ВыБоры губернаторов
Подборка наиболее важных документов по запросу ВыБоры губернаторов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование деятельности политических партий в США
(Долгих Ф.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Утрата статуса политической партии обычно связана с неполучением на последних выборах минимально установленного законом результата. Так, в соответствии с законодательством штата Арканзас, если какая-либо политическая партия не получает 3% от общего числа голосов, поданных на выборах губернатора или кандидатов в президенты, она перестает быть политической партией <16>.
(Долгих Ф.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Утрата статуса политической партии обычно связана с неполучением на последних выборах минимально установленного законом результата. Так, в соответствии с законодательством штата Арканзас, если какая-либо политическая партия не получает 3% от общего числа голосов, поданных на выборах губернатора или кандидатов в президенты, она перестает быть политической партией <16>.
Статья: Традиции и новации в голосовании избирателей на выборах
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)<2> Соглашающееся с таким выводом СМИ приводит слова известного политолога К. Калачева: "Конечно, выборы в последние годы формализованы и носят более чем референдумный характер". Гармоненко Д., Родин И. Выборы губернаторов проходят стадию "фестиваль демократии" // Независимая газета. 2025. 26 июня.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)<2> Соглашающееся с таким выводом СМИ приводит слова известного политолога К. Калачева: "Конечно, выборы в последние годы формализованы и носят более чем референдумный характер". Гармоненко Д., Родин И. Выборы губернаторов проходят стадию "фестиваль демократии" // Независимая газета. 2025. 26 июня.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации или депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации на пять лет.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации или депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации на пять лет.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"1.2. При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации одновременно с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, кандидат представляет в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в письменной форме следующие сведения о трех кандидатурах, отвечающих предусмотренным федеральным законом требованиям к кандидатам для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - кандидатура для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации):
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"1.2. При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации одновременно с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, кандидат представляет в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в письменной форме следующие сведения о трех кандидатурах, отвечающих предусмотренным федеральным законом требованиям к кандидатам для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - кандидатура для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации):
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (ИКСы России) - действуют на постоянной основе, участвуют в организации федеральных выборов на территории своего субъекта РФ, организуют региональные выборы (выборы депутатов законодательных органов, выборы губернаторов), региональные референдумы.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (ИКСы России) - действуют на постоянной основе, участвуют в организации федеральных выборов на территории своего субъекта РФ, организуют региональные выборы (выборы депутатов законодательных органов, выборы губернаторов), региональные референдумы.
Статья: Обеспечение и защита активного избирательного права в процедурах электронного голосования
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Не менее запутанно выглядят итоговые данные по выборам в тех субъектах РФ, где наряду с традиционным бумажным голосованием проходило дистанционное электронное голосование заявившихся на него избирателей. Например, в соответствии с Протоколом ТИК ДЭГ об итогах ДЭГ в части досрочных выборов Губернатора Калининградской области, число электронных бюллетеней, по которым участники дистанционного электронного голосования приняли участие в голосовании, составило 50 643 избирателя из 50 773, получивших доступ к электронным бюллетеням, и из 56 127, включенных в списки участников ДЭГ <41>. После передачи протокола ТИК ДЭГ в Избирательную комиссию Калининградской области как вышестоящую комиссию, организующую выборы, эти итоги были отражены в протоколе ДЭГ участковой избирательной комиссии N 9000 следующим образом:
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Не менее запутанно выглядят итоговые данные по выборам в тех субъектах РФ, где наряду с традиционным бумажным голосованием проходило дистанционное электронное голосование заявившихся на него избирателей. Например, в соответствии с Протоколом ТИК ДЭГ об итогах ДЭГ в части досрочных выборов Губернатора Калининградской области, число электронных бюллетеней, по которым участники дистанционного электронного голосования приняли участие в голосовании, составило 50 643 избирателя из 50 773, получивших доступ к электронным бюллетеням, и из 56 127, включенных в списки участников ДЭГ <41>. После передачи протокола ТИК ДЭГ в Избирательную комиссию Калининградской области как вышестоящую комиссию, организующую выборы, эти итоги были отражены в протоколе ДЭГ участковой избирательной комиссии N 9000 следующим образом:
Статья: Творческое и интеллектуальное начала в толковании права
(Жигитов А.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)Пример обратного - позиция Конституционного Суда РФ в отношении законодательных норм о выборах губернаторов и Президента РФ. Конституционный Суд РФ в 1996 г., толкуя ст. 3 и 32 Конституции РФ, указал, что высшее должностное лицо субъекта РФ получает свой мандат непосредственно от народа и перед ним ответственно <38>, запретив вмешиваться в прямой порядок избрания такого лица. Но в 2004 г. Конституционный Суд РФ сослался на "развивающийся социально-исторический контекст" <39> и возможность уточнения и изменения прежнего толкования данных статей с учетом нового законодательного регулирования.
(Жигитов А.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)Пример обратного - позиция Конституционного Суда РФ в отношении законодательных норм о выборах губернаторов и Президента РФ. Конституционный Суд РФ в 1996 г., толкуя ст. 3 и 32 Конституции РФ, указал, что высшее должностное лицо субъекта РФ получает свой мандат непосредственно от народа и перед ним ответственно <38>, запретив вмешиваться в прямой порядок избрания такого лица. Но в 2004 г. Конституционный Суд РФ сослался на "развивающийся социально-исторический контекст" <39> и возможность уточнения и изменения прежнего толкования данных статей с учетом нового законодательного регулирования.