Выявление конфликта интересов
Подборка наиболее важных документов по запросу Выявление конфликта интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Служебная проверка муниципального служащего
(КонсультантПлюс, 2025)"...прокурор... обратился в... суд... с административным иском... к администрации... сельского поселения... В административном исковом заявлении указано, что в результате прокурорской проверки в действиях заместителя главы администрации К.В. были выявлены признаки неурегулированного конфликта интересов...
(КонсультантПлюс, 2025)"...прокурор... обратился в... суд... с административным иском... к администрации... сельского поселения... В административном исковом заявлении указано, что в результате прокурорской проверки в действиях заместителя главы администрации К.В. были выявлены признаки неурегулированного конфликта интересов...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемные аспекты выявления конфликта интересов в производстве по защите прав и законных интересов группы лиц
(Гинзбург И.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 4)"Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 4
(Гинзбург И.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 4)"Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 4
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 4.1. Банк России при осуществлении функций, предусмотренных федеральными законами, обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 4.1. Банк России при осуществлении функций, предусмотренных федеральными законами, обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов.
Статья: Как работодателю предотвратить конфликт интересов
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)В связи с этим сошлемся на Меры по предупреждению коррупции в организациях (утв. Минтрудом России в 2019 г.) <1>, где Минтруд России рекомендует госорганизациям в ходе выстраивания системы антикоррупционных мер уделять выявлению и урегулированию конфликта интересов пристальное внимание. Для частных компаний регулирование конфликта интересов также является актуальным в рамках противодействия корпоративному мошенничеству.
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)В связи с этим сошлемся на Меры по предупреждению коррупции в организациях (утв. Минтрудом России в 2019 г.) <1>, где Минтруд России рекомендует госорганизациям в ходе выстраивания системы антикоррупционных мер уделять выявлению и урегулированию конфликта интересов пристальное внимание. Для частных компаний регулирование конфликта интересов также является актуальным в рамках противодействия корпоративному мошенничеству.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)г) выявление конфликта интересов при проведении закупок и заключении по их итогам договоров:
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)г) выявление конфликта интересов при проведении закупок и заключении по их итогам договоров:
"Международные стандарты аудита: учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Стоит обращать внимание также на независимость аудиторской организации или аудиторской группы и соблюдение ими этических требований. Если ранее были выявлены конфликты интересов, отсутствие независимости или иные негативные факторы в работе с другими клиентами, то стоит уточнить, какие меры были приняты для устранения или снижения негативных последствий до приемлемого уровня или было ли принято решение об отказе от выполнения задания.
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Стоит обращать внимание также на независимость аудиторской организации или аудиторской группы и соблюдение ими этических требований. Если ранее были выявлены конфликты интересов, отсутствие независимости или иные негативные факторы в работе с другими клиентами, то стоит уточнить, какие меры были приняты для устранения или снижения негативных последствий до приемлемого уровня или было ли принято решение об отказе от выполнения задания.
Статья: Регулирование конфликта интересов в судебных системах США и России: правовые механизмы и практика
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)С точки зрения практики сложности возникают в большей степени именно при выявлении конфликта интересов у судьи при рассмотрении им конкретного дела. Закон о статусе судей в ст. 3 закрепляет обязанность судьи, участвующего в деле, в случае возникновения конфликта интересов заявить самоотвод или раскрыть информацию о наличии конфликта интересов участникам процесса. При этом российское процессуальное законодательство не содержит такого понятия, как конфликт интересов. Так, в ст. 16 ГПК РФ в качестве оснований для отвода судьи указаны: его предыдущее участие в данном деле в качестве прокурора, представителя, свидетеля и т.д.; наличие родственных отношений с кем-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей; наличие личной, прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела либо иных обстоятельств, вызывающих сомнение в беспристрастности судьи <53>. Однако на практике крайне редко возникают ситуации, прямо закрепленные в процессуальном законодательстве, так называемые априорные конфликты интересов (например, когда судья и один из участников процесса являются близкими родственниками). А на случай более сложных ситуаций конфликта интересов в судебной деятельности законодательство каких-либо норм не содержит. Приведем пример. Так, судья З. имел неисполненные обязательства перед конкретной организацией по оплате коммунальных услуг. Судья рассмотрел определенное количество дел о привлечении к административной ответственности данной организации. По договоренности с директором организации судья назначал наименее строгие наказания (в ряде случаев - в виде предупреждения, в нескольких - путем назначения наказания в виде штрафа в размере ниже низшего предела, установленного конкретными санкциями КоАП РФ, и т.д.). Директор организации удалила информацию о задолженности судьи из базы данных <54>. Осознавая наличие собственного финансового интереса, выраженного в возможности неправомерного получения выгоды, судья мог заявить самоотвод или раскрыть информацию о конфликте интересов участникам процесса. Тем не менее судья в нарушение требований, установленных законодательством, рассмотрел 62 дела об административных правонарушениях организации. Неоднократно и необоснованно смягчая ответственность организации, судья нанес вред законным интересам и государства, и общества. Данный пример показателен тем, что в отличие от американской модели урегулировать заблаговременно соответствующий конфликт интересов, пока он не трансформировался в нарушение, без активной позиции самого судьи невозможно. По мнению Е.В. Рябцевой, существующая сегодня в России система электронного распределения дел позволяет не распределять судье те дела, в которых работают родственники и члены семьи, что представляется недостаточным для исключения конфликта интересов <55>. Чем более четкие параметры будут выработаны для системы электронного распределения дел (учитывающие в том числе финансовые и корпоративные интересы судей), тем меньше возникнет ситуаций конфликта интересов.
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)С точки зрения практики сложности возникают в большей степени именно при выявлении конфликта интересов у судьи при рассмотрении им конкретного дела. Закон о статусе судей в ст. 3 закрепляет обязанность судьи, участвующего в деле, в случае возникновения конфликта интересов заявить самоотвод или раскрыть информацию о наличии конфликта интересов участникам процесса. При этом российское процессуальное законодательство не содержит такого понятия, как конфликт интересов. Так, в ст. 16 ГПК РФ в качестве оснований для отвода судьи указаны: его предыдущее участие в данном деле в качестве прокурора, представителя, свидетеля и т.д.; наличие родственных отношений с кем-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей; наличие личной, прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела либо иных обстоятельств, вызывающих сомнение в беспристрастности судьи <53>. Однако на практике крайне редко возникают ситуации, прямо закрепленные в процессуальном законодательстве, так называемые априорные конфликты интересов (например, когда судья и один из участников процесса являются близкими родственниками). А на случай более сложных ситуаций конфликта интересов в судебной деятельности законодательство каких-либо норм не содержит. Приведем пример. Так, судья З. имел неисполненные обязательства перед конкретной организацией по оплате коммунальных услуг. Судья рассмотрел определенное количество дел о привлечении к административной ответственности данной организации. По договоренности с директором организации судья назначал наименее строгие наказания (в ряде случаев - в виде предупреждения, в нескольких - путем назначения наказания в виде штрафа в размере ниже низшего предела, установленного конкретными санкциями КоАП РФ, и т.д.). Директор организации удалила информацию о задолженности судьи из базы данных <54>. Осознавая наличие собственного финансового интереса, выраженного в возможности неправомерного получения выгоды, судья мог заявить самоотвод или раскрыть информацию о конфликте интересов участникам процесса. Тем не менее судья в нарушение требований, установленных законодательством, рассмотрел 62 дела об административных правонарушениях организации. Неоднократно и необоснованно смягчая ответственность организации, судья нанес вред законным интересам и государства, и общества. Данный пример показателен тем, что в отличие от американской модели урегулировать заблаговременно соответствующий конфликт интересов, пока он не трансформировался в нарушение, без активной позиции самого судьи невозможно. По мнению Е.В. Рябцевой, существующая сегодня в России система электронного распределения дел позволяет не распределять судье те дела, в которых работают родственники и члены семьи, что представляется недостаточным для исключения конфликта интересов <55>. Чем более четкие параметры будут выработаны для системы электронного распределения дел (учитывающие в том числе финансовые и корпоративные интересы судей), тем меньше возникнет ситуаций конфликта интересов.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Повышается защита прав инвесторов при конфликте интересов у профучастников. В 2021 г. Банк России разработал проект указания об обязательных для профессиональных участников рынка ценных бумаг требованиях, направленных на выявление конфликта интересов, управление им и предотвращение его реализации, в том числе о требованиях к внутренним документам, а также о запретах в отношении отдельных действий, осуществление которых свидетельствует о реализации конфликта интересов. Профессиональным участникам рынка ценных бумаг должно будет запрещено совершать ряд сделок с конфликтом интересов, которые могут нанести ущерб клиентам <1>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Повышается защита прав инвесторов при конфликте интересов у профучастников. В 2021 г. Банк России разработал проект указания об обязательных для профессиональных участников рынка ценных бумаг требованиях, направленных на выявление конфликта интересов, управление им и предотвращение его реализации, в том числе о требованиях к внутренним документам, а также о запретах в отношении отдельных действий, осуществление которых свидетельствует о реализации конфликта интересов. Профессиональным участникам рынка ценных бумаг должно будет запрещено совершать ряд сделок с конфликтом интересов, которые могут нанести ущерб клиентам <1>.
Вопрос: Об исполнении брокерами требований, направленных на выявление конфликта интересов, управление им и предотвращение его реализации, при участии в IPO.
(Письмо Банка России от 13.05.2024 N 38-4-4/1396)Вопрос: Об исполнении брокерами требований, направленных на выявление конфликта интересов, управление им и предотвращение его реализации, при участии в IPO.
(Письмо Банка России от 13.05.2024 N 38-4-4/1396)Вопрос: Об исполнении брокерами требований, направленных на выявление конфликта интересов, управление им и предотвращение его реализации, при участии в IPO.
Статья: Дисциплинарная ответственность за неурегулирование конфликта интересов при осуществлении государственных (муниципальных) закупок
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Суть законодательных новелл заключается в том, что предотвращение и урегулирование конфликта интересов теперь является универсальной обязанностью не только любого члена комиссии по закупкам, но и руководителя заказчика, контрактного управляющего, руководителя и работников контрактной службы (ч. 7 ст. 38, ч. 10 ст. 39). Поправки наметили тенденцию к единообразному определению критериев личной заинтересованности - обязательного признака конфликта интересов. В законодательстве отсутствует единый перечень субъектов, взаимодействие с которыми детерминирует наличие личной заинтересованности у должностного лица заказчика. Например, список близких родственников (свойственников) для целей выявления конфликта интересов в Законе о контрактной системе отличается от списка, закрепленного в законодательстве о корпоративных закупках <6>, и от перечня в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <7> (далее - Закон о противодействии коррупции), последние перечни, к слову, также не совпадают. Сложно объяснить, чем вызван такой подход законодателя.
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Суть законодательных новелл заключается в том, что предотвращение и урегулирование конфликта интересов теперь является универсальной обязанностью не только любого члена комиссии по закупкам, но и руководителя заказчика, контрактного управляющего, руководителя и работников контрактной службы (ч. 7 ст. 38, ч. 10 ст. 39). Поправки наметили тенденцию к единообразному определению критериев личной заинтересованности - обязательного признака конфликта интересов. В законодательстве отсутствует единый перечень субъектов, взаимодействие с которыми детерминирует наличие личной заинтересованности у должностного лица заказчика. Например, список близких родственников (свойственников) для целей выявления конфликта интересов в Законе о контрактной системе отличается от списка, закрепленного в законодательстве о корпоративных закупках <6>, и от перечня в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <7> (далее - Закон о противодействии коррупции), последние перечни, к слову, также не совпадают. Сложно объяснить, чем вызван такой подход законодателя.
Статья: Конфликт интересов как мера противодействия коррупции
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)С практической точки зрения многие государственные служащие и работники силовых структур также отмечают, что создание и рассмотрение на комиссиях возможных или случившихся ситуаций конфликта интересов, касающихся соблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, никак не ведет к уменьшению количества коррупционных правонарушений и преступлений. Данные ограничения легко обходятся теми лицами, которые умышленно собираются совершить коррупционное преступление или нарушить иные нормы права. Однако меры по конфликту интересов усложняют работу для тех лиц и госоргана в целом, которые исполняют свои должностные обязанности на должном уровне, не совершая коррупционных проступков, правонарушений и преступлений. На практике, к сожалению, достаточно часто возникают абсурдные ситуации, когда лица, не совершавшие и не нарушавшие норм по конфликту интересов, выносятся на комиссии и комиссия обязана с точки зрения закона обязательно рассматривать данные ситуации, вынося соответствующие решения. Часто перестраховываясь и боясь, что вдруг потенциально может возникнуть конфликт интересов, а на комиссию данная ситуация не будет вынесена, чтобы себя подстраховать, данные лица также выносятся на комиссию. Тем самым отнимается рабочее время, создаются дополнительные ненужные и никаким положительным образом не влияющие на работу препятствия для исполнения основных должностных полномочий. Излишняя бюрократизация в данном вопросе никак не способствует сокращению коррупционных проявлений. Регулярные обзоры практики правоприменения в сфере конфликта интересов, публикуемые Минтрудом, лишь доказывают несостоятельность наличия процедур конфликта интересов в части касающихся соблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов и их нецелесообразность. Число выявленных фактов и ситуаций возникновения конфликта интересов год от года только растет, создавая дополнительную нагрузку на органы государственной власти и тех, кто обязан исполнять данные законодательные нормы. Все ситуации, которые представлены в обзорах, а также иные, рассмотренные на практике в комиссиях по урегулированию конфликта интересов, сводятся по данному вопросу к двум результирующим: или конфликт есть, или его нет. Если будет установлено, что конфликта интересов нет, то и комментарии здесь излишни. Однако если комиссией будет признан факт наличия конфликта интересов, то здесь также возможны два варианта: лицо или приняло меры по урегулированию конфликта интересов, или нет. Если нет, варианты могут быть уже разные, в зависимости от тяжести совершенного проступка (преступления), в любом случае, как правило, лицо должно быть уволено с формулировкой "в связи с утратой доверия", и далее материалы поступают в соответствующие правоохранительные органы для дальнейшей работы. И здесь возникает вопрос: зачем необходимо совершать достаточно большое количество процедур, согласно действующим нормам законодательства, которые связаны с (не)выявлением конфликта интересов, когда в рабочем порядке или само лицо, выполняющее должностные обязанности, может напрямую уведомить, например, правоохранительные органы о склонении его к должностному преступлению (как вариант), или иное лицо может также сделать данное заявление, имея на то основания, в обход комиссий по конфликту интересов?
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)С практической точки зрения многие государственные служащие и работники силовых структур также отмечают, что создание и рассмотрение на комиссиях возможных или случившихся ситуаций конфликта интересов, касающихся соблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, никак не ведет к уменьшению количества коррупционных правонарушений и преступлений. Данные ограничения легко обходятся теми лицами, которые умышленно собираются совершить коррупционное преступление или нарушить иные нормы права. Однако меры по конфликту интересов усложняют работу для тех лиц и госоргана в целом, которые исполняют свои должностные обязанности на должном уровне, не совершая коррупционных проступков, правонарушений и преступлений. На практике, к сожалению, достаточно часто возникают абсурдные ситуации, когда лица, не совершавшие и не нарушавшие норм по конфликту интересов, выносятся на комиссии и комиссия обязана с точки зрения закона обязательно рассматривать данные ситуации, вынося соответствующие решения. Часто перестраховываясь и боясь, что вдруг потенциально может возникнуть конфликт интересов, а на комиссию данная ситуация не будет вынесена, чтобы себя подстраховать, данные лица также выносятся на комиссию. Тем самым отнимается рабочее время, создаются дополнительные ненужные и никаким положительным образом не влияющие на работу препятствия для исполнения основных должностных полномочий. Излишняя бюрократизация в данном вопросе никак не способствует сокращению коррупционных проявлений. Регулярные обзоры практики правоприменения в сфере конфликта интересов, публикуемые Минтрудом, лишь доказывают несостоятельность наличия процедур конфликта интересов в части касающихся соблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов и их нецелесообразность. Число выявленных фактов и ситуаций возникновения конфликта интересов год от года только растет, создавая дополнительную нагрузку на органы государственной власти и тех, кто обязан исполнять данные законодательные нормы. Все ситуации, которые представлены в обзорах, а также иные, рассмотренные на практике в комиссиях по урегулированию конфликта интересов, сводятся по данному вопросу к двум результирующим: или конфликт есть, или его нет. Если будет установлено, что конфликта интересов нет, то и комментарии здесь излишни. Однако если комиссией будет признан факт наличия конфликта интересов, то здесь также возможны два варианта: лицо или приняло меры по урегулированию конфликта интересов, или нет. Если нет, варианты могут быть уже разные, в зависимости от тяжести совершенного проступка (преступления), в любом случае, как правило, лицо должно быть уволено с формулировкой "в связи с утратой доверия", и далее материалы поступают в соответствующие правоохранительные органы для дальнейшей работы. И здесь возникает вопрос: зачем необходимо совершать достаточно большое количество процедур, согласно действующим нормам законодательства, которые связаны с (не)выявлением конфликта интересов, когда в рабочем порядке или само лицо, выполняющее должностные обязанности, может напрямую уведомить, например, правоохранительные органы о склонении его к должностному преступлению (как вариант), или иное лицо может также сделать данное заявление, имея на то основания, в обход комиссий по конфликту интересов?