Задачи налоговых органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Задачи налоговых органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщики обратились в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований. Верховный Суд РФ указал, что в силу положений ст. 89 НК РФ вопрос планирования выездных налоговых проверок и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Оспариваемый акт определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, не регламентирует порядок проведения таких проверок и, следовательно, не вводит нового правового регулирования, не изменяет и не прекращает действие нормативных правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям. Приведенные в оспариваемом акте суммовые показатели деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов индивидуальных предпринимателей, рентабельность продаж) являются критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, что относится к компетенции налоговых органов; сам по себе факт соответствия этим критериям не влечет возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Наличие у налогоплательщика какого-либо критерия из числа содержащихся в оспариваемом акте не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки и не препятствует налогоплательщику в осуществлении его предпринимательской деятельности. Оспариваемый акт не нарушает и не ограничивает права и законные интересы налогоплательщиков, не содержит властных предписаний, а имеет лишь программно-целевой характер, формулирует цели и задачи контрольно-надзорной деятельности территориальных налоговых органов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщики обратились в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований. Верховный Суд РФ указал, что в силу положений ст. 89 НК РФ вопрос планирования выездных налоговых проверок и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Оспариваемый акт определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, не регламентирует порядок проведения таких проверок и, следовательно, не вводит нового правового регулирования, не изменяет и не прекращает действие нормативных правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям. Приведенные в оспариваемом акте суммовые показатели деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов индивидуальных предпринимателей, рентабельность продаж) являются критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, что относится к компетенции налоговых органов; сам по себе факт соответствия этим критериям не влечет возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Наличие у налогоплательщика какого-либо критерия из числа содержащихся в оспариваемом акте не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки и не препятствует налогоплательщику в осуществлении его предпринимательской деятельности. Оспариваемый акт не нарушает и не ограничивает права и законные интересы налогоплательщиков, не содержит властных предписаний, а имеет лишь программно-целевой характер, формулирует цели и задачи контрольно-надзорной деятельности территориальных налоговых органов.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 92 "Осмотр" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обжаловал действия должностных лиц налогового органа, указав на отсутствие постановлений о проведении осмотров документов и предметов, изъятых в ходе выемки. Кроме того, общество отметило, что в ходе выемки был изъяты электронные носители и из протокола осмотра не следует, какая именно информация содержалась на них, что не позволяет идентифицировать изъятые предметы и определить их принадлежность налогоплательщику. Суд признал законными действия должностных лиц и указал, что осмотры изъятых в ходе выемки предметов и документов проведены в соответствии с п. 2 ст. 92 НК РФ, по которому не предусмотрено вынесение постановления о производстве осмотра. Также суд отметил, что копирование содержимого электронных носителей, а также копирование содержащихся на них документов и информации произведено налоговым органом в присутствии понятых с составлением протокола, основной задачей которых являлось удостоверение в протоколе того, что в их присутствии действительно было проведено копирование документов, изъятых в ходе выемки, удостоверение содержания произведенных в их присутствии действий, удостоверение результатов этих действий.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обжаловал действия должностных лиц налогового органа, указав на отсутствие постановлений о проведении осмотров документов и предметов, изъятых в ходе выемки. Кроме того, общество отметило, что в ходе выемки был изъяты электронные носители и из протокола осмотра не следует, какая именно информация содержалась на них, что не позволяет идентифицировать изъятые предметы и определить их принадлежность налогоплательщику. Суд признал законными действия должностных лиц и указал, что осмотры изъятых в ходе выемки предметов и документов проведены в соответствии с п. 2 ст. 92 НК РФ, по которому не предусмотрено вынесение постановления о производстве осмотра. Также суд отметил, что копирование содержимого электронных носителей, а также копирование содержащихся на них документов и информации произведено налоговым органом в присутствии понятых с составлением протокола, основной задачей которых являлось удостоверение в протоколе того, что в их присутствии действительно было проведено копирование документов, изъятых в ходе выемки, удостоверение содержания произведенных в их присутствии действий, удостоверение результатов этих действий.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Тренды судебной практики за I полугодие 2025 года
(Самитов М.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)"В этой связи неисключение из обработки налоговой декларации организации-налогоплательщика, поданной помимо воли самого налогоплательщика неуполномоченными лицами, входит в противоречие с основными задачами и целями функционирования правового государства, где главной задачей налоговых органов является осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов с соблюдением законных интересов и прав налогоплательщиков", - отметили в комментируемом Постановлении судьи.
(Самитов М.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)"В этой связи неисключение из обработки налоговой декларации организации-налогоплательщика, поданной помимо воли самого налогоплательщика неуполномоченными лицами, входит в противоречие с основными задачами и целями функционирования правового государства, где главной задачей налоговых органов является осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов с соблюдением законных интересов и прав налогоплательщиков", - отметили в комментируемом Постановлении судьи.
Статья: Новые подходы к урегулированию споров с налоговыми органами в досудебном порядке
(Якушев Р.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)Таким образом, задачей налоговых органов в части досудебного урегулирования налоговых споров является обеспечение беспрепятственной подачи жалоб (с наименьшими затратами для налогоплательщиков) и предоставление ответа (решения) по жалобе, отвечающего высоким стандартам качества.
(Якушев Р.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)Таким образом, задачей налоговых органов в части досудебного урегулирования налоговых споров является обеспечение беспрепятственной подачи жалоб (с наименьшими затратами для налогоплательщиков) и предоставление ответа (решения) по жалобе, отвечающего высоким стандартам качества.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Глава II. ЗАДАЧИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Глава II. ЗАДАЧИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья: Оперативный контроль в системе государственного контроля (надзора): проблемы реализации и пути повышения эффективности
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Контроль за применением ККТ (оперативный контроль) базируется на получении информации о расчетах налогоплательщика. Задача налоговых органов при администрировании - обработать полученную информацию, например, из кассового чека, определив соответствующий размер налоговой базы. Однако отечественная система правового регулирования разделяет налоговое законодательство и законодательство о применении ККТ; более того, сегодня оперативный контроль регламентируется законодательством о государственном контроле (надзоре), а ответственность - КоАП РФ.
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Контроль за применением ККТ (оперативный контроль) базируется на получении информации о расчетах налогоплательщика. Задача налоговых органов при администрировании - обработать полученную информацию, например, из кассового чека, определив соответствующий размер налоговой базы. Однако отечественная система правового регулирования разделяет налоговое законодательство и законодательство о применении ККТ; более того, сегодня оперативный контроль регламентируется законодательством о государственном контроле (надзоре), а ответственность - КоАП РФ.
"Субъективный фактор в частном праве: монография"
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)Российские суды, включив доктрину "деловой цели" в практику рассмотрения налоговых споров, пошли по иному пути определения намерений сторон получить экономический эффект от реальной предпринимательской деятельности. Поскольку общей тенденцией деятельности российских судов является минимизация учета субъективной составляющей в частноправовых отношениях, основной задачей налоговых органов (впоследствии это становится предметом изучения в ходе судебного разбирательства) является обнаружение состава налогового правонарушения в действиях хозяйствующего субъекта.
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)Российские суды, включив доктрину "деловой цели" в практику рассмотрения налоговых споров, пошли по иному пути определения намерений сторон получить экономический эффект от реальной предпринимательской деятельности. Поскольку общей тенденцией деятельности российских судов является минимизация учета субъективной составляющей в частноправовых отношениях, основной задачей налоговых органов (впоследствии это становится предметом изучения в ходе судебного разбирательства) является обнаружение состава налогового правонарушения в действиях хозяйствующего субъекта.
Статья: Налоговый мониторинг в контексте правоприменительной практики
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)Отметим, что мнения, играющие роль предписаний, выдаются примерно в 17% случаев: по данным ФНС России, из 207 мотивированных мнений, подготовленных за первые семь лет функционирования налогового мониторинга, 35 были выданы по инициативе налоговых органов <24>. При этом нельзя отрицать, что подобная инициатива в общем случае несет в себе позитивный смысл оказания помощи налогоплательщику: предоставляемая информация о налоговых рисках дает налогоплательщику шанс на то, чтобы вовремя уйти с "тропы" налоговых правонарушений. Однако надо признать, что замена кооперации на контроль при подготовке мотивированных мнений может выглядеть в глазах налогоплательщиков как способ направлять их действия в русло, отвечающее фискальным задачам налоговых органов. А потому в этой области налоговых отношений стала складываться судебная практика, строящаяся вокруг несогласия компаний с мотивированным мнением, которое, с их точки зрения, навязывается им и нарушает их права. На сегодняшний день известны два случая, когда мотивированное мнение стало предметом оспаривания в судах в целях признания его недействительным. В обоих случаях мотивированное мнение касалось занижения налога на добычу полезных ископаемых, и в каждом из них суд встал на сторону налогового органа, отметив при этом, что:
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)Отметим, что мнения, играющие роль предписаний, выдаются примерно в 17% случаев: по данным ФНС России, из 207 мотивированных мнений, подготовленных за первые семь лет функционирования налогового мониторинга, 35 были выданы по инициативе налоговых органов <24>. При этом нельзя отрицать, что подобная инициатива в общем случае несет в себе позитивный смысл оказания помощи налогоплательщику: предоставляемая информация о налоговых рисках дает налогоплательщику шанс на то, чтобы вовремя уйти с "тропы" налоговых правонарушений. Однако надо признать, что замена кооперации на контроль при подготовке мотивированных мнений может выглядеть в глазах налогоплательщиков как способ направлять их действия в русло, отвечающее фискальным задачам налоговых органов. А потому в этой области налоговых отношений стала складываться судебная практика, строящаяся вокруг несогласия компаний с мотивированным мнением, которое, с их точки зрения, навязывается им и нарушает их права. На сегодняшний день известны два случая, когда мотивированное мнение стало предметом оспаривания в судах в целях признания его недействительным. В обоих случаях мотивированное мнение касалось занижения налога на добычу полезных ископаемых, и в каждом из них суд встал на сторону налогового органа, отметив при этом, что:
Статья: Роль выемки документов и предметов при проведении камеральных налоговых проверок по НДС в повышении финансовой безопасности государства
(Анофриков С.П., Голубкова Н.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Учитывая, что подобное поведение нередко является следствием применения агрессивных схем ухода от налогообложения (например, создание фиктивного документооборота с взаимозависимыми контрагентами без осуществления последними реальной финансово-хозяйственной деятельности), важной задачей налоговых органов остается проведение эффективных мероприятий налогового контроля (далее - МНК).
(Анофриков С.П., Голубкова Н.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Учитывая, что подобное поведение нередко является следствием применения агрессивных схем ухода от налогообложения (например, создание фиктивного документооборота с взаимозависимыми контрагентами без осуществления последними реальной финансово-хозяйственной деятельности), важной задачей налоговых органов остается проведение эффективных мероприятий налогового контроля (далее - МНК).
Готовое решение: Какие обстоятельства смягчают и отягчают налоговую ответственность
(КонсультантПлюс, 2025)На практике их много, но нельзя сказать, что все они гарантированно будут признаны смягчающими. Перед налоговым органом лишь в общем виде сформулирована задача их выявить (пп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ). А суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению (ч. 1 ст. 71 АПК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)На практике их много, но нельзя сказать, что все они гарантированно будут признаны смягчающими. Перед налоговым органом лишь в общем виде сформулирована задача их выявить (пп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ). А суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению (ч. 1 ст. 71 АПК РФ).
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Все административные полномочия, предоставленные законом налоговому органу, обусловлены исключительно задачами налогового контроля и не могут выходить за его рамки.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Все административные полномочия, предоставленные законом налоговому органу, обусловлены исключительно задачами налогового контроля и не могут выходить за его рамки.
Статья: И снова истребование документов по всей цепочке. И снова суд
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)Вот, например, Решение от 27.10.2022 N КЧ-2-9/1346@, в котором вышестоящий налоговый орган занял сторону бизнеса, указав на то, что инспекторы требовали слишком много документов. "При истребовании документов (информации) в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ налоговый орган должен исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, а также не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговым органом контроля", - указал Центральный аппарат ФНС России.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)Вот, например, Решение от 27.10.2022 N КЧ-2-9/1346@, в котором вышестоящий налоговый орган занял сторону бизнеса, указав на то, что инспекторы требовали слишком много документов. "При истребовании документов (информации) в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ налоговый орган должен исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, а также не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговым органом контроля", - указал Центральный аппарат ФНС России.
Статья: Обзор правовых позиций высших судей от ФНС
(Шелег Е.Е.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 2)Отрицание возможности исключения из обработки налоговых деклараций организаций-налогоплательщиков, поданных помимо воли самих налогоплательщиков неуполномоченными лицами, то есть, по сути, отрицание возможности исключения из обработки ничтожных документов, не создающих каких-либо правовых оснований, по причине отсутствия законодательного регулирования данного процесса, входит в противоречие с основными задачами и целями функционирования правового государства, где главной задачей налоговых органов является осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов с соблюдением законных интересов и прав налогоплательщиков.
(Шелег Е.Е.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 2)Отрицание возможности исключения из обработки налоговых деклараций организаций-налогоплательщиков, поданных помимо воли самих налогоплательщиков неуполномоченными лицами, то есть, по сути, отрицание возможности исключения из обработки ничтожных документов, не создающих каких-либо правовых оснований, по причине отсутствия законодательного регулирования данного процесса, входит в противоречие с основными задачами и целями функционирования правового государства, где главной задачей налоговых органов является осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов с соблюдением законных интересов и прав налогоплательщиков.
Статья: Дробление бизнеса: понятие, признаки, доказательства и доказывание
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Анализ судебных решений, содержащих оценку налоговых схем дробления бизнеса, и сравнение позиций, актуальных для начала 2000 гг., с текущими решениями судов показывают существенные различия. С развитием практики постепенно изменяется предмет доказывания. Если раньше основной задачей налогового органа являлось доказывание формальности (несущности) организаций - участников схемы (в которой руководители участников схемы являются номинальными, организации не выступают в обороте от своего имени, не нанимают работников, не несут реальных расходов и т.п.), теперь основным тезисом, подлежащим доказыванию, является несамостоятельность.
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Анализ судебных решений, содержащих оценку налоговых схем дробления бизнеса, и сравнение позиций, актуальных для начала 2000 гг., с текущими решениями судов показывают существенные различия. С развитием практики постепенно изменяется предмет доказывания. Если раньше основной задачей налогового органа являлось доказывание формальности (несущности) организаций - участников схемы (в которой руководители участников схемы являются номинальными, организации не выступают в обороте от своего имени, не нанимают работников, не несут реальных расходов и т.п.), теперь основным тезисом, подлежащим доказыванию, является несамостоятельность.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)В своих целях и задачах налоговые органы обозначают изменение своего подхода к работе с налогоплательщиками на сервисное обслуживание, чтобы создать доступность для граждан к информации, находящейся в распоряжении налоговых органов в отношении самих налогоплательщиков, без необходимости посещения налоговых инспекций, а именно: об их имуществе, наличии задолженности по уплате налогов, возможности уплатить налоги, подать декларацию, подтвердить сведения о наличии имущества или направить уведомление о недостоверности таких сведений; получать сведения для проверки лиц, с которыми они планируют заключать контракты на предмет их регистрации, отсутствии процедуры ликвидации, реорганизации, достоверности адреса регистрации, своевременности предоставления бухгалтерской отчетности, полномочий единоличных исполнительных органов, дисквалификации физических лиц, адресах массовой регистрации, т.е. реализации требований законодательства о проверке добросовестности налогоплательщика. Все перечисленное делает процесс общения между налоговыми органами и налогоплательщиками прозрачным и доверительным, поскольку можно без посещения налоговых органов и стояния в очереди в любой момент получить нужную информацию.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)В своих целях и задачах налоговые органы обозначают изменение своего подхода к работе с налогоплательщиками на сервисное обслуживание, чтобы создать доступность для граждан к информации, находящейся в распоряжении налоговых органов в отношении самих налогоплательщиков, без необходимости посещения налоговых инспекций, а именно: об их имуществе, наличии задолженности по уплате налогов, возможности уплатить налоги, подать декларацию, подтвердить сведения о наличии имущества или направить уведомление о недостоверности таких сведений; получать сведения для проверки лиц, с которыми они планируют заключать контракты на предмет их регистрации, отсутствии процедуры ликвидации, реорганизации, достоверности адреса регистрации, своевременности предоставления бухгалтерской отчетности, полномочий единоличных исполнительных органов, дисквалификации физических лиц, адресах массовой регистрации, т.е. реализации требований законодательства о проверке добросовестности налогоплательщика. Все перечисленное делает процесс общения между налоговыми органами и налогоплательщиками прозрачным и доверительным, поскольку можно без посещения налоговых органов и стояния в очереди в любой момент получить нужную информацию.