Выявление кик
Подборка наиболее важных документов по запросу Выявление кик (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры о привлечении к налоговой ответственности по гл. 16 НК РФ: Налогоплательщик оспаривает штраф за неуведомление о контролируемой компании, об участии в иностранной организации (просрочку уведомления) либо представление недостоверных сведений
(КонсультантПлюс, 2025)уведомление представлено по ТКС с соблюдением срока (хоть и в ненадлежащий налоговый орган) или после того, как Налогоплательщик самостоятельно выявил ошибку, выразившуюся в его ненаправлении (подтверждением даты отправки, квитанцией о приеме и (или) извещением о получении электронного документа и т.п.) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)уведомление представлено по ТКС с соблюдением срока (хоть и в ненадлежащий налоговый орган) или после того, как Налогоплательщик самостоятельно выявил ошибку, выразившуюся в его ненаправлении (подтверждением даты отправки, квитанцией о приеме и (или) извещением о получении электронного документа и т.п.) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Российские налоговые органы, получив доступ к реестру или сведения от кипрских коллег, начнут выявлять контролируемые иностранные компании и доначислять их бенефициарам налоги.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Российские налоговые органы, получив доступ к реестру или сведения от кипрских коллег, начнут выявлять контролируемые иностранные компании и доначислять их бенефициарам налоги.
Статья: Понятие, виды и роль налоговых информационных ресурсов в выявлении и доказывании нарушений налогового законодательства
(Миронов В.Ю., Карамышев Д.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 2)Важную функцию в выявлении налоговых правонарушений выполняют и страховые отчеты, предусмотренные гл. 20.2 НК РФ. По некоторым оценкам, этот налоговый информационный ресурс позволяет выявлять налоговые нарушения в сфере уведомлений о контролируемых иностранных компаниях и неуплаты налога на прибыль <19>. Стоит отметить, что сейчас можно говорить о кризисном состоянии данного налогового информационного ресурса, так как в последнее время имел место отказ ряда недружественных стран (например, Латвии, Швейцарии, Великобритании) <20> от обмена информацией по политическим мотивам. Налогоплательщикам необходимо учитывать это обстоятельство при налоговом планировании, чтобы избежать налоговых рисков.
(Миронов В.Ю., Карамышев Д.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 2)Важную функцию в выявлении налоговых правонарушений выполняют и страховые отчеты, предусмотренные гл. 20.2 НК РФ. По некоторым оценкам, этот налоговый информационный ресурс позволяет выявлять налоговые нарушения в сфере уведомлений о контролируемых иностранных компаниях и неуплаты налога на прибыль <19>. Стоит отметить, что сейчас можно говорить о кризисном состоянии данного налогового информационного ресурса, так как в последнее время имел место отказ ряда недружественных стран (например, Латвии, Швейцарии, Великобритании) <20> от обмена информацией по политическим мотивам. Налогоплательщикам необходимо учитывать это обстоятельство при налоговом планировании, чтобы избежать налоговых рисков.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 17.07.2014 N 61н
(ред. от 10.06.2024)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)6.2. осуществляет автоматизированную обработку (сверку), сравнительный и перекрестный анализ сведений, содержащихся в уведомлениях о контролируемых сделках, уведомлениях об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) и уведомлениях о контролируемых иностранных компаниях, выявление в указанных сведениях противоречий (несоответствий), а также анализ причин выявленных противоречий (несоответствий);
(ред. от 10.06.2024)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)6.2. осуществляет автоматизированную обработку (сверку), сравнительный и перекрестный анализ сведений, содержащихся в уведомлениях о контролируемых сделках, уведомлениях об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) и уведомлениях о контролируемых иностранных компаниях, выявление в указанных сведениях противоречий (несоответствий), а также анализ причин выявленных противоречий (несоответствий);
Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ
(ред. от 09.03.2022)
"О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2) от административной ответственности при наличии оснований, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае выявления факта нарушения законодательства Российской Федерации при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом, и (или) контролируемыми иностранными компаниями, и (или) наличными денежными средствами, информация о которых содержится в декларации, а также при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации;
(ред. от 09.03.2022)
"О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2) от административной ответственности при наличии оснований, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае выявления факта нарушения законодательства Российской Федерации при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом, и (или) контролируемыми иностранными компаниями, и (или) наличными денежными средствами, информация о которых содержится в декларации, а также при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации;
Ситуация: Какие гарантии предоставляются участникам амнистии капитала?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)деяние совершено (выявлено) в связи с приобретением (формированием источников приобретения) имущества, наличных денежных средств или КИК, отраженных в спецдекларации, с использованием либо распоряжением ими, с открытием или зачислением денежных средств на банковские счета (вклады), информация о которых содержится в спецдекларации.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)деяние совершено (выявлено) в связи с приобретением (формированием источников приобретения) имущества, наличных денежных средств или КИК, отраженных в спецдекларации, с использованием либо распоряжением ими, с открытием или зачислением денежных средств на банковские счета (вклады), информация о которых содержится в спецдекларации.
Статья: Споры по снижению налогового штрафа
(Констандина Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 5)Следующий спор, в котором арбитры снизили размер штрафа, связан с нарушением организацией срока подачи уведомления о контролируемых иностранных компаниях. Налогоплательщик являлся контролирующим лицом шести иностранных организаций. Он представил уведомление о КИК с нарушением срока на четыре дня. Налоговый орган, выявив этот факт, привлек общество к ответственности в виде штрафа в размере 500 000 рублей за каждую иностранную компанию (500 000 x 6 = 3 млн руб.), но снизил штраф в два раза: с трех миллионов до полутора миллионов рублей.
(Констандина Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 5)Следующий спор, в котором арбитры снизили размер штрафа, связан с нарушением организацией срока подачи уведомления о контролируемых иностранных компаниях. Налогоплательщик являлся контролирующим лицом шести иностранных организаций. Он представил уведомление о КИК с нарушением срока на четыре дня. Налоговый орган, выявив этот факт, привлек общество к ответственности в виде штрафа в размере 500 000 рублей за каждую иностранную компанию (500 000 x 6 = 3 млн руб.), но снизил штраф в два раза: с трех миллионов до полутора миллионов рублей.
Статья: Развитие института контролируемых иностранных компаний в налоговом праве России и зарубежных государств
(Хаванова И.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Несложно заметить, как зависит сфера применения правил от наличия статуса налогового резидента Российской Федерации у контролирующих лиц. Рассмотрим критерии резидентства с позиции их достаточности и системности для эффективного противодействия размыванию налоговой базы. Прежде всего критерий-"долгожитель" для физических лиц (п. 2 ст. 207 НК РФ): налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При всем разнообразии критериев в зарубежном законодательстве, как, впрочем, и в соглашениях России об избежании двойного налогообложения, наиболее востребованным из которых остается "центр жизненных интересов", НК РФ консервативен в приверженности правилу 183 дней, тем самым ограничивая сферу действия правил КИК по кругу субъектов. Учитывая необходимость взвешенного подхода к столь принципиальным вопросам, критерий "центра жизненных интересов" может быть введен если не в качестве универсального решения, то в качестве показателя с закрытыми перечнем признаков, дающих возможность признавать физическое лицо налоговым резидентом, ну и, наконец, возможен третий (максимально узкий) подход - введение упомянутого критерия для целей применения правил КИК.
(Хаванова И.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Несложно заметить, как зависит сфера применения правил от наличия статуса налогового резидента Российской Федерации у контролирующих лиц. Рассмотрим критерии резидентства с позиции их достаточности и системности для эффективного противодействия размыванию налоговой базы. Прежде всего критерий-"долгожитель" для физических лиц (п. 2 ст. 207 НК РФ): налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При всем разнообразии критериев в зарубежном законодательстве, как, впрочем, и в соглашениях России об избежании двойного налогообложения, наиболее востребованным из которых остается "центр жизненных интересов", НК РФ консервативен в приверженности правилу 183 дней, тем самым ограничивая сферу действия правил КИК по кругу субъектов. Учитывая необходимость взвешенного подхода к столь принципиальным вопросам, критерий "центра жизненных интересов" может быть введен если не в качестве универсального решения, то в качестве показателя с закрытыми перечнем признаков, дающих возможность признавать физическое лицо налоговым резидентом, ну и, наконец, возможен третий (максимально узкий) подход - введение упомянутого критерия для целей применения правил КИК.
Последние изменения: Налоговая ответственность
(КонсультантПлюс, 2025)связь выявленного деяния с приобретением (использованием, распоряжением) имущества или КИК, открытием или зачислением денежных средств на банковские счета (вклады) и наличие информации о данном имуществе, КИК или счетах в специальной декларации;
(КонсультантПлюс, 2025)связь выявленного деяния с приобретением (использованием, распоряжением) имущества или КИК, открытием или зачислением денежных средств на банковские счета (вклады) и наличие информации о данном имуществе, КИК или счетах в специальной декларации;
Статья: Налоговое обязательство из неосновательного обогащения налогоплательщика
(Красюков А.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)- неисполнение в срок налогоплательщиком обязательства завершить процедуру ликвидации КИК (ст. 217 и 277 НК РФ);
(Красюков А.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)- неисполнение в срок налогоплательщиком обязательства завершить процедуру ликвидации КИК (ст. 217 и 277 НК РФ);
Статья: ФНС заинтересовалась "удаленщиками"
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)Часто сам по себе факт наличия паспорта или ВНЖ иностранного государства может говорить об инвестициях, недвижимости, персональных банковских счетах, контролируемых иностранных компаниях и иных активах, которые были приобретены по программе "золотых паспортов" или виз.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)Часто сам по себе факт наличия паспорта или ВНЖ иностранного государства может говорить об инвестициях, недвижимости, персональных банковских счетах, контролируемых иностранных компаниях и иных активах, которые были приобретены по программе "золотых паспортов" или виз.
Вопрос: О представлении документации в целях налогового контроля при осуществлении контролируемых сделок.
(Письмо ФНС России от 01.09.2025 N ШЮ-17-13/2296)Соответственно, если взаимозависимость и (или) наличие КИК будут установлены в рамках мероприятий налогового контроля, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности в зависимости от выявленных обстоятельств.
(Письмо ФНС России от 01.09.2025 N ШЮ-17-13/2296)Соответственно, если взаимозависимость и (или) наличие КИК будут установлены в рамках мероприятий налогового контроля, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности в зависимости от выявленных обстоятельств.
Статья: Роль международных договоров в совершенствовании налогового контроля
(Юлгушева Л.Ш.)
("Финансы", 2023, N 2)- контрольную работу, включая валютный контроль, контроль за декларированием контролируемых иностранных компаний (КИК) и др.;
(Юлгушева Л.Ш.)
("Финансы", 2023, N 2)- контрольную работу, включая валютный контроль, контроль за декларированием контролируемых иностранных компаний (КИК) и др.;
Статья: Правила налоговой переквалификации доходов контролируемых иностранных компаний в государствах БРИКС на примере национальных подходов России и Бразилии
(Раков И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Говоря об особенностях переквалификации прибыли КИК, можно согласиться с мнениями авторов иного исследования по проблеме, А.О. Гаврилова и И.В. Хаменушко <12>, которые со ссылкой на работу авторитетного исследователя профессора Р.С. Ави-Йона <13> отмечают, что включение или невключение в налоговую базу контролирующего лица дохода КИК зависит от целей, которые преследуют те или иные страны при введении соответствующих правил в национальную правовую систему. При этом авторы также указывают на наличие презумпции "доходов, которые вызывают опасение", выявляемых в ходе категориального анализа. По нашему мнению, в отношении таких доходов презумпция неосновательности налоговой выгоды является неопровержимой. Такие доходы, в случае их установления, подлежат переквалификации, то есть вменению в полном объеме контролирующему лицу. При наличии иных доходов, выявляемых в ходе категориального анализа, определяется размер облагаемого дохода КИК и доля "сомнительных доходов" в них. На основании указанной информации, как отмечают авторы, надлежит ответить на вопрос, подпадает ли КИК под критерии налогообложения. Далее непосредственно рассчитывается налогооблагаемая база КИК. При этом с целью учета реальной экономической деятельности КИК активные доходы в нее не включаются. Авторы указывают, что в ряде стран, включая Россию, категориальный анализ применяется лишь на первой стадии, а в последующем контролирующему лицу для налогообложения вменяется весь доход КИК, независимо от отнесения его к активным или пассивным. Недостатки такого подхода очевидны. Например, в ситуации, когда пассивный доход КИК составляет 21%, а активный - 79%, весь доход КИК будет включен в налоговую базу контролирующего лица, несмотря на то что "сомнительная" доля в нем составляет менее четверти <14>.
(Раков И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Говоря об особенностях переквалификации прибыли КИК, можно согласиться с мнениями авторов иного исследования по проблеме, А.О. Гаврилова и И.В. Хаменушко <12>, которые со ссылкой на работу авторитетного исследователя профессора Р.С. Ави-Йона <13> отмечают, что включение или невключение в налоговую базу контролирующего лица дохода КИК зависит от целей, которые преследуют те или иные страны при введении соответствующих правил в национальную правовую систему. При этом авторы также указывают на наличие презумпции "доходов, которые вызывают опасение", выявляемых в ходе категориального анализа. По нашему мнению, в отношении таких доходов презумпция неосновательности налоговой выгоды является неопровержимой. Такие доходы, в случае их установления, подлежат переквалификации, то есть вменению в полном объеме контролирующему лицу. При наличии иных доходов, выявляемых в ходе категориального анализа, определяется размер облагаемого дохода КИК и доля "сомнительных доходов" в них. На основании указанной информации, как отмечают авторы, надлежит ответить на вопрос, подпадает ли КИК под критерии налогообложения. Далее непосредственно рассчитывается налогооблагаемая база КИК. При этом с целью учета реальной экономической деятельности КИК активные доходы в нее не включаются. Авторы указывают, что в ряде стран, включая Россию, категориальный анализ применяется лишь на первой стадии, а в последующем контролирующему лицу для налогообложения вменяется весь доход КИК, независимо от отнесения его к активным или пассивным. Недостатки такого подхода очевидны. Например, в ситуации, когда пассивный доход КИК составляет 21%, а активный - 79%, весь доход КИК будет включен в налоговую базу контролирующего лица, несмотря на то что "сомнительная" доля в нем составляет менее четверти <14>.