Взятка государственный служащий
Подборка наиболее важных документов по запросу Взятка государственный служащий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности компаративного анализа посредничества во взяточничестве
(Замараев В.И.)
("Российский следователь", 2024, N 8)Китайская Народная Республика в своем уголовном законодательстве закрепляет самостоятельный состав преступления за совершение посредничества во взяточничестве. Регламентация ответственности содержится в ст. 392 УК КНР, именуемой как "посредничество при даче взятки государственному служащему при отягчающих обстоятельствах" (иные должностные или приравненные к ним лица под ст. 392 не подпадают). Наказание за данное деяние предусматривается в виде краткосрочного ареста или лишения свободы сроком до 3 лет <11>. Если до начала уголовного судопроизводства посредник сообщил по своей инициативе о готовящихся преступлениях и своей роли в них, то уголовное наказание суд может не применять либо его смягчить.
(Замараев В.И.)
("Российский следователь", 2024, N 8)Китайская Народная Республика в своем уголовном законодательстве закрепляет самостоятельный состав преступления за совершение посредничества во взяточничестве. Регламентация ответственности содержится в ст. 392 УК КНР, именуемой как "посредничество при даче взятки государственному служащему при отягчающих обстоятельствах" (иные должностные или приравненные к ним лица под ст. 392 не подпадают). Наказание за данное деяние предусматривается в виде краткосрочного ареста или лишения свободы сроком до 3 лет <11>. Если до начала уголовного судопроизводства посредник сообщил по своей инициативе о готовящихся преступлениях и своей роли в них, то уголовное наказание суд может не применять либо его смягчить.
Статья: Субъект взяточничества по законодательствам Республики Беларусь и Российской Федерации: сопоставительный анализ и вопросы унификации
(Денисов Н.Л.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 1)В УК РФ также выделяется в качестве квалифицирующего признака получения взятки занятие лицом (государственным служащим) государственной должности Российской Федерации или государственной должности субъекта Российской Федерации. Это было обусловлено тем, что Президент РФ своим Указом от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" ввел перечень должностей, занимая которые лица несут более строгую ответственность, в том числе и уголовную. В УК РБ имеется схожий подход. В п. 5 ст. 4 предусмотрен такой квалифицирующий признак, как "лицо, занимающее ответственное положение", и приводится перечень данных лиц.
(Денисов Н.Л.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 1)В УК РФ также выделяется в качестве квалифицирующего признака получения взятки занятие лицом (государственным служащим) государственной должности Российской Федерации или государственной должности субъекта Российской Федерации. Это было обусловлено тем, что Президент РФ своим Указом от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" ввел перечень должностей, занимая которые лица несут более строгую ответственность, в том числе и уголовную. В УК РБ имеется схожий подход. В п. 5 ст. 4 предусмотрен такой квалифицирующий признак, как "лицо, занимающее ответственное положение", и приводится перечень данных лиц.
Статья: Уголовная ответственность за мошенничество в англосаксонских государствах (на примере Великобритании, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии)
(Григорьев П.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 1)<35> Более тяжелое наказание за "классическое" взяточничество (до 14 лет лишения свободы) предусмотрено в ст. 120 "Взяточничество государственных служащих" УКК.
(Григорьев П.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 1)<35> Более тяжелое наказание за "классическое" взяточничество (до 14 лет лишения свободы) предусмотрено в ст. 120 "Взяточничество государственных служащих" УКК.
Ситуация: Могут ли госслужащие получать подарки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также возможно привлечение госслужащего к уголовной ответственности за взятку при наличии в его действиях состава преступления. При этом неважно, передается ли взятка до или после выполнения встречных обязательств, а также были ли указанные обязательства заранее обусловлены достигнутой договоренностью об их выполнении (ст. 290 УК РФ; Информация Прокуратуры г. Москвы, 2021).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также возможно привлечение госслужащего к уголовной ответственности за взятку при наличии в его действиях состава преступления. При этом неважно, передается ли взятка до или после выполнения встречных обязательств, а также были ли указанные обязательства заранее обусловлены достигнутой договоренностью об их выполнении (ст. 290 УК РФ; Информация Прокуратуры г. Москвы, 2021).
Статья: О необходимости дальнейшего совершенствования правовой системы в области противодействия преступлениям коррупционной направленности, совершаемым государственными служащими в Российской Федерации
(Гончарук Н.С.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 1)Тенденция развития уголовно-правовой системы в области коррупционных преступлений очевидна, поскольку ежегодно наносимый ущерб коррупционных деяний только возрастает. Первое, что хотелось бы подчеркнуть в проблемах нынешнего уголовного законодательства, - это дисбаланс в мерах наказания за коррупционные преступления. К примеру, ст. 160, 285 и 290 УК РФ, в которых предусмотрены достаточно суровые наказания, но имеется дисбаланс в мерах наказания за совершенные преступления. Так, в случае когда государственный служащий берет взятку в размере около 150 тыс. руб., ему предусмотрен срок лишения свободы от 7 до 12 лет и штраф. Аналогичное наказание также предусмотрено для лица, которое берет взятку уже суммой 1 млн руб., превышающую названную выше в 7 раз, по итогу наказание составляет от 8 до 15 лет лишения свободы со штрафом до 60-кратной суммы взятки. И если вышеописанные примеры еще как-то более или менее допустимы, то, если взять пример, когда государственный служащий, используя свое служебное положение, будет признан виновным в присвоении или растрате имущества (ст. 160 УК РФ) на сумму 1 млн руб., за данное противоправное действие самое строгое наказание, предусмотренное законом, может составить до 4 лет лишения свободы и штраф до 80 тыс. руб. Если присвоение или растрата будет больше 1 млн руб. или даже 10 млн руб., то наказание в виде лишения свободы будет от 2 месяцев до 10 лет со штрафом в 1 млн руб. Поэтому гипотетически даже посредник, участвующий во взятке, может получить наказание более суровое - от 5 до 10 лет лишения свободы <1>. Поэтому присутствует необходимость ужесточить наказание и за растрату, сделать его хотя бы сопоставимым с получением взятки. А за особые суммы, которые превышают 30 млн руб. в присвоении и растрате, было бы справедливо назначить наказания от 10 до 15 лет лишения свободы и более высокий штраф. Исходя из данных мер ответственности за коррупционные преступления можно заключить, что для пресечения вышеуказанных преступлений требуется ужесточение наказания за превышение должностных полномочий хотя бы на уровне со ст. 290, 291.
(Гончарук Н.С.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 1)Тенденция развития уголовно-правовой системы в области коррупционных преступлений очевидна, поскольку ежегодно наносимый ущерб коррупционных деяний только возрастает. Первое, что хотелось бы подчеркнуть в проблемах нынешнего уголовного законодательства, - это дисбаланс в мерах наказания за коррупционные преступления. К примеру, ст. 160, 285 и 290 УК РФ, в которых предусмотрены достаточно суровые наказания, но имеется дисбаланс в мерах наказания за совершенные преступления. Так, в случае когда государственный служащий берет взятку в размере около 150 тыс. руб., ему предусмотрен срок лишения свободы от 7 до 12 лет и штраф. Аналогичное наказание также предусмотрено для лица, которое берет взятку уже суммой 1 млн руб., превышающую названную выше в 7 раз, по итогу наказание составляет от 8 до 15 лет лишения свободы со штрафом до 60-кратной суммы взятки. И если вышеописанные примеры еще как-то более или менее допустимы, то, если взять пример, когда государственный служащий, используя свое служебное положение, будет признан виновным в присвоении или растрате имущества (ст. 160 УК РФ) на сумму 1 млн руб., за данное противоправное действие самое строгое наказание, предусмотренное законом, может составить до 4 лет лишения свободы и штраф до 80 тыс. руб. Если присвоение или растрата будет больше 1 млн руб. или даже 10 млн руб., то наказание в виде лишения свободы будет от 2 месяцев до 10 лет со штрафом в 1 млн руб. Поэтому гипотетически даже посредник, участвующий во взятке, может получить наказание более суровое - от 5 до 10 лет лишения свободы <1>. Поэтому присутствует необходимость ужесточить наказание и за растрату, сделать его хотя бы сопоставимым с получением взятки. А за особые суммы, которые превышают 30 млн руб. в присвоении и растрате, было бы справедливо назначить наказания от 10 до 15 лет лишения свободы и более высокий штраф. Исходя из данных мер ответственности за коррупционные преступления можно заключить, что для пресечения вышеуказанных преступлений требуется ужесточение наказания за превышение должностных полномочий хотя бы на уровне со ст. 290, 291.