Выход на пенсию чернобыльцам
Подборка наиболее важных документов по запросу Выход на пенсию чернобыльцам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13 "Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС""Основополагающим фактом для назначения пенсии по старости гражданам, указанным в пунктах 6 - 1 ч. 1 ст. 13, проживающим (проживавшим) или работающим (работавшим) в зоне радиоактивного загрязнения, с уменьшением возраста в зависимости от факта и продолжительности постоянного проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном статьями 32 - 37 Закона N 1244-1, в соответствии с нормами ч. 2 ст. 28.1 Закона N 1244-1, является факт проживания или работы на территории, подвергшейся радиационному загрязнению, продолжительность которого применяется для определения величины уменьшения возраста выхода на пенсию по старости на дополнительную величину, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС, то есть с 26.04.1986."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14 "Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС""Оспариваемое законоположение, предоставляющее гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы право на обслуживание в медицинских организациях, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию, направлено на создание наиболее благоприятных условий их обеспечения доступной и качественной медицинской помощью. Следовательно, данная норма является элементом правового механизма социальной защиты названных категорий граждан, в наибольшей степени пострадавших вследствие воздействия радиации в связи с чернобыльской катастрофой, и ни сама по себе, ни во взаимосвязи с частью четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в силу которой указанная мера социальной поддержки не распространяется на членов семей таких лиц, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы, являющейся вдовой инвалида-чернобыльца."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Лица, осуществляющие уход, как особые субъекты пенсионных отношений по случаю потери кормильца
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)В случае смерти лица, пострадавшего в результате радиационных и техногенных катастроф, согласно ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" <21> право на пенсию по СПК при осуществлении ухода за нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС предоставлено только пережившему супругу и только в отношении ухода за детьми, не достигшими 14-летнего возраста. Но при этом данная норма содержит очень существенную оговорку относительно того, что данное право признается за лицом и в случае осуществления им работы.
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)В случае смерти лица, пострадавшего в результате радиационных и техногенных катастроф, согласно ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" <21> право на пенсию по СПК при осуществлении ухода за нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС предоставлено только пережившему супругу и только в отношении ухода за детьми, не достигшими 14-летнего возраста. Но при этом данная норма содержит очень существенную оговорку относительно того, что данное право признается за лицом и в случае осуществления им работы.
Вопрос: О налоге на имущество физлиц в отношении доли в нежилом помещении, принадлежащей пенсионеру, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.
(Письмо ФНС России от 12.12.2023 N БС-3-21/16200@)- лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
(Письмо ФНС России от 12.12.2023 N БС-3-21/16200@)- лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Суд апелляционной инстанции, делая вывод о том, что Ч. не относится к категории лиц, которым может быть назначена пенсия в соответствии положениями пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I, то есть граждан, приравненных в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий - пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии по старости, не принял во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 19 января 2021 г. N 1-О, согласно которой положения подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Суд апелляционной инстанции, делая вывод о том, что Ч. не относится к категории лиц, которым может быть назначена пенсия в соответствии положениями пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I, то есть граждан, приравненных в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий - пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии по старости, не принял во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 19 января 2021 г. N 1-О, согласно которой положения подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2021 года"Как отметил Конституционный Суд, оспоренные положения по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример 1. Само по себе то обстоятельство, что истец приобрел право на пенсию как участник ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС по достижении возраста 50 лет, не является основанием для назначения данного вида пенсии в отсутствие обращения в учреждение ПФР с соответствующим заявлением (см. Апелляционное определение Липецкого областного суда от 01.06.2016 по делу N 33-1664/2016).
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример 1. Само по себе то обстоятельство, что истец приобрел право на пенсию как участник ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС по достижении возраста 50 лет, не является основанием для назначения данного вида пенсии в отсутствие обращения в учреждение ПФР с соответствующим заявлением (см. Апелляционное определение Липецкого областного суда от 01.06.2016 по делу N 33-1664/2016).
Статья: Темпоральные нормы в пенсионном законодательстве Российской Федерации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Большое значение имеют временные параметры конкретной социальной ситуации. Например, дата рождения ребенка является одним из условий предоставления семье дополнительных мер государственной поддержки (материнского капитала), право на которые возникает в случае рождения (в отношении мужчин - единственных усыновителей - в случае усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 г., а второго и последующих детей - начиная с 1 января 2007 г. Наступление даты достижения определенного возраста является условием назначения пенсии по старости, а в некоторых случаях - пенсии за выслугу лет в связи с военной или иной приравненной к ней службой. Установление ряда социальных выплат (пособий по временной нетрудоспособности, страховых пенсий и пенсий за выслугу лет для военнослужащих) обусловлено наличием страхового или иных видов стажа.
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Большое значение имеют временные параметры конкретной социальной ситуации. Например, дата рождения ребенка является одним из условий предоставления семье дополнительных мер государственной поддержки (материнского капитала), право на которые возникает в случае рождения (в отношении мужчин - единственных усыновителей - в случае усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 г., а второго и последующих детей - начиная с 1 января 2007 г. Наступление даты достижения определенного возраста является условием назначения пенсии по старости, а в некоторых случаях - пенсии за выслугу лет в связи с военной или иной приравненной к ней службой. Установление ряда социальных выплат (пособий по временной нетрудоспособности, страховых пенсий и пенсий за выслугу лет для военнослужащих) обусловлено наличием страхового или иных видов стажа.
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для чернобыльцев?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом возраст выхода на пенсию по старости не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом возраст выхода на пенсию по старости не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Статья: Отчитываемся о стаже за 2024 год: особенности заполнения подраздела 1.2 ЕФС-1
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2025, N 2)- с типом "Назначение пенсии" в связи с оформлением пенсии. Причем даже в том случае, если работник уволился в связи с выходом на пенсию;
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2025, N 2)- с типом "Назначение пенсии" в связи с оформлением пенсии. Причем даже в том случае, если работник уволился в связи с выходом на пенсию;
Статья: Конституционная доктрина социального государства в решениях Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации на примере защиты социальных прав
(Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)Конституционный Суд отметил, что "оспоренные положения по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста)".
(Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)Конституционный Суд отметил, что "оспоренные положения по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста)".