Займ члену сро
Подборка наиболее важных документов по запросу Займ члену сро (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Корпоративные права и обязанности членов саморегулируемых организаций: некоторые вопросы правоприменения
(Лескова Ю.Г.)
("Гражданское право", 2021, N 1)К сожалению, действующее законодательство, предусмотрев расширение обеспечительной функции СРО (теперь она связана также и с финансовой поддержкой членов СРО), не урегулировало до конца вопрос о последствиях невосполнения КФ ОДО в случае неисполнения обязанностей заемщика - члена СРО. Необходимо обратить внимание на то, что правило п. 8 ст. 55.16 ГрК рассчитано на случаи восполнения средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в случае только выплат в соответствии со ст. 60.1 названного Кодекса и связано с обязанностью исключительно членов саморегулируемой организации, внесших взносы в такой компенсационный фонд. Поэтому указанная норма не может быть применена к случаям восполнения КФ ОДО из-за невыплаты займов членами СРО в сфере строительства. Н.И. Капинус и Ю.Г. Лескова предлагают в изменениях к Положению о КФ ОДО предусматривать последствия невозврата займа членом СРО и невозможности пополнить компенсационный фонд за счет способов обеспечения возврата займа <12>. Указанное предложение нашло отражение в п. 2.7 Методических рекомендаций НОПРИЗ "О порядке предоставления займов членам саморегулируемой организации и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам" <13>. И хотя в настоящее время этот вопрос не урегулирован действующим законодательством, признать недействительным указанное правило, если оно закреплено во внутреннем документе СРО, можно только в случае его несоответствия действующему законодательству.
(Лескова Ю.Г.)
("Гражданское право", 2021, N 1)К сожалению, действующее законодательство, предусмотрев расширение обеспечительной функции СРО (теперь она связана также и с финансовой поддержкой членов СРО), не урегулировало до конца вопрос о последствиях невосполнения КФ ОДО в случае неисполнения обязанностей заемщика - члена СРО. Необходимо обратить внимание на то, что правило п. 8 ст. 55.16 ГрК рассчитано на случаи восполнения средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в случае только выплат в соответствии со ст. 60.1 названного Кодекса и связано с обязанностью исключительно членов саморегулируемой организации, внесших взносы в такой компенсационный фонд. Поэтому указанная норма не может быть применена к случаям восполнения КФ ОДО из-за невыплаты займов членами СРО в сфере строительства. Н.И. Капинус и Ю.Г. Лескова предлагают в изменениях к Положению о КФ ОДО предусматривать последствия невозврата займа членом СРО и невозможности пополнить компенсационный фонд за счет способов обеспечения возврата займа <12>. Указанное предложение нашло отражение в п. 2.7 Методических рекомендаций НОПРИЗ "О порядке предоставления займов членам саморегулируемой организации и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам" <13>. И хотя в настоящее время этот вопрос не урегулирован действующим законодательством, признать недействительным указанное правило, если оно закреплено во внутреннем документе СРО, можно только в случае его несоответствия действующему законодательству.
Статья: Целевой заем как способ обеспечения экономической безопасности деятельности предпринимателей в сфере строительства
(Лескова Ю.Г., Ванин В.В.)
("Банковское право", 2024, N 3)Предоставление займа СРО обусловлено целевым использованием средств, которое определенно установлено в Постановлении Правительства РФ от 27 июня 2020 г. N 938 (ред. от 20.02.2024) "Об утверждении Положения об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам" (п. 4 названного Положения) <15>. Следует обратить внимание, что законодатель среди исчерпывающего перечня целей предоставления займа СРО указывает его предоставление на приобретение строительных материалов, конструкций, оборудования для выполнения не по любым договорам на выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, а лишь по тем, которые указаны в соответствующих подпунктах п. 4 названного Положения. Возникает вопрос: почему законодатель ограничил перечень тех видов договоров, для исполнения по которым СРО готова выдавать займы? Ответ на него обнаруживается в области целевого предназначения источника предоставления займа и целей самой СРО. Если обратиться к ст. 55.1 ГрК РФ, то одной из целей деятельности СРО является обеспечение исполнения членами СРО обязательств практически по тем же видам договоров, которые указаны в выше указанном Постановлении Правительства РФ, с той лишь разницей, что в Постановлении добавлены также еще несколько видов договоров, исполнение по котором имеет особую социальную значимость, - это договоры, которые заключены в рамках Постановления Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" <16>, а также это договоры, заключаемые в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" <17>.
(Лескова Ю.Г., Ванин В.В.)
("Банковское право", 2024, N 3)Предоставление займа СРО обусловлено целевым использованием средств, которое определенно установлено в Постановлении Правительства РФ от 27 июня 2020 г. N 938 (ред. от 20.02.2024) "Об утверждении Положения об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам" (п. 4 названного Положения) <15>. Следует обратить внимание, что законодатель среди исчерпывающего перечня целей предоставления займа СРО указывает его предоставление на приобретение строительных материалов, конструкций, оборудования для выполнения не по любым договорам на выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, а лишь по тем, которые указаны в соответствующих подпунктах п. 4 названного Положения. Возникает вопрос: почему законодатель ограничил перечень тех видов договоров, для исполнения по которым СРО готова выдавать займы? Ответ на него обнаруживается в области целевого предназначения источника предоставления займа и целей самой СРО. Если обратиться к ст. 55.1 ГрК РФ, то одной из целей деятельности СРО является обеспечение исполнения членами СРО обязательств практически по тем же видам договоров, которые указаны в выше указанном Постановлении Правительства РФ, с той лишь разницей, что в Постановлении добавлены также еще несколько видов договоров, исполнение по котором имеет особую социальную значимость, - это договоры, которые заключены в рамках Постановления Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" <16>, а также это договоры, заключаемые в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" <17>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"17. До 1 января 2026 года в целях оказания поддержки членам саморегулируемых организаций допускается предоставление саморегулируемыми организациями займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких саморегулируемых организаций в соответствии с гражданским законодательством. Предельные размеры таких займов для одного члена саморегулируемой организации, предельные значения процентов за пользование такими займами, предельный срок и цели их предоставления, требования к членам саморегулируемых организаций, которым могут быть предоставлены такие займы, и порядок контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам, определяются Правительством Российской Федерации. Объем займов, предоставленных саморегулируемой организацией, не может превышать 50 процентов от общего объема средств ее компенсационного фонда.
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"17. До 1 января 2026 года в целях оказания поддержки членам саморегулируемых организаций допускается предоставление саморегулируемыми организациями займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких саморегулируемых организаций в соответствии с гражданским законодательством. Предельные размеры таких займов для одного члена саморегулируемой организации, предельные значения процентов за пользование такими займами, предельный срок и цели их предоставления, требования к членам саморегулируемых организаций, которым могут быть предоставлены такие займы, и порядок контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам, определяются Правительством Российской Федерации. Объем займов, предоставленных саморегулируемой организацией, не может превышать 50 процентов от общего объема средств ее компенсационного фонда.
Статья: Саморегулирование как правовой способ защиты от угроз экономической безопасности строительного предприятия
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2021, N 2)Автор обращает внимание на появление в современных условиях новых угроз экономической безопасности строительного бизнеса в целом и строительного предприятия в частности - на цифровизацию строительной отрасли и на пандемию COVID-2019. В статье проводится детальная характеристика закрепленных законодателем средств саморегулирования (установление стандартов строительной деятельности, контроль, займы членам саморегулируемых организаций в сфере строительства) для нейтрализации названных угроз экономической безопасности.
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2021, N 2)Автор обращает внимание на появление в современных условиях новых угроз экономической безопасности строительного бизнеса в целом и строительного предприятия в частности - на цифровизацию строительной отрасли и на пандемию COVID-2019. В статье проводится детальная характеристика закрепленных законодателем средств саморегулирования (установление стандартов строительной деятельности, контроль, займы членам саморегулируемых организаций в сфере строительства) для нейтрализации названных угроз экономической безопасности.
"Двадцать пять лет российскому акционерному закону: проблемы, задачи, перспективы развития"
(отв. ред. Д.В. Ломакин)
("Статут", 2021)Подобная позиция также отражается и в отношении проведения общих собраний в очной форме в виде видеоконференций саморегулируемыми организациями, которые ориентируются в своей деятельности на правила, установленные для них Национальным объединением строителей (Нострой). В п. 4.4 Методических рекомендаций "О порядке предоставления займов членам саморегулируемой организации и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам" <1> указано, что использование информационно-телекоммуникационных технологий для проведения очной формы собрания, позволяющих обеспечить участие членов организации в проведении собрания высшего органа управления некоммерческой организации, возможно при условии обеспечения соблюдения всех квалифицирующих признаков и правил проведения данной формы собрания, в том числе возможности определения волеизъявления лиц, участвующих удаленно, а также ведения подсчета голосов (п. 3 и 4 ст. 181.2 ГК РФ) <2>.
(отв. ред. Д.В. Ломакин)
("Статут", 2021)Подобная позиция также отражается и в отношении проведения общих собраний в очной форме в виде видеоконференций саморегулируемыми организациями, которые ориентируются в своей деятельности на правила, установленные для них Национальным объединением строителей (Нострой). В п. 4.4 Методических рекомендаций "О порядке предоставления займов членам саморегулируемой организации и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам" <1> указано, что использование информационно-телекоммуникационных технологий для проведения очной формы собрания, позволяющих обеспечить участие членов организации в проведении собрания высшего органа управления некоммерческой организации, возможно при условии обеспечения соблюдения всех квалифицирующих признаков и правил проведения данной формы собрания, в том числе возможности определения волеизъявления лиц, участвующих удаленно, а также ведения подсчета голосов (п. 3 и 4 ст. 181.2 ГК РФ) <2>.