Высшие и главные должности гражданской службы
Подборка наиболее важных документов по запросу Высшие и главные должности гражданской службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как присваивают и сохраняют классные чины гражданской службы
(КонсультантПлюс, 2025)Классные чины зависят от группы должностей гражданской службы (высшая, главная, ведущая, старшая, младшая). К каждой группе относится свой классный чин, который может быть 1, 2 или 3-го класса. Это установлено в ч. 6 - 10 ст. 11 Закона о государственной гражданской службе.
(КонсультантПлюс, 2025)Классные чины зависят от группы должностей гражданской службы (высшая, главная, ведущая, старшая, младшая). К каждой группе относится свой классный чин, который может быть 1, 2 или 3-го класса. Это установлено в ч. 6 - 10 ст. 11 Закона о государственной гражданской службе.
Статья: Здоровье государственных гражданских служащих: риски в условиях цифровой трансформации
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Механизм реализации кадровой политики предполагает создание более благоприятных условий труда и гарантий для каждого служащего с целью стимулирования его способностей, поощрения, профессионального роста, повышения эффективности трудовой деятельности. Несмотря на наличие определенных пробелов, законодателем закреплено основное право государственных служащих на государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи <54>; гражданский служащий не может быть переведен на иную должность, противопоказанную ему по состоянию здоровья, в том числе при ротации <55>. Для лиц, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, может быть установлен ненормированный служебный день, но им предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск <56>. Кроме того, такой отпуск предоставляется в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями <57>. При этом в Законе не дается определение тяжелых, вредных и (или) опасных условий гражданской службы.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Механизм реализации кадровой политики предполагает создание более благоприятных условий труда и гарантий для каждого служащего с целью стимулирования его способностей, поощрения, профессионального роста, повышения эффективности трудовой деятельности. Несмотря на наличие определенных пробелов, законодателем закреплено основное право государственных служащих на государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи <54>; гражданский служащий не может быть переведен на иную должность, противопоказанную ему по состоянию здоровья, в том числе при ротации <55>. Для лиц, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, может быть установлен ненормированный служебный день, но им предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск <56>. Кроме того, такой отпуск предоставляется в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями <57>. При этом в Законе не дается определение тяжелых, вредных и (или) опасных условий гражданской службы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3. Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3. Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. В целях настоящего Федерального закона работой на руководящих должностях признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. В целях настоящего Федерального закона работой на руководящих должностях признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.
Статья: Болонская образовательная система в аспекте защиты суверенитета Российской Федерации
(Липин Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)В системе федеральной государственной гражданской службы также действуют ограничения по уровню образования для отдельных категорий должностей. Так, например, необходимо наличие образования не ниже уровня специалитета, магистратуры - для категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы <10> (т.е. начиная с должности начальника отдела и референта).
(Липин Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)В системе федеральной государственной гражданской службы также действуют ограничения по уровню образования для отдельных категорий должностей. Так, например, необходимо наличие образования не ниже уровня специалитета, магистратуры - для категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы <10> (т.е. начиная с должности начальника отдела и референта).
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы госслужащихСодержащиеся в регламенте квалификационные требования к уровню образования установлены, в частности, в ч. 3 - 5 ст. 12 Закона N 79-ФЗ. Например, лица, поступающие на должности гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы, должны иметь высшее образование не ниже уровня специалиста или магистра (ч. 3 ст. 12 Закона N 79-ФЗ). Данное требование к образованию для замещения названных должностей не распространяется на лиц, перечисленных в п. п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2016 N 224-ФЗ. Это следует из ст. 3 указанного Закона.
Статья: К вопросу о применении профессионального стандарта при замещении должности руководителя организации высшего образования
(Абалдуев В.А., Ерохина Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)В целях настоящего приказа работой на руководящих должностях признается замещение должностей руководителя юридического лица (вуза, иной организации) или его заместителя, руководителя структурного подразделения юридического лица, в том числе обособленного подразделения (включая должности, отнесенные номенклатурой должностей к категории руководителей, должности заведующего кафедрой, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя".
(Абалдуев В.А., Ерохина Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)В целях настоящего приказа работой на руководящих должностях признается замещение должностей руководителя юридического лица (вуза, иной организации) или его заместителя, руководителя структурного подразделения юридического лица, в том числе обособленного подразделения (включая должности, отнесенные номенклатурой должностей к категории руководителей, должности заведующего кафедрой, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя".
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Учитывая, что федеральные гражданские служащие, замещающие должности категории "руководители", "помощники (советники)" и "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы, выполняют задачи, характеризующиеся высокими степенью сложности и уровнем ответственности, для качественного исполнения ими должностных обязанностей рекомендуется предъявлять к ним требование о наличии высшего образования - специалитета, магистратуры.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Учитывая, что федеральные гражданские служащие, замещающие должности категории "руководители", "помощники (советники)" и "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы, выполняют задачи, характеризующиеся высокими степенью сложности и уровнем ответственности, для качественного исполнения ими должностных обязанностей рекомендуется предъявлять к ним требование о наличии высшего образования - специалитета, магистратуры.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Установленные комментируемым Законом квалификационные требования к претендентам на замещение должностей главных государственных санитарных врачей и их заместителей подлежат применению с учетом других федеральных законов и подзаконных актов. Так, согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры. Квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы, также могут предусматриваться должностным регламентом гражданского служащего (ч. 7 ст. 12 указанного Закона).
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Установленные комментируемым Законом квалификационные требования к претендентам на замещение должностей главных государственных санитарных врачей и их заместителей подлежат применению с учетом других федеральных законов и подзаконных актов. Так, согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры. Квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы, также могут предусматриваться должностным регламентом гражданского служащего (ч. 7 ст. 12 указанного Закона).
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)2) наличие стажа работы на руководящих должностях не менее года и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее 2 лет, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными СРО <2>. Работой на руководящих должностях признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы РФ, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Организация и проведение стажировки гражданина РФ в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляются СРО в соответствии с правилами проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, установленными федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности;
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)2) наличие стажа работы на руководящих должностях не менее года и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее 2 лет, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными СРО <2>. Работой на руководящих должностях признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы РФ, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Организация и проведение стажировки гражданина РФ в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляются СРО в соответствии с правилами проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, установленными федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности;