Взаимодействие фнс с правоохранительными органами
Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимодействие фнс с правоохранительными органами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02.02.2023 N 77-235/2023 (УИД 56RS0008-01-2021-000786-71)
Приговор: По ч. 1 ст. 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов).
Постановление: Акты оставлены без изменения.Вопреки утверждениям стороны защиты, судом дана оценка очередности списания денежных средств со счета, письму ФНС России от 2.06.2016 г N ГД-4-8/9849 "Об организации работы по взаимодействию работы с правоохранительными органами в случае выявления признаков налоговых преступлений", на которое ссылается сторона защиты и, которое никак не свидетельствует о невиновности осужденного, а лишь является рекомендацией Минфина РФ и ФНС России об организации взаимодействия с правоохранительными органами в случаях выявления налоговых преступлений, доводам стороны защиты о том, что осужденный действовал в условиях крайней необходимости.
Приговор: По ч. 1 ст. 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов).
Постановление: Акты оставлены без изменения.Вопреки утверждениям стороны защиты, судом дана оценка очередности списания денежных средств со счета, письму ФНС России от 2.06.2016 г N ГД-4-8/9849 "Об организации работы по взаимодействию работы с правоохранительными органами в случае выявления признаков налоговых преступлений", на которое ссылается сторона защиты и, которое никак не свидетельствует о невиновности осужденного, а лишь является рекомендацией Минфина РФ и ФНС России об организации взаимодействия с правоохранительными органами в случаях выявления налоговых преступлений, доводам стороны защиты о том, что осужденный действовал в условиях крайней необходимости.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор успешных практик уклонения от налогообложения от ФНС
(Шелег Е.Е.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 2)ФНС отметила, что при взаимодействии налоговых и правоохранительных органов в ряде регионов сформирована успешная практика устранения схем уклонения от налогообложения при установленных (одновременно) трех критериях:
(Шелег Е.Е.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 2)ФНС отметила, что при взаимодействии налоговых и правоохранительных органов в ряде регионов сформирована успешная практика устранения схем уклонения от налогообложения при установленных (одновременно) трех критериях:
Статья: Банковская тайна в уголовном судопроизводстве: коллизии толкования и правоприменения
(Грачев С.А.)
("Российский следователь", 2021, N 8)В случае необходимости получения банковской информации для нужд доследственной проверки следователь в порядке ст. 144 УПК РФ вынужден направлять поручение о проведении ОРМ в оперативные подразделения о получении информации о счетах. Кроме того, следователь в порядке ст. 144 УПК РФ вправе направить запрос в порядке истребования необходимых предметов и документов, который обязателен для учреждений и организаций, которым он адресован. В кредитную организацию следователь такой запрос направлять не может, поэтому в последнее время в практической деятельности органов предварительного расследования активно используется получение данной информации у налоговых органов. Последние в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ получают информацию от банков об открытии счетов, по операциям с валютой, по суммам, требующим государственного контроля, и проч. Нормативных оснований для такого информационного взаимодействия достаточно. Это и сам Налоговый кодекс РФ, и соглашения между Федеральной налоговой службой и правоохранительными органами по линии информационного взаимодействия.
(Грачев С.А.)
("Российский следователь", 2021, N 8)В случае необходимости получения банковской информации для нужд доследственной проверки следователь в порядке ст. 144 УПК РФ вынужден направлять поручение о проведении ОРМ в оперативные подразделения о получении информации о счетах. Кроме того, следователь в порядке ст. 144 УПК РФ вправе направить запрос в порядке истребования необходимых предметов и документов, который обязателен для учреждений и организаций, которым он адресован. В кредитную организацию следователь такой запрос направлять не может, поэтому в последнее время в практической деятельности органов предварительного расследования активно используется получение данной информации у налоговых органов. Последние в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ получают информацию от банков об открытии счетов, по операциям с валютой, по суммам, требующим государственного контроля, и проч. Нормативных оснований для такого информационного взаимодействия достаточно. Это и сам Налоговый кодекс РФ, и соглашения между Федеральной налоговой службой и правоохранительными органами по линии информационного взаимодействия.
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, ссылаясь на то, что в порядке межведомственного взаимодействия управлением от правоохранительных органов получена информация об отсутствии реальности поставки оборудования, фальсификации доказательств, подтверждающих поставку.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, ссылаясь на то, что в порядке межведомственного взаимодействия управлением от правоохранительных органов получена информация об отсутствии реальности поставки оборудования, фальсификации доказательств, подтверждающих поставку.
Приказ ФНС России от 25.09.2025 N БВ-7-10/828@
"О перечне документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы и подлежащих отправке на бумажном носителе при отсутствии возможности направления в электронном виде"Документы межведомственного взаимодействия с правоохранительными органами и органами СК России
"О перечне документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы и подлежащих отправке на бумажном носителе при отсутствии возможности направления в электронном виде"Документы межведомственного взаимодействия с правоохранительными органами и органами СК России
Статья: Стандарты доказывания и осмотрительности в работе налоговых органов и деятельности предпринимателей (тенденции)
(Терещенко Т.А., Амельчук В.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)30 декабря 2022 года Федеральная налоговая служба (ФНС России) письмом N СД-4-18/17916@ утвердила согласованный со Следственным комитетом Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации Обзор успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения (далее - Обзор). Целью Обзора, очевидно, является повышение эффективности взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения, а также возмещению ущерба.
(Терещенко Т.А., Амельчук В.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)30 декабря 2022 года Федеральная налоговая служба (ФНС России) письмом N СД-4-18/17916@ утвердила согласованный со Следственным комитетом Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации Обзор успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения (далее - Обзор). Целью Обзора, очевидно, является повышение эффективности взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения, а также возмещению ущерба.
Статья: Рискориентированный подход как гарант налоговой безопасности государства
(Ефремова Т.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)В рамках функционирования системы управления налоговыми рисками государства в процессе администрирования налоговых платежей порядок взаимодействия контролирующих органов предполагает непосредственное участие мегарегулятора финансового рынка (Банка России), Росфиннадзора, Росфинмониторинга, правоохранительных органов, Счетной палаты РФ, Таможенной службы РФ. В этой связи условия взаимодействия необходимо закрепить федеральными нормативными актами (приказами и распоряжениями), определяющими работу Федеральной налоговой службы в части: внедрения системы анализа и управления рисками при осуществлении процедур налогового контроля на всех этапах жизненного цикла; анализа причин возникновения рисков; систематизации и анализа информации о результатах применения налоговыми органами профилей риска, что определяет их эффективность; внедрения и обеспечения функционирования системы анализа и управления рисками служебной деятельности сотрудников ФНС в целях пресечения коррупционных сделок.
(Ефремова Т.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)В рамках функционирования системы управления налоговыми рисками государства в процессе администрирования налоговых платежей порядок взаимодействия контролирующих органов предполагает непосредственное участие мегарегулятора финансового рынка (Банка России), Росфиннадзора, Росфинмониторинга, правоохранительных органов, Счетной палаты РФ, Таможенной службы РФ. В этой связи условия взаимодействия необходимо закрепить федеральными нормативными актами (приказами и распоряжениями), определяющими работу Федеральной налоговой службы в части: внедрения системы анализа и управления рисками при осуществлении процедур налогового контроля на всех этапах жизненного цикла; анализа причин возникновения рисков; систематизации и анализа информации о результатах применения налоговыми органами профилей риска, что определяет их эффективность; внедрения и обеспечения функционирования системы анализа и управления рисками служебной деятельности сотрудников ФНС в целях пресечения коррупционных сделок.
Статья: О порядке передачи материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по статьям 198 - 199.2 УК РФ
(Разгильдиева М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)Таким образом, порядок взаимодействия между налоговыми и правоохранительными органами может быть определен в законодательстве, ведомственных приказах и соглашениях. Правила, установленные ведомственными приказами, являются по своей сути административно-правовыми. Они регламентируют порядок реализации полномочий, прямо предусмотренных в НК РФ, но не содержат налогово-правовых норм.
(Разгильдиева М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)Таким образом, порядок взаимодействия между налоговыми и правоохранительными органами может быть определен в законодательстве, ведомственных приказах и соглашениях. Правила, установленные ведомственными приказами, являются по своей сути административно-правовыми. Они регламентируют порядок реализации полномочий, прямо предусмотренных в НК РФ, но не содержат налогово-правовых норм.
Вопрос: Об исчислении земельного налога в отношении садовых участков, используемых в предпринимательской деятельности.
(Письмо ФНС России от 07.06.2023 N БС-4-21/7173@)В частности, к таким документам (сведениям) относятся сведения, указанные в подпункте 2 пункта 18 статьи 396 Кодекса, полученные налоговыми органами от органов, осуществляющих государственный земельный надзор, а также могут относиться сведения, представленные в налоговые органы органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль (например, по запросу налогового органа), материалы проверок правоохранительных органов, полученные налоговым органом в соответствии с законодательством, сведения, содержащиеся в полученной налоговым органом налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и т.д.
(Письмо ФНС России от 07.06.2023 N БС-4-21/7173@)В частности, к таким документам (сведениям) относятся сведения, указанные в подпункте 2 пункта 18 статьи 396 Кодекса, полученные налоговыми органами от органов, осуществляющих государственный земельный надзор, а также могут относиться сведения, представленные в налоговые органы органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль (например, по запросу налогового органа), материалы проверок правоохранительных органов, полученные налоговым органом в соответствии с законодательством, сведения, содержащиеся в полученной налоговым органом налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и т.д.
Статья: Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия в налоговой сфере по противодействию преступности
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)В системе противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям важное значение имеет взаимодействие органов прокуратуры с налоговыми и правоохранительными органами. Оно базируется на нормах Закона о прокуратуре, в соответствии с которыми прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, а также координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, и положений Указа Президента Российской Федерации от 18.04.1996 N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью".
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)В системе противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям важное значение имеет взаимодействие органов прокуратуры с налоговыми и правоохранительными органами. Оно базируется на нормах Закона о прокуратуре, в соответствии с которыми прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, а также координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, и положений Указа Президента Российской Федерации от 18.04.1996 N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью".
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)13 февраля 2012 г. заключено Соглашение о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой N 101-162-12/ММВ-27-2/3. Порядок взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов при возбуждении и расследовании уголовных дел о налоговых преступлениях утвержден Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 286, Федеральной налоговой службы N ММВ-7-2/232@, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации от 08.06.2015 "Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями".
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)13 февраля 2012 г. заключено Соглашение о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой N 101-162-12/ММВ-27-2/3. Порядок взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов при возбуждении и расследовании уголовных дел о налоговых преступлениях утвержден Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 286, Федеральной налоговой службы N ММВ-7-2/232@, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации от 08.06.2015 "Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями".
Статья: Виды взаимодействия с контрольно-надзорными органами при выявлении, расследовании и предупреждении преступлений
(Антонов О.Ю.)
("Российский следователь", 2021, N 4)<10> См., напр.: Джемелинский В.А., Кулиш М.В., Лебедева А.Д. Взаимодействие следователя и представителей Федеральной налоговой службы России при расследовании и предупреждении налоговых преступлений: моногр. Краснодар: КСЭИ, 2018.
(Антонов О.Ю.)
("Российский следователь", 2021, N 4)<10> См., напр.: Джемелинский В.А., Кулиш М.В., Лебедева А.Д. Взаимодействие следователя и представителей Федеральной налоговой службы России при расследовании и предупреждении налоговых преступлений: моногр. Краснодар: КСЭИ, 2018.
Статья: Принцип прозрачности (открытости) бизнеса в структуре антикоррупционной политики государства: проблемы и решения
(Казачкова З.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Новые механизмы прозрачности выстраиваются по линии большей информационной открытости бизнеса, в контексте совершенствования законодательства, уточнения параметров взаимодействия правоохранительных и налоговых органов, совершенствования внутрифирменного антикоррупционного комплаенса, в парадигме информационного обмена и административного сотрудничества в области налогообложения между государствами <8>.
(Казачкова З.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Новые механизмы прозрачности выстраиваются по линии большей информационной открытости бизнеса, в контексте совершенствования законодательства, уточнения параметров взаимодействия правоохранительных и налоговых органов, совершенствования внутрифирменного антикоррупционного комплаенса, в парадигме информационного обмена и административного сотрудничества в области налогообложения между государствами <8>.
Статья: Процессуальные аспекты возбуждения уголовных дел по ст. 199.2 УК РФ с учетом введения ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ
(Горобец Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)<4> Письмо ФНС России от 2 июня 2016 г. N ГД-4-8/9849 "Об организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случаях выявления признаков налоговых преступлений" // СПС "КонсультантПлюс".
(Горобец Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)<4> Письмо ФНС России от 2 июня 2016 г. N ГД-4-8/9849 "Об организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случаях выявления признаков налоговых преступлений" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Особенности организационного обеспечения расследования налоговых преступлений
(Бурынин С.С.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)Реализация указанного назначения уголовного судопроизводства по налоговым преступлениям и решение основной задачи расследования напрямую связаны с их выявлением. Большинство уголовных дел о налоговых преступлениях подследственны следователям СК России. Они не являются субъектами выявления преступлений. Однако в целях надлежащего противодействия налоговой преступности важно организовать надлежащее взаимодействие с правоохранительными, контрольными и надзорными органами, в чьи задачи входит непосредственное выявление налоговых правонарушений.
(Бурынин С.С.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)Реализация указанного назначения уголовного судопроизводства по налоговым преступлениям и решение основной задачи расследования напрямую связаны с их выявлением. Большинство уголовных дел о налоговых преступлениях подследственны следователям СК России. Они не являются субъектами выявления преступлений. Однако в целях надлежащего противодействия налоговой преступности важно организовать надлежащее взаимодействие с правоохранительными, контрольными и надзорными органами, в чьи задачи входит непосредственное выявление налоговых правонарушений.