Зачет переплаты нк РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Зачет переплаты нк РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 45 "Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал обществу в возврате излишне уплаченных сумм налога по УСН и пеней, сославшись на отсутствие переплаты. Общество ссылалось на уплату за него налога и пеней третьим лицом. По мнению налогового органа, третьим лицом не был соблюден порядок оформления платежных поручений при уплате налога за общество; после выявления данного обстоятельства налоговый орган произвел уточнение платежей по платежным поручениям, уплаченный третьим лицом налог был отражен на едином налоговом счете данного лица и направлен на исполнение его налоговых обязательств. О принятых налоговым органом решениях об уточнении платежей третьему лицу было сообщено, возражений от него не поступило. Суд признал законным решение налогового органа об отказе в возврате переплаты, указав, что НК РФ не ограничивает право налогового органа на повторное уточнение платежей при выявлении ошибок в платежных документах, а право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал обществу в возврате излишне уплаченных сумм налога по УСН и пеней, сославшись на отсутствие переплаты. Общество ссылалось на уплату за него налога и пеней третьим лицом. По мнению налогового органа, третьим лицом не был соблюден порядок оформления платежных поручений при уплате налога за общество; после выявления данного обстоятельства налоговый орган произвел уточнение платежей по платежным поручениям, уплаченный третьим лицом налог был отражен на едином налоговом счете данного лица и направлен на исполнение его налоговых обязательств. О принятых налоговым органом решениях об уточнении платежей третьему лицу было сообщено, возражений от него не поступило. Суд признал законным решение налогового органа об отказе в возврате переплаты, указав, что НК РФ не ограничивает право налогового органа на повторное уточнение платежей при выявлении ошибок в платежных документах, а право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")С учетом положений п. 1 ст. 78, п. 6 ст. 333.40 НК РФ зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) законом не предусмотрен.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")С учетом положений п. 1 ст. 78, п. 6 ст. 333.40 НК РФ зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) законом не предусмотрен.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФЗАЧЕТ ИЛИ ВОЗВРАТ СУММ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по зачету и возврату налогов (пеней, штрафов)ГЛАВА 1. ПРАВО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ НА ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)В последнем случае ошибка (искажение) в определении налоговой базы и суммы налога не приводит к нарушению интересов казны. Соответственно, исправление такой ошибки (искажения) не посредством подачи уточненной декларации за предыдущий налоговый период, а посредством отражения исправленных сведений в текущей налоговой декларации признается допустимым. При этом предполагается, что к моменту исправления ошибки (подачи налоговой декларации) не истек установленный ст. 78 НК РФ трехлетний срок возврата (зачета) переплаты, учитывая, что лишь в течение указанного срока налогоплательщик вправе распоряжаться соответствующей суммой излишне уплаченного в бюджет налога.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)В последнем случае ошибка (искажение) в определении налоговой базы и суммы налога не приводит к нарушению интересов казны. Соответственно, исправление такой ошибки (искажения) не посредством подачи уточненной декларации за предыдущий налоговый период, а посредством отражения исправленных сведений в текущей налоговой декларации признается допустимым. При этом предполагается, что к моменту исправления ошибки (подачи налоговой декларации) не истек установленный ст. 78 НК РФ трехлетний срок возврата (зачета) переплаты, учитывая, что лишь в течение указанного срока налогоплательщик вправе распоряжаться соответствующей суммой излишне уплаченного в бюджет налога.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)5) в связи с представлением налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 настоящего Кодекса, налога на профессиональный доход и сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налога на сверхприбыль, страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности, - в размере излишне уплаченной суммы налога (сбора, страхового взноса) не позднее дня, следующего за днем получения указанного заявления. Перечни указанных в настоящем подпункте плательщиков страховых взносов устанавливаются в порядке, предусмотренном соответственно Федеральным законом от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и Федеральным законом от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)5) в связи с представлением налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 настоящего Кодекса, налога на профессиональный доход и сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налога на сверхприбыль, страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности, - в размере излишне уплаченной суммы налога (сбора, страхового взноса) не позднее дня, следующего за днем получения указанного заявления. Перечни указанных в настоящем подпункте плательщиков страховых взносов устанавливаются в порядке, предусмотренном соответственно Федеральным законом от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и Федеральным законом от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Статья: Возврат (зачет) сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета: вопросы судебной практики
(Бакаева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)В статье анализируются материалы судебной практики, сложившейся после начала действия новой редакции гл. 12 Налогового кодекса РФ. Споры о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и иных обязательных платежей возникают по поводу реализации прав третьих лиц, претендующих на указанные суммы; начисления процентов на сумму излишне взысканных денежных средств и по другим вопросам. Обращается внимание на случаи использования механизма возврата сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого лицевого счета для незаконных схем по обналичиванию.
(Бакаева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)В статье анализируются материалы судебной практики, сложившейся после начала действия новой редакции гл. 12 Налогового кодекса РФ. Споры о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и иных обязательных платежей возникают по поводу реализации прав третьих лиц, претендующих на указанные суммы; начисления процентов на сумму излишне взысканных денежных средств и по другим вопросам. Обращается внимание на случаи использования механизма возврата сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого лицевого счета для незаконных схем по обналичиванию.
Готовое решение: Как зачесть или вернуть переплату по налогу на прибыль до 31 декабря 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Если у вас есть недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам, а также задолженность по пеням и штрафам, суммы излишне уплаченного налога на прибыль подлежат зачету в счет такой недоимки (задолженности) (п. 1 ст. 78 НК РФ). Возврат переплаты по налогу на прибыль возможен только после зачета недоимки (задолженности) (п. 6 ст. 78 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2022)Если у вас есть недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам, а также задолженность по пеням и штрафам, суммы излишне уплаченного налога на прибыль подлежат зачету в счет такой недоимки (задолженности) (п. 1 ст. 78 НК РФ). Возврат переплаты по налогу на прибыль возможен только после зачета недоимки (задолженности) (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Готовое решение: Зачет переплаты по НДС до 31 декабря 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Если инспекция проводит зачет сама, то она может направить переплату в счет задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, начисленным по ним пеням, штрафам. Сделать это она может не более чем за три года со дня уплаты налога в излишнем размере (п. п. 1, 5, 14 ст. 78 НК РФ). Зачесть переплату в счет предстоящих платежей налоговый орган не вправе.
(КонсультантПлюс, 2022)Если инспекция проводит зачет сама, то она может направить переплату в счет задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, начисленным по ним пеням, штрафам. Сделать это она может не более чем за три года со дня уплаты налога в излишнем размере (п. п. 1, 5, 14 ст. 78 НК РФ). Зачесть переплату в счет предстоящих платежей налоговый орган не вправе.
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 27.05.2025 N БС-17-11/1431@ <Зачет средств на ЕНС и вычет по НДФЛ>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)Статья 79 НК РФ не ограничивает срок на распоряжение положительным сальдо, то есть организация может вернуть сальдо ЕНС вне зависимости от даты его образования. При этом нужно учитывать, что по пункту 7 статьи 11.3 НК РФ возврат переплаты возможен в течение трех лет. Но если у компании пропуск срока по уважительным причинам, его можно восстановить через суд.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)Статья 79 НК РФ не ограничивает срок на распоряжение положительным сальдо, то есть организация может вернуть сальдо ЕНС вне зависимости от даты его образования. При этом нужно учитывать, что по пункту 7 статьи 11.3 НК РФ возврат переплаты возможен в течение трех лет. Но если у компании пропуск срока по уважительным причинам, его можно восстановить через суд.
Готовое решение: Как учитывать основные средства для целей налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Если ошибки не привели к занижению налоговой базы, то пересчитать ее и налог на прибыль вы можете в периоде выявления ошибки. Представлять уточненные декларации в этом случае не требуется (абз. 3 п. 1 ст. 54, абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ). Излишне уплаченный налог можно зачесть или вернуть в общем порядке при наличии положительного сальдо ЕНС.
(КонсультантПлюс, 2025)Если ошибки не привели к занижению налоговой базы, то пересчитать ее и налог на прибыль вы можете в периоде выявления ошибки. Представлять уточненные декларации в этом случае не требуется (абз. 3 п. 1 ст. 54, абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ). Излишне уплаченный налог можно зачесть или вернуть в общем порядке при наличии положительного сальдо ЕНС.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В определенных случаях налоговое обязательство может быть исполнено неточно, например, сумма налога или сбора может быть рассчитана неверно, вследствие чего денежное предоставление в пользу налогового кредитора будет произведено в излишнем размере. На этот случай законодатель закрепляет возможность корректировки исполнения налогового обязательства путем зачета или возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога (сбора, пени). Необходимо заметить, что НК РФ устанавливает различный порядок возврата излишне уплаченных (ст. 78 НК РФ) и излишне взысканных налогов, сборов, пеней (ст. 79 НК РФ). При сопоставлении указанных статей можно сделать вывод о том, что законодатель устанавливает более удобные условия возврата излишне взысканных сумм налога, сбора и пени, поскольку их поступление в бюджет, как правило, бывает сопряжено с неправомерными принудительными действиями налоговых органов. В силу п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. В соответствии с п. 1 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Есть мнение, что следует трактовать данную новеллу как безусловный запрет на зачет в счет предстоящих платежей соответствующей суммы. Однако более логичным представляется подход, согласно которому рассматриваемая норма не несет в себе абсолютного запрета. В том случае, если лицу требуется через небольшой промежуток времени уплатить налог, оно вправе требовать соответствующего зачета. Поскольку в силу п. 5 ст. 79 НК РФ излишне взысканные суммы могут быть возвращены в течение месяца со дня принятия решения о возврате, то недопустимость указанного выше зачета необоснованно бы ущемляла имущественные интересы налогоплательщиков и иных налоговых должников.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В определенных случаях налоговое обязательство может быть исполнено неточно, например, сумма налога или сбора может быть рассчитана неверно, вследствие чего денежное предоставление в пользу налогового кредитора будет произведено в излишнем размере. На этот случай законодатель закрепляет возможность корректировки исполнения налогового обязательства путем зачета или возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога (сбора, пени). Необходимо заметить, что НК РФ устанавливает различный порядок возврата излишне уплаченных (ст. 78 НК РФ) и излишне взысканных налогов, сборов, пеней (ст. 79 НК РФ). При сопоставлении указанных статей можно сделать вывод о том, что законодатель устанавливает более удобные условия возврата излишне взысканных сумм налога, сбора и пени, поскольку их поступление в бюджет, как правило, бывает сопряжено с неправомерными принудительными действиями налоговых органов. В силу п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. В соответствии с п. 1 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Есть мнение, что следует трактовать данную новеллу как безусловный запрет на зачет в счет предстоящих платежей соответствующей суммы. Однако более логичным представляется подход, согласно которому рассматриваемая норма не несет в себе абсолютного запрета. В том случае, если лицу требуется через небольшой промежуток времени уплатить налог, оно вправе требовать соответствующего зачета. Поскольку в силу п. 5 ст. 79 НК РФ излишне взысканные суммы могут быть возвращены в течение месяца со дня принятия решения о возврате, то недопустимость указанного выше зачета необоснованно бы ущемляла имущественные интересы налогоплательщиков и иных налоговых должников.
Статья: Зачет суммы государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд, в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в другой суд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Имеется коллизия нормы п. 3 ст. 333.18 НК РФ, устанавливающей принцип территориальности уплаты госпошлины, и норм пп. 2 п. 1 ст. 333.40, пп. 13 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, устанавливающих возможность зачета госпошлины. Позиция судов по устранению коллизии неоднозначна: от полного отрицания возможности зачета в случае нарушения принципа территориальности до признания возможности зачета только в случаях, установленных пп. 13 п. 1 ст. 333.20 НК РФ. Однако сложившиеся позиции судов по устранению данной коллизии могут быть пересмотрены с учетом п. 1 ст. 78 НК РФ, устанавливающего правило зачета излишне уплаченного налога в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Имеется коллизия нормы п. 3 ст. 333.18 НК РФ, устанавливающей принцип территориальности уплаты госпошлины, и норм пп. 2 п. 1 ст. 333.40, пп. 13 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, устанавливающих возможность зачета госпошлины. Позиция судов по устранению коллизии неоднозначна: от полного отрицания возможности зачета в случае нарушения принципа территориальности до признания возможности зачета только в случаях, установленных пп. 13 п. 1 ст. 333.20 НК РФ. Однако сложившиеся позиции судов по устранению данной коллизии могут быть пересмотрены с учетом п. 1 ст. 78 НК РФ, устанавливающего правило зачета излишне уплаченного налога в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
Готовое решение: Как организации зачесть переплату по налогу до 31 декабря 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Несмотря на то что в п. 10 ст. 50 НК РФ предусмотрен возврат суммы переплаты, полагаем, что правопреемник может обратиться и с заявлением о ее зачете в счет погашения своей задолженности или в счет уплаты предстоящих платежей в бюджет. Этот вывод следует из позиции официальных органов, согласно которой зачет излишних сумм налогов, пеней, штрафов является формой их возврата (Письмо Минфина России от 01.07.2009 N 03-02-07/1-333, Постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 N 2046/04).
(КонсультантПлюс, 2022)Несмотря на то что в п. 10 ст. 50 НК РФ предусмотрен возврат суммы переплаты, полагаем, что правопреемник может обратиться и с заявлением о ее зачете в счет погашения своей задолженности или в счет уплаты предстоящих платежей в бюджет. Этот вывод следует из позиции официальных органов, согласно которой зачет излишних сумм налогов, пеней, штрафов является формой их возврата (Письмо Минфина России от 01.07.2009 N 03-02-07/1-333, Постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 N 2046/04).