Взаимодействие прокуратуры и налоговой
Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимодействие прокуратуры и налоговой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как взаимодействуют налоговые и правоохранительные органы при выявлении признаков налоговых преступлений
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как взаимодействуют налоговые органы и органы прокуратуры РФ при выявлении признаков налоговых преступлений
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как взаимодействуют налоговые органы и органы прокуратуры РФ при выявлении признаков налоговых преступлений
Статья: Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия в налоговой сфере по противодействию преступности
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)В системе противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям важное значение имеет взаимодействие органов прокуратуры с налоговыми и правоохранительными органами. Оно базируется на нормах Закона о прокуратуре, в соответствии с которыми прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, а также координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, и положений Указа Президента Российской Федерации от 18.04.1996 N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью".
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)В системе противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям важное значение имеет взаимодействие органов прокуратуры с налоговыми и правоохранительными органами. Оно базируется на нормах Закона о прокуратуре, в соответствии с которыми прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, а также координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, и положений Указа Президента Российской Федерации от 18.04.1996 N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью".
Нормативные акты
Приказ МНС РФ от 23.04.2001 N БГ-3-18/131
(ред. от 11.10.2005)
"О ликвидации Комиссии МНС России по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов"5. По вопросам отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, управлениям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации обеспечить взаимодействие с территориальными органами ФСНП России, МВД России, а также органами прокуратуры.
(ред. от 11.10.2005)
"О ликвидации Комиссии МНС России по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов"5. По вопросам отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, управлениям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации обеспечить взаимодействие с территориальными органами ФСНП России, МВД России, а также органами прокуратуры.
Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1507
(ред. от 10.07.2025)
"Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники"судам, органам прокуратуры, следствия, дознания, налоговым органам и иным органам государственной власти, арбитражным управляющим, назначенным в установленном порядке, нотариусам, подразделениям Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и органам гостехнадзора при помощи единой системы межведомственного электронного взаимодействия или по письменным запросам.
(ред. от 10.07.2025)
"Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники"судам, органам прокуратуры, следствия, дознания, налоговым органам и иным органам государственной власти, арбитражным управляющим, назначенным в установленном порядке, нотариусам, подразделениям Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и органам гостехнадзора при помощи единой системы межведомственного электронного взаимодействия или по письменным запросам.
Статья: Оперативный контроль в системе государственного контроля (надзора): проблемы реализации и пути повышения эффективности
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Вместе с тем действующий мораторий на проведение проверок накладывает определенные ограничения на контрольную работу налоговых органов, но не запрещает ни одно из названных контрольных (надзорных) мероприятий, полномочия на проведение которых имеют налоговые органы. Таким образом, налоговые органы вправе проводить все эти мероприятия, причем на наблюдение и выездное обследование никакие ограничения и вовсе не распространяются, так как они проводятся без взаимодействия с налогоплательщиком, что прямо выведено из-под действия моратория (п. 10 Постановления N 336).
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Вместе с тем действующий мораторий на проведение проверок накладывает определенные ограничения на контрольную работу налоговых органов, но не запрещает ни одно из названных контрольных (надзорных) мероприятий, полномочия на проведение которых имеют налоговые органы. Таким образом, налоговые органы вправе проводить все эти мероприятия, причем на наблюдение и выездное обследование никакие ограничения и вовсе не распространяются, так как они проводятся без взаимодействия с налогоплательщиком, что прямо выведено из-под действия моратория (п. 10 Постановления N 336).
Статья: Особенности организационного обеспечения расследования налоговых преступлений
(Бурынин С.С.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)Реализация указанного назначения уголовного судопроизводства по налоговым преступлениям и решение основной задачи расследования напрямую связаны с их выявлением. Большинство уголовных дел о налоговых преступлениях подследственны следователям СК России. Они не являются субъектами выявления преступлений. Однако в целях надлежащего противодействия налоговой преступности важно организовать надлежащее взаимодействие с правоохранительными, контрольными и надзорными органами, в чьи задачи входит непосредственное выявление налоговых правонарушений.
(Бурынин С.С.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)Реализация указанного назначения уголовного судопроизводства по налоговым преступлениям и решение основной задачи расследования напрямую связаны с их выявлением. Большинство уголовных дел о налоговых преступлениях подследственны следователям СК России. Они не являются субъектами выявления преступлений. Однако в целях надлежащего противодействия налоговой преступности важно организовать надлежащее взаимодействие с правоохранительными, контрольными и надзорными органами, в чьи задачи входит непосредственное выявление налоговых правонарушений.
Статья: Совершенствование фискальной функции в условиях цифровой трансформации таможенной службы
(Левинская Е.В., Лунева М.С.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)До декабря 2023 г. ФТС России совместно с другими ведомствами (например, с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, ФНС России и Росавиацией) должны быть разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия, или соглашения об информационном обмене <5>. Взаимодействие государственных органов на основе изданных документов обеспечит сокращение сумм задолженностей по уплате таможенных пошлин, налогов и пени. В данных документах будут приведены алгоритмы действий, результатом которых станет цифровизация процесса поиска и последующего ареста имущества должника, повышение оперативности принятия таможенными органами мер, направленных на обеспечение взыскания задолженности.
(Левинская Е.В., Лунева М.С.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)До декабря 2023 г. ФТС России совместно с другими ведомствами (например, с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, ФНС России и Росавиацией) должны быть разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия, или соглашения об информационном обмене <5>. Взаимодействие государственных органов на основе изданных документов обеспечит сокращение сумм задолженностей по уплате таможенных пошлин, налогов и пени. В данных документах будут приведены алгоритмы действий, результатом которых станет цифровизация процесса поиска и последующего ареста имущества должника, повышение оперативности принятия таможенными органами мер, направленных на обеспечение взыскания задолженности.
Статья: Процессуальные особенности уголовного преследования по делам о налоговых преступлениях
(Шарипова А.Р.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Во-вторых, в целях обеспечения взыскания сумм неуплаченных налогов повсеместной практикой является наложение арестов на имущество как налогоплательщика-организации <17>, так и лиц, обвиняемых в совершении уклонения. Отметим, что поскольку уголовные дела возбуждаются уже после истечения сроков на добровольную уплату доначисленных налогов, пени и штрафа, то и налоговыми органами предпринимаются меры по принудительному взысканию этих средств, а также используются способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, предусмотренные гл. 11 НК РФ, в том числе арест имущества. Практика таких двойных арестов как одного и того же имущества, так и разного даже не будет нами оцениваться с точки зрения соблюдения права заинтересованных лиц (хотя очень неоднозначной представляется ситуация, когда организация-налогоплательщик, оспаривающая решение налогового органа в суде, добивается обеспечительных мер в виде снятия ареста налогового органа и остается с нулевым результатом, поскольку ему на смену приходит арест из уголовного дела). Обратим лишь внимание на исключительную важность с позиции государства обеспечения возможности взыскания налогов: на это регулярно обращает внимание прокуратура, требуя наложения арестов имущества по всем делам о налоговых преступлениях, невзирая на нюансы <18>. Указание на необходимость передачи ФНС России информации о полном перечне имущества организации-налогоплательщика, а также ее руководителей одновременно с материалами для возбуждения уголовного дела содержится в межведомственных соглашениях о взаимодействии <19>.
(Шарипова А.Р.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Во-вторых, в целях обеспечения взыскания сумм неуплаченных налогов повсеместной практикой является наложение арестов на имущество как налогоплательщика-организации <17>, так и лиц, обвиняемых в совершении уклонения. Отметим, что поскольку уголовные дела возбуждаются уже после истечения сроков на добровольную уплату доначисленных налогов, пени и штрафа, то и налоговыми органами предпринимаются меры по принудительному взысканию этих средств, а также используются способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, предусмотренные гл. 11 НК РФ, в том числе арест имущества. Практика таких двойных арестов как одного и того же имущества, так и разного даже не будет нами оцениваться с точки зрения соблюдения права заинтересованных лиц (хотя очень неоднозначной представляется ситуация, когда организация-налогоплательщик, оспаривающая решение налогового органа в суде, добивается обеспечительных мер в виде снятия ареста налогового органа и остается с нулевым результатом, поскольку ему на смену приходит арест из уголовного дела). Обратим лишь внимание на исключительную важность с позиции государства обеспечения возможности взыскания налогов: на это регулярно обращает внимание прокуратура, требуя наложения арестов имущества по всем делам о налоговых преступлениях, невзирая на нюансы <18>. Указание на необходимость передачи ФНС России информации о полном перечне имущества организации-налогоплательщика, а также ее руководителей одновременно с материалами для возбуждения уголовного дела содержится в межведомственных соглашениях о взаимодействии <19>.
Вопрос: Об обращениях о причинении (угрозе причинения) вреда охраняемым законом ценностям в части применения ККТ и применении ККТ при реализации игрового контента для использования во внутриигровых магазинах.
(Письмо ФНС России от 07.02.2024 N АБ-17-20/362@)Абзацем восьмым подпункта "а" пункта 3 Постановления N 336 установлено, что в 2022 - 2024 годах внеплановые (надзорные) контрольные мероприятия в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проводятся по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы (за исключением случаев, установленных частью 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ) при условии согласования с органами прокуратуры.
(Письмо ФНС России от 07.02.2024 N АБ-17-20/362@)Абзацем восьмым подпункта "а" пункта 3 Постановления N 336 установлено, что в 2022 - 2024 годах внеплановые (надзорные) контрольные мероприятия в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проводятся по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы (за исключением случаев, установленных частью 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ) при условии согласования с органами прокуратуры.
Статья: О направлениях совершенствования правил налогообложения недвижимого имущества физических лиц
(Пономарева К.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Во-первых, необходимо расширение налоговой базы посредством выявления объектов недвижимости, стоимость которых не была оценена должным образом, а также установление более тесного взаимодействия налоговых органов, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, органов прокуратуры и иных уполномоченных органов. Это позволит фиксировать новые объекты недвижимости или изменения в существующих атрибутах недвижимости (например, право собственности, тип постройки и вид использования). Расширение налоговой базы предполагает фиксацию объектов недвижимости сначала с помощью аэрофотосъемки, а затем с помощью физической проверки по месту нахождения объекта. Такой опыт успешно применяется в Московской области <17>. Картографирование объектов недвижимости позволит обеспечить учет всех объектов недвижимости в базе данных. В муниципальных образованиях, где нет подобной системы, целесообразно обеспечить совместимость данных по налогу на имущество, чтобы в будущем их можно было легко интегрировать в федеральную систему.
(Пономарева К.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Во-первых, необходимо расширение налоговой базы посредством выявления объектов недвижимости, стоимость которых не была оценена должным образом, а также установление более тесного взаимодействия налоговых органов, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, органов прокуратуры и иных уполномоченных органов. Это позволит фиксировать новые объекты недвижимости или изменения в существующих атрибутах недвижимости (например, право собственности, тип постройки и вид использования). Расширение налоговой базы предполагает фиксацию объектов недвижимости сначала с помощью аэрофотосъемки, а затем с помощью физической проверки по месту нахождения объекта. Такой опыт успешно применяется в Московской области <17>. Картографирование объектов недвижимости позволит обеспечить учет всех объектов недвижимости в базе данных. В муниципальных образованиях, где нет подобной системы, целесообразно обеспечить совместимость данных по налогу на имущество, чтобы в будущем их можно было легко интегрировать в федеральную систему.
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Правила взаимодействия контрольно-счетных органов между собой, с контрольно-счетными органами других субъектов РФ и муниципальных образований, а также со Счетной палатой, территориальными управлениями ЦБ РФ, налоговыми органами, органами прокуратуры, иными правоохранительными, надзорными и контрольными органами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований установлены ст. 18 Закона N 6-ФЗ.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Правила взаимодействия контрольно-счетных органов между собой, с контрольно-счетными органами других субъектов РФ и муниципальных образований, а также со Счетной палатой, территориальными управлениями ЦБ РФ, налоговыми органами, органами прокуратуры, иными правоохранительными, надзорными и контрольными органами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований установлены ст. 18 Закона N 6-ФЗ.
Статья: Проблемы и пути совершенствования взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Иной подход к взаимодействию упомянутых публичных субъектов выработан в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований" (ред. от 31 июля 2023 г.). Так, ч. 1 ст. 18 указанного нормативного акта определяет, что контрольно-счетные органы вправе взаимодействовать с налоговыми, правоохранительными, контрольными и надзорными органами, в том числе с органами прокуратуры. Кроме того, Закон устанавливает, что такое взаимодействие может быть оформлено соглашениями о взаимодействии и сотрудничестве.
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Иной подход к взаимодействию упомянутых публичных субъектов выработан в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований" (ред. от 31 июля 2023 г.). Так, ч. 1 ст. 18 указанного нормативного акта определяет, что контрольно-счетные органы вправе взаимодействовать с налоговыми, правоохранительными, контрольными и надзорными органами, в том числе с органами прокуратуры. Кроме того, Закон устанавливает, что такое взаимодействие может быть оформлено соглашениями о взаимодействии и сотрудничестве.
Статья: Банк России как орган публичного финансового контроля
(Антропцева И.О.)
("Банковское право", 2024, N 3)Сферы и системы, в которых и за которыми Банк России осуществляет контрольно-надзорные полномочия, являются ключевыми, поскольку от их стабильности и функционирования напрямую зависит движение денег, возможность аккумулирования и использования фондов денежных средств, при этом осуществляя организационно-правовое взаимодействие с другими органами. Например, обратимся к рассмотрению банковской системы, где главный банк страны реализует надзорные полномочия с момента регистрации кредитных организаций, осуществляя взаимодействие с Федеральной налоговой службой <7>, при осуществлении переводов денежных средств с участием кредитных организаций и субъектов национальной платежной системы, платежных систем, участвующих в операциях по переводу денежных средств, взаимодействует с уполномоченным органом по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и Генеральной прокуратурой РФ <8>; отдельно выстроены отношения по обмену информацией с Федеральной налоговой службой РФ, Федеральной таможенной службой <9> при выполнении полномочий по валютному контролю. Кроме того, формирование Национального финансового совета как органа управления Банка России подтверждает наличие согласованности и взаимодействия при принятии решения представительных, исполнительных органов власти с главным банком государства.
(Антропцева И.О.)
("Банковское право", 2024, N 3)Сферы и системы, в которых и за которыми Банк России осуществляет контрольно-надзорные полномочия, являются ключевыми, поскольку от их стабильности и функционирования напрямую зависит движение денег, возможность аккумулирования и использования фондов денежных средств, при этом осуществляя организационно-правовое взаимодействие с другими органами. Например, обратимся к рассмотрению банковской системы, где главный банк страны реализует надзорные полномочия с момента регистрации кредитных организаций, осуществляя взаимодействие с Федеральной налоговой службой <7>, при осуществлении переводов денежных средств с участием кредитных организаций и субъектов национальной платежной системы, платежных систем, участвующих в операциях по переводу денежных средств, взаимодействует с уполномоченным органом по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и Генеральной прокуратурой РФ <8>; отдельно выстроены отношения по обмену информацией с Федеральной налоговой службой РФ, Федеральной таможенной службой <9> при выполнении полномочий по валютному контролю. Кроме того, формирование Национального финансового совета как органа управления Банка России подтверждает наличие согласованности и взаимодействия при принятии решения представительных, исполнительных органов власти с главным банком государства.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- субъекта Российской Федерации и контрольно-счетные органы муниципальных образований при осуществлении своей деятельности вправе взаимодействовать между собой, с контрольно-счетными органами других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также со Счетной палатой Российской Федерации, с территориальными управлениями Центрального банка Российской Федерации, налоговыми органами, органами прокуратуры, иными правоохранительными, надзорными и контрольными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Контрольно-счетные органы вправе заключать с ними соглашения о сотрудничестве и взаимодействии;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- субъекта Российской Федерации и контрольно-счетные органы муниципальных образований при осуществлении своей деятельности вправе взаимодействовать между собой, с контрольно-счетными органами других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также со Счетной палатой Российской Федерации, с территориальными управлениями Центрального банка Российской Федерации, налоговыми органами, органами прокуратуры, иными правоохранительными, надзорными и контрольными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Контрольно-счетные органы вправе заключать с ними соглашения о сотрудничестве и взаимодействии;