Вывоз ТКО 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Вывоз ТКО 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 57 "Реорганизация юридического лица" ГК РФ"Ссылка апеллянта на то, что о смене названия, руководителя, юридического адреса, сайта и иных существенных условий договора в СМИ информация не публиковалась, отклоняется апелляционным судом, поскольку по смыслу статей 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации смена наименования юридическим лицом не является его реорганизацией и не влечет необходимости проведения правопреемства. ООО "ЭкоЮг" не является иной организацией, чем ООО "Мехуборка-Юг". 04.03.2020 произошло переименование организации ООО "Мехуборка-Юг" в ООО "ЭкоЮг" без проведения реорганизации, иное юридическое лицо при переименовании не образовалось, ИНН организации остался прежним, что подтверждается записью ЕГРЮЛ от 04.03.2020. Указанное обстоятельство не препятствовало подать ГСК N 23 заявку на заключение договора на вывоз твердых коммунальных отходов по объекту."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 7.23 "Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами" КоАП РФ"Ввиду изложенного, неосуществление обществом вывоза с контейнерной площадки по ул. Родимцева, д. 15 г. Оренбурга крупногабаритных отходов, которые относятся к твердым коммунальным отходам, в период с 03.08.2020 по 11.08.2020 свидетельствует о нарушении режима оказания гражданам коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, что образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Взыщет ли оператор плату за вывоз ТКО с потребителя, который не указан в территориальной схеме обращения с отходами как источник их образования
(КонсультантПлюс, 2025)Суды признали доказанными (пункт 14 Обзора от 13.12.2023) факт оказания истцом ответчику услуг за заявленный исковой период, что подтверждено региональным оператором документально, в том числе предоставленными в материалы дела универсальными передаточными документами за взыскиваемые расчетные периоды, подписанными истцом в одностороннем порядке, а также справками ООО "Вега" (оператор - транспортировщик) о фактических объемах вывезенного ТКО за период 2020 - 2022 годов, выписками из маршрутных журналов за период 2020 - 2022 годов, фотоматериалами, сведениями системы ГЛОНАСС за спорный период, которые ответчиком в установленном порядке в состязательном процессе не опровергнуты (статьи 9, 65 АПК РФ, пункт 15 Обзора от 13.12.2023). При том, что доказательств уклонения регионального оператора от оказания услуг, некачественного оказания таких услуг предпринимателю, или неосуществления хозяйственной деятельности связанной с продуцированием ТКО ответчик не представил.
Взыщет ли оператор плату за вывоз ТКО с потребителя, который не указан в территориальной схеме обращения с отходами как источник их образования
(КонсультантПлюс, 2025)Суды признали доказанными (пункт 14 Обзора от 13.12.2023) факт оказания истцом ответчику услуг за заявленный исковой период, что подтверждено региональным оператором документально, в том числе предоставленными в материалы дела универсальными передаточными документами за взыскиваемые расчетные периоды, подписанными истцом в одностороннем порядке, а также справками ООО "Вега" (оператор - транспортировщик) о фактических объемах вывезенного ТКО за период 2020 - 2022 годов, выписками из маршрутных журналов за период 2020 - 2022 годов, фотоматериалами, сведениями системы ГЛОНАСС за спорный период, которые ответчиком в установленном порядке в состязательном процессе не опровергнуты (статьи 9, 65 АПК РФ, пункт 15 Обзора от 13.12.2023). При том, что доказательств уклонения регионального оператора от оказания услуг, некачественного оказания таких услуг предпринимателю, или неосуществления хозяйственной деятельности связанной с продуцированием ТКО ответчик не представил.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Соответственно, в этих регионах плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО взималась (взимается) в составе платы за содержание жилого помещения. Поэтому до перехода региона на новую систему обращения с ТКО УК не может взимать дополнительную плату за услуги по вывозу ТКО без соответствующего решения собственников помещений (Постановления АС ВВО от 12.10.2020 N Ф01-13374/2020 по делу N А11-5568/2019, от 04.09.2020 N Ф01-12629/2020 по делу N А11-7349/2019, от 21.05.2020 N Ф01-10617/2020 по делу N А11-3156/2019).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Соответственно, в этих регионах плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО взималась (взимается) в составе платы за содержание жилого помещения. Поэтому до перехода региона на новую систему обращения с ТКО УК не может взимать дополнительную плату за услуги по вывозу ТКО без соответствующего решения собственников помещений (Постановления АС ВВО от 12.10.2020 N Ф01-13374/2020 по делу N А11-5568/2019, от 04.09.2020 N Ф01-12629/2020 по делу N А11-7349/2019, от 21.05.2020 N Ф01-10617/2020 по делу N А11-3156/2019).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Анализ платежных документов по жилым домам, произведенный в рамках проверки, показал, что региональным оператором выставлена плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО с июня 2019 г. по февраль 2020 г., при этом региональным оператором не представлено доказательств оказания услуги по обращению с ТКО в необходимых для потребителя объемах и надлежащего качества (установленной периодичности).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Анализ платежных документов по жилым домам, произведенный в рамках проверки, показал, что региональным оператором выставлена плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО с июня 2019 г. по февраль 2020 г., при этом региональным оператором не представлено доказательств оказания услуги по обращению с ТКО в необходимых для потребителя объемах и надлежащего качества (установленной периодичности).
Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2022 N 1089-р
(ред. от 21.10.2024)
<Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года>Ситуация с утилизацией твердых коммунальных отходов остается достаточно сложной. По данным Федеральной службы государственной статистики, в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу в 2020 году было вывезено с городских территорий порядка 12,4 млн. куб. метров твердых коммунальных отходов, в том числе на объекты, используемые для обработки отходов, - 5,8 млн. куб. метров (47,2 процента от объема вывезенных твердых коммунальных отходов, в среднем по Российской Федерации - 24,5 процента). Одна из главных проблем - низкая собираемость платежей за вывоз твердых коммунальных отходов, в среднем по округу в 2020 году - не более 70 процентов. В рамках национального проекта "Экология" в 2019 - 2020 годах введены в строй объекты инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в 2 субъектах на территории округа - Ставропольском крае и Кабардино-Балкарской Республике (общей мощностью по обработке 364,3 тыс. тонн). Отдельную сложность составляет создание надежной системы обращения с отходами на территориях перспективного развития туризма.
(ред. от 21.10.2024)
<Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года>Ситуация с утилизацией твердых коммунальных отходов остается достаточно сложной. По данным Федеральной службы государственной статистики, в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу в 2020 году было вывезено с городских территорий порядка 12,4 млн. куб. метров твердых коммунальных отходов, в том числе на объекты, используемые для обработки отходов, - 5,8 млн. куб. метров (47,2 процента от объема вывезенных твердых коммунальных отходов, в среднем по Российской Федерации - 24,5 процента). Одна из главных проблем - низкая собираемость платежей за вывоз твердых коммунальных отходов, в среднем по округу в 2020 году - не более 70 процентов. В рамках национального проекта "Экология" в 2019 - 2020 годах введены в строй объекты инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в 2 субъектах на территории округа - Ставропольском крае и Кабардино-Балкарской Республике (общей мощностью по обработке 364,3 тыс. тонн). Отдельную сложность составляет создание надежной системы обращения с отходами на территориях перспективного развития туризма.
Вопрос: Возможно ли в договор с региональным оператором ТКО включить условие об учете ТКО на основе количества и объема контейнеров для накопления ТКО?
(Консультация эксперта, 2022)В еще одном случае, основываясь в том числе на региональном нормативном акте, арбитражный суд считал необходимым условием для учета ТКО в контейнерах обустройство контейнеров именно потребителем услуг по вывозу ТКО (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.09.2020 N Ф06-65271/2020 по делу N А65-25834/2019).
(Консультация эксперта, 2022)В еще одном случае, основываясь в том числе на региональном нормативном акте, арбитражный суд считал необходимым условием для учета ТКО в контейнерах обустройство контейнеров именно потребителем услуг по вывозу ТКО (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.09.2020 N Ф06-65271/2020 по делу N А65-25834/2019).
Статья: Практика Арбитражного суда Республики Карелия по применению Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)При рассмотрении дела N А26-5274/2020 потребитель указал, что заявки на транспортирование твердых коммунальных отходов всегда направлялись в обслуживающую организацию, которая осуществляла вывоз твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок истца в период с 01.05.2018 по 31.08.2019; фактически за период с 01.05.2018 по 31.10.2019 с территории обеих контейнерных площадок было вывезено 9 куб. м твердых коммунальных отходов стоимостью 10 674 рубля 78 копеек; в дальнейшем договор был подписан ответчиком с протоколом разногласий в части объема накопления.
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)При рассмотрении дела N А26-5274/2020 потребитель указал, что заявки на транспортирование твердых коммунальных отходов всегда направлялись в обслуживающую организацию, которая осуществляла вывоз твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок истца в период с 01.05.2018 по 31.08.2019; фактически за период с 01.05.2018 по 31.10.2019 с территории обеих контейнерных площадок было вывезено 9 куб. м твердых коммунальных отходов стоимостью 10 674 рубля 78 копеек; в дальнейшем договор был подписан ответчиком с протоколом разногласий в части объема накопления.
Готовое решение: Как при УСН учесть коммунальные платежи
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы арендатора на УСН на содержание общего имущества (электроэнергию, водоснабжение), если он арендует часть объекта недвижимости, учитываются пропорционально арендуемой площади (Письмо Минфина России от 27.10.2020 N 03-11-06/2/93333).
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы арендатора на УСН на содержание общего имущества (электроэнергию, водоснабжение), если он арендует часть объекта недвижимости, учитываются пропорционально арендуемой площади (Письмо Минфина России от 27.10.2020 N 03-11-06/2/93333).
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)Данная норма устанавливает ответственность за предпринимательскую деятельность с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией. Деятельность по транспортированию отходов I - IV классов опасности является лицензируемой (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Такая лицензия необходима для вывоза ТКО, поскольку, по мнению специалистов Минприроды России, в составе ТКО присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к IV и/или V классу опасности (Информация Минприроды России). В числе лицензионных требований есть наличие транспортных средств, которые должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации (п. 1 ч. 3 ст. 8 Закона о лицензировании, пп. "б" п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290, п. 47 Правил обращения с ТКО, Информация Росприроднадзора).
(КонсультантПлюс, 2025)Данная норма устанавливает ответственность за предпринимательскую деятельность с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией. Деятельность по транспортированию отходов I - IV классов опасности является лицензируемой (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Такая лицензия необходима для вывоза ТКО, поскольку, по мнению специалистов Минприроды России, в составе ТКО присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к IV и/или V классу опасности (Информация Минприроды России). В числе лицензионных требований есть наличие транспортных средств, которые должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации (п. 1 ч. 3 ст. 8 Закона о лицензировании, пп. "б" п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290, п. 47 Правил обращения с ТКО, Информация Росприроднадзора).
Статья: Вывоз мусора из дворов жильцов: анализ проблемы и споров
(Мартасов Д.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Ответчик в рамках судебного процесса пояснил, что вывоз осуществляется мешковым способом сбора твердых коммунальных отходов.
(Мартасов Д.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Ответчик в рамках судебного процесса пояснил, что вывоз осуществляется мешковым способом сбора твердых коммунальных отходов.
Статья: Участие судов в устранении муниципальных технико-юридических дефектов
(Кильтау С.Г., Казначейский В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)<24> Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 31 мая 2012 г. N 2260 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов" (ред. от 28.12.2018 N 3804) // СПС "КонсультантПлюс".
(Кильтау С.Г., Казначейский В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)<24> Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 31 мая 2012 г. N 2260 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов" (ред. от 28.12.2018 N 3804) // СПС "КонсультантПлюс".
Вопрос: Какие документы могут подтверждать фактическое оказание услуг по вывозу ТКО региональным оператором?
(Консультация эксперта, 2023)Так, факт оказания услуг по вывозу ТКО может быть подтвержден: универсальным передаточным документом, актом приемки оказанных услуг, составленным региональным оператором и исполнителем на оказанные исполнителем услуги по транспортировке ТКО (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2021 N Ф09-2077/21 по делу N А60-40148/2020).
(Консультация эксперта, 2023)Так, факт оказания услуг по вывозу ТКО может быть подтвержден: универсальным передаточным документом, актом приемки оказанных услуг, составленным региональным оператором и исполнителем на оказанные исполнителем услуги по транспортировке ТКО (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2021 N Ф09-2077/21 по делу N А60-40148/2020).
Статья: Ошибки в договорах: что говорит суд
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 10)Судебная практика. Стороны заключили договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО). Спустя несколько месяцев региональный оператор обнаружил при осмотре территории потребителя (казенное предприятие) техническую ошибку в договоре: фактически установлены мусорные контейнеры 8 куб. м, а в договоре указано - 0,8, из этого же объема рассчитывалась оплата. Требование доплатить за фактический объем вывезенных ТКО потребитель проигнорировал, из-за чего оператор обратился в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения с потребителя. Но суд отказал в большей части требований. Вместо просимых 292 683,52 руб. взыскал только 7 454,04 руб., так как предоставленные истцом доказательства (акт осмотра оборудования для накопления ТКО (контейнеров), документов на их приобретение, выписки из маршрутного журнала и счета на оказание услуг) не позволяли достоверно установить объем оказанных услуг. В документах на приобретение указаны вместо контейнеров объемом 8 куб. м - 0,8 куб. м, в маршрутных листах не указан вывозимый объем, представлены односторонние счета. Стороны в договоре согласовали, что объем услуг определяется объемом установленных контейнеров. При этом оказывая услуги по договору и осуществляя вывоз ТКО в большем объеме, чем в нем согласовано, истец не обращался к потребителю с предложением о заключении соглашения об изменении договора в части объема оказываемых услуг (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.10.2020 N Ф01-13024/2020 по делу N А17-5155/2019).
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 10)Судебная практика. Стороны заключили договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО). Спустя несколько месяцев региональный оператор обнаружил при осмотре территории потребителя (казенное предприятие) техническую ошибку в договоре: фактически установлены мусорные контейнеры 8 куб. м, а в договоре указано - 0,8, из этого же объема рассчитывалась оплата. Требование доплатить за фактический объем вывезенных ТКО потребитель проигнорировал, из-за чего оператор обратился в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения с потребителя. Но суд отказал в большей части требований. Вместо просимых 292 683,52 руб. взыскал только 7 454,04 руб., так как предоставленные истцом доказательства (акт осмотра оборудования для накопления ТКО (контейнеров), документов на их приобретение, выписки из маршрутного журнала и счета на оказание услуг) не позволяли достоверно установить объем оказанных услуг. В документах на приобретение указаны вместо контейнеров объемом 8 куб. м - 0,8 куб. м, в маршрутных листах не указан вывозимый объем, представлены односторонние счета. Стороны в договоре согласовали, что объем услуг определяется объемом установленных контейнеров. При этом оказывая услуги по договору и осуществляя вывоз ТКО в большем объеме, чем в нем согласовано, истец не обращался к потребителю с предложением о заключении соглашения об изменении договора в части объема оказываемых услуг (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.10.2020 N Ф01-13024/2020 по делу N А17-5155/2019).
"Корпоративная конфликтология: монография"
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)Ознакомившись с документами о финансово-хозяйственной деятельности общества, И-в пришел к выводу о недобросовестности и неразумности действий (бездействия) директора общества И-вой, которые причинили убытки обществу в общем размере 8 718 383,18 руб., а именно: 946 444 руб. - разница в цене между арендой и субарендой нежилых помещений; 4 608 171 руб. - фактическое использование нежилых помещений третьими лицами без оплаты; 6 750 руб. - расходы Общества на услуги по въезду автотранспортных средств; 200 435,35 руб. (с учетом частичного отказа) - расходы Общества по оплате электроэнергии; 21 094,14 руб. - расходы Общества на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО).
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)Ознакомившись с документами о финансово-хозяйственной деятельности общества, И-в пришел к выводу о недобросовестности и неразумности действий (бездействия) директора общества И-вой, которые причинили убытки обществу в общем размере 8 718 383,18 руб., а именно: 946 444 руб. - разница в цене между арендой и субарендой нежилых помещений; 4 608 171 руб. - фактическое использование нежилых помещений третьими лицами без оплаты; 6 750 руб. - расходы Общества на услуги по въезду автотранспортных средств; 200 435,35 руб. (с учетом частичного отказа) - расходы Общества по оплате электроэнергии; 21 094,14 руб. - расходы Общества на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО).