Взаимодействие росреестра и мфц
Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимодействие росреестра и мфц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Трехмерный кадастр недвижимости: риски, связанные с цифровыми инновациями
(Болдырев В.А., Сварчевский К.Г., Клепалова Ю.И.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 1)Происходящая в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии оцифровка реестровых дел не означает уничтожение имеющихся бумажных носителей: закрытые (прошедшие оцифровку) дела передаются на архивное хранение, предполагающее их физическую сохранность в течение 10 лет, а подлинников договоров и иных сделок, совершенных в простой письменной форме, - в течение 75 лет <10>. Не происходит уничтожения бумажного носителя, послужившего основой для создания электронного образа документа, и в рамках реализуемого проекта "Стоп-бумага" <11>, упрощающего взаимодействие органов Росреестра и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Достаточность принимаемых мер будет оценена со временем, именно она вскрывает недостатки любых идей и дает возможность детально оценить верность прогнозов и обоснованность риска.
(Болдырев В.А., Сварчевский К.Г., Клепалова Ю.И.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 1)Происходящая в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии оцифровка реестровых дел не означает уничтожение имеющихся бумажных носителей: закрытые (прошедшие оцифровку) дела передаются на архивное хранение, предполагающее их физическую сохранность в течение 10 лет, а подлинников договоров и иных сделок, совершенных в простой письменной форме, - в течение 75 лет <10>. Не происходит уничтожения бумажного носителя, послужившего основой для создания электронного образа документа, и в рамках реализуемого проекта "Стоп-бумага" <11>, упрощающего взаимодействие органов Росреестра и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Достаточность принимаемых мер будет оценена со временем, именно она вскрывает недостатки любых идей и дает возможность детально оценить верность прогнозов и обоснованность риска.
Статья: 11 изменений в законодательстве о государственной регистрации и кадастровом учете
(Краецкая Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 6)В целом изменения в Закон о государственной регистрации и кадастровом учете оцениваются положительно и действительно упрощают многие процессы. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что новая редакция Закона проводит глобальную реформу в этой сфере, затронуты многие положения старого законодательства, особенно это касается взаимодействий между заявителями и Росреестром, между Росреестром и МФЦ, которые возможны в электронном формате. И как неоднократно подчеркивалось в Пояснительной записке к законопроекту, изменения были подготовлены с учетом ранее сложившейся судебной практики по спорам с Росреестром. Это не может не радовать, поскольку именно на уровне практики судов выявляются многие пробелы в законодательстве. Вероятно, сейчас судебных споров и отказов со стороны Росреестра будет значительно меньше.
(Краецкая Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 6)В целом изменения в Закон о государственной регистрации и кадастровом учете оцениваются положительно и действительно упрощают многие процессы. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что новая редакция Закона проводит глобальную реформу в этой сфере, затронуты многие положения старого законодательства, особенно это касается взаимодействий между заявителями и Росреестром, между Росреестром и МФЦ, которые возможны в электронном формате. И как неоднократно подчеркивалось в Пояснительной записке к законопроекту, изменения были подготовлены с учетом ранее сложившейся судебной практики по спорам с Росреестром. Это не может не радовать, поскольку именно на уровне практики судов выявляются многие пробелы в законодательстве. Вероятно, сейчас судебных споров и отказов со стороны Росреестра будет значительно меньше.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47
(ред. от 19.10.2024)
"Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом"57. Заявитель вправе не представлять выписку из Единого государственного реестра недвижимости. В случае если заявителем не представлена указанная выписка для рассмотрения заявления о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, уполномоченный орган местного самоуправления запрашивает с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую сведения о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом.
(ред. от 19.10.2024)
"Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом"57. Заявитель вправе не представлять выписку из Единого государственного реестра недвижимости. В случае если заявителем не представлена указанная выписка для рассмотрения заявления о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, уполномоченный орган местного самоуправления запрашивает с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую сведения о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом.
Приказ Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 N 49074)142. Особенности представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения в многофункциональные центры установлены соглашениями о взаимодействии, заключенными между территориальными органами Росреестра и многофункциональными центрами в порядке, установленном постановлением N 797.
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 N 49074)142. Особенности представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения в многофункциональные центры установлены соглашениями о взаимодействии, заключенными между территориальными органами Росреестра и многофункциональными центрами в порядке, установленном постановлением N 797.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)24. Согласно ч. 27.1 комментируемой статьи запрет на создание сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и программ для электронных вычислительных машин, в том числе мобильных приложений, посредством которых предоставляется доступ к информационным ресурсам и обеспечивается возможность предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также использование таких сайтов, программ и приложений создавшими их гражданами, организациями или иными лицами в целях предоставления, в том числе организации и (или) обеспечения предоставления, таких сведений заинтересованным лицам, не распространяется на официальный сайт Росреестра, официальный сайт Роскадастра, единый портал, региональные порталы государственных и муниципальных услуг, единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, а также автоматизированные информационные системы многофункциональных центров, единую информационную систему нотариата.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)24. Согласно ч. 27.1 комментируемой статьи запрет на создание сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и программ для электронных вычислительных машин, в том числе мобильных приложений, посредством которых предоставляется доступ к информационным ресурсам и обеспечивается возможность предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также использование таких сайтов, программ и приложений создавшими их гражданами, организациями или иными лицами в целях предоставления, в том числе организации и (или) обеспечения предоставления, таких сведений заинтересованным лицам, не распространяется на официальный сайт Росреестра, официальный сайт Роскадастра, единый портал, региональные порталы государственных и муниципальных услуг, единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, а также автоматизированные информационные системы многофункциональных центров, единую информационную систему нотариата.
Ситуация: Как зарегистрировать договор участия в долевом строительстве?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В г. Москве и Московской области прием документов на государственную регистрацию осуществляется только через МФЦ, кроме приема по экстерриториальному принципу;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В г. Москве и Московской области прием документов на государственную регистрацию осуществляется только через МФЦ, кроме приема по экстерриториальному принципу;
Статья: К вопросу правового регулирования E-закладной
(Афанасьевская А.В., Иванова Н.А.)
("Гражданское право", 2025, N 4)Существенная динамика в применении электронных закладных отмечается с 2022 г., когда кредитные организации начали активно интегрировать данный инструмент в свою деятельность. Цифровизация закладной оптимизирует процедуру регистрации залогового обеспечения, исключая необходимость дополнительного участия заемщика в данном процессе. Кредитная организация самостоятельно осуществляет электронное взаимодействие с Росреестром посредством защищенных каналов связи.
(Афанасьевская А.В., Иванова Н.А.)
("Гражданское право", 2025, N 4)Существенная динамика в применении электронных закладных отмечается с 2022 г., когда кредитные организации начали активно интегрировать данный инструмент в свою деятельность. Цифровизация закладной оптимизирует процедуру регистрации залогового обеспечения, исключая необходимость дополнительного участия заемщика в данном процессе. Кредитная организация самостоятельно осуществляет электронное взаимодействие с Росреестром посредством защищенных каналов связи.
Готовое решение: Можно ли изменить назначение здания
(КонсультантПлюс, 2025)После этого измененные сведения об объекте должны быть внесены в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия, то есть без вашего участия. Росреестр должен уведомить вас в течение пяти рабочих дней с даты внесения сведений в ЕГРН (п. 2 ст. 13, п. 22 ч. 1 ст. 32, ч. 5 ст. 34 Закона о госрегистрации недвижимости).
(КонсультантПлюс, 2025)После этого измененные сведения об объекте должны быть внесены в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия, то есть без вашего участия. Росреестр должен уведомить вас в течение пяти рабочих дней с даты внесения сведений в ЕГРН (п. 2 ст. 13, п. 22 ч. 1 ст. 32, ч. 5 ст. 34 Закона о госрегистрации недвижимости).
Готовое решение: Как признать право собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
(КонсультантПлюс, 2025)при подаче лицом, обязанным эксплуатировать бесхозяйный линейный объект, - при личном обращении в МФЦ либо посредством сети общего пользования (в том числе Интернет), через Единый портал госуслуг, через официальный сайт Росреестра, или с использованием иных информационных технологий взаимодействия с Росреестром (п. 7 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей).
(КонсультантПлюс, 2025)при подаче лицом, обязанным эксплуатировать бесхозяйный линейный объект, - при личном обращении в МФЦ либо посредством сети общего пользования (в том числе Интернет), через Единый портал госуслуг, через официальный сайт Росреестра, или с использованием иных информационных технологий взаимодействия с Росреестром (п. 7 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей).
Ситуация: Как гражданину получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении в ППК "Роскадастр" или МФЦ, с которым заключено соглашение о взаимодействии, независимо от места нахождения объекта недвижимости и от места жительства заявителя.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении в ППК "Роскадастр" или МФЦ, с которым заключено соглашение о взаимодействии, независимо от места нахождения объекта недвижимости и от места жительства заявителя.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В первоначальной редакции ч. 25 комментируемой статьи указывалось на исключение из установленного данной частью запрета - это официальный сайта органа регистрации прав и официальный сайт ФГБУ "ФКП Росреестра". Соответствующее положение из данной части исключено с 6 декабря 2021 г. Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 408-ФЗ, принятым по вопросу о государственной регистрации прав на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Этим же Законом с указанной даты введена ч. 27.1 комментируемой статьи, согласно действующей редакции которой установленный в ч. 25 комментируемой статьи запрет не распространяется на официальный сайт органа регистрации прав, официальный сайт ППК "Роскадастр" (до внесения Законом 2021 г. N 449-ФЗ изменения говорилось о ФГБУ "ФКП Росреестра"), единый портал, региональные порталы государственных и муниципальных услуг, единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, а также автоматизированные информационные системы многофункциональных центров, единую информационную систему нотариата.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В первоначальной редакции ч. 25 комментируемой статьи указывалось на исключение из установленного данной частью запрета - это официальный сайта органа регистрации прав и официальный сайт ФГБУ "ФКП Росреестра". Соответствующее положение из данной части исключено с 6 декабря 2021 г. Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 408-ФЗ, принятым по вопросу о государственной регистрации прав на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Этим же Законом с указанной даты введена ч. 27.1 комментируемой статьи, согласно действующей редакции которой установленный в ч. 25 комментируемой статьи запрет не распространяется на официальный сайт органа регистрации прав, официальный сайт ППК "Роскадастр" (до внесения Законом 2021 г. N 449-ФЗ изменения говорилось о ФГБУ "ФКП Росреестра"), единый портал, региональные порталы государственных и муниципальных услуг, единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, а также автоматизированные информационные системы многофункциональных центров, единую информационную систему нотариата.
Статья: Цифровизация деятельности органов публичной власти в современной России
(Тищенко С.В., Брагова О.В., Кирсанова А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Современные тенденции внедрения в повседневную жизнь общества цифровых технологий обусловливают необходимость создания и развития цифрового пространства в деятельности органов исполнительной власти. Так, например, 30 апреля 2021 г. вступил в действие Федеральный закон N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, регламентирующий переход на электронный формат взаимодействия с многофункциональными центрами предоставления государственных услуг (далее - МФЦ). Принятие указанного Закона является частью масштабной работы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации (далее - Росреестр) по отказу от бумажного документооборота и цифровизации архивов различных ведомств (проект "Стоп-бумага"), которая была начата еще в 2020 г.
(Тищенко С.В., Брагова О.В., Кирсанова А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Современные тенденции внедрения в повседневную жизнь общества цифровых технологий обусловливают необходимость создания и развития цифрового пространства в деятельности органов исполнительной власти. Так, например, 30 апреля 2021 г. вступил в действие Федеральный закон N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, регламентирующий переход на электронный формат взаимодействия с многофункциональными центрами предоставления государственных услуг (далее - МФЦ). Принятие указанного Закона является частью масштабной работы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации (далее - Росреестр) по отказу от бумажного документооборота и цифровизации архивов различных ведомств (проект "Стоп-бумага"), которая была начата еще в 2020 г.