиция ученых, правомерно считающих уголовно-процессуальный закон единственным источником права, регулирующим особый порядок уголовного судопроизводства, поэтому федеральные законы, устанавливающие отличные от УПК РФ правила привлечения отдельных категорий лиц к уголовной ответственности, должны быть приведены в соответствие с УПК РФ <19> либо содержать бланкетные нормы, отсылающие к УПК РФ <20>.
Статья: К вопросу о системе источников трудового права как отрасли
(Чиканова Л.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Данное положение Трудового кодекса РФ ставит вопрос о месте и оправданности включения иных федеральных законов, являющихся источниками других отраслей права, но содержащих отдельные нормы трудового права, в систему источников трудового права наряду с федеральными законами, регулирующими собственно трудовые отношения (полностью относящимися к трудовому праву).
(Чиканова Л.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Данное положение Трудового кодекса РФ ставит вопрос о месте и оправданности включения иных федеральных законов, являющихся источниками других отраслей права, но содержащих отдельные нормы трудового права, в систему источников трудового права наряду с федеральными законами, регулирующими собственно трудовые отношения (полностью относящимися к трудовому праву).
Статья: Письма и рекомендации федеральных органов исполнительной власти как нетипичный источник трудового права России
(Ведешкина Т.П.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Представляется, что данная ситуация в целом демонстрирует отход от позитивистской концепции правопонимания, в которой право, по существу, сводилось к тексту закона, а источник права отождествлялся с формой выражения воли государства. На сегодняшний день понятие "источник права" совершенно точно выходит за пределы понятия "нормативно-правовой акт", в связи с чем необходимо согласиться с суждением о том, что ушло в прошлое категоричное утверждение, что нормативно-правовой акт является единственным источником права <21>.
(Ведешкина Т.П.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Представляется, что данная ситуация в целом демонстрирует отход от позитивистской концепции правопонимания, в которой право, по существу, сводилось к тексту закона, а источник права отождествлялся с формой выражения воли государства. На сегодняшний день понятие "источник права" совершенно точно выходит за пределы понятия "нормативно-правовой акт", в связи с чем необходимо согласиться с суждением о том, что ушло в прошлое категоричное утверждение, что нормативно-правовой акт является единственным источником права <21>.
Статья: Толковательная функция нормотворческих органов
(Василевич Г.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Введение. В Российской Федерации и Республике Беларусь активно развиваются национальные правовые системы, законодательство отражает динамику общественного развития, совершенствуется процедура подготовки проектов актов, к их обсуждению, анализу и прогнозу последствий регулирующего воздействия привлекаются специалисты и общественность. В качестве позитивного фактора, характерного для Беларуси, отметим принятие в 2018 г. второго после 2000 г. Закона "О нормативных правовых актах" (далее - Закон о НПА), который выступает в качестве акта, интегрирующего всю систему разработки, рассмотрения, принятия и введения в действие нормативных правовых актов, их реализации. В нем восприняты многие идеи российских ученых, в том числе сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, относительно концептуальных положений проекта закона об источниках права. В качестве проблемного аспекта отметим, что в Беларуси пока еще не завершен процесс разработки современной концепции совершенствования законодательства. Одобренная Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. N 205 Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь была рассчитана на 2001 - 2005 гг. и в определенной степени себя исчерпала. Новые весомые акценты в области совершенствования текущего законодательства определяют обновленные тексты Конституций России и Беларуси по итогам народных голосований (всенародного опроса) соответственно в 2020 и 2022 гг.
(Василевич Г.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Введение. В Российской Федерации и Республике Беларусь активно развиваются национальные правовые системы, законодательство отражает динамику общественного развития, совершенствуется процедура подготовки проектов актов, к их обсуждению, анализу и прогнозу последствий регулирующего воздействия привлекаются специалисты и общественность. В качестве позитивного фактора, характерного для Беларуси, отметим принятие в 2018 г. второго после 2000 г. Закона "О нормативных правовых актах" (далее - Закон о НПА), который выступает в качестве акта, интегрирующего всю систему разработки, рассмотрения, принятия и введения в действие нормативных правовых актов, их реализации. В нем восприняты многие идеи российских ученых, в том числе сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, относительно концептуальных положений проекта закона об источниках права. В качестве проблемного аспекта отметим, что в Беларуси пока еще не завершен процесс разработки современной концепции совершенствования законодательства. Одобренная Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. N 205 Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь была рассчитана на 2001 - 2005 гг. и в определенной степени себя исчерпала. Новые весомые акценты в области совершенствования текущего законодательства определяют обновленные тексты Конституций России и Беларуси по итогам народных голосований (всенародного опроса) соответственно в 2020 и 2022 гг.
Статья: Современное государство и эволюция конституционализма (к юбилею Н.С. Бондаря)
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)<18> См.: Карапетов А.Г. Борьба за признание судебного правотворчества в европейском и американском праве. М., 2011; Бахмин В.С., Лесневская М.А. Судебная практика как источник права // Закон и право. 2025. N 4. С. 278 - 284; Ревина С.Н., Мешков И.В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник права // Право и государство: теория и практика. 2025. N 4. С. 269 - 272.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)<18> См.: Карапетов А.Г. Борьба за признание судебного правотворчества в европейском и американском праве. М., 2011; Бахмин В.С., Лесневская М.А. Судебная практика как источник права // Закон и право. 2025. N 4. С. 278 - 284; Ревина С.Н., Мешков И.В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник права // Право и государство: теория и практика. 2025. N 4. С. 269 - 272.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Более того, судья ради реализации этих начал должен восполнить или даже скорректировать правовое регулирование там, где законы и иные источники права обнаруживают отхождение от "правильного". Эту проблему проф. Лазарев в одной из своих статей удачно сформулировал как "ограничение права судебными решениями" <1>. У Г.А. Гаджиева данная проблематика преимущественно обсуждается в терминах обеспечения судами правовой определенности. Причем эта определенность понимается не как безусловная связанность судей законами и иными правовыми текстами, а, скорее, как процесс, в рамках которого суды восполняют недостаток определенности (включая исправление законодательных ошибок) в нормативно-правовых текстах <2>.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Более того, судья ради реализации этих начал должен восполнить или даже скорректировать правовое регулирование там, где законы и иные источники права обнаруживают отхождение от "правильного". Эту проблему проф. Лазарев в одной из своих статей удачно сформулировал как "ограничение права судебными решениями" <1>. У Г.А. Гаджиева данная проблематика преимущественно обсуждается в терминах обеспечения судами правовой определенности. Причем эта определенность понимается не как безусловная связанность судей законами и иными правовыми текстами, а, скорее, как процесс, в рамках которого суды восполняют недостаток определенности (включая исправление законодательных ошибок) в нормативно-правовых текстах <2>.