Выемка НК РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Выемка НК РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 94 "Выемка документов и предметов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")СТАТЬЯ 94 "ВЫЕМКА ДОКУМЕНТОВ И ПРЕДМЕТОВ" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")СТАТЬЯ 94 "ВЫЕМКА ДОКУМЕНТОВ И ПРЕДМЕТОВ" НК РФ
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 94 "Выемка документов и предметов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")СТАТЬЯ 94 "ВЫЕМКА ДОКУМЕНТОВ И ПРЕДМЕТОВ" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")СТАТЬЯ 94 "ВЫЕМКА ДОКУМЕНТОВ И ПРЕДМЕТОВ" НК РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)7. Производить в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений.
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)7. Производить в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Изъятие первичных учетных документов, как и иных документов, в том числе иных документов бухгалтерского учета и отчетности, может быть произведено в рамках следующих процессуальных и иных процедур: выемка как уголовно-процессуальное действие (ст. 183 "Основания и порядок производства выемки" УПК РФ); изъятие документов как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.10 "Изъятие вещей и документов" КоАП РФ); изъятие документов как действие, производимое при проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <154>); выемка документов как мероприятие налогового контроля (ст. 94 "Выемка документов и предметов" части первой НК РФ).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Изъятие первичных учетных документов, как и иных документов, в том числе иных документов бухгалтерского учета и отчетности, может быть произведено в рамках следующих процессуальных и иных процедур: выемка как уголовно-процессуальное действие (ст. 183 "Основания и порядок производства выемки" УПК РФ); изъятие документов как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.10 "Изъятие вещей и документов" КоАП РФ); изъятие документов как действие, производимое при проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <154>); выемка документов как мероприятие налогового контроля (ст. 94 "Выемка документов и предметов" части первой НК РФ).
Статья: Осмотр и выемка у третьих лиц. Когда это возможно?
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 7)Более того, налоговый орган отмечает, что по смыслу пункта 5 статьи 94 НК РФ выемка документов, а также предметов ограничена отношением этих бумаг и вещей не к налогоплательщику, а к предмету проверки. Такой вывод, отмечают в ФНС, согласуется с Определением Конституционного Суда РФ от 31.03.2022 N 500-О, где отмечается, что данная норма должна применяться с учетом действия "принципа недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля".
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 7)Более того, налоговый орган отмечает, что по смыслу пункта 5 статьи 94 НК РФ выемка документов, а также предметов ограничена отношением этих бумаг и вещей не к налогоплательщику, а к предмету проверки. Такой вывод, отмечают в ФНС, согласуется с Определением Конституционного Суда РФ от 31.03.2022 N 500-О, где отмечается, что данная норма должна применяться с учетом действия "принципа недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля".
Статья: Выемка после проверки. Возможна ли?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 7)Далее налоговое ведомство отмечает, что согласно пункту 1 статьи 94 НК РФ выемка бумаг компании должна проводиться в рамках выездных контрольных мероприятий. Однако НК РФ не устанавливает срока для изъятия бумаг.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 7)Далее налоговое ведомство отмечает, что согласно пункту 1 статьи 94 НК РФ выемка бумаг компании должна проводиться в рамках выездных контрольных мероприятий. Однако НК РФ не устанавливает срока для изъятия бумаг.
Статья: Какие изменения по налогам планируются на 2025 - 2027 гг.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 38)Планируется решить вопрос о возможности проведения выемки документов на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки. Проблема заключается в том, что согласно п. 1 ст. 94 НК РФ выемка документов проводится только в рамках выездной проверки. Однако на практике возникают ситуации, когда требуется произвести выемку на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки. Так, в постановлении от 10.04.2012 N 16282/11 ВАС РФ указал, что налоговый орган обладает правом на изъятие подлинников документов после завершения налоговой проверки в случае, если налогоплательщиком представляются документы по требованию с нарушением установленных сроков после составления справки по результатам проведенной выездной налоговой проверки, а при решении вопроса о возможности принятия в целях исчисления налогов в соответствии со ст. 252 НК РФ необходимо исходить из реальности расходов, а также их документального подтверждения.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 38)Планируется решить вопрос о возможности проведения выемки документов на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки. Проблема заключается в том, что согласно п. 1 ст. 94 НК РФ выемка документов проводится только в рамках выездной проверки. Однако на практике возникают ситуации, когда требуется произвести выемку на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки. Так, в постановлении от 10.04.2012 N 16282/11 ВАС РФ указал, что налоговый орган обладает правом на изъятие подлинников документов после завершения налоговой проверки в случае, если налогоплательщиком представляются документы по требованию с нарушением установленных сроков после составления справки по результатам проведенной выездной налоговой проверки, а при решении вопроса о возможности принятия в целях исчисления налогов в соответствии со ст. 252 НК РФ необходимо исходить из реальности расходов, а также их документального подтверждения.
Готовое решение: Выемка документов при налоговой проверке
(КонсультантПлюс, 2025)у инспекторов есть обоснованные подозрения, что нужные им документы налогоплательщик может уничтожить, скрыть, изменить (пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 8 ст. 94 НК РФ). При этом выемка документов может производиться не только по месту регистрации налогоплательщика, указанному в учредительных документах. Инспекция вправе провести выемку:
(КонсультантПлюс, 2025)у инспекторов есть обоснованные подозрения, что нужные им документы налогоплательщик может уничтожить, скрыть, изменить (пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 8 ст. 94 НК РФ). При этом выемка документов может производиться не только по месту регистрации налогоплательщика, указанному в учредительных документах. Инспекция вправе провести выемку:
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 21.06.2024 N КЧ-4-9/7026@ <В ходе осмотра налоговики вправе проверять помещения третьих лиц> (п. 3.2 Обзора правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков)
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 16)Теперь - к протоколу выемки. Статья 94 НК РФ гласит, что он должен:
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 16)Теперь - к протоколу выемки. Статья 94 НК РФ гласит, что он должен:
Статья: Судебный контроль наличия законных оснований для проведения повторных/неоднократных выездных налоговых проверок
(Коновалов А.М.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Проведение проверки (по общему правилу) на территории налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ); выемка документов, инвентаризация имущества, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (п. п. 13, 14 ст. 89 НК РФ); охват периода до трех лет (опять же по общему правилу), предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ); продолжительность одной проверки (снова по общему правилу) до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ); возможность проведения более двух проверок суммарно в течение одного календарного года <2> (п. 5 ст. 89 НК РФ); возможность проведения повторной выездной проверки, при проведении которой ограничения, предусмотренные п. 5 ст. 89 НК РФ, не применяются, - вот неполный перечень того, с чем, возможно, придется столкнуться проверяемому субъекту.
(Коновалов А.М.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Проведение проверки (по общему правилу) на территории налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ); выемка документов, инвентаризация имущества, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (п. п. 13, 14 ст. 89 НК РФ); охват периода до трех лет (опять же по общему правилу), предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ); продолжительность одной проверки (снова по общему правилу) до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ); возможность проведения более двух проверок суммарно в течение одного календарного года <2> (п. 5 ст. 89 НК РФ); возможность проведения повторной выездной проверки, при проведении которой ограничения, предусмотренные п. 5 ст. 89 НК РФ, не применяются, - вот неполный перечень того, с чем, возможно, придется столкнуться проверяемому субъекту.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Пункт 2 ст. 94 НК РФ запрещает производство выемки документов и предметов в ночное время. Иногда проверяющие задерживаются с составлением описи и уходят с территории налогоплательщика позже 22 ч. В этих случаях суды квалифицируют эти действия как незаконные <1>. Стоит также отметить, что иногда суды приходят и к противоположным выводам <2>.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Пункт 2 ст. 94 НК РФ запрещает производство выемки документов и предметов в ночное время. Иногда проверяющие задерживаются с составлением описи и уходят с территории налогоплательщика позже 22 ч. В этих случаях суды квалифицируют эти действия как незаконные <1>. Стоит также отметить, что иногда суды приходят и к противоположным выводам <2>.