Взаимодействие суда и ФНС
Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимодействие суда и ФНС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия в налоговой сфере по противодействию преступности
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)Правовая база системы противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании задолженности налогоплательщика включает Соглашение от 13.02.2023 ФНС России N ЕД-23-8/7@, ФССП России N 00016/23/3-МВ "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов".
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)Правовая база системы противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании задолженности налогоплательщика включает Соглашение от 13.02.2023 ФНС России N ЕД-23-8/7@, ФССП России N 00016/23/3-МВ "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов".
Статья: Смерть должника как основание для завершения принудительного исполнения исполнительного документа
(Гусаков С.Ю.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 4)В настоящее время между ФССП России и ФНС России реализован обмен соответствующей информацией в электронном виде (см.: п. 1.7 Соглашения о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов, утв. ФНС России N ЕД-23-8/7@, ФССП России N 00016/23/3-МВ 13 февраля 2023 г.).
(Гусаков С.Ю.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 4)В настоящее время между ФССП России и ФНС России реализован обмен соответствующей информацией в электронном виде (см.: п. 1.7 Соглашения о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов, утв. ФНС России N ЕД-23-8/7@, ФССП России N 00016/23/3-МВ 13 февраля 2023 г.).
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 17.07.2014 N 61н
(ред. от 10.06.2024)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)6.10. изучает, анализирует и обобщает практику рассмотрения дел в судах с участием территориальных органов ФНС России, входящих в соответствующий федеральный округ, обеспечивает единую позицию территориальных органов ФНС России в судах, осуществляет контроль качества работы правовых отделов территориальных налоговых органов, входящих в соответствующий федеральный округ, оказывает организационную и правовую помощь территориальным органам ФНС России, входящим в данный федеральный округ, при представлении ими интересов государства в федеральном арбитражном суде округа и осуществляет взаимодействие с ним <1>;
(ред. от 10.06.2024)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)6.10. изучает, анализирует и обобщает практику рассмотрения дел в судах с участием территориальных органов ФНС России, входящих в соответствующий федеральный округ, обеспечивает единую позицию территориальных органов ФНС России в судах, осуществляет контроль качества работы правовых отделов территориальных налоговых органов, входящих в соответствующий федеральный округ, оказывает организационную и правовую помощь территориальным органам ФНС России, входящим в данный федеральный округ, при представлении ими интересов государства в федеральном арбитражном суде округа и осуществляет взаимодействие с ним <1>;
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, ссылаясь на то, что в порядке межведомственного взаимодействия управлением от правоохранительных органов получена информация об отсутствии реальности поставки оборудования, фальсификации доказательств, подтверждающих поставку.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, ссылаясь на то, что в порядке межведомственного взаимодействия управлением от правоохранительных органов получена информация об отсутствии реальности поставки оборудования, фальсификации доказательств, подтверждающих поставку.
Статья: Перспективы развития цифрового нотариата в России
(Каймакова Е.В.)
("Нотариус", 2024, N 2)В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 339-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <8> регламентированы правила о хранении нотариальных документов в цифровой форме и на бумажном носителе. В нотариате назревает полный переход на электронный документооборот. Уменьшить бумажный документооборот позволят оцифровка документов, сокращение срока хранения нотариальных актов и создание официального цифрового хранилища нотариальных документов. Согласно Федеральному закону от 28 апреля 2023 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" <9> нотариальные палаты в регионах имеют право самостоятельно принимать решения о сканировании и хранении документов, которые передаются в архив, создание цифровых нотариальных архивов должно существенно упростить работу нотариата. В ЕИС уже существует сервис хранения списков участников ООО в электронном формате. Как показывает практика, такой сервис востребован, безопасен и эффективен, все большее количество предпринимателей проявляют интерес к электронному формату хранения документации в депозитарии у нотариуса. В случае возникновения споров такие документы могут служить неоспоримым доказательством в суде, поэтому в перспективе он может быть расширен под использование других документов. Государственная Дума РФ уже инициировала предложение о наделении ЕИС статусом официального архива цифровых документов нотариата. В создавшихся условиях необходимо, чтобы был создан электронный депозитарий, в котором будут храниться документы с неоспоримой юридической значимостью, это позволит решить не только вопросы хранения электронных документов, но и предоставлять доказательства в случае необходимости. Для успешной цифровизации нотариата необходимо, чтобы вовлеченные организации также перешли на электронные форматы. Нотариат взаимодействует с Единым государственным реестром ЗАГС, Единым государственным реестром юридических лиц, государственным реестром недвижимости, также нотариат имеет доступ к некоторым базам данных Федеральной службы судебных приставов, ФНС, ЦБ РФ, Центрального каталога кредитных историй и Министерства внутренних дел РФ. Можно согласиться с предложением некоторых юристов о расширении полномочий нотариата, в частности нотариусы могут стать участниками информационной системы российского реестра с целью регистрации права собственности <10>.
(Каймакова Е.В.)
("Нотариус", 2024, N 2)В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 339-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <8> регламентированы правила о хранении нотариальных документов в цифровой форме и на бумажном носителе. В нотариате назревает полный переход на электронный документооборот. Уменьшить бумажный документооборот позволят оцифровка документов, сокращение срока хранения нотариальных актов и создание официального цифрового хранилища нотариальных документов. Согласно Федеральному закону от 28 апреля 2023 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" <9> нотариальные палаты в регионах имеют право самостоятельно принимать решения о сканировании и хранении документов, которые передаются в архив, создание цифровых нотариальных архивов должно существенно упростить работу нотариата. В ЕИС уже существует сервис хранения списков участников ООО в электронном формате. Как показывает практика, такой сервис востребован, безопасен и эффективен, все большее количество предпринимателей проявляют интерес к электронному формату хранения документации в депозитарии у нотариуса. В случае возникновения споров такие документы могут служить неоспоримым доказательством в суде, поэтому в перспективе он может быть расширен под использование других документов. Государственная Дума РФ уже инициировала предложение о наделении ЕИС статусом официального архива цифровых документов нотариата. В создавшихся условиях необходимо, чтобы был создан электронный депозитарий, в котором будут храниться документы с неоспоримой юридической значимостью, это позволит решить не только вопросы хранения электронных документов, но и предоставлять доказательства в случае необходимости. Для успешной цифровизации нотариата необходимо, чтобы вовлеченные организации также перешли на электронные форматы. Нотариат взаимодействует с Единым государственным реестром ЗАГС, Единым государственным реестром юридических лиц, государственным реестром недвижимости, также нотариат имеет доступ к некоторым базам данных Федеральной службы судебных приставов, ФНС, ЦБ РФ, Центрального каталога кредитных историй и Министерства внутренних дел РФ. Можно согласиться с предложением некоторых юристов о расширении полномочий нотариата, в частности нотариусы могут стать участниками информационной системы российского реестра с целью регистрации права собственности <10>.
Статья: Информационные системы налоговых органов как инструмент предупреждения и разрешения налоговых споров
(Якушев Р.В.)
("Финансовое право", 2024, N 10)Законодателем предусматривалось, что указанные подразделения будут предупреждать налоговые споры посредством проведения комплекса мероприятий по информированию налогоплательщиков об изменениях действующего законодательства, появлении новых способов взаимодействия с налоговыми органами, результатах рассмотрения жалоб. Также в части предупреждения налоговых споров функционалом подразделений досудебного урегулирования предусматривалось: выявление типичных причин возникновения споров и их анализ, принятие мер по их дальнейшему исключению, в том числе путем реагирования на должностные нарушения, устранение коллизий в ведомственных актах, взаимодействие с арбитражными судами в целях выработки единой правоприменительной практики <6>.
(Якушев Р.В.)
("Финансовое право", 2024, N 10)Законодателем предусматривалось, что указанные подразделения будут предупреждать налоговые споры посредством проведения комплекса мероприятий по информированию налогоплательщиков об изменениях действующего законодательства, появлении новых способов взаимодействия с налоговыми органами, результатах рассмотрения жалоб. Также в части предупреждения налоговых споров функционалом подразделений досудебного урегулирования предусматривалось: выявление типичных причин возникновения споров и их анализ, принятие мер по их дальнейшему исключению, в том числе путем реагирования на должностные нарушения, устранение коллизий в ведомственных актах, взаимодействие с арбитражными судами в целях выработки единой правоприменительной практики <6>.
Статья: Допустимость доказательств и активность суда в современном процессе доказывания
(Решетникова И.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 5)Суд может направить запрос в Росреестр, подписанный электронной подписью, относительно перечисленных выше сведений. Аналогичные модули взаимодействия арбитражных судов действуют с ФССП России, ФНС России, Роскомнадзором и пр.
(Решетникова И.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 5)Суд может направить запрос в Росреестр, подписанный электронной подписью, относительно перечисленных выше сведений. Аналогичные модули взаимодействия арбитражных судов действуют с ФССП России, ФНС России, Роскомнадзором и пр.
"Цифровые технологии в гражданском и административном судопроизводстве: практика, аналитика, перспективы"
(отв. ред. Е.Г. Стрельцова)
("Инфотропик Медиа", 2022)Одна из связанных с этим идей состоит в том, чтобы расширить электронное взаимодействие судов между собой и межведомственное взаимодействие с Федеральной налоговой службой, Росреестром, Сбербанком и Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), Роскомнадзором, нотариусами.
(отв. ред. Е.Г. Стрельцова)
("Инфотропик Медиа", 2022)Одна из связанных с этим идей состоит в том, чтобы расширить электронное взаимодействие судов между собой и межведомственное взаимодействие с Федеральной налоговой службой, Росреестром, Сбербанком и Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), Роскомнадзором, нотариусами.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Суд может направить запрос в Росреестр, подписанный электронной подписью, относительно перечисленных выше сведений. Аналогичные модули взаимодействия арбитражных судов действуют с ФССП <1> России, ФНС <2> России, Роскомнадзором <3> и проч.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Суд может направить запрос в Росреестр, подписанный электронной подписью, относительно перечисленных выше сведений. Аналогичные модули взаимодействия арбитражных судов действуют с ФССП <1> России, ФНС <2> России, Роскомнадзором <3> и проч.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<2> Приказ Минюста России от 30.12.2022 N 440 "Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций" // СПС "КонсультантПлюс"; Определение Верховного суда Республики Крым от 17.01.2019 по делу N 2а-19/2019; решение Верховного суда Республики Крым от 15.01.2019 по делу N 2а-15/2019 // Архив суда. 2019.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<2> Приказ Минюста России от 30.12.2022 N 440 "Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций" // СПС "КонсультантПлюс"; Определение Верховного суда Республики Крым от 17.01.2019 по делу N 2а-19/2019; решение Верховного суда Республики Крым от 15.01.2019 по делу N 2а-15/2019 // Архив суда. 2019.
Статья: Практические аспекты реализации законодательных гарантий защиты прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(Абакумова Е.Б.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 3)Кроме того, при рассмотрении жалоб судом устанавливается правомерность заявлений истца о нарушении порядка проведения проверки контролирующим органом в части применимости положений ФЗ N 294 и ФЗ N 248 с учетом деятельности контролируемого лица. Так, ООО обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными и отмене решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике в связи с тем, что Инспекция не ознакомила ООО с актами проверок и не предоставила на ознакомление информацию, полученную в рамках межведомственного взаимодействия <5>. Суд отклонил жалобу ООО, указав, что положения ФЗ N 294 не применяются при осуществлении валютного контроля. Апелляционный и кассационный суды оставили данное решение арбитражного суда первой инстанции без изменений.
(Абакумова Е.Б.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 3)Кроме того, при рассмотрении жалоб судом устанавливается правомерность заявлений истца о нарушении порядка проведения проверки контролирующим органом в части применимости положений ФЗ N 294 и ФЗ N 248 с учетом деятельности контролируемого лица. Так, ООО обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными и отмене решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике в связи с тем, что Инспекция не ознакомила ООО с актами проверок и не предоставила на ознакомление информацию, полученную в рамках межведомственного взаимодействия <5>. Суд отклонил жалобу ООО, указав, что положения ФЗ N 294 не применяются при осуществлении валютного контроля. Апелляционный и кассационный суды оставили данное решение арбитражного суда первой инстанции без изменений.
Статья: Создание единого реестра авторских и смежных прав и его влияние на решение вопросов наследования
(Близнец И.А., Кадовбенко В.Д.)
("Наследственное право", 2021, N 1)Информационная система "цифрового нотариата" взаимодействует в электронном формате со многими другими уполномоченными государством структурами, такими как Росреестр, МВД, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба судебных приставов, Министерство иностранных дел и другими.
(Близнец И.А., Кадовбенко В.Д.)
("Наследственное право", 2021, N 1)Информационная система "цифрового нотариата" взаимодействует в электронном формате со многими другими уполномоченными государством структурами, такими как Росреестр, МВД, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба судебных приставов, Министерство иностранных дел и другими.
Статья: Тренды в судебных спорах с налоговыми органами за I квартал 2025 года
(Беглярова Н.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 5)ФНС на постоянной основе совершенствует контроль за организациями, которые взаимодействуют с самозанятыми. Судебные споры, связанные с привлечением данной категории налогоплательщиков, на сегодняшний день не носят массового характера и их нельзя назвать ярко выраженным трендом, но одновременно формируется практика, которая точно указывает предпринимателям, какие их действия могут привести бизнес и налоговый орган в суд.
(Беглярова Н.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 5)ФНС на постоянной основе совершенствует контроль за организациями, которые взаимодействуют с самозанятыми. Судебные споры, связанные с привлечением данной категории налогоплательщиков, на сегодняшний день не носят массового характера и их нельзя назвать ярко выраженным трендом, но одновременно формируется практика, которая точно указывает предпринимателям, какие их действия могут привести бизнес и налоговый орган в суд.
Статья: Дебиторская задолженность: может ли ИФНС взыскать долги по налогам за счет нее
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 21)Несмотря на то что дебиторская задолженность налогоплательщика для целей НК не признается имуществом, судебные приставы, получив постановление ИФНС о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, могут попытаться взыскать и ее <16>. Например, соглашение о порядке взаимодействия ФССП и ФНС предусматривает, что налоговый орган, направляя приставам свое постановление о взыскании задолженности за счет имущества, также направляет приставам сведения об имуществе налогоплательщика (в том числе дебиторской задолженности) <17>.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 21)Несмотря на то что дебиторская задолженность налогоплательщика для целей НК не признается имуществом, судебные приставы, получив постановление ИФНС о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, могут попытаться взыскать и ее <16>. Например, соглашение о порядке взаимодействия ФССП и ФНС предусматривает, что налоговый орган, направляя приставам свое постановление о взыскании задолженности за счет имущества, также направляет приставам сведения об имуществе налогоплательщика (в том числе дебиторской задолженности) <17>.