Взыскание упущенной выгоды с перевозчика
Подборка наиболее важных документов по запросу Взыскание упущенной выгоды с перевозчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 400 "Ограничение размера ответственности по обязательствам" ГК РФ"Требования истца в части взыскания убытков были отклонены судами, в связи с недоказанностью несения убытков, а также с учетом принципа ограниченной ответственности, поскольку размер ответственности перевозчика определен специальными положениями Устава железнодорожного транспорта, что исключает право кредитора на возмещение убытков в виде упущенной выгоды, по статье 15, пункта 1 статьи 400 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.08.2023 N Ф04-3414/2023 по делу N А45-28497/2022
Требование: О взыскании убытков в размере стоимости утраченного груза и внесенной платы за услуги экспедитора.
Обстоятельства: Грузоотправитель ссылался на произошедший в пути следования сход вагонов, в результате которого перевозимый антрацит высыпался и смешался с иными грузами, землей и обломками железнодорожного полотна.
Решение: Требование частично удовлетворено, поскольку факт утраты груза при осуществлении железнодорожной перевозки подтвержден, отсутствие вины перевозчика в аварии не доказано, ответственность последнего ограничена обязанностью возместить прямой реальный ущерб, без компенсации дополнительных расходов.Таким образом, ответственность за нарушение обязательств по перевозке имеет значительную специфику: она характеризуется ограничением права на полное возмещение убытков по сравнению с общим правилом (законом могут вводиться ограничения, в силу которых исключается возможность взыскания той части убытков, которая называется упущенной выгодой, и даже части реального ущерба, - пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ), запретом на уменьшение или устранение ответственности перевозчика, определенной законом, и возможностью определения ее размера и пределов по соглашению сторон в случаях, когда такие соглашения допускаются транспортными уставами и кодексами.
Требование: О взыскании убытков в размере стоимости утраченного груза и внесенной платы за услуги экспедитора.
Обстоятельства: Грузоотправитель ссылался на произошедший в пути следования сход вагонов, в результате которого перевозимый антрацит высыпался и смешался с иными грузами, землей и обломками железнодорожного полотна.
Решение: Требование частично удовлетворено, поскольку факт утраты груза при осуществлении железнодорожной перевозки подтвержден, отсутствие вины перевозчика в аварии не доказано, ответственность последнего ограничена обязанностью возместить прямой реальный ущерб, без компенсации дополнительных расходов.Таким образом, ответственность за нарушение обязательств по перевозке имеет значительную специфику: она характеризуется ограничением права на полное возмещение убытков по сравнению с общим правилом (законом могут вводиться ограничения, в силу которых исключается возможность взыскания той части убытков, которая называется упущенной выгодой, и даже части реального ущерба, - пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ), запретом на уменьшение или устранение ответственности перевозчика, определенной законом, и возможностью определения ее размера и пределов по соглашению сторон в случаях, когда такие соглашения допускаются транспортными уставами и кодексами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов: развитие судебной практики в контексте меняющихся концепций
(Вольфсон В.Л.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Но таким пониманием причин для снижения неустойки, предусмотренной ст. 97 УЖТ, после ее законодательного снижения восприятие судами справедливого баланса между этой санкцией и убытками, причиняемыми просрочкой доставки груза, нынешняя практика уже не ограничивается. Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2020 N 302-ЭС20-4636 по делу N А19-5563/2019 была признана зачетной уплачиваемая перевозчиком неустойка, предусмотренная ст. 100 УЖТ. Из ratio decidendi судебного акта однозначно следует, что Верховный Суд должен был бы считать зачетной и неустойку за просрочку доставки груза, поскольку он исходил из того, что отсутствие прямого указания в законе превращает любую неустойку в зачетную. Именно так понял позицию высшего суда, например, АС Свердловской области, вынося решение от 27 июня 2022 года по делу N А60-16446/2022, что позволило ему взыскать с перевозчика упущенную выгоду в сумме, превышающей размер также взысканной им неустойки. Как уже указывалось, из того, что положениям об ответственности по договору перевозки, содержащимся в общих нормах ГК, в гл. 40 и в ТУКах, ст. 793 придана одноуровневая юридическая сила, следует, по нашему мнению, что обсуждаемая неустойка является штрафной, а не зачетной, но она во всяком случае не исключительная de lege lata, что не соответствует изложенным выше воззрениям автора и, по его мнению, должно быть исправлено посредством особого указания в законе. Отметим, что до отмеченного поворота в практике суды продолжали усматривать в обсуждаемой неустойке исключительную природу, в некоторых решениях прямо называя ее таковой <9>. Примечательно также, что неустойка, предусмотренная за то же нарушение в ст. 120 Воздушного кодекса <10> (далее - ВзК), уже достаточно давно рассматривается в правоприменении как штрафная - вероятно, с учетом его комичного размера (25 руб. за час просрочки) <11>.
(Вольфсон В.Л.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Но таким пониманием причин для снижения неустойки, предусмотренной ст. 97 УЖТ, после ее законодательного снижения восприятие судами справедливого баланса между этой санкцией и убытками, причиняемыми просрочкой доставки груза, нынешняя практика уже не ограничивается. Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2020 N 302-ЭС20-4636 по делу N А19-5563/2019 была признана зачетной уплачиваемая перевозчиком неустойка, предусмотренная ст. 100 УЖТ. Из ratio decidendi судебного акта однозначно следует, что Верховный Суд должен был бы считать зачетной и неустойку за просрочку доставки груза, поскольку он исходил из того, что отсутствие прямого указания в законе превращает любую неустойку в зачетную. Именно так понял позицию высшего суда, например, АС Свердловской области, вынося решение от 27 июня 2022 года по делу N А60-16446/2022, что позволило ему взыскать с перевозчика упущенную выгоду в сумме, превышающей размер также взысканной им неустойки. Как уже указывалось, из того, что положениям об ответственности по договору перевозки, содержащимся в общих нормах ГК, в гл. 40 и в ТУКах, ст. 793 придана одноуровневая юридическая сила, следует, по нашему мнению, что обсуждаемая неустойка является штрафной, а не зачетной, но она во всяком случае не исключительная de lege lata, что не соответствует изложенным выше воззрениям автора и, по его мнению, должно быть исправлено посредством особого указания в законе. Отметим, что до отмеченного поворота в практике суды продолжали усматривать в обсуждаемой неустойке исключительную природу, в некоторых решениях прямо называя ее таковой <9>. Примечательно также, что неустойка, предусмотренная за то же нарушение в ст. 120 Воздушного кодекса <10> (далее - ВзК), уже достаточно давно рассматривается в правоприменении как штрафная - вероятно, с учетом его комичного размера (25 руб. за час просрочки) <11>.
Статья: Принципы и правовая природа возмещения транспортным организациям потерь, обусловленных установлением тарифных льгот (преимуществ) по провозной плате
(Фролов А.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Данный подход имеет, несмотря на очевидные для перевозчика недостатки (необходимость доказывания условий гражданско-правовой ответственности, в частности противоправности и размера убытков, что часто в судебной практике приводит к отказам в исках перевозчикам), достоинства: полное безусловное возмещение, возможность взыскания как реального ущерба, так и упущенной выгоды <15>.
(Фролов А.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Данный подход имеет, несмотря на очевидные для перевозчика недостатки (необходимость доказывания условий гражданско-правовой ответственности, в частности противоправности и размера убытков, что часто в судебной практике приводит к отказам в исках перевозчикам), достоинства: полное безусловное возмещение, возможность взыскания как реального ущерба, так и упущенной выгоды <15>.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 N 17-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Вологодской области о проверке конституционности отдельных положений статей 40, 98, 99 и 102 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"Таким образом, ответственность за нарушение обязательств по перевозке имеет значительную специфику: она характеризуется ограничением права на полное возмещение убытков по сравнению с общим правилом (законом могут вводиться ограничения, в силу которых исключается возможность взыскания той части убытков, которая называется упущенной выгодой, и даже части реального ущерба, - пункт 2 статьи 15 ГК Российской Федерации), запретом на уменьшение или устранение ответственности перевозчика, определенной законом, и возможностью определения ее размера и пределов по соглашению сторон в случаях, когда такие соглашения допускаются транспортными уставами и кодексами.
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Вологодской области о проверке конституционности отдельных положений статей 40, 98, 99 и 102 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"Таким образом, ответственность за нарушение обязательств по перевозке имеет значительную специфику: она характеризуется ограничением права на полное возмещение убытков по сравнению с общим правилом (законом могут вводиться ограничения, в силу которых исключается возможность взыскания той части убытков, которая называется упущенной выгодой, и даже части реального ущерба, - пункт 2 статьи 15 ГК Российской Федерации), запретом на уменьшение или устранение ответственности перевозчика, определенной законом, и возможностью определения ее размера и пределов по соглашению сторон в случаях, когда такие соглашения допускаются транспортными уставами и кодексами.
Статья: Правовая природа и ответственность сторон узлового соглашения
(Левушкин А.Н., Кузьмина И.К.)
("Транспортное право", 2023, N 3)Перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику другого вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущена просрочка. В данном нормативном акте всего лишь одна статья, регламентирующая только возмещение убытков перевозчиком другому перевозчику вследствие просрочки доставки грузов. "В состав убытков в транспортных обязательствах включаются реальный ущерб и упущенная выгода" <7>.
(Левушкин А.Н., Кузьмина И.К.)
("Транспортное право", 2023, N 3)Перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику другого вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущена просрочка. В данном нормативном акте всего лишь одна статья, регламентирующая только возмещение убытков перевозчиком другому перевозчику вследствие просрочки доставки грузов. "В состав убытков в транспортных обязательствах включаются реальный ущерб и упущенная выгода" <7>.
Статья: Непростая логистика (анализ проблем и споров)
(Митрахович А.)
("Трудовое право", 2023, N 5)В частности, экономической коллегией рассмотрен спор об убытках, связанных с порчей товара при доставке <2>. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2020, оставленным без изменения апелляцией и кассацией, с экспедитора в пользу заказчика взыскано 391 734 руб. убытков, 16 825 руб. провозной платы, во взыскании убытков в форме упущенной выгоды - отказано.
(Митрахович А.)
("Трудовое право", 2023, N 5)В частности, экономической коллегией рассмотрен спор об убытках, связанных с порчей товара при доставке <2>. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2020, оставленным без изменения апелляцией и кассацией, с экспедитора в пользу заказчика взыскано 391 734 руб. убытков, 16 825 руб. провозной платы, во взыскании убытков в форме упущенной выгоды - отказано.
Готовое решение: Как грузоотправителю составить претензию к перевозчику о возмещении ущерба и возврате провозной платы
(КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие права требовать с грузоперевозчика упущенную выгоду подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной по делу об оспаривании конституционности отдельных положений УЖТ РФ. Суд, в частности, указал, что ответственность за нарушение обязательств по перевозке имеет значительную специфику. Она характеризуется в том числе ограничением права на полное возмещение убытков по сравнению с общим правилом, а именно - законом могут вводиться ограничения, в силу которых исключается возможность взыскания той части убытков, которая называется упущенной выгодой, и даже части реального ущерба (п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 N 17-О).
(КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие права требовать с грузоперевозчика упущенную выгоду подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной по делу об оспаривании конституционности отдельных положений УЖТ РФ. Суд, в частности, указал, что ответственность за нарушение обязательств по перевозке имеет значительную специфику. Она характеризуется в том числе ограничением права на полное возмещение убытков по сравнению с общим правилом, а именно - законом могут вводиться ограничения, в силу которых исключается возможность взыскания той части убытков, которая называется упущенной выгодой, и даже части реального ущерба (п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 N 17-О).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о купле-продаже.
Вправе ли покупатель отказаться от принятия и оплаты товара по договору купли-продажи, поставленного с нарушением условия об ассортименте
(КонсультантПлюс, 2025)"...Предприниматель Коротков Е.А. обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу "Телемак Плюс" о взыскании 300 087 руб. 50 коп., в том числе 100 035 руб. предоплаты за товар, 60 000 руб. оплаты услуг перевозчика, 90 052 руб. 50 коп. упущенной выгоды, 50 000 руб. штрафа...
Вправе ли покупатель отказаться от принятия и оплаты товара по договору купли-продажи, поставленного с нарушением условия об ассортименте
(КонсультантПлюс, 2025)"...Предприниматель Коротков Е.А. обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу "Телемак Плюс" о взыскании 300 087 руб. 50 коп., в том числе 100 035 руб. предоплаты за товар, 60 000 руб. оплаты услуг перевозчика, 90 052 руб. 50 коп. упущенной выгоды, 50 000 руб. штрафа...
Вопрос: ИП на ПСН осуществляет грузоперевозки. По условиям договора перевозки грузоотправитель осуществляет погрузку и в случае перегруза возмещает административный штраф, наложенный на ИП. Включаются ли суммы возмещения грузоотправителем уплаченных ИП штрафов за перегруз в доходы?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2023)Учитывая предусмотренную законодательством обязанность грузоотправителя соблюдать требования к максимально допустимой нагрузке на ось транспортного средства, перевозчик, уплативший штраф, в данной ситуации вправе взыскать его с грузоотправителя.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2023)Учитывая предусмотренную законодательством обязанность грузоотправителя соблюдать требования к максимально допустимой нагрузке на ось транспортного средства, перевозчик, уплативший штраф, в данной ситуации вправе взыскать его с грузоотправителя.
Вопрос: Правомерно ли требование о взыскании убытков с перевозчика за порчу груза вследствие несоблюдения надлежащего температурного режима?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В силу п. 2 указанной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В силу п. 2 указанной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)В ряде других ситуаций закон просто указывает на то, какие виды реального ущерба подлежат возмещению, имея в виду, что взыскание упущенной выгоды или иных видов реального ущерба a contrario исключается. Например, в силу п. 2 ст. 796 ГК РФ перевозчик возмещает убытки за утрату или недостачу груза или багажа в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа. Похожие нормы содержатся в ст. 119 Воздушного кодекса РФ, п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, ст. 34 Закона о почтовой связи и т.п.
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)В ряде других ситуаций закон просто указывает на то, какие виды реального ущерба подлежат возмещению, имея в виду, что взыскание упущенной выгоды или иных видов реального ущерба a contrario исключается. Например, в силу п. 2 ст. 796 ГК РФ перевозчик возмещает убытки за утрату или недостачу груза или багажа в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа. Похожие нормы содержатся в ст. 119 Воздушного кодекса РФ, п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, ст. 34 Закона о почтовой связи и т.п.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Для гражданско-правовой ответственности характерны принципы, присущие в целом юридической ответственности: законность, справедливость, неотвратимость и т.д. Кроме того, ей присущи и отраслевые принципы. Наиболее значимым отраслевым принципом ответственности является принцип полного возмещения вреда. Данный принцип, закрепленный в ст. 393 и 1064 ГК РФ, предусматривает полное восстановление имущественного положения потерпевшего. В отдельных случаях закон закрепляет ограниченный объем ответственности правонарушителя. Например, в силу ст. 796 ГК РФ при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза или багажа перевозчик несет ответственность только в пределах реального вреда, упущенная же выгода не подлежит взысканию.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Для гражданско-правовой ответственности характерны принципы, присущие в целом юридической ответственности: законность, справедливость, неотвратимость и т.д. Кроме того, ей присущи и отраслевые принципы. Наиболее значимым отраслевым принципом ответственности является принцип полного возмещения вреда. Данный принцип, закрепленный в ст. 393 и 1064 ГК РФ, предусматривает полное восстановление имущественного положения потерпевшего. В отдельных случаях закон закрепляет ограниченный объем ответственности правонарушителя. Например, в силу ст. 796 ГК РФ при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза или багажа перевозчик несет ответственность только в пределах реального вреда, упущенная же выгода не подлежит взысканию.