Зачет переплаты по налогам между бюджетами
Подборка наиболее важных документов по запросу Зачет переплаты по налогам между бюджетами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2023 N 15АП-16580/2023 по делу N А32-64346/2022
Требование: Об обязании возвратить излишне уплаченные суммы страховых взносов, о взыскании судебных расходов, о возврате излишне уплаченной госпошлины.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части в удовлетворении требования отказано.Вместе с тем, справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами в силу требований публичного законодательства, не могут являться действиями по признанию долга, порождающими правовые последствия, не влекут перерыв течения трехлетнего срока и не устанавливают безусловное право заявителя на предъявление заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налога в течение трех лет со дня осуществления таких действий (принятия решений). Акт сверки отражает сведения о сальдовых остатках лицевого счета плательщика до проведенных совместных корректировок между налоговыми органами и ОПФР по КК и не является единственным доказательством наличия переплаты.
Требование: Об обязании возвратить излишне уплаченные суммы страховых взносов, о взыскании судебных расходов, о возврате излишне уплаченной госпошлины.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части в удовлетворении требования отказано.Вместе с тем, справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами в силу требований публичного законодательства, не могут являться действиями по признанию долга, порождающими правовые последствия, не влекут перерыв течения трехлетнего срока и не устанавливают безусловное право заявителя на предъявление заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налога в течение трех лет со дня осуществления таких действий (принятия решений). Акт сверки отражает сведения о сальдовых остатках лицевого счета плательщика до проведенных совместных корректировок между налоговыми органами и ОПФР по КК и не является единственным доказательством наличия переплаты.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- перечисление Федеральным казначейством излишне распределенных сумм, средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- перечисление Федеральным казначейством излишне распределенных сумм, средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, в порядке, установленном Министерством финансов РФ.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, в порядке, установленном Министерством финансов РФ.
Нормативные акты
Приказ ФНС РФ от 28.05.2010 N ММВ-7-8/261@
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам"
(вместе с "Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам", "Порядком формирования "Журнала результатов работы по зачетам и возвратам")Информация о принятом налоговым органом решении о межрегиональном зачете доводится до сведения финансового органа путем направления уведомления о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов, осуществляемом налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов Российской Федерации, по форме согласно приложению к Порядку учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России (далее - уведомление о межрегиональном зачете).
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам"
(вместе с "Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам", "Порядком формирования "Журнала результатов работы по зачетам и возвратам")Информация о принятом налоговым органом решении о межрегиональном зачете доводится до сведения финансового органа путем направления уведомления о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов, осуществляемом налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов Российской Федерации, по форме согласно приложению к Порядку учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России (далее - уведомление о межрегиональном зачете).
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)208 - перечисления для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)208 - перечисления для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- перечисление Федеральным казначейством излишне распределенных сумм, средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (см. Приказ Минфина России от 13 апреля 2020 г. N 66н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации").
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- перечисление Федеральным казначейством излишне распределенных сумм, средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (см. Приказ Минфина России от 13 апреля 2020 г. N 66н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации").
Готовое решение: Зачет и возврат переплаты по налогу на имущество организаций до 31 декабря 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Зачесть переплату по налогу на имущество можно в счет задолженности или будущих платежей по любым налогам независимо от их вида (ст. 14, п. 1 ст. 78 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2022)Зачесть переплату по налогу на имущество можно в счет задолженности или будущих платежей по любым налогам независимо от их вида (ст. 14, п. 1 ст. 78 НК РФ).
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)- выписка банка, подтверждающая перечисление в бюджет НДС по ввезенным товарам. Банковскую выписку не нужно представлять, если у налогоплательщика есть переплата по налогам и инспекция приняла решение о ее зачете в счет ввозного налога (подп. 2 п. 20);
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)- выписка банка, подтверждающая перечисление в бюджет НДС по ввезенным товарам. Банковскую выписку не нужно представлять, если у налогоплательщика есть переплата по налогам и инспекция приняла решение о ее зачете в счет ввозного налога (подп. 2 п. 20);
Статья: Первый опыт применения единого налогового счета для бизнеса в России
(Громов В.В.)
("Финансы", 2023, N 7)В-третьих, ввиду падения мировых цен на сырье в 2022 г. в бюджетной системе образовались огромные по суммам переплаты налога на прибыль. Их экспортеры и начали возвращать. Между тем сам возврат не является типичной реакцией бизнеса на переплату, которую обычно оставляют в счет предстоящих налоговых обязательств перед бюджетом. Единого мнения о мотивации налогоплательщиков в сложившейся ситуации нет. С одной стороны, возвраты интерпретируются эффективным управлением ликвидностью, поскольку переплата могла превышать даже плановые суммы налога на 2023 г. <23> С другой стороны, есть мнение, что именно путаница в переплатах и зачетах налогов, возникшая в связи с введением ЕНС, подтолкнула бизнес возвращать переплаты по налогу на прибыль <24>. Если принять второе мнение как более верное, то технический "минус" предстает как реакция крупнейших налогоплательщиков на неотработанный механизм недостаточно понятных списаний и непрозрачного (на данный момент) механизма формирования сальдо расчетов.
(Громов В.В.)
("Финансы", 2023, N 7)В-третьих, ввиду падения мировых цен на сырье в 2022 г. в бюджетной системе образовались огромные по суммам переплаты налога на прибыль. Их экспортеры и начали возвращать. Между тем сам возврат не является типичной реакцией бизнеса на переплату, которую обычно оставляют в счет предстоящих налоговых обязательств перед бюджетом. Единого мнения о мотивации налогоплательщиков в сложившейся ситуации нет. С одной стороны, возвраты интерпретируются эффективным управлением ликвидностью, поскольку переплата могла превышать даже плановые суммы налога на 2023 г. <23> С другой стороны, есть мнение, что именно путаница в переплатах и зачетах налогов, возникшая в связи с введением ЕНС, подтолкнула бизнес возвращать переплаты по налогу на прибыль <24>. Если принять второе мнение как более верное, то технический "минус" предстает как реакция крупнейших налогоплательщиков на неотработанный механизм недостаточно понятных списаний и непрозрачного (на данный момент) механизма формирования сальдо расчетов.
"Ответственность за налоговые преступления: официальные разъяснения и профессиональный комментарий"
(постатейный)
(под ред. С.Г. Пепеляева)
("Юстицинформ", 2021)В свое время в Постановлении Президиума от 29.06.2004 N 2046/04 ВАС РФ указал, что "...по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика...".
(постатейный)
(под ред. С.Г. Пепеляева)
("Юстицинформ", 2021)В свое время в Постановлении Президиума от 29.06.2004 N 2046/04 ВАС РФ указал, что "...по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика...".
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Суд, исследовав материалы дела, установил, что если уплата недоимки по налогу повлекла уголовно-правовые последствия для избежания или смягчения уголовной ответственности за преступление, связанное с уклонением от уплаты налогов, то такой платеж должен быть квалифицирован как совершенный в счет возмещения ущерба, причиненного бюджету. Данная денежная сумма не признается излишне уплаченным налогом и зачету или возврату не подлежит.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Суд, исследовав материалы дела, установил, что если уплата недоимки по налогу повлекла уголовно-правовые последствия для избежания или смягчения уголовной ответственности за преступление, связанное с уклонением от уплаты налогов, то такой платеж должен быть квалифицирован как совершенный в счет возмещения ущерба, причиненного бюджету. Данная денежная сумма не признается излишне уплаченным налогом и зачету или возврату не подлежит.