ВыБоры президента
Подборка наиболее важных документов по запросу ВыБоры президента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Основные термины и понятия" Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Тот факт, что эти разъяснения были сделаны Центральной избирательной комиссией Российской Федерации применительно к федеральным - парламентским (включая дополнительные) и президентским - выборам, сам по себе не препятствует их использованию для оценки представляемых кандидатами сведений при проведении региональных и муниципальных избирательных кампаний, поскольку закрепленное в подпункте 57 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ понятие рода занятий кандидата имеет универсальное значение и рассчитано на применение при проведении любых видов выборов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"10 января 2003 года N 19-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"10 января 2003 года N 19-ФЗ
Статья: Наблюдатель на выборах: правовое положение, порядок участия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В каждую участковую и каждую территориальную избирательную комиссию может быть назначено не более 3 наблюдателей от каждого субъекта назначения (а в случае принятия решения о голосовании в течение нескольких дней - из расчета не более 3 наблюдателей на каждый день голосования), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования, помещении, в котором осуществляется прием протоколов участковых избирательных комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в 1 участковую избирательную комиссию, территориальную избирательную комиссию. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Закон о выборах Президента РФ) не ограничивает количество наблюдателей, но также не допускает одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, помещении, в котором осуществляется прием протоколов участковых избирательных комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории 2 и более наблюдателями, назначенными одним зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, одной политической партией, одним субъектом общественного контроля (п. 11 ст. 23).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В каждую участковую и каждую территориальную избирательную комиссию может быть назначено не более 3 наблюдателей от каждого субъекта назначения (а в случае принятия решения о голосовании в течение нескольких дней - из расчета не более 3 наблюдателей на каждый день голосования), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования, помещении, в котором осуществляется прием протоколов участковых избирательных комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в 1 участковую избирательную комиссию, территориальную избирательную комиссию. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Закон о выборах Президента РФ) не ограничивает количество наблюдателей, но также не допускает одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, помещении, в котором осуществляется прием протоколов участковых избирательных комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории 2 и более наблюдателями, назначенными одним зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, одной политической партией, одним субъектом общественного контроля (п. 11 ст. 23).
Статья: Приостановление деятельности политических партий в зарубежных странах
(Долгих Ф.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Деятельность политической партии не может быть приостановлена с даты объявления общенациональных выборов в Палату депутатов, Сенат, Европейский Парламент, городские и муниципальные советы и высшие территориальные органы самоуправления или выборов Президента Республики до истечения десятидневного срока с момента проведения этих выборов <14>.
(Долгих Ф.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Деятельность политической партии не может быть приостановлена с даты объявления общенациональных выборов в Палату депутатов, Сенат, Европейский Парламент, городские и муниципальные советы и высшие территориальные органы самоуправления или выборов Президента Республики до истечения десятидневного срока с момента проведения этих выборов <14>.
Статья: О сроках хранения документов в нормативных правовых актах
(Куткин А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)Комплекс документов и сроки их хранения из пункта 27 статьи 77 и пунктов 4 и 5 статьи 84 Закона о референдуме (см. табл. 2) аналогично отражены и в Законах, регулирующих проведение выборов Президента РФ и Государственной Думы Федерального собрания РФ:
(Куткин А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)Комплекс документов и сроки их хранения из пункта 27 статьи 77 и пунктов 4 и 5 статьи 84 Закона о референдуме (см. табл. 2) аналогично отражены и в Законах, регулирующих проведение выборов Президента РФ и Государственной Думы Федерального собрания РФ:
Готовое решение: Что понимается под рекламой
(КонсультантПлюс, 2025)К политической рекламе относится в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума. Закон о рекламе на политическую рекламу не распространяется (п. 1 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе). Требования к предвыборной агитации и к агитации по вопросам референдума определены в том числе Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в частности, ст. ст. 48, 49 указанного Федерального закона), Федеральным законом от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".
(КонсультантПлюс, 2025)К политической рекламе относится в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума. Закон о рекламе на политическую рекламу не распространяется (п. 1 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе). Требования к предвыборной агитации и к агитации по вопросам референдума определены в том числе Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в частности, ст. ст. 48, 49 указанного Федерального закона), Федеральным законом от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".
Статья: Политические партии как коллективные субъекты политической конкуренции в России
(Долгих Ф.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Субъекты политической конкуренции могут быть индивидуальными и коллективными. В современной России именно политические партии, будучи единственным видом общественных объединений, наделенным правом выдвижения списков кандидатов на выборах в органы государственной власти РФ, выступают основными коллективными институциональными субъектами политической конкуренции. Деятельность политических партий осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона "О политических партиях", а также регулируется нормами иных Федеральных законов - "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации" и т.д. Данные нормы обусловливают наличие у политических партий специального статуса, предоставляющего им более широкие возможности и преимущества по сравнению с иными общественными объединениями для участия в политической жизни общества.
(Долгих Ф.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Субъекты политической конкуренции могут быть индивидуальными и коллективными. В современной России именно политические партии, будучи единственным видом общественных объединений, наделенным правом выдвижения списков кандидатов на выборах в органы государственной власти РФ, выступают основными коллективными институциональными субъектами политической конкуренции. Деятельность политических партий осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона "О политических партиях", а также регулируется нормами иных Федеральных законов - "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации" и т.д. Данные нормы обусловливают наличие у политических партий специального статуса, предоставляющего им более широкие возможности и преимущества по сравнению с иными общественными объединениями для участия в политической жизни общества.
Готовое решение: Каковы особенности оформления приема на работу по срочному трудовому договору в отдельных случаях
(КонсультантПлюс, 2025)Срок трудового договора с работниками аппарата политической партии и ее структурных подразделений зависит от срока полномочий руководящих органов политической партии и указанных подразделений (п. 2 ст. 31 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ). Трудовой договор с помощником депутата Госдумы и сенатора РФ заключается на срок, не превышающий срока их полномочий. Трудовой договор, например, с помощником сенатора РФ - Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, вы можете заключить на срок не более шести лет (ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ). Сроком полномочий лица, замещающего муниципальную должность, ограничен срок трудового договора работника, чья деятельность связана с непосредственным обеспечением исполнения полномочий указанного лица (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ). С избранным президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования учредитель этой образовательной организации может заключить трудовой договор на срок до пяти лет (ч. 14 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок трудового договора с работниками аппарата политической партии и ее структурных подразделений зависит от срока полномочий руководящих органов политической партии и указанных подразделений (п. 2 ст. 31 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ). Трудовой договор с помощником депутата Госдумы и сенатора РФ заключается на срок, не превышающий срока их полномочий. Трудовой договор, например, с помощником сенатора РФ - Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, вы можете заключить на срок не более шести лет (ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ). Сроком полномочий лица, замещающего муниципальную должность, ограничен срок трудового договора работника, чья деятельность связана с непосредственным обеспечением исполнения полномочий указанного лица (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ). С избранным президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования учредитель этой образовательной организации может заключить трудовой договор на срок до пяти лет (ч. 14 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Статья: Нотариальные палаты: особенности корпоративного управления
(Сойфер Т.В., Аюшеева И.З.)
("Гражданское право", 2025, N 1)Поскольку нотариальная палата как юридическое лицо представляет собой некоммерческую корпоративную организацию, ее высшим органом управления является общее собрание членов нотариальной палаты. Кроме того, в нотариальной палате формируется система иных органов, в принципе характерная для корпораций, включающая президента; правление; ревизионную комиссию, а также иные органы, создание которых предусмотрено уставом. Компетенция органов регламентируется гражданским законодательством, Основами законодательства о нотариате и Уставом нотариальной палаты. Выборы президента и правления нотариальной палаты осуществляются тайным голосованием, быть избранным может быть любой нотариус, занимающийся частной практикой и являющийся членом этой палаты. С утратой статуса нотариуса его полномочия в органах нотариальной палаты прекращаются. Имеет специфику и порядок принятия решений нотариальной палатой. Так, при голосовании на общем собрании члены нотариальной палаты, являющиеся частнопрактикующими нотариусами, имеют право решающего голоса, тогда как другие ее члены - лица, не являющиеся нотариусами, - право совещательного голоса. Решения общего собрания членов нотариальной палаты принимаются простым большинством голосов участвующих в его заседании лиц именно с правом решающего, а не совещательного голоса (ст. 26 Основ). Соответственно, предусмотрен неравный статус для членов региональной нотариальной палаты - члены, не имеющие статуса нотариуса, обладают меньшим объемом прав.
(Сойфер Т.В., Аюшеева И.З.)
("Гражданское право", 2025, N 1)Поскольку нотариальная палата как юридическое лицо представляет собой некоммерческую корпоративную организацию, ее высшим органом управления является общее собрание членов нотариальной палаты. Кроме того, в нотариальной палате формируется система иных органов, в принципе характерная для корпораций, включающая президента; правление; ревизионную комиссию, а также иные органы, создание которых предусмотрено уставом. Компетенция органов регламентируется гражданским законодательством, Основами законодательства о нотариате и Уставом нотариальной палаты. Выборы президента и правления нотариальной палаты осуществляются тайным голосованием, быть избранным может быть любой нотариус, занимающийся частной практикой и являющийся членом этой палаты. С утратой статуса нотариуса его полномочия в органах нотариальной палаты прекращаются. Имеет специфику и порядок принятия решений нотариальной палатой. Так, при голосовании на общем собрании члены нотариальной палаты, являющиеся частнопрактикующими нотариусами, имеют право решающего голоса, тогда как другие ее члены - лица, не являющиеся нотариусами, - право совещательного голоса. Решения общего собрания членов нотариальной палаты принимаются простым большинством голосов участвующих в его заседании лиц именно с правом решающего, а не совещательного голоса (ст. 26 Основ). Соответственно, предусмотрен неравный статус для членов региональной нотариальной палаты - члены, не имеющие статуса нотариуса, обладают меньшим объемом прав.
Статья: Роспуск парламента как конституционно-правовой институт в зарубежных странах
(Коновалова Л.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)В отличие от Великобритании, где роспуск нижней палаты парламента производится даже для того, чтобы вызвать новые выборы в благоприятный для правительства момент, во французской правовой модели заложено несколько нюансов, заставляющих президентов с осторожностью относиться к этому институту. В результате роспуска парламента резко меняется и фактическое положение правительства. Если роспуск последовал в итоге голосования в Национальном собрании и свержения правительства, то последнее до новых выборов занимается лишь текущими делами. А после выборов президент назначает новое правительство, и он не обязан поручать его формирование прежнему премьер-министру. В то же время если роспуск собрания и не вызван министерским кризисом, то правительство после выборов нового собрания, по никогда не нарушавшейся традиции французского права, должно подать в отставку - следовательно, его существование также носит лишь временный характер. Но самым важным для взаимоотношений президента, правительства и парламента после роспуска Национального собрания является, несомненно, то, что новый роспуск в течение года после этого невозможен. Национальное собрание в течение года может выступать как действенная сила и противовес исполнительной власти <15>. Таким образом, во французском варианте разделения властей право роспуска парламента может считаться институтом, способствующим выходу из кризисных ситуаций и не умаляющим правовой конструкции парламентаризма.
(Коновалова Л.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)В отличие от Великобритании, где роспуск нижней палаты парламента производится даже для того, чтобы вызвать новые выборы в благоприятный для правительства момент, во французской правовой модели заложено несколько нюансов, заставляющих президентов с осторожностью относиться к этому институту. В результате роспуска парламента резко меняется и фактическое положение правительства. Если роспуск последовал в итоге голосования в Национальном собрании и свержения правительства, то последнее до новых выборов занимается лишь текущими делами. А после выборов президент назначает новое правительство, и он не обязан поручать его формирование прежнему премьер-министру. В то же время если роспуск собрания и не вызван министерским кризисом, то правительство после выборов нового собрания, по никогда не нарушавшейся традиции французского права, должно подать в отставку - следовательно, его существование также носит лишь временный характер. Но самым важным для взаимоотношений президента, правительства и парламента после роспуска Национального собрания является, несомненно, то, что новый роспуск в течение года после этого невозможен. Национальное собрание в течение года может выступать как действенная сила и противовес исполнительной власти <15>. Таким образом, во французском варианте разделения властей право роспуска парламента может считаться институтом, способствующим выходу из кризисных ситуаций и не умаляющим правовой конструкции парламентаризма.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Одна из первых рабочих проектных редакций комментируемой части не включала в перечень нормативных актов акты должностных лиц, а также нормативные правовые акты организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов. Однако проведенный в процессе работы над проектом КАС РФ анализ накопленной к тому времени правоприменительной практики позволил обособить этот круг актов, выделив его в отдельную категорию, что стало закономерным итогом признания нормотворческой функции не только за "классическими" органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления, но и за должностными лицами и иными уполномоченными на то органами и организациями (например, за Генеральным прокурором РФ (Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 24.08.2021 N 487 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора" <1>) или избирательными комиссиями (Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20.12.2023 N 143/1099-8 "О дистанционном электронном голосовании на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года" <2>, Решение Московской городской избирательной комиссии от 04.07.2024 N 98/3 "О порядке дистанционного электронного голосования и особенностях голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования 8 сентября 2024 года" <3>)).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Одна из первых рабочих проектных редакций комментируемой части не включала в перечень нормативных актов акты должностных лиц, а также нормативные правовые акты организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов. Однако проведенный в процессе работы над проектом КАС РФ анализ накопленной к тому времени правоприменительной практики позволил обособить этот круг актов, выделив его в отдельную категорию, что стало закономерным итогом признания нормотворческой функции не только за "классическими" органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления, но и за должностными лицами и иными уполномоченными на то органами и организациями (например, за Генеральным прокурором РФ (Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 24.08.2021 N 487 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора" <1>) или избирательными комиссиями (Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20.12.2023 N 143/1099-8 "О дистанционном электронном голосовании на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года" <2>, Решение Московской городской избирательной комиссии от 04.07.2024 N 98/3 "О порядке дистанционного электронного голосования и особенностях голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования 8 сентября 2024 года" <3>)).