Выплаты матерям одиночкам
Подборка наиболее важных документов по запросу Выплаты матерям одиночкам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 72 Конституции РФ"Исходя из положений пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к указанным полномочиям субъектов РФ также отнесены вопросы социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки семей, имеющих (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущим граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан. Согласно п. 1 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в п. 1 ст. 72, осуществляются названными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие особенности предусмотрены при предоставлении отпуска матери-одиночке
(КонсультантПлюс, 2025)1. Предусмотрен ли более продолжительный ежегодный основной оплачиваемый отпуск матери-одиночке
(КонсультантПлюс, 2025)1. Предусмотрен ли более продолжительный ежегодный основной оплачиваемый отпуск матери-одиночке
Готовое решение: Как оформить ежегодный отпуск руководителю организации (генеральному директору)
(КонсультантПлюс, 2025)если руководителю организации предоставлен ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы (например, как одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в силу ст. 263 ТК РФ) - буквенный код "ДБ" или цифровой код "18".
(КонсультантПлюс, 2025)если руководителю организации предоставлен ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы (например, как одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в силу ст. 263 ТК РФ) - буквенный код "ДБ" или цифровой код "18".
Готовое решение: Можно ли уволить по сокращению работницу, являющуюся матерью-одиночкой
(КонсультантПлюс, 2025)Если супруг работницы не усыновил ребенка, то ее увольнение может повлечь риски, о которых рассказано ниже в настоящем материале. Встречается судебная практика, когда увольнение такой женщины по сокращению было признано незаконным. Так, суд указал, что мать обладает статусом одинокой, если является единственным лицом, наделенным родительскими правами и несущим родительские обязанности по воспитанию своих детей. Женщина сохраняет статус одинокой матери и при последующем вступлении в брак при условии сохранения выплат как одинокой матери. При рассмотрении дела суд учел, в частности, справки о получении пособий на ребенка школьного возраста из неполной семьи, а также то, что супруг материально не содержит ребенка, в семье не ведется совместный бюджет, ребенок не усыновлен супругом (см., например, Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 16.01.2019 N 44г-8/2019 по делу N 2-477/2018).
(КонсультантПлюс, 2025)Если супруг работницы не усыновил ребенка, то ее увольнение может повлечь риски, о которых рассказано ниже в настоящем материале. Встречается судебная практика, когда увольнение такой женщины по сокращению было признано незаконным. Так, суд указал, что мать обладает статусом одинокой, если является единственным лицом, наделенным родительскими правами и несущим родительские обязанности по воспитанию своих детей. Женщина сохраняет статус одинокой матери и при последующем вступлении в брак при условии сохранения выплат как одинокой матери. При рассмотрении дела суд учел, в частности, справки о получении пособий на ребенка школьного возраста из неполной семьи, а также то, что супруг материально не содержит ребенка, в семье не ведется совместный бюджет, ребенок не усыновлен супругом (см., например, Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 16.01.2019 N 44г-8/2019 по делу N 2-477/2018).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Вместе с тем при предшествовавшем регулировании в области социальной защиты материнства и детства общепризнанным считалось понятие одинокой матери как не состоящей в браке, если в свидетельствах о рождении детей запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена в установленном порядке по указанию матери (при сохранении права на получение установленных выплат в случае вступления одинокой матери в брак). При этом наравне с такими матерями соответствующие денежные выплаты назначались женщинам, не состоящим в браке, записанным в качестве матерей усыновленных ими детей, а в отдельные периоды - также вдовам и вдовцам, имеющим детей и не получающим на них пенсию по случаю потери кормильца или социальную пенсию (например, п. 3 Постановления Совета Министров СССР от 12 августа 1970 г. N 659 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям" и п. 8 названного Положения, п. 4 Временного положения о порядке назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, единого ежемесячного пособия на детей, государственного пособия одиноким матерям, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 24 ноября 1990 г. N 1177, п. 41 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 883).
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Вместе с тем при предшествовавшем регулировании в области социальной защиты материнства и детства общепризнанным считалось понятие одинокой матери как не состоящей в браке, если в свидетельствах о рождении детей запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена в установленном порядке по указанию матери (при сохранении права на получение установленных выплат в случае вступления одинокой матери в брак). При этом наравне с такими матерями соответствующие денежные выплаты назначались женщинам, не состоящим в браке, записанным в качестве матерей усыновленных ими детей, а в отдельные периоды - также вдовам и вдовцам, имеющим детей и не получающим на них пенсию по случаю потери кормильца или социальную пенсию (например, п. 3 Постановления Совета Министров СССР от 12 августа 1970 г. N 659 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям" и п. 8 названного Положения, п. 4 Временного положения о порядке назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, единого ежемесячного пособия на детей, государственного пособия одиноким матерям, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 24 ноября 1990 г. N 1177, п. 41 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 883).
Интервью: Евгений Писаревский: "Защита социальных прав - мой профессиональный долг"
("Юрист", 2023, N 2)Итоги работы нашей команды в "социальном блоке", по моему мнению, достаточно позитивны. В частности, создан механизм коллективной и прозрачной работы с жалобами получателей услуг, который позволил быстро и просто разрешать конфликты по наиболее сложным и массовым жалобам граждан (обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение, организация бесплатного проезда к месту оказания бесплатной медицинской высокотехнологичной помощи, "чернобыльские" выплаты, выплаты малообеспеченным семьям и одиноким матерям и др.).
("Юрист", 2023, N 2)Итоги работы нашей команды в "социальном блоке", по моему мнению, достаточно позитивны. В частности, создан механизм коллективной и прозрачной работы с жалобами получателей услуг, который позволил быстро и просто разрешать конфликты по наиболее сложным и массовым жалобам граждан (обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение, организация бесплатного проезда к месту оказания бесплатной медицинской высокотехнологичной помощи, "чернобыльские" выплаты, выплаты малообеспеченным семьям и одиноким матерям и др.).
Готовое решение: Как предоставить отпуск без сохранения заработной платы по личным и семейным обстоятельствам
(КонсультантПлюс, 2025)если работнику предоставлен ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы (например, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в силу ст. 263 ТК РФ) - буквенный код "ДБ" или цифровой код "18";
(КонсультантПлюс, 2025)если работнику предоставлен ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы (например, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в силу ст. 263 ТК РФ) - буквенный код "ДБ" или цифровой код "18";
Статья: Регистрация актов гражданского состояния в период Великой Отечественной войны: законодательство и правоприменение
(Трофимец И.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Действовала презумпция отцовства в отношении детей, рожденных в зарегистрированном браке. В отношении внебрачных детей больше не допускалось установление отцовства, заботу о детях, рожденных одинокой матерью, брало на себя государство. Одиноким матерям выплачивалось пособие на содержание ребенка. У внебрачного ребенка юридически отца не могло быть. Такое положение не исключало злоупотребления со стороны родителей ребенка, когда фактически совместно проживая и воспитывая детей, сожители получали периодическую материальную помощь от государства. В работе П.Л. Полянского, как результат анализа положений Указа 1944 г., представлено мнение, что "эффективное укрепление семьи могло осуществиться лишь при условии выявления и учета всех брачных связей... фактические браки мешали государству... наносили материальный ущерб законной семье" <9>. Положительно оценила Указ 1944 г. М.В. Антокольская, которая считает, что "существование фактического и зарегистрированного брака ни к чему, кроме правовой неопределенности, путаницы и подрыва принципа моногамии, привести не могло" <10>. Действительно, государству необходимо в целях демографического учета населения регистрировать различные акты гражданского состояния, так как от правильного учета зависит социальная, демографическая и экономическая политика государства, планирование бюджетов и пр. В качестве меры, направленной на укрепление семьи и брака, было усложнение процедуры развода. Указ 1944 г. предусматривал публичность расторжения брака с объявлением об этом в газете, издаваемой по месту жительства разводящихся супругов. Была введена прогрессивная шкала государственных пошлин за регистрацию расторжения брака, на инициатора возлагалось: первый развод - пятьдесят рублей, второй - сто пятьдесят рублей, третий - триста рублей и т.д. Статистика разводов не отражала реального положения, пары фактически прекращали совместное проживание, но не оформляли распад семьи в органах ЗАГСа.
(Трофимец И.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Действовала презумпция отцовства в отношении детей, рожденных в зарегистрированном браке. В отношении внебрачных детей больше не допускалось установление отцовства, заботу о детях, рожденных одинокой матерью, брало на себя государство. Одиноким матерям выплачивалось пособие на содержание ребенка. У внебрачного ребенка юридически отца не могло быть. Такое положение не исключало злоупотребления со стороны родителей ребенка, когда фактически совместно проживая и воспитывая детей, сожители получали периодическую материальную помощь от государства. В работе П.Л. Полянского, как результат анализа положений Указа 1944 г., представлено мнение, что "эффективное укрепление семьи могло осуществиться лишь при условии выявления и учета всех брачных связей... фактические браки мешали государству... наносили материальный ущерб законной семье" <9>. Положительно оценила Указ 1944 г. М.В. Антокольская, которая считает, что "существование фактического и зарегистрированного брака ни к чему, кроме правовой неопределенности, путаницы и подрыва принципа моногамии, привести не могло" <10>. Действительно, государству необходимо в целях демографического учета населения регистрировать различные акты гражданского состояния, так как от правильного учета зависит социальная, демографическая и экономическая политика государства, планирование бюджетов и пр. В качестве меры, направленной на укрепление семьи и брака, было усложнение процедуры развода. Указ 1944 г. предусматривал публичность расторжения брака с объявлением об этом в газете, издаваемой по месту жительства разводящихся супругов. Была введена прогрессивная шкала государственных пошлин за регистрацию расторжения брака, на инициатора возлагалось: первый развод - пятьдесят рублей, второй - сто пятьдесят рублей, третий - триста рублей и т.д. Статистика разводов не отражала реального положения, пары фактически прекращали совместное проживание, но не оформляли распад семьи в органах ЗАГСа.
Готовое решение: В каких случаях можно уволить работников с детьми
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, не является при условии сохранения ей выплат как одинокой матери.
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, не является при условии сохранения ей выплат как одинокой матери.
Статья: Правовые вопросы обеспечения адресности при предоставлении единого пособия на ребенка
(Курченко О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Отметим, что в постсоветский период развития отечественного законодательства о социальном обеспечении одинокое материнство являлось одним из оснований дифференциации правового регулирования отношений по обеспечению пособиями граждан, имеющих детей. Так, ФЗ N 81-ФЗ в период с 1995 по 2004 г. предусматривал установление ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере на детей одиноких матерей. После произошедшего с 1 января 2005 г. закрепления полномочий по назначению и выплате пособия на ребенка в качестве расходных обязательств субъектов Российской Федерации в некоторых регионах названное основание для повышения размера пособия было сохранено [12, с. 71]. В частности, в Омской области пособие на детей одиноких матерей выплачивалось в размере 500 руб. на каждого ребенка, в то время как по общему правилу его размер составлял 161 руб. с ежегодной индексацией <15>. При таких крайне низких размерах пособия на ребенка (в том числе на детей одиноких матерей) представляется сомнительным, чтобы повышенный размер пособия сам по себе послужил значимым стимулом к отказу от юридической фиксации отцовства.
(Курченко О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Отметим, что в постсоветский период развития отечественного законодательства о социальном обеспечении одинокое материнство являлось одним из оснований дифференциации правового регулирования отношений по обеспечению пособиями граждан, имеющих детей. Так, ФЗ N 81-ФЗ в период с 1995 по 2004 г. предусматривал установление ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере на детей одиноких матерей. После произошедшего с 1 января 2005 г. закрепления полномочий по назначению и выплате пособия на ребенка в качестве расходных обязательств субъектов Российской Федерации в некоторых регионах названное основание для повышения размера пособия было сохранено [12, с. 71]. В частности, в Омской области пособие на детей одиноких матерей выплачивалось в размере 500 руб. на каждого ребенка, в то время как по общему правилу его размер составлял 161 руб. с ежегодной индексацией <15>. При таких крайне низких размерах пособия на ребенка (в том числе на детей одиноких матерей) представляется сомнительным, чтобы повышенный размер пособия сам по себе послужил значимым стимулом к отказу от юридической фиксации отцовства.