Выдача дел из архива суда
Подборка наиболее важных документов по запросу Выдача дел из архива суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 30.11.2023 по делу N 33-54743/2023 (УИД 77RS0016-02-2023-001630-64)
Категория спора: Право собственности.
Требования: Об истребовании доверенности.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчику доверенность не выдавал и не дарил, ответчик никакого возмещения за оформленную доверенность не выплатил, незаконно, помимо воли истца присвоил себе указанный документ. Истец указывает, что нарушено его право собственности, он лишен возможности распоряжаться принадлежащей ему доверенностью.
Решение: Удовлетворено.Согласно п. 14.4 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36, подлинные документы из судебных дел (иных материалов) и их надлежащим образом заверенные копии, представленные участниками уголовного, гражданского, административного судопроизводства и участниками производства по делам об административных правонарушениях, а также письменные справки по делам выдаются уполномоченными работниками отдела делопроизводства (приемной) или архива суда на основании их письменного заявления; а судам общей юрисдикции, органам дознания и следствия - на основании мотивированного запроса и (или) иных необходимых документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. На заявлении или запросе о выдаче подлинных документов из судебного дела проставляется разрешающая резолюция судьи, председательствующего по делу, а при его отсутствии - председателя суда (или его заместителя).
Категория спора: Право собственности.
Требования: Об истребовании доверенности.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчику доверенность не выдавал и не дарил, ответчик никакого возмещения за оформленную доверенность не выплатил, незаконно, помимо воли истца присвоил себе указанный документ. Истец указывает, что нарушено его право собственности, он лишен возможности распоряжаться принадлежащей ему доверенностью.
Решение: Удовлетворено.Согласно п. 14.4 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36, подлинные документы из судебных дел (иных материалов) и их надлежащим образом заверенные копии, представленные участниками уголовного, гражданского, административного судопроизводства и участниками производства по делам об административных правонарушениях, а также письменные справки по делам выдаются уполномоченными работниками отдела делопроизводства (приемной) или архива суда на основании их письменного заявления; а судам общей юрисдикции, органам дознания и следствия - на основании мотивированного запроса и (или) иных необходимых документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. На заявлении или запросе о выдаче подлинных документов из судебного дела проставляется разрешающая резолюция судьи, председательствующего по делу, а при его отсутствии - председателя суда (или его заместителя).
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 24.12.2024 N 33а-8474/2024 (УИД 27RS0003-01-2024-006610-30)
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия прокуратуры; возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указал, что в нарушение требований Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. приказом Генпрокурора РФ от 30.01.2013 N 45, он не получил ответ на свое обращение, поступившее в прокуратуру края и в последующем перенаправленное в районную прокуратуру города для рассмотрения по существу и дачи ответа. Бездействием ответчика наносится ущерб конституционным правам и свободам истца, затрудняется доступ к правосудию.
Решение: Отказано.Согласно п. 14.4 Инструкции N 36, подлинные документы из судебных дел (иных материалов) и их надлежащим образом заверенные копии, представленные участниками уголовного, гражданского, административного судопроизводства и участниками производства по делам об административных правонарушениях, а также письменные справки по делам выдаются уполномоченными работниками отдела делопроизводства (приемной) или архива суда на основании их письменного заявления; а судам общей юрисдикции, органам дознания и следствия - на основании мотивированного запроса и (или) иных необходимых документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. На заявлении или запросе о выдаче подлинных документов из судебного дела проставляется разрешающая резолюция судьи, председательствующего по делу, а при его отсутствии - председателя суда (или его заместителя).
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия прокуратуры; возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указал, что в нарушение требований Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. приказом Генпрокурора РФ от 30.01.2013 N 45, он не получил ответ на свое обращение, поступившее в прокуратуру края и в последующем перенаправленное в районную прокуратуру города для рассмотрения по существу и дачи ответа. Бездействием ответчика наносится ущерб конституционным правам и свободам истца, затрудняется доступ к правосудию.
Решение: Отказано.Согласно п. 14.4 Инструкции N 36, подлинные документы из судебных дел (иных материалов) и их надлежащим образом заверенные копии, представленные участниками уголовного, гражданского, административного судопроизводства и участниками производства по делам об административных правонарушениях, а также письменные справки по делам выдаются уполномоченными работниками отдела делопроизводства (приемной) или архива суда на основании их письменного заявления; а судам общей юрисдикции, органам дознания и следствия - на основании мотивированного запроса и (или) иных необходимых документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. На заявлении или запросе о выдаче подлинных документов из судебного дела проставляется разрешающая резолюция судьи, председательствующего по делу, а при его отсутствии - председателя суда (или его заместителя).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ознакомление с материалами дела
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок выдачи судебных дел, находящихся в архиве суда, а также снятие с них копий регулируются Инструкцией о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.03.2019 N 56 (далее - Инструкция от 19.03.2019 N 56).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок выдачи судебных дел, находящихся в архиве суда, а также снятие с них копий регулируются Инструкцией о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.03.2019 N 56 (далее - Инструкция от 19.03.2019 N 56).
Статья: Организация работы архива в районном суде
(Горюнов В.В.)
("Администратор суда", 2023, N 4)На выданное дело заводится карта-заместитель, к которой прикрепляется копия сопроводительного письма о направлении дела или где делается отметка о выдаче судье, работнику аппарата. При возвращении дела карта-заместитель изымается и хранится в архиве суда до минования надобности. Кроме того, выдача документов из архивохранилища регистрируется в книге выдачи дел. Карта-заместитель и указанная книга выдачи предназначены для контроля возврата ранее выданных дел, соответственно, работники архива периодически должны проверять по ним возвращение выданной документации. В случае длительного невозвращения дел ответственные работники обязаны информировать об этом председателя суда в целях принятия необходимых мер к возврату.
(Горюнов В.В.)
("Администратор суда", 2023, N 4)На выданное дело заводится карта-заместитель, к которой прикрепляется копия сопроводительного письма о направлении дела или где делается отметка о выдаче судье, работнику аппарата. При возвращении дела карта-заместитель изымается и хранится в архиве суда до минования надобности. Кроме того, выдача документов из архивохранилища регистрируется в книге выдачи дел. Карта-заместитель и указанная книга выдачи предназначены для контроля возврата ранее выданных дел, соответственно, работники архива периодически должны проверять по ним возвращение выданной документации. В случае длительного невозвращения дел ответственные работники обязаны информировать об этом председателя суда в целях принятия необходимых мер к возврату.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"18.5. В случае предоставления следователю оригинала документа в материалах судебного дела остаются копии, заверенные председательствующим в судебном заседании или председателем суда (при выдаче оригиналов документов из материалов судебного дела, находящегося в архиве).
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"18.5. В случае предоставления следователю оригинала документа в материалах судебного дела остаются копии, заверенные председательствующим в судебном заседании или председателем суда (при выдаче оригиналов документов из материалов судебного дела, находящегося в архиве).
"Порядок организации доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации"
(утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 1-П)
(ред. от 21.10.2024)
(вместе с "Положением о порядке размещения текстов судебных актов на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке ознакомления пользователей информацией с информацией о деятельности Верховного Суда Российской Федерации, находящейся в архивном фонде Верховного Суда Российской Федерации", "Положением о порядке обнародования (опубликования) информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в средствах массовой информации и взаимодействия Верховного Суда Российской Федерации с редакциями средств массовой информации", "Положением о порядке направления, регистрации и обработки запросов, поступающих в Верховный Суд Российской Федерации в виде электронных документов по информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке размещения информации о внепроцессуальных обращениях, поступивших в Верховный Суд Российской Федерации, на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации жалоб на действия (бездействие) судей Верховного Суда Российской Федерации или работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации, не связанные с рассмотрением конкретных дел, обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей", "Положением о порядке организации и проведения в Верховном Суде Российской Федерации трансляции судебных заседаний по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет")3.7. Материалы архивных судебных дел, рассмотренных Верховным Судом в качестве суда первой инстанции, выдаются для ознакомления, а документы из них либо их копии направляются лицам, участвующим в деле (участникам уголовного судопроизводства), и их представителям в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
(утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 1-П)
(ред. от 21.10.2024)
(вместе с "Положением о порядке размещения текстов судебных актов на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке ознакомления пользователей информацией с информацией о деятельности Верховного Суда Российской Федерации, находящейся в архивном фонде Верховного Суда Российской Федерации", "Положением о порядке обнародования (опубликования) информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в средствах массовой информации и взаимодействия Верховного Суда Российской Федерации с редакциями средств массовой информации", "Положением о порядке направления, регистрации и обработки запросов, поступающих в Верховный Суд Российской Федерации в виде электронных документов по информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке размещения информации о внепроцессуальных обращениях, поступивших в Верховный Суд Российской Федерации, на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации жалоб на действия (бездействие) судей Верховного Суда Российской Федерации или работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации, не связанные с рассмотрением конкретных дел, обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей", "Положением о порядке организации и проведения в Верховном Суде Российской Федерации трансляции судебных заседаний по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет")3.7. Материалы архивных судебных дел, рассмотренных Верховным Судом в качестве суда первой инстанции, выдаются для ознакомления, а документы из них либо их копии направляются лицам, участвующим в деле (участникам уголовного судопроизводства), и их представителям в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
Статья: Подделка документов: законодательство и судебные кейсы
(Ткачева Ю.)
("Трудовое право", 2024, N 11)В настоящий момент в суде рассматривается дело о неправомерном использовании товарного знака. В ходе процесса со стороны истца были представлены документы о регистрации компании под товарным знаком, являющимся предметом спора. Истец оперировал получением лицензии на определенный вид деятельности в 90-х годах прошлого века. Стороной защиты были запрошены архивные документы о выдаче лицензии компании-истцу на осуществление профессиональной деятельности. В ходе изучения документов выяснилось, что документы, представленные в суд, являются поддельными, что позволяет выстраивать защиту далее.
(Ткачева Ю.)
("Трудовое право", 2024, N 11)В настоящий момент в суде рассматривается дело о неправомерном использовании товарного знака. В ходе процесса со стороны истца были представлены документы о регистрации компании под товарным знаком, являющимся предметом спора. Истец оперировал получением лицензии на определенный вид деятельности в 90-х годах прошлого века. Стороной защиты были запрошены архивные документы о выдаче лицензии компании-истцу на осуществление профессиональной деятельности. В ходе изучения документов выяснилось, что документы, представленные в суд, являются поддельными, что позволяет выстраивать защиту далее.
Статья: О подготовке кандидатов в судьи
(Горюнов В.В.)
("Российский судья", 2022, N 11)Хотелось бы напомнить, что отечественная судебная система не так давно имела опыт подготовки претендентов в судьи, которая в советский период осуществлялась посредством института стажера судьи. В законодательных актах того времени, в том числе в Законе РСФСР от 27 октября 1960 г. "О судоустройстве РСФСР" <4>, отсутствовали упоминания о стажере судьи, однако в районных судах такие должности имелись, назначение на них осуществлялось в соответствии с решениями местных органов юстиции, в компетенцию которых тогда входило организационное, материально-техническое обеспечение деятельности судов, а также подбор кандидатов в судьи. Стажер судьи занимался подготовкой дел к судебному рассмотрению, включая вызов участников процесса, вел делопроизводство по рассматриваемым делам, по поручению судьи вел протокол судебного заседания, выдавал копии судебных решений, готовил дела к сдаче в архив, также по поручению судьи мог составлять проекты судебных решений. Свои функции стажер судьи осуществлял на постоянной основе, на условиях полной занятости <5>. Насколько автору настоящей работы удалось узнать из общения с коллегами, работавшими в судебной системе в советское время <6>, в соответствии со сложившейся тогда практикой на работу стажером судьи принимали лиц, имевших намерение стать судьей, на период до выборов в соответствующий районный суд (напомним, что судьи районных судов, в соответствии с законодательством СССР и РСФСР до конца 1980-х годов, избирались населением, как и депутаты местных советов народных депутатов). Готовясь в обозримой перспективе занять должность народного судьи, потенциальный претендент поступал на работу в суд стажером судьи, в ходе своей деятельности, наряду с оказанием практической помощи судьям, приобретал необходимый для будущей работы опыт и через некоторое время - после прохождения соответствующей процедуры избрания - непосредственно приступал к осуществлению правосудия в качестве судьи. В силу своего предназначения должность стажера судьи являлась по сути временной, промежуточной, и претендент на должность судьи работали в ней, как правило, несколько месяцев.
(Горюнов В.В.)
("Российский судья", 2022, N 11)Хотелось бы напомнить, что отечественная судебная система не так давно имела опыт подготовки претендентов в судьи, которая в советский период осуществлялась посредством института стажера судьи. В законодательных актах того времени, в том числе в Законе РСФСР от 27 октября 1960 г. "О судоустройстве РСФСР" <4>, отсутствовали упоминания о стажере судьи, однако в районных судах такие должности имелись, назначение на них осуществлялось в соответствии с решениями местных органов юстиции, в компетенцию которых тогда входило организационное, материально-техническое обеспечение деятельности судов, а также подбор кандидатов в судьи. Стажер судьи занимался подготовкой дел к судебному рассмотрению, включая вызов участников процесса, вел делопроизводство по рассматриваемым делам, по поручению судьи вел протокол судебного заседания, выдавал копии судебных решений, готовил дела к сдаче в архив, также по поручению судьи мог составлять проекты судебных решений. Свои функции стажер судьи осуществлял на постоянной основе, на условиях полной занятости <5>. Насколько автору настоящей работы удалось узнать из общения с коллегами, работавшими в судебной системе в советское время <6>, в соответствии со сложившейся тогда практикой на работу стажером судьи принимали лиц, имевших намерение стать судьей, на период до выборов в соответствующий районный суд (напомним, что судьи районных судов, в соответствии с законодательством СССР и РСФСР до конца 1980-х годов, избирались населением, как и депутаты местных советов народных депутатов). Готовясь в обозримой перспективе занять должность народного судьи, потенциальный претендент поступал на работу в суд стажером судьи, в ходе своей деятельности, наряду с оказанием практической помощи судьям, приобретал необходимый для будущей работы опыт и через некоторое время - после прохождения соответствующей процедуры избрания - непосредственно приступал к осуществлению правосудия в качестве судьи. В силу своего предназначения должность стажера судьи являлась по сути временной, промежуточной, и претендент на должность судьи работали в ней, как правило, несколько месяцев.
Статья: Электронный архив суда
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Электронный архив суда лишь в части своего функционала должен обеспечивать оцифровку документов, поступающих в суд по делам, которые находятся на архивном хранении и имеют соответствующие архивные шифры (например, заявления об ознакомлении с материалами судебных дел, заявления о выдаче копий судебных актов и иных документов из материалов дел, документы исполнительного производства и т.д.). Таким образом, деятельность по формированию электронного архивного фонда суда имеет сквозной, распределенный характер в содержании текущего судебного делопроизводства.
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Электронный архив суда лишь в части своего функционала должен обеспечивать оцифровку документов, поступающих в суд по делам, которые находятся на архивном хранении и имеют соответствующие архивные шифры (например, заявления об ознакомлении с материалами судебных дел, заявления о выдаче копий судебных актов и иных документов из материалов дел, документы исполнительного производства и т.д.). Таким образом, деятельность по формированию электронного архивного фонда суда имеет сквозной, распределенный характер в содержании текущего судебного делопроизводства.
Статья: Трансформация "канцелярских приемов" в судебном делопроизводстве Российской империи в конце XIX - начале XX века
(Латышева Н.А.)
("Мировой судья", 2021, N 1)Стандартизация как прием создания внутренних документов была характерна для организации работы судебного ведомства <11>. Министр юстиции Николай Валерианович Муравьев <12>, ориентируясь на заключения по итогам имевшихся в его распоряжении ревизий судебных мест, предлагал пересмотреть способы регистрации и отчетности - книги, реестры, ведомости, списки, указатели и прочее. Одну часть из перечисленных форм он нашел "не приносящими пользы и подлежащими упразднению", а другую - "подлежащей упрощению". Н.В. Муравьев считал, что необходимо ориентироваться на "простейшие, но удачно приспособленные начала канцелярского порядка" <13>. Комиссия для разработки предложений об упрощении и сокращении форм судебного делопроизводства, сформированная для реализации данных идей при Министерстве юстиции, занималась соответствующими профильными разработками. В частности, член Комиссии Д.И. Демкин обобщил предложения об улучшении судебного делопроизводства в мировых судебных установлениях на основании анализа содержания ответов Мировых съездов на циркулярное письмо Министра юстиции Муравьева от 17 октября 1895 г. N 16180 <14>. Мировые судьи, к примеру, предлагали: сведения о лицах, которые допущены в качестве поверенных по чужим делам, представлять в Мировой съезд не ежемесячно, а один раз в полугодие; жалобы на решения и приговоры мировых судей представлять в Мировой съезд лишь по истечении сроков обжалования; сократить описи бумаг, входящих в состав дел, путем указания их рода, например: дознание полиции - листы 1 - 10; производство мирового судьи - листы 10 - 15 и т.д.; признать излишним составление описей дел мировых судей, сдаваемых в архив, ограничившись общим итогом в нумерации; при сдаче дел мировыми судьями в архив составлять описи в одном экземпляре для архивариуса, а сами дела сдавать под расписку в их приеме; посылать копии приговоров и решений мировых судебных установлений для выдачи как частным и должностным лицам, так и казенным управлениям без особых препроводительных бумаг; ввести печатные бланки (мировыми судьями было предложено 20 форм, в том числе бланки повесток, подписок, извещений, исполнительных листов, запросов, справок о судимости) и т.д.
(Латышева Н.А.)
("Мировой судья", 2021, N 1)Стандартизация как прием создания внутренних документов была характерна для организации работы судебного ведомства <11>. Министр юстиции Николай Валерианович Муравьев <12>, ориентируясь на заключения по итогам имевшихся в его распоряжении ревизий судебных мест, предлагал пересмотреть способы регистрации и отчетности - книги, реестры, ведомости, списки, указатели и прочее. Одну часть из перечисленных форм он нашел "не приносящими пользы и подлежащими упразднению", а другую - "подлежащей упрощению". Н.В. Муравьев считал, что необходимо ориентироваться на "простейшие, но удачно приспособленные начала канцелярского порядка" <13>. Комиссия для разработки предложений об упрощении и сокращении форм судебного делопроизводства, сформированная для реализации данных идей при Министерстве юстиции, занималась соответствующими профильными разработками. В частности, член Комиссии Д.И. Демкин обобщил предложения об улучшении судебного делопроизводства в мировых судебных установлениях на основании анализа содержания ответов Мировых съездов на циркулярное письмо Министра юстиции Муравьева от 17 октября 1895 г. N 16180 <14>. Мировые судьи, к примеру, предлагали: сведения о лицах, которые допущены в качестве поверенных по чужим делам, представлять в Мировой съезд не ежемесячно, а один раз в полугодие; жалобы на решения и приговоры мировых судей представлять в Мировой съезд лишь по истечении сроков обжалования; сократить описи бумаг, входящих в состав дел, путем указания их рода, например: дознание полиции - листы 1 - 10; производство мирового судьи - листы 10 - 15 и т.д.; признать излишним составление описей дел мировых судей, сдаваемых в архив, ограничившись общим итогом в нумерации; при сдаче дел мировыми судьями в архив составлять описи в одном экземпляре для архивариуса, а сами дела сдавать под расписку в их приеме; посылать копии приговоров и решений мировых судебных установлений для выдачи как частным и должностным лицам, так и казенным управлениям без особых препроводительных бумаг; ввести печатные бланки (мировыми судьями было предложено 20 форм, в том числе бланки повесток, подписок, извещений, исполнительных листов, запросов, справок о судимости) и т.д.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)11) документы Архивного фонда РФ и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в России, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)11) документы Архивного фонда РФ и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в России, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)5. Действия оператора по предоставлению запрошенных субъектом сведений об обрабатываемых персональных данных должны предоставляться согласно ч. 3 комментируемой статьи на безвозмездной основе. В этой связи судом были признаны незаконными действия по взиманию платы за выдачу справок паспортного стола, выписок из финансово-лицевого счета, архивных справок (Апелляционное определение Магаданского областного суда от 12 ноября 2014 г. по делу N 2-1449/2014, 33-943/2014).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)5. Действия оператора по предоставлению запрошенных субъектом сведений об обрабатываемых персональных данных должны предоставляться согласно ч. 3 комментируемой статьи на безвозмездной основе. В этой связи судом были признаны незаконными действия по взиманию платы за выдачу справок паспортного стола, выписок из финансово-лицевого счета, архивных справок (Апелляционное определение Магаданского областного суда от 12 ноября 2014 г. по делу N 2-1449/2014, 33-943/2014).
Вопрос: Какой порядок оформления и направления запроса в суд?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 14.4 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 (далее - Инструкция по делопроизводству в районном суде) подлинные документы из судебных дел (иных материалов) и их надлежащим образом заверенные копии, представленные участниками уголовного, гражданского, административного судопроизводства и участниками производства по делам об административных правонарушениях, а также письменные справки по делам выдаются уполномоченными работниками отдела делопроизводства (приемной) или архива суда на основании их письменного заявления; а судам общей юрисдикции, органам дознания и следствия - на основании мотивированного запроса и (или) иных необходимых документов, предусмотренных законодательством РФ. На заявлении или запросе о выдаче подлинных документов из судебного дела проставляется разрешающая резолюция судьи, председательствующего по делу, а при его отсутствии - председателя суда (или его заместителя).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 14.4 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 (далее - Инструкция по делопроизводству в районном суде) подлинные документы из судебных дел (иных материалов) и их надлежащим образом заверенные копии, представленные участниками уголовного, гражданского, административного судопроизводства и участниками производства по делам об административных правонарушениях, а также письменные справки по делам выдаются уполномоченными работниками отдела делопроизводства (приемной) или архива суда на основании их письменного заявления; а судам общей юрисдикции, органам дознания и следствия - на основании мотивированного запроса и (или) иных необходимых документов, предусмотренных законодательством РФ. На заявлении или запросе о выдаче подлинных документов из судебного дела проставляется разрешающая резолюция судьи, председательствующего по делу, а при его отсутствии - председателя суда (или его заместителя).
Статья: Особенности организации архивного дела в судах России и Беларуси
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 2)Некоторые различия технического характера могут быть представлены следующими примерами. В белорусских судах один том судебного дела не должен превышать 300 листов, в российских судах общей юрисдикции - 250. "Засвидетельствованные копии судебных постановлений" из архивов судов Беларуси выдаются в день обращения, в России установлен аналогичный срок для выдачи заверенных копий судебных актов с конкретизацией, при невозможности исполнения соответствующего запроса - в срок не более пяти рабочих дней с указанной даты. Имеются существенные особенности в режимах налогообложения при исполнении указанных запросов. В Российской Федерации госпошлина за повторную выдачу копий судебных постановлений была отменена с 1 января 2013 г., в Республике Беларусь расчет осуществляется согласно установленным базовым величинам.
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 2)Некоторые различия технического характера могут быть представлены следующими примерами. В белорусских судах один том судебного дела не должен превышать 300 листов, в российских судах общей юрисдикции - 250. "Засвидетельствованные копии судебных постановлений" из архивов судов Беларуси выдаются в день обращения, в России установлен аналогичный срок для выдачи заверенных копий судебных актов с конкретизацией, при невозможности исполнения соответствующего запроса - в срок не более пяти рабочих дней с указанной даты. Имеются существенные особенности в режимах налогообложения при исполнении указанных запросов. В Российской Федерации госпошлина за повторную выдачу копий судебных постановлений была отменена с 1 января 2013 г., в Республике Беларусь расчет осуществляется согласно установленным базовым величинам.
Статья: Задачи административного судопроизводства: предназначение и правовое содержание
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Развивающиеся в настоящее время и внедряемые во все сферы государственной деятельности информационные и цифровые технологии оказывают большое влияние на систему административного судопроизводства. В судебной деятельности расширяется использование цифровых технологий, функционирует федеральная система "ГАС "Правосудие", действует Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" <13>, разработан для использования сервис "Правосудие онлайн" (2024 г.), который позволяет дистанционно совершать процессуальные действия на всех стадиях и этапах административного судопроизводства. Речь идет, например, о таких возможностях электронного правосудия, как: подача в суд документов и уплата государственной пошлины в дистанционном формате; участие в судебном заседании в режиме веб-конференции; аудио- и видеопротоколирование судебного заседания (в том числе возможность автоматического преобразования устной речи в текст); внедрение программных средств аналитического обеспечения деятельности и сканирование всех поступающих в суды документов; формирование электронных судебных дел и электронного архива дел; получение судебного акта и его публикация в сети Интернет; обмен электронными документами; выдача исполнительного документа в формате электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Потенциал цифрового развития направлен как на обеспечение доступности правосудия, так и на решение иных задач административного судопроизводства; информационно-коммуникационные технологии гарантируют прозрачность административного правосудия и повышение его эффективности. Важнейшим направлением цифрового развития становится и электронное взаимодействие судов с органами публичной власти при рассмотрении административных дел. В Указе Президента РФ от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" <14> в качестве одного из важнейших указан национальный проект "Экономика данных и цифровая трансформация государства". Применение электронного правосудия, сервиса "онлайн-заседание" способно упрощать доступ к правосудию; при этом можно говорить и о значительной экономии ресурсов для лиц, участвующих в деле. Кроме того, цифровая трансформация государственного и муниципального управления определена в качестве важнейшей национальной цели развития Российской Федерации. Планируется поэтапное внедрение в деятельность судов искусственного интеллекта.
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Развивающиеся в настоящее время и внедряемые во все сферы государственной деятельности информационные и цифровые технологии оказывают большое влияние на систему административного судопроизводства. В судебной деятельности расширяется использование цифровых технологий, функционирует федеральная система "ГАС "Правосудие", действует Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" <13>, разработан для использования сервис "Правосудие онлайн" (2024 г.), который позволяет дистанционно совершать процессуальные действия на всех стадиях и этапах административного судопроизводства. Речь идет, например, о таких возможностях электронного правосудия, как: подача в суд документов и уплата государственной пошлины в дистанционном формате; участие в судебном заседании в режиме веб-конференции; аудио- и видеопротоколирование судебного заседания (в том числе возможность автоматического преобразования устной речи в текст); внедрение программных средств аналитического обеспечения деятельности и сканирование всех поступающих в суды документов; формирование электронных судебных дел и электронного архива дел; получение судебного акта и его публикация в сети Интернет; обмен электронными документами; выдача исполнительного документа в формате электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Потенциал цифрового развития направлен как на обеспечение доступности правосудия, так и на решение иных задач административного судопроизводства; информационно-коммуникационные технологии гарантируют прозрачность административного правосудия и повышение его эффективности. Важнейшим направлением цифрового развития становится и электронное взаимодействие судов с органами публичной власти при рассмотрении административных дел. В Указе Президента РФ от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" <14> в качестве одного из важнейших указан национальный проект "Экономика данных и цифровая трансформация государства". Применение электронного правосудия, сервиса "онлайн-заседание" способно упрощать доступ к правосудию; при этом можно говорить и о значительной экономии ресурсов для лиц, участвующих в деле. Кроме того, цифровая трансформация государственного и муниципального управления определена в качестве важнейшей национальной цели развития Российской Федерации. Планируется поэтапное внедрение в деятельность судов искусственного интеллекта.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Развивающиеся в настоящее время информационные и цифровые технологии во всех сферах государственной деятельности оказывают большое влияние на внедрение этих технологий в систему административного судопроизводства. В судебной деятельности усиливается влияние цифровых технологий, функционирует федеральная система "ГАС "Правосудие", действует ФЗ от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", разработан для использования сервис "Правосудие онлайн" (2024 г.), который предоставляет дистанционно возможность совершать процессуальные действия на всех стадиях и этапах административного судопроизводства. Речь идет, например, о таких возможностях электронного правосудия, как: подача в суд в дистанционном формате документов и уплаты государственной пошлины; проведение веб-конференции, обеспечивающей участие в судебном заседании (участие в судебном заседании в режиме веб-конференции); аудио- и видеопротоколирование судебного заседания (в том числе возможность автоматического преобразования устной речи в текст); внедрение программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществление сканирования всех поступающих в суды документов; формирование электронных судебных дел и электронного архива дел; получение судебного акта и его публикация в сети Интернет; обмен электронными документами; выдача исполнительного документа в формате электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Потенциал цифрового развития направлен как на обеспечение доступности правосудия, так и на решение иных задач административного судопроизводства; информационно-коммуникационные технологии гарантируют прозрачность административного правосудия и повышение его эффективности. Важнейшим направлением цифрового развития становится и электронное взаимодействие судов с органами публичной власти при рассмотрении административных дел. В Указе Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" в качестве одного из важнейших указан национальный проект "Экономика данных и цифровая трансформация государства". Применение электронного правосудия, сервиса "Онлайн-заседание" способно упрощать доступ к правосудию; при этом можно говорить и о значительной экономии ресурсов для лиц, участвующих в деле. При этом цифровая трансформация государственного и муниципального управления определена в качестве важнейшей национальной цели развития Российской Федерации. В деятельность судов планируется поэтапное внедрение искусственного интеллекта. В связи с этим ставится вопрос о цифровой доступности правосудия. Таким образом, внедрение цифровых технологий в судебную деятельность направлено на обеспечение доступа к административному правосудию. Доступ населения к правосудию непременно улучшается при применении технологий искусственного интеллекта и внедрении онлайн-систем при рассмотрении и разрешении споров. Цифровое правосудие при разрешении споров, возникающих в сфере административных и иных публичных правоотношений, будет использоваться не только для процессуального правового взаимодействия между судом и заинтересованными лицами, но для эффективного рассмотрения и разрешения административных споров. Цифровые технологии, несомненно, будут способствовать ускорению и упрощению взаимодействия между лицами, участвующими в деле, повышению эффективности правовой защиты, улучшению качества рассмотрения дела, принятию законного, обоснованного и справедливого решения по административному делу. Использование информационных технологий расширяет границы доступности административного судопроизводства. Вместе с тем здесь необходимо решать на новых уровнях иные вопросы, связанные с техническими возможностями участия граждан в цифровом правосудии, обладая соответствующими техническими навыками, цифровой грамотностью и электронными устройствами. Доступность административного правосудия и общая открытость информации о судебной деятельности во многом зависят от масштабности внедрения в судебную систему цифровых технологий нового уровня. Вместе с тем, решая эти глобальные задачи по обеспечению доступности судебной власти и публичности судопроизводства, необходимо вовремя обнаруживать и риски цифровой открытости и информатизации судопроизводства, предотвращать случаи нарушения процессуальных прав участников судопроизводства и злоупотребления правом. Наконец, нельзя не упомянуть сложности с практическим обеспечением внедрения цифровизации в деятельность судов общей юрисдикции, рассматривающих административные дела. В процессе использования дистанционного формата проведения судебного заседания к нарушению права на доступ к правосудию могут приводить и технические дефекты (например, проблемы технической оснащенности судов, неисправность компьютерного оборудования, низкое качество интернет-соединения).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Развивающиеся в настоящее время информационные и цифровые технологии во всех сферах государственной деятельности оказывают большое влияние на внедрение этих технологий в систему административного судопроизводства. В судебной деятельности усиливается влияние цифровых технологий, функционирует федеральная система "ГАС "Правосудие", действует ФЗ от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", разработан для использования сервис "Правосудие онлайн" (2024 г.), который предоставляет дистанционно возможность совершать процессуальные действия на всех стадиях и этапах административного судопроизводства. Речь идет, например, о таких возможностях электронного правосудия, как: подача в суд в дистанционном формате документов и уплаты государственной пошлины; проведение веб-конференции, обеспечивающей участие в судебном заседании (участие в судебном заседании в режиме веб-конференции); аудио- и видеопротоколирование судебного заседания (в том числе возможность автоматического преобразования устной речи в текст); внедрение программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществление сканирования всех поступающих в суды документов; формирование электронных судебных дел и электронного архива дел; получение судебного акта и его публикация в сети Интернет; обмен электронными документами; выдача исполнительного документа в формате электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Потенциал цифрового развития направлен как на обеспечение доступности правосудия, так и на решение иных задач административного судопроизводства; информационно-коммуникационные технологии гарантируют прозрачность административного правосудия и повышение его эффективности. Важнейшим направлением цифрового развития становится и электронное взаимодействие судов с органами публичной власти при рассмотрении административных дел. В Указе Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" в качестве одного из важнейших указан национальный проект "Экономика данных и цифровая трансформация государства". Применение электронного правосудия, сервиса "Онлайн-заседание" способно упрощать доступ к правосудию; при этом можно говорить и о значительной экономии ресурсов для лиц, участвующих в деле. При этом цифровая трансформация государственного и муниципального управления определена в качестве важнейшей национальной цели развития Российской Федерации. В деятельность судов планируется поэтапное внедрение искусственного интеллекта. В связи с этим ставится вопрос о цифровой доступности правосудия. Таким образом, внедрение цифровых технологий в судебную деятельность направлено на обеспечение доступа к административному правосудию. Доступ населения к правосудию непременно улучшается при применении технологий искусственного интеллекта и внедрении онлайн-систем при рассмотрении и разрешении споров. Цифровое правосудие при разрешении споров, возникающих в сфере административных и иных публичных правоотношений, будет использоваться не только для процессуального правового взаимодействия между судом и заинтересованными лицами, но для эффективного рассмотрения и разрешения административных споров. Цифровые технологии, несомненно, будут способствовать ускорению и упрощению взаимодействия между лицами, участвующими в деле, повышению эффективности правовой защиты, улучшению качества рассмотрения дела, принятию законного, обоснованного и справедливого решения по административному делу. Использование информационных технологий расширяет границы доступности административного судопроизводства. Вместе с тем здесь необходимо решать на новых уровнях иные вопросы, связанные с техническими возможностями участия граждан в цифровом правосудии, обладая соответствующими техническими навыками, цифровой грамотностью и электронными устройствами. Доступность административного правосудия и общая открытость информации о судебной деятельности во многом зависят от масштабности внедрения в судебную систему цифровых технологий нового уровня. Вместе с тем, решая эти глобальные задачи по обеспечению доступности судебной власти и публичности судопроизводства, необходимо вовремя обнаруживать и риски цифровой открытости и информатизации судопроизводства, предотвращать случаи нарушения процессуальных прав участников судопроизводства и злоупотребления правом. Наконец, нельзя не упомянуть сложности с практическим обеспечением внедрения цифровизации в деятельность судов общей юрисдикции, рассматривающих административные дела. В процессе использования дистанционного формата проведения судебного заседания к нарушению права на доступ к правосудию могут приводить и технические дефекты (например, проблемы технической оснащенности судов, неисправность компьютерного оборудования, низкое качество интернет-соединения).