Взаимосвязанные сделки унитарного предприятия

Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимосвязанные сделки унитарного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовое регулирование сделок, совершаемых в особом порядке бюджетными и автономными учреждениями
(Загребаева Е.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2020, N 1)
Закон "Об автономных учреждениях" и Закон "О некоммерческих организациях" устанавливают, что крупной признается не только единичная, но и несколько взаимосвязанных сделок. Как отмечает С.А. Бурлаков <39>, нормы о взаимосвязанных сделках важны для защиты компании от вывода активов. При этом указанные Законы включают только понятие "взаимосвязанные сделки", не определяя его содержание через указание возможных критериев отнесения двух или нескольких сделок к данной категории. Минприроды России применительно к подведомственным ему федеральным бюджетным учреждениям устанавливает следующие три критерия взаимосвязанности крупных сделок: непродолжительный период времени их совершения, однородность предмета, стороны - одни и те же либо взаимозависимые лица <40>. Таким образом, применительно к учреждениям критерии взаимосвязанных сделок фрагментарно раскрываются лишь в отдельном нормативном акте. Между тем в судебно-арбитражной практике регулярно возникают вопросы определения двух или нескольких сделок взаимосвязанными. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 26.06.2018 N 27 <41>, обобщая сформированные сложившейся практикой решения при рассмотрении споров о крупных сделках с участием хозяйственных обществ, определил критерии взаимосвязанных сделок. Правовым последствием установления взаимосвязанности в отношении определенной сделки является применение к ней режима крупной сделки. Например, по отношению к унитарным предприятиям взаимосвязанные сделки раскрываются через такие критерии, как "приобретается или отчуждается имущество, связанное единым технологическим процессом, а также сделки, преследующие цели концентрации такого имущества в собственности одного лица" <42>.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)
После утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного предприятия или момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества унитарное предприятие не вправе без согласия собственника совершать целый ряд действий, которые могут повлечь изменение состава имущества такого предприятия. В частности, установлены следующие запреты: сокращать численность работников указанного унитарного предприятия; совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда; получать кредиты; осуществлять выпуск ценных бумаг; выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.

Нормативные акты

Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 23.10.2023)
совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5 процентов балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 10 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер уставного фонда государственного унитарного предприятия, а также сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого превышает 5 процентов балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 10 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер уставного фонда государственного унитарного предприятия;
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
1. Крупной сделкой считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда государственного или муниципального предприятия либо балансовой стоимости активов казенного предприятия, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.