Заключение договора коммерческой концессии
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение договора коммерческой концессии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 429.3 "Опционный договор" ГК РФ"Предварительный договор имеет признаки опционного договора, поскольку ответчик не вправе отказаться от его исполнения и заключения договора коммерческой концессии, являющегося приложением N 1 к предварительному договору коммерческой концессии, в случае выполнения истцом действий, предусмотренных этим договором. В то время как истец вправе в любой момент отказаться от исполнения предварительного договора коммерческой концессии и(или) заключения договора коммерческой концессии, уплатив ответчику денежную сумму на условиях, установленных пунктом 4.5 предварительного договора коммерческой концессии, что предусмотрено положениями пункта 3 статьи 310 и пункта 3 статьи 429.3 ГК РФ."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Расторжение договора аренды помещения
(КонсультантПлюс, 2025)...Общество (пользователь) и ООО "И" (правообладатель) заключили договор коммерческой концессии... по условиям которого правообладатель... предоставляет пользователю неисключительное право использовать... комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю...
(КонсультантПлюс, 2025)...Общество (пользователь) и ООО "И" (правообладатель) заключили договор коммерческой концессии... по условиям которого правообладатель... предоставляет пользователю неисключительное право использовать... комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: ИП заключил договор коммерческой концессии с организацией для оказания услуг в сфере фитнес-тренинга. Согласно договору ИП обязан использовать бренд франчайзера и ежемесячно выплачивать роялти (5% от выручки). ИП самостоятельно заключает договоры с клиентами. Правомерно ли применение НПД в данной ситуации?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Вопрос: ИП заключил договор коммерческой концессии (франчайзинга) с российской организацией для оказания услуг в сфере фитнес-тренинга. Согласно договору ИП обязан использовать бренд франчайзера, соблюдать корпоративные стандарты и ежемесячно выплачивать роялти (5% от выручки). ИП самостоятельно заключает договоры с клиентами. Правомерно ли применение НПД в данной ситуации?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Вопрос: ИП заключил договор коммерческой концессии (франчайзинга) с российской организацией для оказания услуг в сфере фитнес-тренинга. Согласно договору ИП обязан использовать бренд франчайзера, соблюдать корпоративные стандарты и ежемесячно выплачивать роялти (5% от выручки). ИП самостоятельно заключает договоры с клиентами. Правомерно ли применение НПД в данной ситуации?
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Статья 1035. Преимущественное право пользователя на заключение договора коммерческой концессии на новый срок
(ред. от 24.06.2025)Статья 1035. Преимущественное право пользователя на заключение договора коммерческой концессии на новый срок
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Правообладатель за неправомерное поведение при заключении договора коммерческой концессии в виде уклонения и (или) неисполнения возложенной на него законом обязанности по государственной регистрации комплекса принадлежащих ему исключительных прав должен возместить другой стороне убытки (пункт 3 статьи 165 ГК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Правообладатель за неправомерное поведение при заключении договора коммерческой концессии в виде уклонения и (или) неисполнения возложенной на него законом обязанности по государственной регистрации комплекса принадлежащих ему исключительных прав должен возместить другой стороне убытки (пункт 3 статьи 165 ГК РФ).
Путеводитель по сделкам. Коммерческая концессия. ПравообладательПри заключении договора коммерческой концессии исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации сохраняются за правообладателем (п. 1 ст. 1027 ГК РФ). Поэтому такого объекта налогообложения по НДС, как передача исключительных имущественных прав, не возникает (ст. 1226 ГК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Статья: Франчайзи: риски в новых реалиях, о которых стоит знать
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)Некоторые правообладатели предпочитают заключать не сделки коммерческой концессии, а лицензионные договоры. По ним передают права на использование товарных знаков и других результатов интеллектуальной деятельности (РИД). При этом франчайзи могут развивать торговые сети под собственными товарными знаками, но использовать РИД правообладателя при оформлении торгового зала или для продвижения. Это позволяет правообладателю избежать применения некоторых специальных норм о коммерческой концессии, например о преимущественном праве франчайзи заключить договор на новый срок, объясняют юристы.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)Некоторые правообладатели предпочитают заключать не сделки коммерческой концессии, а лицензионные договоры. По ним передают права на использование товарных знаков и других результатов интеллектуальной деятельности (РИД). При этом франчайзи могут развивать торговые сети под собственными товарными знаками, но использовать РИД правообладателя при оформлении торгового зала или для продвижения. Это позволяет правообладателю избежать применения некоторых специальных норм о коммерческой концессии, например о преимущественном праве франчайзи заключить договор на новый срок, объясняют юристы.
Статья: Гражданско-правовая ответственность в договоре коммерческой концессии
(Мжаванадзе В.Э.)
("Цивилист", 2025, N 4)Проблема "тождества" проходит красной нитью в разных положениях гл. 54 ГК РФ. Примером этой проблемы может послужить п. 2 ст. 1035 ГК РФ: "Если правообладатель отказал пользователю в заключении договора коммерческой концессии на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил с другим лицом договор коммерческой концессии, по которому предоставлены те же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору...". В данной статье тождество подчеркнуто формулировкой "те же права", что, в свою очередь, создает препятствия в реализации механизма ответственности подобно абз. 1 п. 1 ст. 1033 ГК РФ.
(Мжаванадзе В.Э.)
("Цивилист", 2025, N 4)Проблема "тождества" проходит красной нитью в разных положениях гл. 54 ГК РФ. Примером этой проблемы может послужить п. 2 ст. 1035 ГК РФ: "Если правообладатель отказал пользователю в заключении договора коммерческой концессии на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил с другим лицом договор коммерческой концессии, по которому предоставлены те же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору...". В данной статье тождество подчеркнуто формулировкой "те же права", что, в свою очередь, создает препятствия в реализации механизма ответственности подобно абз. 1 п. 1 ст. 1033 ГК РФ.
Статья: Обязанность раскрытия информации как инструмент защиты франчайзи от недобросовестного франчайзера по праву Канады
(Васильева Т.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 2)Франчайзинг - это многогранное явление, представляющее собой бизнес-модель, в основе которой лежит центральный элемент - лицензированное использование объектов интеллектуальной собственности. Франчайзинг выгоден как для франчайзера, так и для франчайзи. Заманчивый мир франчайзингового бизнеса привлекает все больше инвесторов, но не у всех есть возможность, желание и ресурсы, чтобы оценить свои перспективы и риски. В связи с этим во многих странах действуют законы, целью которых является защита будущих франчайзи, в том числе от недобросовестных франчайзеров, через установление нормативно закрепленных требований к раскрытию информации до установления франчайзинговых правоотношений, что помогает франчайзи принять правильное инвестиционное решение. На примере Канады - страны, где одновременно действуют две правовые системы, - автор исследует подходы к нормативному регулированию франчайзинга, выработанные континентальной системой и системой общего права, и их взаимное влияние. Результатом такого влияния стало законодательное закрепление провинциями общего права принципов добросовестности и честного ведения бизнеса на преддоговорной стадии заключения договора франчайзинга в форме обязательства франчайзера по раскрытию информации. В свою очередь, провинция континентального права при отсутствии специального закона о франчайзинге признает ключевую роль суда и судебного прецедента в расширенном толковании норм гражданского кодекса для защиты франчайзи как "слабой" стороны договора с учетом правовых подходов, сформулированных общим правом.
(Васильева Т.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 2)Франчайзинг - это многогранное явление, представляющее собой бизнес-модель, в основе которой лежит центральный элемент - лицензированное использование объектов интеллектуальной собственности. Франчайзинг выгоден как для франчайзера, так и для франчайзи. Заманчивый мир франчайзингового бизнеса привлекает все больше инвесторов, но не у всех есть возможность, желание и ресурсы, чтобы оценить свои перспективы и риски. В связи с этим во многих странах действуют законы, целью которых является защита будущих франчайзи, в том числе от недобросовестных франчайзеров, через установление нормативно закрепленных требований к раскрытию информации до установления франчайзинговых правоотношений, что помогает франчайзи принять правильное инвестиционное решение. На примере Канады - страны, где одновременно действуют две правовые системы, - автор исследует подходы к нормативному регулированию франчайзинга, выработанные континентальной системой и системой общего права, и их взаимное влияние. Результатом такого влияния стало законодательное закрепление провинциями общего права принципов добросовестности и честного ведения бизнеса на преддоговорной стадии заключения договора франчайзинга в форме обязательства франчайзера по раскрытию информации. В свою очередь, провинция континентального права при отсутствии специального закона о франчайзинге признает ключевую роль суда и судебного прецедента в расширенном толковании норм гражданского кодекса для защиты франчайзи как "слабой" стороны договора с учетом правовых подходов, сформулированных общим правом.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 1035. Преимущественное право пользователя на заключение договора коммерческой концессии на новый срок
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 1035. Преимущественное право пользователя на заключение договора коммерческой концессии на новый срок
Путеводитель по сделкам. Коммерческая концессия (субконцессия). Пользователь (вторичный пользователь)Также не возникает никаких налоговых последствий по НДС у вторичного пользователя при заключении договора коммерческой субконцессии. Это обусловлено тем, что по договору коммерческой субконцессии пользователь по договору коммерческой концессии (вторичный правообладатель по договору коммерческой субконцессии) передает вторичному пользователю право пользования комплексом исключительных прав или части этого комплекса, принадлежащего правообладателю. Кроме того, к договору коммерческой субконцессии применяются предусмотренные гл. 54 ГК РФ правила о договоре коммерческой концессии (п. 5 ст. 1029 ГК РФ).
Статья: ФранЧАЙзинг без сахара
(Вагантов В.)
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 5)В обоснование требований истец пояснил, что между сторонами был заключен договор коммерческой концессии, согласно которому он предоставляет ответчику неисключительное право использовать в пределах оговоренной территории комплекс исключительных прав для производства и реализации продукции (комплекса медицинских услуг, в том числе услуг по лабораторной диагностике и взятию биологического материала для лабораторных исследований).
(Вагантов В.)
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 5)В обоснование требований истец пояснил, что между сторонами был заключен договор коммерческой концессии, согласно которому он предоставляет ответчику неисключительное право использовать в пределах оговоренной территории комплекс исключительных прав для производства и реализации продукции (комплекса медицинских услуг, в том числе услуг по лабораторной диагностике и взятию биологического материала для лабораторных исследований).
Готовое решение: Как происходит перемена лиц в обязательстве
(КонсультантПлюс, 2025)пользователя по договору коммерческой концессии, если правообладатель нарушил ваше преимущественное право на заключение договора коммерческой концессии на новый срок (п. 2 ст. 1035 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)пользователя по договору коммерческой концессии, если правообладатель нарушил ваше преимущественное право на заключение договора коммерческой концессии на новый срок (п. 2 ст. 1035 ГК РФ).
Путеводитель по сделкам. Коммерческая концессия. Общая информация2. Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным (п. 1 ст. 1028 ГК РФ).
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)Таким образом, налогоплательщик осуществлял оптовую поставку продукции с товарным знаком правообладателя, а ИП производили ее розничную реализацию конечному потребителю. Целью заключения договоров коммерческой концессии между налогоплательщиком и правообладателем и далее - между налогоплательщиком и ВЗЛ (ИП) являлось развитие рынка сбыта товаров, выпускаемых под брендами правообладателя.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)Таким образом, налогоплательщик осуществлял оптовую поставку продукции с товарным знаком правообладателя, а ИП производили ее розничную реализацию конечному потребителю. Целью заключения договоров коммерческой концессии между налогоплательщиком и правообладателем и далее - между налогоплательщиком и ВЗЛ (ИП) являлось развитие рынка сбыта товаров, выпускаемых под брендами правообладателя.