Взаимодействие пфр и налоговой
Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимодействие пфр и налоговой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принципы и модели организации пенсионной системы государства
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)В течение восьми с половиной лет существования ЕСН установилось и функционировало в стационарном режиме финансовое и информационное взаимодействие между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом РФ, позволявшее финансировать пенсии, вести персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц и решать вопросы задолженности по страховым взносам. Но на протяжении этих лет решение о ЕСН подвергалось критике и корректировке. Причем критика сводилась в основном к терминологическим вопросам (страховые взносы не могут быть налогом потому, что они являются отложенной заработной платой и т.п.), поскольку с финансовой точки зрения обе схемы тождественны. В то же время переход от страховых взносов к ЕСН не сопровождался ни методическими разработками, ни организационно-экономическими мерами, видимо, в Правительстве посчитали, что раз закон принят, то остальное само собой образуется. Ухудшение положения с бюджетами внебюджетных социальных фондов после введения ЕСН было отмечено аудиторской проверкой Счетной палаты РФ в 2005 г. <13> В 2009 г. ЕСН был отменен: был принят Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, согласно которому администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) было возложено на Пенсионный фонд РФ.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)В течение восьми с половиной лет существования ЕСН установилось и функционировало в стационарном режиме финансовое и информационное взаимодействие между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом РФ, позволявшее финансировать пенсии, вести персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц и решать вопросы задолженности по страховым взносам. Но на протяжении этих лет решение о ЕСН подвергалось критике и корректировке. Причем критика сводилась в основном к терминологическим вопросам (страховые взносы не могут быть налогом потому, что они являются отложенной заработной платой и т.п.), поскольку с финансовой точки зрения обе схемы тождественны. В то же время переход от страховых взносов к ЕСН не сопровождался ни методическими разработками, ни организационно-экономическими мерами, видимо, в Правительстве посчитали, что раз закон принят, то остальное само собой образуется. Ухудшение положения с бюджетами внебюджетных социальных фондов после введения ЕСН было отмечено аудиторской проверкой Счетной палаты РФ в 2005 г. <13> В 2009 г. ЕСН был отменен: был принят Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, согласно которому администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) было возложено на Пенсионный фонд РФ.
Статья: Революционные новшества, или Как будут платить соцпособия в 2023 году (комментарий к Закону от 14.07.2022 N 237-ФЗ)
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2023, N 1)В 2022 г. в рамках прямых выплат ФСС в направляемом работодателю запросе сведений для назначения пособия мог указать предзаполненные данные о стаже и заработке работника. Ведь ФСС получал такую информацию из налоговой и ПФР в рамках межведомственного взаимодействия. Однако последнее слово все же оставалось за работодателем. При необходимости он мог исправить данные о заработке в соответствии с теми сведениями, которыми обладал.
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2023, N 1)В 2022 г. в рамках прямых выплат ФСС в направляемом работодателю запросе сведений для назначения пособия мог указать предзаполненные данные о стаже и заработке работника. Ведь ФСС получал такую информацию из налоговой и ПФР в рамках межведомственного взаимодействия. Однако последнее слово все же оставалось за работодателем. При необходимости он мог исправить данные о заработке в соответствии с теми сведениями, которыми обладал.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.06.2015 N 159-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"3) вправе направлять в целях исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 9 статьи 7 настоящего Федерального закона, в налоговые органы, таможенные органы, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, кредитные организации запросы о представлении информации и документов, в том числе сведений, составляющих налоговую, банковскую, служебную и коммерческую тайну, а также персональных данных. Перечень информации и документов, порядок и сроки их представления определяются соглашением о взаимодействии налоговых органов, таможенных органов, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации с государственным заказчиком. Государственный заказчик обязан хранить ставшие ему известными налоговую, банковскую, служебную и коммерческую тайну, персональные данные, обеспечивать конфиденциальность и безопасность указанных сведений и несет ответственность за их разглашение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(ред. от 28.12.2024)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"3) вправе направлять в целях исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 9 статьи 7 настоящего Федерального закона, в налоговые органы, таможенные органы, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, кредитные организации запросы о представлении информации и документов, в том числе сведений, составляющих налоговую, банковскую, служебную и коммерческую тайну, а также персональных данных. Перечень информации и документов, порядок и сроки их представления определяются соглашением о взаимодействии налоговых органов, таможенных органов, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации с государственным заказчиком. Государственный заказчик обязан хранить ставшие ему известными налоговую, банковскую, служебную и коммерческую тайну, персональные данные, обеспечивать конфиденциальность и безопасность указанных сведений и несет ответственность за их разглашение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Приказ ФНС России от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1267@
"Об утверждении Порядка взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в форме электронных документов, а также требований к формированию таких электронных документов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.02.2023 N 72314)6) Центральный банк Российской Федерации, уполномоченный на принятие решения о государственной регистрации кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов, в соответствии с Указанием Банка России от 14.01.2020 N 5387-У "О порядке взаимодействия Центрального банка Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам государственной регистрации кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10.04.2020, регистрационный N 58045).
"Об утверждении Порядка взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в форме электронных документов, а также требований к формированию таких электронных документов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.02.2023 N 72314)6) Центральный банк Российской Федерации, уполномоченный на принятие решения о государственной регистрации кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов, в соответствии с Указанием Банка России от 14.01.2020 N 5387-У "О порядке взаимодействия Центрального банка Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам государственной регистрации кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10.04.2020, регистрационный N 58045).
Статья: К вопросу о расширении полномочий нотариуса в условиях цифровизации
(Кириллова Е.А.)
("Нотариус", 2022, N 2)В современных условиях усиливаются межведомственные связи нотариата, так, взаимодействие с ФНС позволяет получать сведения в рамках наследственного дела о вкладах, счетах наследодателя, также нотариусы через налоговый орган запрашивают сведения об удостоверении договоров дарения. Обращаясь в Пенсионный фонд РФ, нотариус может получить сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета наследодателя, о пенсии, которая недополучена на день смерти и которую могут получить его наследники, некоторые другие важные сведения. Нотариус получает необходимые сведения из органов ЗАГС, например сведения о заключении или расторжении брака, рождении, смерти. Рассматривая тенденцию взаимодействия нотариата с различными органами, можно констатировать, что в дальнейшем нотариату необходимо наладить связи с пограничной службой, министерством труда, министерством социальной защиты и автоинспекцией. Кроме того, целесообразно разработать мобильное приложение "электронный нотариат", через которое граждане смогут получать необходимые сведения, а также доверенности на представление интересов в суде, на получение льготных лекарств в аптеках и пользоваться другими услугами нотариата, которые могут оказываться в дистанционном формате.
(Кириллова Е.А.)
("Нотариус", 2022, N 2)В современных условиях усиливаются межведомственные связи нотариата, так, взаимодействие с ФНС позволяет получать сведения в рамках наследственного дела о вкладах, счетах наследодателя, также нотариусы через налоговый орган запрашивают сведения об удостоверении договоров дарения. Обращаясь в Пенсионный фонд РФ, нотариус может получить сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета наследодателя, о пенсии, которая недополучена на день смерти и которую могут получить его наследники, некоторые другие важные сведения. Нотариус получает необходимые сведения из органов ЗАГС, например сведения о заключении или расторжении брака, рождении, смерти. Рассматривая тенденцию взаимодействия нотариата с различными органами, можно констатировать, что в дальнейшем нотариату необходимо наладить связи с пограничной службой, министерством труда, министерством социальной защиты и автоинспекцией. Кроме того, целесообразно разработать мобильное приложение "электронный нотариат", через которое граждане смогут получать необходимые сведения, а также доверенности на представление интересов в суде, на получение льготных лекарств в аптеках и пользоваться другими услугами нотариата, которые могут оказываться в дистанционном формате.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Порядок дальнейшего взаимодействия Банка России и ФНС регулируется Указанием Банка России от 14.01.2020 N 5387-У "О порядке взаимодействия Центрального банка Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам государственной регистрации кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов".
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Порядок дальнейшего взаимодействия Банка России и ФНС регулируется Указанием Банка России от 14.01.2020 N 5387-У "О порядке взаимодействия Центрального банка Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам государственной регистрации кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов".
Статья: Банк России как орган публичного финансового контроля
(Антропцева И.О.)
("Банковское право", 2024, N 3)<7> Указание Банка России от 14 января 2020 г. N 5387-У "О порядке взаимодействия Центрального банка Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам государственной регистрации кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов" // Вестник Банка России. 2020. N 29.
(Антропцева И.О.)
("Банковское право", 2024, N 3)<7> Указание Банка России от 14 января 2020 г. N 5387-У "О порядке взаимодействия Центрального банка Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам государственной регистрации кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов" // Вестник Банка России. 2020. N 29.
Статья: Исполнительное производство и судебное администрирование: содержание и новые приоритеты
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 4)На основании предъявленных исполнительных документов уполномоченные подразделения Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП России) формируют не только исполнительные производства, но и электронные банки данных (ст. 6.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). В том числе в рассматриваемом электронном хранилище информации консолидируются сведения о дате принятия судебного акта, виде исполнительного документа и иные сведения, формируемые в ходе судебной деятельности. Рассматриваемый порядок создает основы для межведомственного взаимодействия, что и реализуется в настоящее время Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. В частности, в его отчете за 2021 г. содержатся сведения об участии данного государственного органа в совершенствовании законодательства об исполнительном производстве в части формулировки новых правил об оказании содействия участникам судопроизводства в предоставлении идентификаторов должника на основании запросов суда, направляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, налоговые органы, органы внутренних дел <7>.
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 4)На основании предъявленных исполнительных документов уполномоченные подразделения Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП России) формируют не только исполнительные производства, но и электронные банки данных (ст. 6.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). В том числе в рассматриваемом электронном хранилище информации консолидируются сведения о дате принятия судебного акта, виде исполнительного документа и иные сведения, формируемые в ходе судебной деятельности. Рассматриваемый порядок создает основы для межведомственного взаимодействия, что и реализуется в настоящее время Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. В частности, в его отчете за 2021 г. содержатся сведения об участии данного государственного органа в совершенствовании законодательства об исполнительном производстве в части формулировки новых правил об оказании содействия участникам судопроизводства в предоставлении идентификаторов должника на основании запросов суда, направляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, налоговые органы, органы внутренних дел <7>.
Статья: Некоторые налогово-правовые вопросы при добровольной ликвидации кредитной организации
(Прошунин М.М.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)При этом в соответствии с указанием Банка России от 14 января 2020 N 5387-У "О порядке взаимодействия Центрального банка Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам государственной регистрации кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов" передача документов между Банком России и ФНС России осуществляется в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия <10>.
(Прошунин М.М.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)При этом в соответствии с указанием Банка России от 14 января 2020 N 5387-У "О порядке взаимодействия Центрального банка Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам государственной регистрации кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов" передача документов между Банком России и ФНС России осуществляется в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия <10>.
Статья: Использование финансовой информации в сотрудничестве государств по выявлению и пресечению преступлений
(Клещенко Ю.Г.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 3)Директива Европейского Парламента и Совета ЕС 2019/1153 <9> (далее - Директива) способствует более быстрому и эффективному расследованию преступлений, связанных с незаконными финансовыми операциями, ОД/ФТ, а также налоговыми преступлениями. Улучшение взаимодействия и обмена финансовой информацией <10> между правоохранительными органами и ПФР также является важным аспектом этой Директивы. Эти меры помогают укрепить общую безопасность в ЕС и за его пределами, обеспечивая более эффективное противодействие организованной преступности.
(Клещенко Ю.Г.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 3)Директива Европейского Парламента и Совета ЕС 2019/1153 <9> (далее - Директива) способствует более быстрому и эффективному расследованию преступлений, связанных с незаконными финансовыми операциями, ОД/ФТ, а также налоговыми преступлениями. Улучшение взаимодействия и обмена финансовой информацией <10> между правоохранительными органами и ПФР также является важным аспектом этой Директивы. Эти меры помогают укрепить общую безопасность в ЕС и за его пределами, обеспечивая более эффективное противодействие организованной преступности.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Примечательно, что, несмотря на отсутствие в комментируемой норме обязанности заключения соглашений между ФНС и ПФР по вопросу постановки на учет страхователей, такие соглашения в действительности имеются: Соглашение ФНС России N ММВ-23-11/26@, ПФР N АД-09-31/сог/79 от 30.11.2016 "Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации" и Соглашение ФНС России N ММВ-27-2/5, ПФР N АД-30-33/04сог от 22 февраля 2011 г. "По взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации".
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Примечательно, что, несмотря на отсутствие в комментируемой норме обязанности заключения соглашений между ФНС и ПФР по вопросу постановки на учет страхователей, такие соглашения в действительности имеются: Соглашение ФНС России N ММВ-23-11/26@, ПФР N АД-09-31/сог/79 от 30.11.2016 "Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации" и Соглашение ФНС России N ММВ-27-2/5, ПФР N АД-30-33/04сог от 22 февраля 2011 г. "По взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации".
Ситуация: Как получить льготы и субсидии по оплате коммунальных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документы о доходах заявителя и членов семьи заявителя, техническая возможность получения которых в рамках межведомственного информационного взаимодействия отсутствует (при наличии таких документов) (например, о размере негосударственной пенсии, выплачиваемой негосударственным пенсионным фондом, стипендии и иных денежных выплат обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, о налогооблагаемых доходах от реализации имущества, а также от сдачи имущества в аренду (наем, поднаем), и т.д.);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документы о доходах заявителя и членов семьи заявителя, техническая возможность получения которых в рамках межведомственного информационного взаимодействия отсутствует (при наличии таких документов) (например, о размере негосударственной пенсии, выплачиваемой негосударственным пенсионным фондом, стипендии и иных денежных выплат обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, о налогооблагаемых доходах от реализации имущества, а также от сдачи имущества в аренду (наем, поднаем), и т.д.);