Выморочное имущество налоговая
Подборка наиболее важных документов по запросу Выморочное имущество налоговая (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 03.06.2025 по делу N 33-7055/2025 (УИД 66RS0016-01-2024-001835-81)
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приобретательной давности.
Обстоятельства: Истец указал, что на основании договора мены его дети и бывший супруг являются долевыми собственниками жилого помещения, после смерти супруга дети в наследство не вступали, истец добросовестно и открыто в течение установленного срока пользуется принадлежавшей умершему квартирой как своей собственной, несет расходы на ее содержание.
Решение: Удовлетворено.В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2017 N 38-КГ16-12, несовершение действий по выявлению выморочного имущества само по себе не означает, что администрация либо ее правопредшественники (налоговый орган и Росимущество) не должны были узнать о нарушении своего права собственности.
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приобретательной давности.
Обстоятельства: Истец указал, что на основании договора мены его дети и бывший супруг являются долевыми собственниками жилого помещения, после смерти супруга дети в наследство не вступали, истец добросовестно и открыто в течение установленного срока пользуется принадлежавшей умершему квартирой как своей собственной, несет расходы на ее содержание.
Решение: Удовлетворено.В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2017 N 38-КГ16-12, несовершение действий по выявлению выморочного имущества само по себе не означает, что администрация либо ее правопредшественники (налоговый орган и Росимущество) не должны были узнать о нарушении своего права собственности.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.06.2025 по делу N 33-7373/2025 (УИД 66RS0006-01-2024-003270-89)
Категория: Наследственные споры.
Требования истцов - 1, 2: 1) Об установлении факта принятия наследства, о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на него.
Требования истца-3: 2) О признании имущества выморочным, признании права собственности на него.
Обстоятельства: Истец-1 указал, что его бабушка находилась на иждивении дедушки, после расторжения брака они продолжали проживать одной семьей, получили в совместную собственность квартиру, после смерти дедушки бабушка фактически приняла наследство в виде его доли в квартире, истцы - 1, 2 являются наследниками после смерти бабушки. Истец-3 указал, что спорное имущество является выморочным.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2017 N 38-КГ16-12, несовершение действий по выявлению выморочного имущества само по себе не означает, что администрация либо ее правопредшественники (налоговый орган и Росимущество) не должны были узнать о нарушении своего права собственности.
Категория: Наследственные споры.
Требования истцов - 1, 2: 1) Об установлении факта принятия наследства, о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на него.
Требования истца-3: 2) О признании имущества выморочным, признании права собственности на него.
Обстоятельства: Истец-1 указал, что его бабушка находилась на иждивении дедушки, после расторжения брака они продолжали проживать одной семьей, получили в совместную собственность квартиру, после смерти дедушки бабушка фактически приняла наследство в виде его доли в квартире, истцы - 1, 2 являются наследниками после смерти бабушки. Истец-3 указал, что спорное имущество является выморочным.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2017 N 38-КГ16-12, несовершение действий по выявлению выморочного имущества само по себе не означает, что администрация либо ее правопредшественники (налоговый орган и Росимущество) не должны были узнать о нарушении своего права собственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как наследуется выморочное имущество?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В зависимости от фактических обстоятельств дела за получением информации о порядке переоформления выморочного имущества, перешедшего в собственность РФ, рекомендуем обратиться в налоговый орган либо в Росимущество (п. 3 ст. 1151 ГК РФ; п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9; Письмо ФНС России от 04.12.2008 N ШС-6-3/892; пп. 5.43 п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В зависимости от фактических обстоятельств дела за получением информации о порядке переоформления выморочного имущества, перешедшего в собственность РФ, рекомендуем обратиться в налоговый орган либо в Росимущество (п. 3 ст. 1151 ГК РФ; п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9; Письмо ФНС России от 04.12.2008 N ШС-6-3/892; пп. 5.43 п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432).
Статья: Особенности наследования корпоративных прав как выморочного имущества
(Можилян С.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Однако учет подобного выморочного имущества, за исключением жилых помещений, осуществляется налоговыми органами. Так, ранее в письмах ФНС России о выморочном имуществе от 19.02.2007 N 02-3-04/3@ и от 04.12.2008 N ШС-6-3/892 со ссылкой на отсутствие специального закона, предусмотренного пунктом 3 статьи 1151 ГК РФ, указывалось, что до его принятия следует руководствоваться утратившим силу подпунктом "к" пункта 18 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340, а также Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683, и Инструкцией о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденной Постановлением Минфина СССР от 19.12.1984 N 185, согласно пункту 5 которой документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства.
(Можилян С.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Однако учет подобного выморочного имущества, за исключением жилых помещений, осуществляется налоговыми органами. Так, ранее в письмах ФНС России о выморочном имуществе от 19.02.2007 N 02-3-04/3@ и от 04.12.2008 N ШС-6-3/892 со ссылкой на отсутствие специального закона, предусмотренного пунктом 3 статьи 1151 ГК РФ, указывалось, что до его принятия следует руководствоваться утратившим силу подпунктом "к" пункта 18 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340, а также Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683, и Инструкцией о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденной Постановлением Минфина СССР от 19.12.1984 N 185, согласно пункту 5 которой документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)По подразделу 0106 "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора" классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы на выполнение функций органов государственной власти, органов государственного финансового контроля, органов местного самоуправления, осуществляющих функции финансовых органов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, налоговых и таможенных органов, органов государственной власти, иных государственных и муниципальных органов, осуществляющих функции финансового (финансово-бюджетного) надзора (контроля) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, а также расходы на содержание учреждений, обеспечивающих их деятельность, на реализацию мероприятий, связанных с процедурами банкротства, распоряжением и реализацией выморочного имущества.
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)По подразделу 0106 "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора" классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы на выполнение функций органов государственной власти, органов государственного финансового контроля, органов местного самоуправления, осуществляющих функции финансовых органов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, налоговых и таможенных органов, органов государственной власти, иных государственных и муниципальных органов, осуществляющих функции финансового (финансово-бюджетного) надзора (контроля) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, а также расходы на содержание учреждений, обеспечивающих их деятельность, на реализацию мероприятий, связанных с процедурами банкротства, распоряжением и реализацией выморочного имущества.
Федеральный закон от 31.07.2025 N 344-ФЗ
"О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О публично-правовой компании "Роскадастр" и отдельные законодательные акты Российской Федерации""24. Мероприятия, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2, частями 3, 4, частью 6 (в том числе подготовка акта осмотра), частью 8, пунктом 2 части 9, частями 14, 18 и 23 настоящей статьи, и подготовка проектов решений в соответствии с частями 20 и 21 настоящей статьи могут осуществляться публично-правовой компанией, указанной в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, на условиях, предусмотренных соглашением, заключенным в соответствии с частями 6 и 7 статьи 4 Федерального закона "О публично-правовой компании "Роскадастр" между этой компанией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, уполномоченными на выполнение мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, указанных в настоящей статье. В этом случае между данными органами и публично-правовой компанией не могут быть заключены другие гражданско-правовые договоры, предмет которых совпадает с предметом такого соглашения. На основании такого соглашения публично-правовой компании не могут передаваться полномочия указанных органов по принятию предусмотренных настоящей статьей решений о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, о выявлении бесхозяйных здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства, о выявлении земельного участка, здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства, имеющих признаки выморочного имущества.".
"О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О публично-правовой компании "Роскадастр" и отдельные законодательные акты Российской Федерации""24. Мероприятия, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2, частями 3, 4, частью 6 (в том числе подготовка акта осмотра), частью 8, пунктом 2 части 9, частями 14, 18 и 23 настоящей статьи, и подготовка проектов решений в соответствии с частями 20 и 21 настоящей статьи могут осуществляться публично-правовой компанией, указанной в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, на условиях, предусмотренных соглашением, заключенным в соответствии с частями 6 и 7 статьи 4 Федерального закона "О публично-правовой компании "Роскадастр" между этой компанией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, уполномоченными на выполнение мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, указанных в настоящей статье. В этом случае между данными органами и публично-правовой компанией не могут быть заключены другие гражданско-правовые договоры, предмет которых совпадает с предметом такого соглашения. На основании такого соглашения публично-правовой компании не могут передаваться полномочия указанных органов по принятию предусмотренных настоящей статьей решений о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, о выявлении бесхозяйных здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства, о выявлении земельного участка, здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства, имеющих признаки выморочного имущества.".
"Участие государства в современном цивилистическом процессе: монография"
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)Так, в Определении от 2 июля 2009 г. N ВАС-8222/09 Суд ссылается на Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683, и на письмо Федеральной налоговой службы РФ от 19 февраля 2007 г. N 02-3-04/3а "О выморочном имуществе", согласно которым обязанности учета имущества, переходящего по праву наследования к государству, возложены на налоговые органы.
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)Так, в Определении от 2 июля 2009 г. N ВАС-8222/09 Суд ссылается на Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683, и на письмо Федеральной налоговой службы РФ от 19 февраля 2007 г. N 02-3-04/3а "О выморочном имуществе", согласно которым обязанности учета имущества, переходящего по праву наследования к государству, возложены на налоговые органы.
Статья: Вещные права в Гражданском кодексе Российской Федерации
(Демидова Г.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 10)Публично-правовые образования могут приобрести имущество в порядке наследования: по завещанию - на общих основаниях; по закону - в соответствии со ст. 1151 ГК как выморочное имущество.
(Демидова Г.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 10)Публично-правовые образования могут приобрести имущество в порядке наследования: по завещанию - на общих основаниях; по закону - в соответствии со ст. 1151 ГК как выморочное имущество.
"Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование"
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о том, что Габараева использовала спорное имущество сезонно, дополнительно отметив, что она не оплачивала налоги за это имущество. Кроме того, суд апелляционной инстанции мотивировал согласие с решением суда тем, что испрашиваемое имущество является выморочным и в силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ может быть приобретено другим лицом только путем заключения с органом местного самоуправления гражданско-правовой сделки.
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о том, что Габараева использовала спорное имущество сезонно, дополнительно отметив, что она не оплачивала налоги за это имущество. Кроме того, суд апелляционной инстанции мотивировал согласие с решением суда тем, что испрашиваемое имущество является выморочным и в силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ может быть приобретено другим лицом только путем заключения с органом местного самоуправления гражданско-правовой сделки.
Статья: Концепция добросовестности владения при приобретательной давности в российской судебной практике
(Багдасарян О.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)Следующая категория дел связана с исками граждан к муниципальным образованиям в отношении выморочных долей в праве собственности на недвижимые жилые объекты. В соответствии с п. 2 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество в порядке наследования по закону переходит в собственность публичного образования. Как следует из п. 50 Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", соответствующее публичное образование (РФ, субъект РФ или муниципальное образование) становится собственником выморочного имущества со дня открытия наследства без акта принятия наследства и вне зависимости от оформления наследственных прав. Из-за отсутствия наследственного дела как такового публичные образования зачастую не располагают сведениями о наличии выморочного имущества, поэтому не имеют возможности вступить во владение им. В этих условиях такое имущество продолжительное время может оставаться "фактически брошенным".
(Багдасарян О.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)Следующая категория дел связана с исками граждан к муниципальным образованиям в отношении выморочных долей в праве собственности на недвижимые жилые объекты. В соответствии с п. 2 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество в порядке наследования по закону переходит в собственность публичного образования. Как следует из п. 50 Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", соответствующее публичное образование (РФ, субъект РФ или муниципальное образование) становится собственником выморочного имущества со дня открытия наследства без акта принятия наследства и вне зависимости от оформления наследственных прав. Из-за отсутствия наследственного дела как такового публичные образования зачастую не располагают сведениями о наличии выморочного имущества, поэтому не имеют возможности вступить во владение им. В этих условиях такое имущество продолжительное время может оставаться "фактически брошенным".
Статья: Утрата права собственности на выморочное имущество вследствие бездействия публично-правовых образований
(Чеговадзе Л.А.)
("Наследственное право", 2021, N 3)<10> Ранее данные функции выполняли налоговые органы, руководствуясь Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683 и Инструкцией Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов". Но с момента вступления в силу Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 281-ФЗ налоговые органы более не осуществляют полномочия по работе с выморочным имуществом в виде жилых помещений. Да и ранее налоговые органы не несли обязанность по выявлению и учету выморочного имущества.
(Чеговадзе Л.А.)
("Наследственное право", 2021, N 3)<10> Ранее данные функции выполняли налоговые органы, руководствуясь Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683 и Инструкцией Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов". Но с момента вступления в силу Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 281-ФЗ налоговые органы более не осуществляют полномочия по работе с выморочным имуществом в виде жилых помещений. Да и ранее налоговые органы не несли обязанность по выявлению и учету выморочного имущества.
Статья: Проблемные вопросы при проведении инвентаризации и составлении описи наследственного имущества
(Лексакова Е.О.)
("Наследственное право", 2023, N 3)Движимое имущество, полученное гражданами в порядке наследования, не облагается налогом, поэтому с точки зрения налогообложения не представляет интереса для государства.
(Лексакова Е.О.)
("Наследственное право", 2023, N 3)Движимое имущество, полученное гражданами в порядке наследования, не облагается налогом, поэтому с точки зрения налогообложения не представляет интереса для государства.
Статья: Участие колхозов в аграрном комплексе России: история и современная практика
(Усанова В.А., Кайль Я.Я.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)Например, прокурор в интересах местной администрации может обратиться в суд в случаях неиспользования сельскохозяйственных угодий и фактического отсутствия собственника. Подобная ситуация была разрешена в 2020 г. в Ярославской области. Прокурор в иске указал, что после умершего имеется земельная доля (пай) в размере 9,3 га в СПК "Страна Советов", но наследников у него нет. Решением Некоузского районного суда Ярославской области от 29 сентября 2020 г. по делу N 2-191/2020 требования прокурора были удовлетворены. Суд мотивировал их тем, что при неоформлении надлежащим образом земли не вносятся платежи, такие как земельный налог, арендная плата. Это отражается, во-первых, в недополучении бюджетом средств, а во-вторых, в неисполнении органом муниципальной власти своих полномочий. Наличие невостребованного земельного участка, принадлежащего умершему собственнику, нарушает интересы соответственно Российской Федерации в целом и сельского поселения в частности. Таким образом, фактически выморочное имущество передается решением суда в собственность муниципального образования.
(Усанова В.А., Кайль Я.Я.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)Например, прокурор в интересах местной администрации может обратиться в суд в случаях неиспользования сельскохозяйственных угодий и фактического отсутствия собственника. Подобная ситуация была разрешена в 2020 г. в Ярославской области. Прокурор в иске указал, что после умершего имеется земельная доля (пай) в размере 9,3 га в СПК "Страна Советов", но наследников у него нет. Решением Некоузского районного суда Ярославской области от 29 сентября 2020 г. по делу N 2-191/2020 требования прокурора были удовлетворены. Суд мотивировал их тем, что при неоформлении надлежащим образом земли не вносятся платежи, такие как земельный налог, арендная плата. Это отражается, во-первых, в недополучении бюджетом средств, а во-вторых, в неисполнении органом муниципальной власти своих полномочий. Наличие невостребованного земельного участка, принадлежащего умершему собственнику, нарушает интересы соответственно Российской Федерации в целом и сельского поселения в частности. Таким образом, фактически выморочное имущество передается решением суда в собственность муниципального образования.
Статья: Спор об установлении факта родственных отношений (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В случае если установление факта родственных отношений необходимо заявителю для оформления наследства, при этом другие наследники отсутствуют, в качестве заинтересованного лица привлекается орган, осуществляющий в рамках своей компетенции функцию по принятию и управлению выморочным имуществом. Однако следует учитывать, что в указанном случае поданное в порядке особого производства заявление, скорее всего, будет оставлено без рассмотрения, поскольку публично-правовое образование вправе претендовать на наследственное имущество, которое в отсутствие наследников является выморочным, а значит, усматривается спор о праве, подлежащий разрешению в порядке искового производства (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 26.05.2022 N 33-18644/2022).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В случае если установление факта родственных отношений необходимо заявителю для оформления наследства, при этом другие наследники отсутствуют, в качестве заинтересованного лица привлекается орган, осуществляющий в рамках своей компетенции функцию по принятию и управлению выморочным имуществом. Однако следует учитывать, что в указанном случае поданное в порядке особого производства заявление, скорее всего, будет оставлено без рассмотрения, поскольку публично-правовое образование вправе претендовать на наследственное имущество, которое в отсутствие наследников является выморочным, а значит, усматривается спор о праве, подлежащий разрешению в порядке искового производства (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 26.05.2022 N 33-18644/2022).
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)5) если она реализует имущество, перешедшее по праву наследования государству;
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)5) если она реализует имущество, перешедшее по праву наследования государству;