Вызов налогоплательщика в налоговый орган
Подборка наиболее важных документов по запросу Вызов налогоплательщика в налоговый орган (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган принял в отношении общества обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение без согласия налогового органа имущества, а также приостановления операций по счетам в банках. В целях выявления источников взыскания задолженности, образовавшейся в результате доначислений по проверке, налоговый орган направил в адрес общества запросы о наличии имущества, дебиторской задолженности, уведомление о вызове в налоговый орган по вопросу принятия обеспечительных мер, информация налогоплательщиком предоставлена не была, по вызову налогового органа налогоплательщик не явился. Налогоплательщик оспорил решение о принятии обеспечительных мер в части приостановления операций по счетам. Суд признал решение налогового органа законным, отметив, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок принятия обеспечительных мер, сведения о наличии готовой продукции, сырья и материалов налогоплательщик не представил, а полученные налоговым органом данные свидетельствуют о снижении выручки, поступлений на расчетный счет общества, прибыли, отсутствии достаточного для погашения задолженности имущества, что свидетельствует о возможной неплатежеспособности налогоплательщика в будущем.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган принял в отношении общества обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение без согласия налогового органа имущества, а также приостановления операций по счетам в банках. В целях выявления источников взыскания задолженности, образовавшейся в результате доначислений по проверке, налоговый орган направил в адрес общества запросы о наличии имущества, дебиторской задолженности, уведомление о вызове в налоговый орган по вопросу принятия обеспечительных мер, информация налогоплательщиком предоставлена не была, по вызову налогового органа налогоплательщик не явился. Налогоплательщик оспорил решение о принятии обеспечительных мер в части приостановления операций по счетам. Суд признал решение налогового органа законным, отметив, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок принятия обеспечительных мер, сведения о наличии готовой продукции, сырья и материалов налогоплательщик не представил, а полученные налоговым органом данные свидетельствуют о снижении выручки, поступлений на расчетный счет общества, прибыли, отсутствии достаточного для погашения задолженности имущества, что свидетельствует о возможной неплатежеспособности налогоплательщика в будущем.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 76 "Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам общества в банках и обязании инспекции выплатить обществу проценты, предусмотренные п. 9.2 ст. 76 НК РФ. Суд установил, что в ходе проверки налоговым органом были выявлены основания для применения обеспечительных мер. Для выяснения имущественного положения налогоплательщика налоговый орган направил уведомление о вызове руководителя общества для дачи пояснений по вопросу имущественного положения общества. Представитель общества в инспекцию не явился, ввиду чего налоговый орган посчитал, что сведения о составе имущества предприятия не представлены, следовательно, общество не имеет достаточного имущества, что при наличии задолженности по налогам может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения. Вышестоящий налоговый орган отменил решение о принятии обеспечительных мер, указав, что исходя из данных бухгалтерского баланса можно было установить, что на момент вынесения решения у общества имелось имущество, которое должно было быть учтено в целях обеспечения исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Суд отклонил ссылку налогового органа на наличие оснований для прекращения производства по делу ввиду отмены оспариваемого решения вышестоящим налоговым органом, так как оспаривание обществом решения инспекции о принятии обеспечительных мер связано в том числе с восстановлением прав налогоплательщика путем взыскания процентов. Суд пришел к выводу о правомерности заявленных обществом требований, так как взыскание с налогового органа установленных абз. 2 п. 9.2 ст. 76 НК РФ процентов носит компенсационный характер и не связано с необходимостью доказывания налогоплательщиком причиненного ему прямого ущерба.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам общества в банках и обязании инспекции выплатить обществу проценты, предусмотренные п. 9.2 ст. 76 НК РФ. Суд установил, что в ходе проверки налоговым органом были выявлены основания для применения обеспечительных мер. Для выяснения имущественного положения налогоплательщика налоговый орган направил уведомление о вызове руководителя общества для дачи пояснений по вопросу имущественного положения общества. Представитель общества в инспекцию не явился, ввиду чего налоговый орган посчитал, что сведения о составе имущества предприятия не представлены, следовательно, общество не имеет достаточного имущества, что при наличии задолженности по налогам может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения. Вышестоящий налоговый орган отменил решение о принятии обеспечительных мер, указав, что исходя из данных бухгалтерского баланса можно было установить, что на момент вынесения решения у общества имелось имущество, которое должно было быть учтено в целях обеспечения исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Суд отклонил ссылку налогового органа на наличие оснований для прекращения производства по делу ввиду отмены оспариваемого решения вышестоящим налоговым органом, так как оспаривание обществом решения инспекции о принятии обеспечительных мер связано в том числе с восстановлением прав налогоплательщика путем взыскания процентов. Суд пришел к выводу о правомерности заявленных обществом требований, так как взыскание с налогового органа установленных абз. 2 п. 9.2 ст. 76 НК РФ процентов носит компенсационный характер и не связано с необходимостью доказывания налогоплательщиком причиненного ему прямого ущерба.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Налоговый контроль: основные определения
(Издательство "Главная книга", 2025)вызов для дачи пояснений. Уведомление о вызове инспекция может прислать как при проверке, так и вне ее. Подготовьте подтверждающие бумаги и решите, кто пойдет в инспекцию. Всем, кроме руководителя, сделайте доверенность (ст. 31 НК РФ);
(Издательство "Главная книга", 2025)вызов для дачи пояснений. Уведомление о вызове инспекция может прислать как при проверке, так и вне ее. Подготовьте подтверждающие бумаги и решите, кто пойдет в инспекцию. Всем, кроме руководителя, сделайте доверенность (ст. 31 НК РФ);
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
Вопрос: Налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений (уточнения информации) в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Дата явки не указана, только время работы налогового органа. Установлен ли срок явки? Могут ли быть применены меры ответственности в случае неявки в течение месяца?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Вопрос: Налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений (уточнения информации) в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Дата явки не указана, только время работы налогового органа. Установлен ли срок явки? Могут ли быть применены меры ответственности в случае неявки в течение месяца?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Вопрос: Налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений (уточнения информации) в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Дата явки не указана, только время работы налогового органа. Установлен ли срок явки? Могут ли быть применены меры ответственности в случае неявки в течение месяца?
Готовое решение: Какие контрольные мероприятия инспекторы могут проводить вне рамок налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2025)1. Могут ли вызывать налогоплательщика в инспекцию вне рамок налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2025)1. Могут ли вызывать налогоплательщика в инспекцию вне рамок налоговых проверок
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган
Статья: Налоговая комиссия по НДС: как защитить свои права?
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 11)Практически каждый налогоплательщик, являющийся плательщиком НДС, получал повестку о вызове в налоговый орган для информирования о наличии у него так называемых разрывов по НДС и предложения добровольно уплатить сумму налога за своих контрагентов в бюджет. Несмотря на стандартность аргументов налоговых инспекций, каждый случай (и, соответственно, конечное решение о подаче уточненных деклараций) носит индивидуальный характер. В статье анализируем основные типовые ситуации и даем рекомендации, как налогоплательщик может защитить свои права. Разбираем рекомендации и разъяснения Следственного комитета, ФНС и Минфина России, а также судебную практику.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 11)Практически каждый налогоплательщик, являющийся плательщиком НДС, получал повестку о вызове в налоговый орган для информирования о наличии у него так называемых разрывов по НДС и предложения добровольно уплатить сумму налога за своих контрагентов в бюджет. Несмотря на стандартность аргументов налоговых инспекций, каждый случай (и, соответственно, конечное решение о подаче уточненных деклараций) носит индивидуальный характер. В статье анализируем основные типовые ситуации и даем рекомендации, как налогоплательщик может защитить свои права. Разбираем рекомендации и разъяснения Следственного комитета, ФНС и Минфина России, а также судебную практику.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамВ случае вызова в инспекцию для дачи пояснений на основании пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ целесообразно явиться в налоговый орган. Уклонение должностного лица организации (индивидуального предпринимателя) от явки в данном случае может повлечь административную ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 4000 руб. (абз. 2 ст. 2.4, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, Письма Минфина России от 09.04.2010 N 03-02-08/21, ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 (п. 2.3)). При этом указанная ответственность может быть применена за неявку по вызову инспекции, а не за отказ от дачи пояснений (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 (п. 2.3)).
Вопрос: В июне 2025 г. налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговый орган в связи с обнаруженными расхождениями в декларации по НДС за 2021 г. В уведомлении содержится предложение самостоятельно исправить ошибку. Должен ли представитель налогоплательщика исполнить уведомление и явиться на вызов в налоговый орган?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Вопрос: В июне 2025 г. налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговый орган в связи с обнаруженными расхождениями в декларации по НДС за 2021 г. Также в уведомлении содержится предложение самостоятельно исправить ошибку. Правомерна ли проверка декларации за 2021 г. с учетом того, что сроки проверки декларации прошли? Должен ли представитель налогоплательщика исполнить уведомление и явиться на вызов в налоговый орган?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Вопрос: В июне 2025 г. налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговый орган в связи с обнаруженными расхождениями в декларации по НДС за 2021 г. Также в уведомлении содержится предложение самостоятельно исправить ошибку. Правомерна ли проверка декларации за 2021 г. с учетом того, что сроки проверки декларации прошли? Должен ли представитель налогоплательщика исполнить уведомление и явиться на вызов в налоговый орган?
Статья: Налоговые комиссии как скрытая форма налогового контроля
(Колозина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)В этом случае следует учитывать, что если налогоплательщик игнорировал вызов в налоговую инспекцию на комиссию, то его могут вызвать повторно, инспектор может наложить штраф по статье 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, контроль, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 2 до 4 тысяч рублей. Помимо этого, налоговый орган может начать подготавливать материалы для назначения выездной налоговой проверки. В целях исключения таких рисков рекомендую не игнорировать вызов "на разговор" в инспекцию. Кроме того, именно посетив налоговый орган, можно оценить (в целях формирования своей стратегии защиты), насколько обоснованны претензии и вероятность назначения выездной налоговой проверки.
(Колозина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)В этом случае следует учитывать, что если налогоплательщик игнорировал вызов в налоговую инспекцию на комиссию, то его могут вызвать повторно, инспектор может наложить штраф по статье 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, контроль, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 2 до 4 тысяч рублей. Помимо этого, налоговый орган может начать подготавливать материалы для назначения выездной налоговой проверки. В целях исключения таких рисков рекомендую не игнорировать вызов "на разговор" в инспекцию. Кроме того, именно посетив налоговый орган, можно оценить (в целях формирования своей стратегии защиты), насколько обоснованны претензии и вероятность назначения выездной налоговой проверки.
Статья: Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)Постепенно предпроверочный анализ стал включать в себя не только оценку информации и документов, имеющихся у налогового органа, но и целую совокупность отдельных мероприятий, включая истребование документов и информации у самого налогоплательщика, его контрагентов, банков, анализ данных автоматизированных систем, таких как АИС "Налог-3", и все это завершалось вызовом представителей налогоплательщика в налоговый орган или на заседание комиссии и предложением ему подать уточненную налоговую декларацию. Фактически отдельные мероприятия стали складываться в системную форму контроля с единой целью и предметом (конкретными налогами и периодом), осуществление которой завершалось понуждением налогоплательщика к тем или иным действиям в отношении доплаты конкретных налоговых платежей. Следует согласиться с теми авторами, которые утверждали, что предпроверочный анализ постепенно стал новой разновидностью налоговой проверки и самостоятельной формой налогового контроля <24>.
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)Постепенно предпроверочный анализ стал включать в себя не только оценку информации и документов, имеющихся у налогового органа, но и целую совокупность отдельных мероприятий, включая истребование документов и информации у самого налогоплательщика, его контрагентов, банков, анализ данных автоматизированных систем, таких как АИС "Налог-3", и все это завершалось вызовом представителей налогоплательщика в налоговый орган или на заседание комиссии и предложением ему подать уточненную налоговую декларацию. Фактически отдельные мероприятия стали складываться в системную форму контроля с единой целью и предметом (конкретными налогами и периодом), осуществление которой завершалось понуждением налогоплательщика к тем или иным действиям в отношении доплаты конкретных налоговых платежей. Следует согласиться с теми авторами, которые утверждали, что предпроверочный анализ постепенно стал новой разновидностью налоговой проверки и самостоятельной формой налогового контроля <24>.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Именно правовая неурегулированность такого мероприятия, как вызов на комиссию в налоговый орган, порождает у налогоплательщика вопросы о его правовой природе и правовых последствиях.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Именно правовая неурегулированность такого мероприятия, как вызов на комиссию в налоговый орган, порождает у налогоплательщика вопросы о его правовой природе и правовых последствиях.