Взносы в пфр на иностранцев
Подборка наиболее важных документов по запросу Взносы в пфр на иностранцев (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2024 по делу N 88-5287/2024 (УИД 86RS0001-01-2023-003152-95)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Обязанность уплачивать страховые взносы у страхователя-организации в оспариваемый период могла возникнуть только при наличии определенного статуса у иностранного работника, а именно при условии оформления последним разрешения на временное проживание либо вида на жительство.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Отклоняя доводы истца о том, что не начисление и не уплата работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не может являться основанием для отказа в назначении пенсии, поскольку иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, а трудовой стаж подтверждается копией трудовой книжки, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в спорные периоды времени А. не имел статуса застрахованного лица, в связи с чем у работодателя отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов за истца.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Обязанность уплачивать страховые взносы у страхователя-организации в оспариваемый период могла возникнуть только при наличии определенного статуса у иностранного работника, а именно при условии оформления последним разрешения на временное проживание либо вида на жительство.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Отклоняя доводы истца о том, что не начисление и не уплата работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не может являться основанием для отказа в назначении пенсии, поскольку иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, а трудовой стаж подтверждается копией трудовой книжки, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в спорные периоды времени А. не имел статуса застрахованного лица, в связи с чем у работодателя отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов за истца.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.05.2024 по делу N 88-8009/2024 (УИД 86RS0002-01-2023-007944-22)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: С решением пенсионного органа истец не согласился, поскольку факт его работы в спорный период подтверждается трудовыми договорами, которые с ним заключил работодатель; в указанный период времени он еще не являлся гражданином РФ. Истец обращался в архив с заявлением о выдаче справки, подтверждающей факт его работы в спорный период; архив предоставил ответ о том, что по указанному предприятию документы на хранение не поступали.
Решение: Отказано.Из приведенных нормативных положений и разъяснений о порядке их применения следует, что иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации, а его работодатель обязан уплачивать за него страховые взносы при наличии у такого гражданина оформленного в установленном порядке статуса постоянно проживающего на территории России или временно проживающего на территории Российской Федерации и подтверждения на право трудовой деятельности, выданного территориальными органами Федеральной миграционной службы России по представленному работодателем ходатайству. В противном случае, как сам иностранный гражданин, так и его работодатель не являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: С решением пенсионного органа истец не согласился, поскольку факт его работы в спорный период подтверждается трудовыми договорами, которые с ним заключил работодатель; в указанный период времени он еще не являлся гражданином РФ. Истец обращался в архив с заявлением о выдаче справки, подтверждающей факт его работы в спорный период; архив предоставил ответ о том, что по указанному предприятию документы на хранение не поступали.
Решение: Отказано.Из приведенных нормативных положений и разъяснений о порядке их применения следует, что иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации, а его работодатель обязан уплачивать за него страховые взносы при наличии у такого гражданина оформленного в установленном порядке статуса постоянно проживающего на территории России или временно проживающего на территории Российской Федерации и подтверждения на право трудовой деятельности, выданного территориальными органами Федеральной миграционной службы России по представленному работодателем ходатайству. В противном случае, как сам иностранный гражданин, так и его работодатель не являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль образовательной миграции в обеспечении экономики высококвалифицированными кадрами: теоретические и правовые аспекты
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2021, N 4)При официальном трудоустройстве на работу во время обучения иностранные студенты, как и все иностранные граждане, в соответствии со ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации <19>, платят НДФЛ в размере 30% и социальные отчисления в 22% в Пенсионный фонд Российской Федерации. Невыделение в российском законодательстве студентов-иностранцев в отдельную группу иностранных граждан приводит к тому, что они потенциально могут заработать намного меньше своих однокурсников-россиян. Высокие налоги и платежи с заработков иностранных студентов снижают их мотивацию к осуществлению трудовой деятельности во время обучения в нашей стране.
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2021, N 4)При официальном трудоустройстве на работу во время обучения иностранные студенты, как и все иностранные граждане, в соответствии со ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации <19>, платят НДФЛ в размере 30% и социальные отчисления в 22% в Пенсионный фонд Российской Федерации. Невыделение в российском законодательстве студентов-иностранцев в отдельную группу иностранных граждан приводит к тому, что они потенциально могут заработать намного меньше своих однокурсников-россиян. Высокие налоги и платежи с заработков иностранных студентов снижают их мотивацию к осуществлению трудовой деятельности во время обучения в нашей стране.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5) к пятой группе отнесены физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающие на территории РФ, на которых не распространяется ОПС. К данной группе будут относиться, например, иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в РФ, однако не работающие по трудовым или гражданско-правовым договорам, иностранные граждане - высококвалифицированные специалисты. Комментируемая норма позволяет указанным лицам участвовать в отношениях по ОПС, хотя ст. 7 комментируемого Закона не относит их к застрахованным лицам;
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5) к пятой группе отнесены физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающие на территории РФ, на которых не распространяется ОПС. К данной группе будут относиться, например, иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в РФ, однако не работающие по трудовым или гражданско-правовым договорам, иностранные граждане - высококвалифицированные специалисты. Комментируемая норма позволяет указанным лицам участвовать в отношениях по ОПС, хотя ст. 7 комментируемого Закона не относит их к застрахованным лицам;
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.08.2019 N 257-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство"10) иностранному гражданину, осуществлявшему не менее шести месяцев до дня обращения с заявлением о выдаче вида на жительство трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период осуществления трудовой деятельности в отношении такого иностранного гражданина работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;
"О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство"10) иностранному гражданину, осуществлявшему не менее шести месяцев до дня обращения с заявлением о выдаче вида на жительство трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период осуществления трудовой деятельности в отношении такого иностранного гражданина работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;
Федеральный закон от 11.11.1994 N 37-ФЗ
(ред. от 22.08.2004)
"О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по обязательным платежам во внебюджетные государственные фонды"Статья 2. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования не начисляются на фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления.
(ред. от 22.08.2004)
"О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по обязательным платежам во внебюджетные государственные фонды"Статья 2. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования не начисляются на фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Комментируемой статьей устанавливается, что право на страховую пенсию имеют только постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, несмотря на то, что застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования являются и иностранные граждане, лица без гражданства, временно проживающие в Российской Федерации и временно пребывающие в Российской Федерации. Положения действующего законодательства о том, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на страховую пенсию только при условии постоянного проживания в Российской Федерации, касаются исключительно вопроса реализации пенсионных прав. Однако формировать пенсионные права могут не только постоянно проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства, но и те из них, которые временно проживают и временно пребывают в Российской Федерации и, например, вступают в трудовые или гражданско-правовые отношения, в связи с чем за них уплачиваются страховые взносы в ПФР, то есть они являются застрахованными в российской системе обязательного пенсионного страхования.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Комментируемой статьей устанавливается, что право на страховую пенсию имеют только постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, несмотря на то, что застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования являются и иностранные граждане, лица без гражданства, временно проживающие в Российской Федерации и временно пребывающие в Российской Федерации. Положения действующего законодательства о том, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на страховую пенсию только при условии постоянного проживания в Российской Федерации, касаются исключительно вопроса реализации пенсионных прав. Однако формировать пенсионные права могут не только постоянно проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства, но и те из них, которые временно проживают и временно пребывают в Российской Федерации и, например, вступают в трудовые или гражданско-правовые отношения, в связи с чем за них уплачиваются страховые взносы в ПФР, то есть они являются застрахованными в российской системе обязательного пенсионного страхования.
Статья: Тенденции правовой регламентации оснований приобретения гражданства в России
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Указанная правовая норма появилась впервые в Федеральном законе 2002 г. (п. "е" ч. 2 ст. 14). После распада СССР многие русские люди из государств Средней Азии отправляли своих детей учиться в российские вузы, надеясь на последующее получение ими российского гражданства посредством натурализации. Такую возможность получили иностранные граждане и лица без гражданства, которые после 1 июля 2002 г. получили профессиональное образование по указанным в Законе программам и осуществляли трудовую деятельность в РФ в совокупности не менее одного года со дня обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ при условии перечисления работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Указанная правовая норма появилась впервые в Федеральном законе 2002 г. (п. "е" ч. 2 ст. 14). После распада СССР многие русские люди из государств Средней Азии отправляли своих детей учиться в российские вузы, надеясь на последующее получение ими российского гражданства посредством натурализации. Такую возможность получили иностранные граждане и лица без гражданства, которые после 1 июля 2002 г. получили профессиональное образование по указанным в Законе программам и осуществляли трудовую деятельность в РФ в совокупности не менее одного года со дня обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ при условии перечисления работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
"Годовой отчет для бюджетных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Нужно ли подавать форму СЗВ-ТД в отношении работников-иностранцев?
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Нужно ли подавать форму СЗВ-ТД в отношении работников-иностранцев?
Вопрос: Нужно ли подавать подраздел 1.1 подраздела 1 формы ЕФС-1 при заключении гражданско-правового договора об оказании услуг с гражданином Белоруссии, если услуги оказываются за пределами РФ?
(Консультация эксперта, 2023)Подраздел 1.1 подраздела 1 формы ЕФС-1 подается в отношении застрахованных лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера о выполнении работ (оказании услуг), на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах начисляются страховые взносы (п. 1.5 Порядка N 245п).
(Консультация эксперта, 2023)Подраздел 1.1 подраздела 1 формы ЕФС-1 подается в отношении застрахованных лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера о выполнении работ (оказании услуг), на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах начисляются страховые взносы (п. 1.5 Порядка N 245п).
Интервью: Нюансы сдачи персонифицированных сведений по физлицам
("Главная книга", 2023, N 6)С 2023 г. вместо СЗВ-М, который отправляли в ПФР, нужно ежемесячно представлять новый отчет в ИФНС. И у многих возникли вопросы как по поводу заполнения строки 070 персонифицированных сведений, так и по поводу необходимости подачи отчета на уволенных работников и временно пребывающих иностранцев-ВКС. Ответить на них мы попросили специалиста ФНС.
("Главная книга", 2023, N 6)С 2023 г. вместо СЗВ-М, который отправляли в ПФР, нужно ежемесячно представлять новый отчет в ИФНС. И у многих возникли вопросы как по поводу заполнения строки 070 персонифицированных сведений, так и по поводу необходимости подачи отчета на уволенных работников и временно пребывающих иностранцев-ВКС. Ответить на них мы попросили специалиста ФНС.
Статья: ЕСХН: налоговые поправки - 2023
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 3)- взносы на травматизм. Их перечисляют в Фонд пенсионного и социального страхования РФ, созданный на базе ПФР и ФСС;
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 3)- взносы на травматизм. Их перечисляют в Фонд пенсионного и социального страхования РФ, созданный на базе ПФР и ФСС;
"Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него застрахованных лицах. Страхователи - это граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы. Согласно Федеральному закону от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ граждане являются страхователями, уплачивают страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, отдельные виды страхового обеспечения;
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него застрахованных лицах. Страхователи - это граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы. Согласно Федеральному закону от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ граждане являются страхователями, уплачивают страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, отдельные виды страхового обеспечения;