Выбывшие сельхозугодия
Подборка наиболее важных документов по запросу Выбывшие сельхозугодия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24.07.2024 N 88а-15269/2024 (УИД 10RS0017-01-2023-000544-47)
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: О признании незаконным решения о приостановлении и об отказе в государственной регистрации прав, об обязании произвести государственную регистрацию права.
Обстоятельства: Истцы указали, что ответчиком сначала приостановлена государственная регистрация прав в отношении спорных земельных участков, затем в государственной регистрации отказано в связи с отсутствием, по мнению государственного регистратора, правовых оснований для предоставления истцам спорных земельных участков в собственность без проведения торгов до истечения трехлетнего срока с момента заключения договоров аренды, с чем истцы не согласны.
Решение: Отказано.В силу правовой позиции, изложенной в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2022 года N 75-КАД22-1-КЗ, нахождение земельного участка в территориальной зоне СХ-3 "зона сельскохозяйственного использования (сельхозугодья)" само по себе не свидетельствует об отнесении земельного участка к сельскохозяйственным угодьям, для правильного разрешения спора юридически значимым обстоятельством является установление факта отнесения земель, на которых расположен земельный участок, к сельскохозяйственным угодьям. Судам необходимо установить, находится ли земельный участок на землях сельскохозяйственных угодий либо он выбыл из сельскохозяйственных угодий в связи с утратой ценности.
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: О признании незаконным решения о приостановлении и об отказе в государственной регистрации прав, об обязании произвести государственную регистрацию права.
Обстоятельства: Истцы указали, что ответчиком сначала приостановлена государственная регистрация прав в отношении спорных земельных участков, затем в государственной регистрации отказано в связи с отсутствием, по мнению государственного регистратора, правовых оснований для предоставления истцам спорных земельных участков в собственность без проведения торгов до истечения трехлетнего срока с момента заключения договоров аренды, с чем истцы не согласны.
Решение: Отказано.В силу правовой позиции, изложенной в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2022 года N 75-КАД22-1-КЗ, нахождение земельного участка в территориальной зоне СХ-3 "зона сельскохозяйственного использования (сельхозугодья)" само по себе не свидетельствует об отнесении земельного участка к сельскохозяйственным угодьям, для правильного разрешения спора юридически значимым обстоятельством является установление факта отнесения земель, на которых расположен земельный участок, к сельскохозяйственным угодьям. Судам необходимо установить, находится ли земельный участок на землях сельскохозяйственных угодий либо он выбыл из сельскохозяйственных угодий в связи с утратой ценности.
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 06.12.2023 N 88а-23767/2023 (УИД 10RS0011-01-2023-004761-33)
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: О признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации прав и понуждении к осуществлению определенных действий.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком ему направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав в отношении земельного участка, основанием для приостановления послужило отсутствие правовых оснований у уполномоченного органа для предоставления истцу земельного участка в собственность без проведения торгов до истечения трехлетнего срока с момента заключения договора аренды земельного участка, с чем истец не согласен.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.С учетом приведенных в апелляционном определении правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации, нахождение земельного участка в территориальной зоне "зона сельскохозяйственного использования (сельхозугодья)" само по себе не свидетельствует об отнесении земельного участка к сельскохозяйственным угодьям, для правильного разрешения спора юридически значимым обстоятельством является установление факта отнесения земель, на которых расположен земельный участок, к сельскохозяйственным угодьям. Судам необходимо установить, находится ли земельный участок на землях сельскохозяйственных угодий либо он выбыл из сельскохозяйственных угодий в связи с утратой ценности.
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: О признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации прав и понуждении к осуществлению определенных действий.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком ему направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав в отношении земельного участка, основанием для приостановления послужило отсутствие правовых оснований у уполномоченного органа для предоставления истцу земельного участка в собственность без проведения торгов до истечения трехлетнего срока с момента заключения договора аренды земельного участка, с чем истец не согласен.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.С учетом приведенных в апелляционном определении правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации, нахождение земельного участка в территориальной зоне "зона сельскохозяйственного использования (сельхозугодья)" само по себе не свидетельствует об отнесении земельного участка к сельскохозяйственным угодьям, для правильного разрешения спора юридически значимым обстоятельством является установление факта отнесения земель, на которых расположен земельный участок, к сельскохозяйственным угодьям. Судам необходимо установить, находится ли земельный участок на землях сельскохозяйственных угодий либо он выбыл из сельскохозяйственных угодий в связи с утратой ценности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные задачи обеспечения эффективного использования земель
(Харьков В.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Однако ответ на последний из поставленных вопросов, на наш взгляд, Программа все-таки содержит, поскольку говорит о стимулировании ввода в эксплуатацию мелиорируемых земель и вовлечении в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий для выращивания экспортно ориентированной сельскохозяйственной продукции на площади 600 тыс. га и о создании системы мелиоративных сооружений (40 единиц), находящихся в федеральной собственности, в целях создания условий для производства экспортно ориентированной продукции для обеспечения реализации федерального проекта "Экспорт продукции АПК" <11>.
(Харьков В.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Однако ответ на последний из поставленных вопросов, на наш взгляд, Программа все-таки содержит, поскольку говорит о стимулировании ввода в эксплуатацию мелиорируемых земель и вовлечении в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий для выращивания экспортно ориентированной сельскохозяйственной продукции на площади 600 тыс. га и о создании системы мелиоративных сооружений (40 единиц), находящихся в федеральной собственности, в целях создания условий для производства экспортно ориентированной продукции для обеспечения реализации федерального проекта "Экспорт продукции АПК" <11>.
Статья: Особенности оборота земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Закон", 2023, N 10)Рассматривая данный спор, суды всех инстанций признали такое положение вещей правомерным <6>. И только Верховный Суд РФ, пытаясь направить ситуацию в справедливое русло, сформулировал новое для правоприменительной практики суждение: "Нахождение земельного участка в территориальной зоне "зона сельскохозяйственного использования (сельхозугодья)" само по себе не свидетельствует (курсив наш. - Е.А., Е.С.) об отнесении земельного участка к сельскохозяйственным угодьям". В связи с этим Суд рекомендовал при новом рассмотрении дела выяснить, находится ли земельный участок на землях сельскохозяйственных угодий или выбыл из сельскохозяйственных угодий в связи с утратой ценности <7>.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Закон", 2023, N 10)Рассматривая данный спор, суды всех инстанций признали такое положение вещей правомерным <6>. И только Верховный Суд РФ, пытаясь направить ситуацию в справедливое русло, сформулировал новое для правоприменительной практики суждение: "Нахождение земельного участка в территориальной зоне "зона сельскохозяйственного использования (сельхозугодья)" само по себе не свидетельствует (курсив наш. - Е.А., Е.С.) об отнесении земельного участка к сельскохозяйственным угодьям". В связи с этим Суд рекомендовал при новом рассмотрении дела выяснить, находится ли земельный участок на землях сельскохозяйственных угодий или выбыл из сельскохозяйственных угодий в связи с утратой ценности <7>.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета в рамках Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации по предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель для выращивания экспортно-ориентированной сельскохозяйственной продукции за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и вовлечение в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий для выращивания экспортно-ориентированной сельскохозяйственной продукции за счет проведения культуртехнических мероприятий.
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета в рамках Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации по предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель для выращивания экспортно-ориентированной сельскохозяйственной продукции за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и вовлечение в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий для выращивания экспортно-ориентированной сельскохозяйственной продукции за счет проведения культуртехнических мероприятий.
Приказ Росстата от 21.06.2021 N 352
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством сельского хозяйства Российской Федерации федерального статистического наблюдения о сборе сведений об урожае сельскохозяйственных культур с мелиорированных земель"17. В графе 4 отражаются уточненные данные о посевных площадях выбывших сельскохозяйственных угодий, вовлеченных в сельскохозяйственный оборот за счет проведения культуртехнических работ, показанные в отчете по форме N 1-ПМЗ, с учетом фактических посевов поздних культур под урожай текущего года, а также с учетом хозяйственного использования посевов (на зерно, зеленый корм и так далее).
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством сельского хозяйства Российской Федерации федерального статистического наблюдения о сборе сведений об урожае сельскохозяйственных культур с мелиорированных земель"17. В графе 4 отражаются уточненные данные о посевных площадях выбывших сельскохозяйственных угодий, вовлеченных в сельскохозяйственный оборот за счет проведения культуртехнических работ, показанные в отчете по форме N 1-ПМЗ, с учетом фактических посевов поздних культур под урожай текущего года, а также с учетом хозяйственного использования посевов (на зерно, зеленый корм и так далее).
Статья: Некоторые правовые вопросы продовольственной безопасности и вовлечения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в оборот
(Конокотин Н.Г., Конокотин Д.Н., Фаткулина А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Хотя в статье 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения нет прямого указания, как и каким образом может использоваться земельный участок, на возможность его использования указывает правомочие пользования - возможность извлекать полезные свойства земли, приобретать право на плоды, получать выгоду. Собственно, все это закреплено статьей 40 ЗК РФ. А обязанность использования земли выражается в наложении на обладателей земельных участков обязанностей, за неисполнение которых применяются санкции вплоть до изъятия земельного участка у нарушителя, определенных статьями 41 и 42 ЗК РФ и иными законами. Таким образом, законодатель побуждает собственника к рациональному использованию его собственности под угрозой изъятия земельного участка и передачи его другому лицу. Этому способствует Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года N 731 "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации". Предполагается, что по итогам реализации программы в оборот будут введены 13,2 миллиона гектаров земли. Общее финансирование этой программы составляет 754 миллиарда рублей, из которых около 539 миллиардов рублей - средства федерального бюджета. Такие суммы выделяются, например, на сокращение площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, возникших вследствие реорганизации колхозов, в частности, сокращение количества невостребованных земельных долей, выбывших из сельскохозяйственного оборота. По данным 2020 года в Российской Федерации количество невостребованных земельных долей составило 1,5 миллиона единиц, их площадь - 14,2 миллиона гектаров, что составляет 31,6 процента от всей площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в стране (43,4 процента неиспользуемых сельскохозяйственных угодий). Кроме того, значительным является объем земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена (из 254,1 миллиона гектаров на время начал программы были разграничены лишь 33,5 миллиона гектаров, что составило 13 процентов) <3>. Отметим, что неиспользуемые земли деградируют, возникают такие неблагоприятные явления, как чересполосица, вкрапливание, вклинивание. Как следствие, продуктивность таких земель снижается. Указанная Государственная программа направлена на принятие и оптимизацию уже имеющихся территорий, на которых находятся земли сельскохозяйственного назначения. Наряду с неиспользованием земель вред земле может причинить и ее интенсивное использование. Непрерывное и неграмотное использование (избыточная интенсивность) может привести к причинению вреда почве, ее деградации и снижению ее плодородия. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 года N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Постановление N 612). Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
(Конокотин Н.Г., Конокотин Д.Н., Фаткулина А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Хотя в статье 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения нет прямого указания, как и каким образом может использоваться земельный участок, на возможность его использования указывает правомочие пользования - возможность извлекать полезные свойства земли, приобретать право на плоды, получать выгоду. Собственно, все это закреплено статьей 40 ЗК РФ. А обязанность использования земли выражается в наложении на обладателей земельных участков обязанностей, за неисполнение которых применяются санкции вплоть до изъятия земельного участка у нарушителя, определенных статьями 41 и 42 ЗК РФ и иными законами. Таким образом, законодатель побуждает собственника к рациональному использованию его собственности под угрозой изъятия земельного участка и передачи его другому лицу. Этому способствует Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года N 731 "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации". Предполагается, что по итогам реализации программы в оборот будут введены 13,2 миллиона гектаров земли. Общее финансирование этой программы составляет 754 миллиарда рублей, из которых около 539 миллиардов рублей - средства федерального бюджета. Такие суммы выделяются, например, на сокращение площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, возникших вследствие реорганизации колхозов, в частности, сокращение количества невостребованных земельных долей, выбывших из сельскохозяйственного оборота. По данным 2020 года в Российской Федерации количество невостребованных земельных долей составило 1,5 миллиона единиц, их площадь - 14,2 миллиона гектаров, что составляет 31,6 процента от всей площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в стране (43,4 процента неиспользуемых сельскохозяйственных угодий). Кроме того, значительным является объем земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена (из 254,1 миллиона гектаров на время начал программы были разграничены лишь 33,5 миллиона гектаров, что составило 13 процентов) <3>. Отметим, что неиспользуемые земли деградируют, возникают такие неблагоприятные явления, как чересполосица, вкрапливание, вклинивание. Как следствие, продуктивность таких земель снижается. Указанная Государственная программа направлена на принятие и оптимизацию уже имеющихся территорий, на которых находятся земли сельскохозяйственного назначения. Наряду с неиспользованием земель вред земле может причинить и ее интенсивное использование. Непрерывное и неграмотное использование (избыточная интенсивность) может привести к причинению вреда почве, ее деградации и снижению ее плодородия. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 года N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Постановление N 612). Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ практики вовлечения в хозяйственный оборот земельных ресурсов Российской Федерации в 2021 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года" (результаты мероприятия учитываются в рамках КОКМ "Анализ эффективности системы межбюджетных отношений")
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Целями Госпрограммы СХЗ по вовлечению в оборот земель являются получение достоверных и актуальных сведений о количественных характеристиках и границах 100% земель сельскохозяйственного назначения, включая количественные и качественные характеристики сельскохозяйственных угодий, вовлекаемых в оборот; вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения площадью не менее 13 234,8 тыс. га к концу 2030 года; предотвращение выбытия и сохранение мелиорированных земель в сельскохозяйственном обороте к концу 2030 года на площади не менее 3 688,6 тыс. га.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Целями Госпрограммы СХЗ по вовлечению в оборот земель являются получение достоверных и актуальных сведений о количественных характеристиках и границах 100% земель сельскохозяйственного назначения, включая количественные и качественные характеристики сельскохозяйственных угодий, вовлекаемых в оборот; вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения площадью не менее 13 234,8 тыс. га к концу 2030 года; предотвращение выбытия и сохранение мелиорированных земель в сельскохозяйственном обороте к концу 2030 года на площади не менее 3 688,6 тыс. га.
Статья: Алгоритм оценки рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
(Баранова Д.В., Белоусов А.О., Павлова В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)1. Вовлечение в хозяйственный оборот выбывших сельхозугодий за счет:
(Баранова Д.В., Белоусов А.О., Павлова В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)1. Вовлечение в хозяйственный оборот выбывших сельхозугодий за счет:
Статья: Проблемы правового регулирования изменения видов разрешенного использования земельных участков в условиях отмены деления земель на категории
(Землякова Г.Л.)
("Экологическое право", 2021, N 1)В соответствии с действующим законодательством (ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации <18> (далее - ГрК РФ)) градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Данная норма закона, а также установленные механизмы перевода земель или земельных участков из одной категории в другую служат препятствием к бесконтрольной застройке и выбытию земель из категории сельскохозяйственного назначения.
(Землякова Г.Л.)
("Экологическое право", 2021, N 1)В соответствии с действующим законодательством (ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации <18> (далее - ГрК РФ)) градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Данная норма закона, а также установленные механизмы перевода земель или земельных участков из одной категории в другую служат препятствием к бесконтрольной застройке и выбытию земель из категории сельскохозяйственного назначения.