Взносы в ФОМС
Подборка наиболее важных документов по запросу Взносы в ФОМС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Медицинские услуги, оказанные сотрудникам правоохранительных органов, военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, не застрахованным в системе ОМС, должны быть оплачены по действующим на момент оказания услуг тарифам
Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 N 11810/11 по делу N А73-12349/2010
Применимые нормы: п. 1 ст. 781 ГК РФ, п. 2 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911)Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 гарантируется оплата оказанных учреждениями здравоохранения по договорам с управлениями ФСИН России (и подобными им ведомствам) медицинских услуг, которые не могут быть оплачены из ФОМС в связи с тем, что органы уголовно-исполнительной системы освобождены от уплаты страховых взносов в ФОМС (п. п. 1, 5 Письма ФФОМС от 03.03.2000 N 1089/30-3и). Поскольку медицинскую помощь и иные медицинские услуги медицинское учреждение оказывало сотрудникам заказчика, не застрахованным в системе ОМС, при исчислении стоимости оказанных услуг по тарифам ОМС учреждение здравоохранения лишено возможности полностью возместить затраченные на лечение данных граждан средства. Расходы такого учреждения на медицинскую помощь сотрудникам управления должны возмещаться полностью. Следовательно, оказанные услуги оплачиваются в соответствии с тарифами, действующими в учреждении здравоохранения на момент их оказания.
Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 N 11810/11 по делу N А73-12349/2010
Применимые нормы: п. 1 ст. 781 ГК РФ, п. 2 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911)Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 гарантируется оплата оказанных учреждениями здравоохранения по договорам с управлениями ФСИН России (и подобными им ведомствам) медицинских услуг, которые не могут быть оплачены из ФОМС в связи с тем, что органы уголовно-исполнительной системы освобождены от уплаты страховых взносов в ФОМС (п. п. 1, 5 Письма ФФОМС от 03.03.2000 N 1089/30-3и). Поскольку медицинскую помощь и иные медицинские услуги медицинское учреждение оказывало сотрудникам заказчика, не застрахованным в системе ОМС, при исчислении стоимости оказанных услуг по тарифам ОМС учреждение здравоохранения лишено возможности полностью возместить затраченные на лечение данных граждан средства. Расходы такого учреждения на медицинскую помощь сотрудникам управления должны возмещаться полностью. Следовательно, оказанные услуги оплачиваются в соответствии с тарифами, действующими в учреждении здравоохранения на момент их оказания.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 419 "Плательщики страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель был исключен из ЕГРИП 28.12.2020, о чем в ЕГРИП была внесена запись 15.02.2021. Запись об исключении предпринимателя из ЕГРИП 27.09.2021 была признана недействительной на основании решения вышестоящего налогового органа. После восстановления статуса предприниматель уплатил страховые взносы в ПФР и ФОМС в размере, соответствующем периоду наличия у гражданина статуса индивидуального предпринимателя (01.01.2021 - 15.02.2021, 27.09.2021 - 31.12.2021). По мнению налогового орган, деятельность предпринимателя не прекращалась в течение 2021 года, поскольку запись об исключении из ЕГРИП признана недействительной, статус предпринимателя был восстановлен, страховые взносы должны начисляться и за период с 15.02.2021 по 27.09.2021. Суд признал доначисление страховых взносов неправомерным, поскольку налогоплательщик в период с 15.02.2021 по 27.09.2021 не являлся индивидуальным предпринимателем (был исключен из ЕГРИП), с учетом положений ст. 419 НК РФ у него отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов за указанный период.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель был исключен из ЕГРИП 28.12.2020, о чем в ЕГРИП была внесена запись 15.02.2021. Запись об исключении предпринимателя из ЕГРИП 27.09.2021 была признана недействительной на основании решения вышестоящего налогового органа. После восстановления статуса предприниматель уплатил страховые взносы в ПФР и ФОМС в размере, соответствующем периоду наличия у гражданина статуса индивидуального предпринимателя (01.01.2021 - 15.02.2021, 27.09.2021 - 31.12.2021). По мнению налогового орган, деятельность предпринимателя не прекращалась в течение 2021 года, поскольку запись об исключении из ЕГРИП признана недействительной, статус предпринимателя был восстановлен, страховые взносы должны начисляться и за период с 15.02.2021 по 27.09.2021. Суд признал доначисление страховых взносов неправомерным, поскольку налогоплательщик в период с 15.02.2021 по 27.09.2021 не являлся индивидуальным предпринимателем (был исключен из ЕГРИП), с учетом положений ст. 419 НК РФ у него отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов за указанный период.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль государства в организации и регулировании системы обязательного социального страхования
(Савченко Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Например, при рассмотрении вопроса об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в отношении занимающихся частной практикой нотариусов и других категорий самозанятых граждан Конституционный Суд указал, что поскольку представители данной категории обеспечиваются услугами государственной медицинской помощи так же, как и другие граждане при наступлении страхового случая, то, соответственно, самозанятые тоже должны уплачивать взносы в фонды обязательного медицинского страхования. В противном случае это бы противоречило конституционным принципам справедливости и недопустимости осуществления прав и свобод путем нарушения прав и свобод других лиц <14>.
(Савченко Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Например, при рассмотрении вопроса об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в отношении занимающихся частной практикой нотариусов и других категорий самозанятых граждан Конституционный Суд указал, что поскольку представители данной категории обеспечиваются услугами государственной медицинской помощи так же, как и другие граждане при наступлении страхового случая, то, соответственно, самозанятые тоже должны уплачивать взносы в фонды обязательного медицинского страхования. В противном случае это бы противоречило конституционным принципам справедливости и недопустимости осуществления прав и свобод путем нарушения прав и свобод других лиц <14>.
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 2)Повышение ответственности работодателей в сфере выполнения квоты для приема на работу инвалидов позволит существенно увеличить их занятость, что положительно скажется на социально-экономическом развитии РФ, увеличит поступление страховых взносов в Социальный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и налога на доход физических лиц в региональные бюджеты.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 2)Повышение ответственности работодателей в сфере выполнения квоты для приема на работу инвалидов позволит существенно увеличить их занятость, что положительно скажется на социально-экономическом развитии РФ, увеличит поступление страховых взносов в Социальный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и налога на доход физических лиц в региональные бюджеты.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ
(ред. от 27.11.2017)
"О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"Статья 19. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год".
(ред. от 27.11.2017)
"О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"Статья 19. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год".
Статья: С нашей судебной системой споры по оплате нотариальных действий будут вечными
(Черемных Г.Г.)
("Нотариус", 2021, N 1)Конечно, носителями, авторами общественной значимости нотариата являются нотариусы, именно они находятся на переднем крае профессии, особенно нотариусы столицы, однако именно они нередко становятся объектами дилетантского внимания СМИ, скандальных заявлений, что нотариусы "рвачи" и "хапуги". Не секрет, что такие оскорбления звучат и в высших кабинетах. Клевета все это. Да, нотариусы имеют возможность жить достойно, кроме того, они обеспечивают тысячи рабочих мест с достойной зарплатой, но у них нет, как утверждают, "сверхдоходов". Большинство нотариусов при их "сверхдоходах" не могут даже приобрести в свою собственность помещения под нотариальную контору, потому что значительная часть средств идет на обеспечение государственных задач в соответствии с предназначением нотариата. И это правильно. Еще задолго до объявленного в стране курса на создание цифровой экономики нотариат начал перестраивать свою деятельность в этом направлении. Уже несколько лет функционирует Единая информационная система нотариата (ЕИС), доступная любому гражданину, реальными стали действия в удаленном формате, дистанционные сделки, новые возможности хранения электронных документов, в результате внедренных современных технических возможностей нотариусам стали доступны биометрия, информационные базы Росрегистрации, МВД, ряда других организаций. При этом на создание нового нотариата, его функционирование и развитие государство за двадцать восемь лет не потратило ни копейки. Между тем только создание ЕИС обошлось нотариату в пять миллиардов рублей, до одного миллиарда ежегодно расходуется на ее поддержание в рабочем состоянии и создание иных современных электронных возможностей, в полмиллиарда в год обходится функционирование нотариальных контор в отдаленных и экономически слаборазвитых районах. За эти годы государство, благодаря законодательно отлаженной системе поступающих к нотариусу средств, получило от нотариата многие миллиарды рублей в виде налогов и отчислений в фонды обязательного медицинского и пенсионного страхования. В стране, кроме нотариата, нет иной профессиональной организации, которая, как сказочная курица, золотые яйца несет, и кормить ее не надо. И в этом нет ничего плохого, плохо то, что об этом мало кто знает, поэтому-то я и затронул эту тему.
(Черемных Г.Г.)
("Нотариус", 2021, N 1)Конечно, носителями, авторами общественной значимости нотариата являются нотариусы, именно они находятся на переднем крае профессии, особенно нотариусы столицы, однако именно они нередко становятся объектами дилетантского внимания СМИ, скандальных заявлений, что нотариусы "рвачи" и "хапуги". Не секрет, что такие оскорбления звучат и в высших кабинетах. Клевета все это. Да, нотариусы имеют возможность жить достойно, кроме того, они обеспечивают тысячи рабочих мест с достойной зарплатой, но у них нет, как утверждают, "сверхдоходов". Большинство нотариусов при их "сверхдоходах" не могут даже приобрести в свою собственность помещения под нотариальную контору, потому что значительная часть средств идет на обеспечение государственных задач в соответствии с предназначением нотариата. И это правильно. Еще задолго до объявленного в стране курса на создание цифровой экономики нотариат начал перестраивать свою деятельность в этом направлении. Уже несколько лет функционирует Единая информационная система нотариата (ЕИС), доступная любому гражданину, реальными стали действия в удаленном формате, дистанционные сделки, новые возможности хранения электронных документов, в результате внедренных современных технических возможностей нотариусам стали доступны биометрия, информационные базы Росрегистрации, МВД, ряда других организаций. При этом на создание нового нотариата, его функционирование и развитие государство за двадцать восемь лет не потратило ни копейки. Между тем только создание ЕИС обошлось нотариату в пять миллиардов рублей, до одного миллиарда ежегодно расходуется на ее поддержание в рабочем состоянии и создание иных современных электронных возможностей, в полмиллиарда в год обходится функционирование нотариальных контор в отдаленных и экономически слаборазвитых районах. За эти годы государство, благодаря законодательно отлаженной системе поступающих к нотариусу средств, получило от нотариата многие миллиарды рублей в виде налогов и отчислений в фонды обязательного медицинского и пенсионного страхования. В стране, кроме нотариата, нет иной профессиональной организации, которая, как сказочная курица, золотые яйца несет, и кормить ее не надо. И в этом нет ничего плохого, плохо то, что об этом мало кто знает, поэтому-то я и затронул эту тему.
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)При недостаточности денежных средств на счете организации для удовлетворения всех предъявленных требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством (ст. 855 ГК РФ). В первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору; в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям органам социального страхования и в фонды обязательного медицинского страхования; в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди; в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)При недостаточности денежных средств на счете организации для удовлетворения всех предъявленных требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством (ст. 855 ГК РФ). В первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору; в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям органам социального страхования и в фонды обязательного медицинского страхования; в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди; в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Нулевые декларации не могут являться основанием для освобождения от уплаты страховых взносов, так как статус адвоката ответчик не утратил. Для того чтобы не производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, адвокату необходимо принять решение о прекращении деятельности в качестве адвоката. Не предприняв этих действий, адвокат сохраняет статус и обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования <1>.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Нулевые декларации не могут являться основанием для освобождения от уплаты страховых взносов, так как статус адвоката ответчик не утратил. Для того чтобы не производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, адвокату необходимо принять решение о прекращении деятельности в качестве адвоката. Не предприняв этих действий, адвокат сохраняет статус и обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования <1>.
Статья: Государственные внебюджетные фонды как субъекты публичного управления
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Однако в целом полномочия, закрепленные за Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и перечисленные в ст. 33 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", значительно шире. Фонд участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в стране. Федеральный фонд начисляет и взыскивает в судебном порядке со страхователей для неработающих граждан недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, штрафы и пени; утверждает необходимые формы заявлений, реестров счетов, актов, иных документов. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования определяет общие принципы построения и функционирования информационных систем и порядок информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования.
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Однако в целом полномочия, закрепленные за Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и перечисленные в ст. 33 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", значительно шире. Фонд участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в стране. Федеральный фонд начисляет и взыскивает в судебном порядке со страхователей для неработающих граждан недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, штрафы и пени; утверждает необходимые формы заявлений, реестров счетов, актов, иных документов. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования определяет общие принципы построения и функционирования информационных систем и порядок информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)К причинам создания механизма экономического обоснования затрат можно отнести часто складывающиеся при исполнении государственных контрактов, контрактов, договоров, соглашений только на оказание услуг и выполнение работ ситуации, когда используются серые схемы выплаты заработной платы сотрудникам компании - поставщика продукции для государственных и муниципальных нужд. Такие ситуации приводят к тому, что в соответствующие бюджеты бюджетной системы не поступают в полном объеме налоги на доходы физических лиц и взносы в социальные фонды (пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования), что, соответственно, негативно влияет на формирование доходов этих бюджетов и, как следствие, снижает функциональные возможности соответствующих органов управления. Кроме этого, применение серых схем оказывает негативное влияние и на морально-психологическое состояние сотрудников компании-поставщика, создавая у них чувство вины из-за непрозрачного выполнения ими своих конституционных налоговых обязательств.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)К причинам создания механизма экономического обоснования затрат можно отнести часто складывающиеся при исполнении государственных контрактов, контрактов, договоров, соглашений только на оказание услуг и выполнение работ ситуации, когда используются серые схемы выплаты заработной платы сотрудникам компании - поставщика продукции для государственных и муниципальных нужд. Такие ситуации приводят к тому, что в соответствующие бюджеты бюджетной системы не поступают в полном объеме налоги на доходы физических лиц и взносы в социальные фонды (пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования), что, соответственно, негативно влияет на формирование доходов этих бюджетов и, как следствие, снижает функциональные возможности соответствующих органов управления. Кроме этого, применение серых схем оказывает негативное влияние и на морально-психологическое состояние сотрудников компании-поставщика, создавая у них чувство вины из-за непрозрачного выполнения ими своих конституционных налоговых обязательств.