Заинтересованные лица в исполнительном производстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Заинтересованные лица в исполнительном производстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Место совершения исполнительных действий в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общество... обратилось в... суд... с заявлением о признании незаконным и отмене... постановления... об отказе в возбуждении исполнительного производства...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общество... обратилось в... суд... с заявлением о признании незаконным и отмене... постановления... об отказе в возбуждении исполнительного производства...
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 85 "Оценка имущества должника" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве""Из приведенных положений усматривается возможность заинтересованных лиц (сторон исполнительного производства) оспаривать как постановление судебного пристава об оценке, так и саму стоимость объекта оценки, указанную в отчете.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как взыскать ущерб, который возник из-за службы судебных приставов
(КонсультантПлюс, 2025)заинтересованные лица, не являющиеся сторонами исполнительного производства (ч. 2 ст. 119 Закона об исполнительном производстве).
(КонсультантПлюс, 2025)заинтересованные лица, не являющиеся сторонами исполнительного производства (ч. 2 ст. 119 Закона об исполнительном производстве).
Готовое решение: Как обжаловать бездействие судебного пристава-исполнителя в арбитражный суд
(КонсультантПлюс, 2025)Не надо предъявлять свои требования еще и ко второй стороне исполнительного производства. Стороны привлекаются как заинтересованные лица. Вы можете сразу указать ее в заявлении в таком качестве.
(КонсультантПлюс, 2025)Не надо предъявлять свои требования еще и ко второй стороне исполнительного производства. Стороны привлекаются как заинтересованные лица. Вы можете сразу указать ее в заявлении в таком качестве.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"1. Судебный пристав-исполнитель, переводчик, специалист не могут участвовать в исполнительном производстве и подлежат отводу, если они состоят в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинены или подконтрольны указанным лицам либо заинтересованы в исходе исполнительного производства.
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"1. Судебный пристав-исполнитель, переводчик, специалист не могут участвовать в исполнительном производстве и подлежат отводу, если они состоят в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинены или подконтрольны указанным лицам либо заинтересованы в исходе исполнительного производства.
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В соответствии с частями 1 и 2 статьи 63 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель не может участвовать в исполнительном производстве и подлежит отводу, если он состоит в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинен или подконтролен указанным лицам либо заинтересован в исходе исполнительного производства. При наличии оснований для отвода судебный пристав-исполнитель обязан заявить самоотвод. По тем же основаниям указанному лицу отвод может быть заявлен взыскателем или должником. Отвод должен быть мотивирован, изложен в письменной форме и заявлен до начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В соответствии с частями 1 и 2 статьи 63 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель не может участвовать в исполнительном производстве и подлежит отводу, если он состоит в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинен или подконтролен указанным лицам либо заинтересован в исходе исполнительного производства. При наличии оснований для отвода судебный пристав-исполнитель обязан заявить самоотвод. По тем же основаниям указанному лицу отвод может быть заявлен взыскателем или должником. Отвод должен быть мотивирован, изложен в письменной форме и заявлен до начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Готовое решение: Как обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в арбитражном суде
(КонсультантПлюс, 2025)Не надо предъявлять требование о признании действий пристава незаконными еще и ко второй стороне исполнительного производства. Стороны привлекаются как заинтересованные лица, но не как ответчики.
(КонсультантПлюс, 2025)Не надо предъявлять требование о признании действий пристава незаконными еще и ко второй стороне исполнительного производства. Стороны привлекаются как заинтересованные лица, но не как ответчики.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Соответственно, и норма ст. 119 Закона об исполнительном производстве, предоставляя "заинтересованным лицам" средство защиты на случай "спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание", - иск об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи - должна пониматься прежде всего как норма о защите собственности или, в крайнем случае, законного владения, поскольку оно несовместимо с арестом, изъятием имущества и его предстоящей реализацией (здесь прежде всего следует указать залогодержателя).
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Соответственно, и норма ст. 119 Закона об исполнительном производстве, предоставляя "заинтересованным лицам" средство защиты на случай "спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание", - иск об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи - должна пониматься прежде всего как норма о защите собственности или, в крайнем случае, законного владения, поскольку оно несовместимо с арестом, изъятием имущества и его предстоящей реализацией (здесь прежде всего следует указать залогодержателя).
"Залог обязательственных прав: осмысление института в парадигме решений отечественного правопорядка: монография"
(Волчанский М.А.)
("Статут", 2024)Между тем следует заметить, что в настоящее время практическая реализация прав по такой привилегии предполагается именно при банкротстве залогодателя. В иных ситуациях обеспечить реализацию привилегии при существующем регулировании затруднительно. К примеру, денежные средства, находящиеся на обычном расчетном банковском счете залогодателя и подлежащие передаче залогодержателю в преимущественном порядке, могут быть списаны любым заинтересованным лицом в рамках исполнительного производства или соответствующим налоговым органом. При этом банку не требуется согласие обладателя привилегии на осуществление операций с обычного счета залогодателя, в связи с чем приоритет обладателя привилегии фактически не обеспечивается, денежные средства, из которых подлежит удовлетворение, не будут находиться в зоне контроля кредитора, и реализация привилегии в таком случае неосуществима.
(Волчанский М.А.)
("Статут", 2024)Между тем следует заметить, что в настоящее время практическая реализация прав по такой привилегии предполагается именно при банкротстве залогодателя. В иных ситуациях обеспечить реализацию привилегии при существующем регулировании затруднительно. К примеру, денежные средства, находящиеся на обычном расчетном банковском счете залогодателя и подлежащие передаче залогодержателю в преимущественном порядке, могут быть списаны любым заинтересованным лицом в рамках исполнительного производства или соответствующим налоговым органом. При этом банку не требуется согласие обладателя привилегии на осуществление операций с обычного счета залогодателя, в связи с чем приоритет обладателя привилегии фактически не обеспечивается, денежные средства, из которых подлежит удовлетворение, не будут находиться в зоне контроля кредитора, и реализация привилегии в таком случае неосуществима.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)лицо не заинтересовано в исходе исполнительного производства, не состоит с лицами, участвующими в исполнительном производстве, в родстве или свойстве, а также не подчинено и не подконтрольно указанным лицам. Иначе говоря, должны отсутствовать те же самые обстоятельства, которые указаны в ч. 1 ст. 63 комментируемого Закона в качестве оснований для отвода СПИ, переводчика, специалиста. В то же время предусмотренная указанной статьей процедура отвода в отношении понятых не применяется, хотя в этой статье и упоминается об отводе понятого (см. комментарий к указанной статье).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)лицо не заинтересовано в исходе исполнительного производства, не состоит с лицами, участвующими в исполнительном производстве, в родстве или свойстве, а также не подчинено и не подконтрольно указанным лицам. Иначе говоря, должны отсутствовать те же самые обстоятельства, которые указаны в ч. 1 ст. 63 комментируемого Закона в качестве оснований для отвода СПИ, переводчика, специалиста. В то же время предусмотренная указанной статьей процедура отвода в отношении понятых не применяется, хотя в этой статье и упоминается об отводе понятого (см. комментарий к указанной статье).
Статья: Упрощение и усложнение исполнительного производства: два направления развития (к обсуждению Концепции развития ФССП России)
(Стрельцова Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Обсуждаются значимые положения Концепции развития ФССП России, но при этом делается вывод, что Концепция затрагивает только часть вопросов принудительного исполнения. Обосновывается необходимость разработки более широкой концепции, охватывающей принудительное исполнение вне исполнительного производства и добровольное исполнение. В частности, предлагается гармонизировать публичное исполнение и исполнение, обеспеченное ресурсами АРС. Деление исполнительных производств на два вида: упрощенные, подлежащие автоматизации, осуществляемые в рамках реестровой модели, и на иные взыскания предполагает изменение прав и обязанностей участников правоотношений и гарантий в них. Дается прогноз о дифференциации споров в зависимости от упрощенного или усложненного вида исполнительного производства. В частности, обсуждаются основания возникновения условий для групповых исков в исполнительном производстве и особенности его рассмотрения; необходимость формирования порядка рассмотрения обособленных споров в исполнительном производстве и воздействия принципа концентрации на решение значимых вопросов о порядке рассмотрения обособленных споров; специфика определения баланса интересов в исполнительном производстве; проблема альтернативных требований при защите интересов заинтересованными лицами в исполнительном производстве.
(Стрельцова Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Обсуждаются значимые положения Концепции развития ФССП России, но при этом делается вывод, что Концепция затрагивает только часть вопросов принудительного исполнения. Обосновывается необходимость разработки более широкой концепции, охватывающей принудительное исполнение вне исполнительного производства и добровольное исполнение. В частности, предлагается гармонизировать публичное исполнение и исполнение, обеспеченное ресурсами АРС. Деление исполнительных производств на два вида: упрощенные, подлежащие автоматизации, осуществляемые в рамках реестровой модели, и на иные взыскания предполагает изменение прав и обязанностей участников правоотношений и гарантий в них. Дается прогноз о дифференциации споров в зависимости от упрощенного или усложненного вида исполнительного производства. В частности, обсуждаются основания возникновения условий для групповых исков в исполнительном производстве и особенности его рассмотрения; необходимость формирования порядка рассмотрения обособленных споров в исполнительном производстве и воздействия принципа концентрации на решение значимых вопросов о порядке рассмотрения обособленных споров; специфика определения баланса интересов в исполнительном производстве; проблема альтернативных требований при защите интересов заинтересованными лицами в исполнительном производстве.