Высшее обрАзование в стране
Подборка наиболее важных документов по запросу Высшее обрАзование в стране (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Высшее образование Российской Федерации в условиях интернационализации образовательной среды: нормативно-правовое обеспечение
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2022, N 3)В Российской Федерации на государственном уровне осознается важность системы высшего образования страны не только как фактора развития человеческого капитала в стране и кузницы кадров для нужд национальной экономики, но и как экспортной отрасли, поэтому разрабатываются нормативно-правовые документы и стратегии, нацеленные на интернационализацию российского образования.
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2022, N 3)В Российской Федерации на государственном уровне осознается важность системы высшего образования страны не только как фактора развития человеческого капитала в стране и кузницы кадров для нужд национальной экономики, но и как экспортной отрасли, поэтому разрабатываются нормативно-правовые документы и стратегии, нацеленные на интернационализацию российского образования.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.11.2009 N 259-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)1. Настоящим Федеральным законом определяются особенности правового положения ведущих классических университетов Российской Федерации - федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" (далее - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) и федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Санкт-Петербургский государственный университет) как уникальных научно-образовательных комплексов, включающих в себя структурные подразделения без прав юридического лица и юридические лица, старейших образовательных организаций высшего образования страны, имеющих огромное значение для развития российского общества.
(ред. от 02.07.2021)
"О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)1. Настоящим Федеральным законом определяются особенности правового положения ведущих классических университетов Российской Федерации - федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" (далее - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) и федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Санкт-Петербургский государственный университет) как уникальных научно-образовательных комплексов, включающих в себя структурные подразделения без прав юридического лица и юридические лица, старейших образовательных организаций высшего образования страны, имеющих огромное значение для развития российского общества.
"Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе"
(заключена в г. Лиссабоне 11.04.1997)a) облегчает доступ к достоверной и точной информации относительно системы высшего образования и квалификациях высшего образования той страны, в которой он расположен;
(заключена в г. Лиссабоне 11.04.1997)a) облегчает доступ к достоверной и точной информации относительно системы высшего образования и квалификациях высшего образования той страны, в которой он расположен;
Информация: Минфин для бизнеса: дайджест мер государственной поддержки бизнеса
("Официальный сайт Минфина России", 2025)- Минобрнауки России предлагает гранты из федерального бюджета на проведение научных исследований российскими научными или образовательными организациями высшего образования совместно с организациями стран членов Шанхайской организации сотрудничества для реализации программы двух- и многостороннего научно-технологического взаимодействия.
("Официальный сайт Минфина России", 2025)- Минобрнауки России предлагает гранты из федерального бюджета на проведение научных исследований российскими научными или образовательными организациями высшего образования совместно с организациями стран членов Шанхайской организации сотрудничества для реализации программы двух- и многостороннего научно-технологического взаимодействия.
Статья: Глобальные ESG-тренды и российское образование: стратегические вызовы
(Ручкина Г.Ф.)
("Предпринимательское право", 2025, N 4)Перспективы развития ESG-образования в России связаны с необходимостью дальнейшей специализации программ, углубления практической составляющей и расширения сотрудничества между вузами, бизнесом и регуляторами. Как показывает опыт Финансового университета, только комплексный подход, сочетающий фундаментальную подготовку, прикладные исследования и практико-ориентированное обучение, может обеспечить подготовку специалистов, способных эффективно реализовывать принципы устойчивого развития в условиях быстро меняющейся экономической и регуляторной среды. Дальнейшее развитие этого направления должно стать приоритетом для всей системы высшего образования России, если страна стремится сохранить конкурентоспособность в мире, где ESG-факторы становятся все более значимыми.
(Ручкина Г.Ф.)
("Предпринимательское право", 2025, N 4)Перспективы развития ESG-образования в России связаны с необходимостью дальнейшей специализации программ, углубления практической составляющей и расширения сотрудничества между вузами, бизнесом и регуляторами. Как показывает опыт Финансового университета, только комплексный подход, сочетающий фундаментальную подготовку, прикладные исследования и практико-ориентированное обучение, может обеспечить подготовку специалистов, способных эффективно реализовывать принципы устойчивого развития в условиях быстро меняющейся экономической и регуляторной среды. Дальнейшее развитие этого направления должно стать приоритетом для всей системы высшего образования России, если страна стремится сохранить конкурентоспособность в мире, где ESG-факторы становятся все более значимыми.
Статья: Особенности подготовки специалистов таможенного дела в США
(Прогунова Л.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 2)Огромная вариативность программ, специализаций и концентраций, предлагаемых в вузах США, объясняется отсутствием единых государственных стандартов высшего образования в стране; вместо этого в каждом Штате есть свой набор стандартов и правил для колледжей и университетов, находящихся под его юрисдикцией. Кроме того, значительное число американских университетов являются частными. Независимость от государственного финансирования придает им еще большую гибкость в наборе и содержании образовательных программ, включая инновационные и уникальные академические программы.
(Прогунова Л.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 2)Огромная вариативность программ, специализаций и концентраций, предлагаемых в вузах США, объясняется отсутствием единых государственных стандартов высшего образования в стране; вместо этого в каждом Штате есть свой набор стандартов и правил для колледжей и университетов, находящихся под его юрисдикцией. Кроме того, значительное число американских университетов являются частными. Независимость от государственного финансирования придает им еще большую гибкость в наборе и содержании образовательных программ, включая инновационные и уникальные академические программы.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Поскольку высшее образование (неважно, гуманитарное или техническое) - это совершенно иные, более высокие характеристики и уровня жизни, и качества работника, и качество человека, а интеллектуальный потенциал общества и индивида становятся все более востребованными современной жизнью - вплоть до того, что они определяют возможности не только развития, но и самого существования, если угодно, выживания в нынешнем мире, в настоящее время в ряде стран поставлена задача повысить численность лиц с высшим образованием, в том числе путем ежегодного увеличения количества студентов и аспирантов.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Поскольку высшее образование (неважно, гуманитарное или техническое) - это совершенно иные, более высокие характеристики и уровня жизни, и качества работника, и качество человека, а интеллектуальный потенциал общества и индивида становятся все более востребованными современной жизнью - вплоть до того, что они определяют возможности не только развития, но и самого существования, если угодно, выживания в нынешнем мире, в настоящее время в ряде стран поставлена задача повысить численность лиц с высшим образованием, в том числе путем ежегодного увеличения количества студентов и аспирантов.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В частности, речь идет о ратификации Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабонская конвенция 1997 г.; Федеральный закон от 04.05.2000 N 65-ФЗ). Аналогичную роль играют Болонский процесс в отношении высшего образования в европейских странах <108>, Брюгге-Копенгагенский (Копенгагенский) процесс в отношении профессионального образования и обучения <109>, а также большое количество многосторонних (в том числе в пределах Содружества Независимых Государств) и двусторонних международных договоров Российской Федерации с другими государствами <110>.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В частности, речь идет о ратификации Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабонская конвенция 1997 г.; Федеральный закон от 04.05.2000 N 65-ФЗ). Аналогичную роль играют Болонский процесс в отношении высшего образования в европейских странах <108>, Брюгге-Копенгагенский (Копенгагенский) процесс в отношении профессионального образования и обучения <109>, а также большое количество многосторонних (в том числе в пределах Содружества Независимых Государств) и двусторонних международных договоров Российской Федерации с другими государствами <110>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. В соответствии со ст. 10 ГрК РФ схемы территориального планирования Российской Федерации, составляющие содержание документов территориального планирования Российской Федерации, разрабатываются в следующих областях: федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения; оборона страны и безопасность государства; энергетика; высшее образование; здравоохранение. Так, Приказом Минэкономразвития России от 01.12.2020 N 793 были утверждены Методические рекомендации по подготовке схем территориального планирования Российской Федерации в областях федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного), автомобильных дорог федерального значения, энергетики, высшего образования, здравоохранения, обороны страны и безопасности государства.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. В соответствии со ст. 10 ГрК РФ схемы территориального планирования Российской Федерации, составляющие содержание документов территориального планирования Российской Федерации, разрабатываются в следующих областях: федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения; оборона страны и безопасность государства; энергетика; высшее образование; здравоохранение. Так, Приказом Минэкономразвития России от 01.12.2020 N 793 были утверждены Методические рекомендации по подготовке схем территориального планирования Российской Федерации в областях федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного), автомобильных дорог федерального значения, энергетики, высшего образования, здравоохранения, обороны страны и безопасности государства.