ВыБоры глав субъектов
Подборка наиболее важных документов по запросу ВыБоры глав субъектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Муниципальный фильтр" как элемент правового механизма замещения должности главы субъекта Российской Федерации
(Цечоев В.К., Чеботарева А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)В статье рассматриваются особенности правового механизма замещения должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом изменений и дополнений, вносимых в соответствующее законодательство. Подробно рассматривается "муниципальный фильтр" при выборах главы субъекта РФ, анализируются исторические основы, достоинства и недостатки установленной процедуры. Обосновывается вывод о том, что появление такого элемента, как "муниципальный фильтр", есть проявление соборности российского общества, гармонично сочетающегося с базовыми принципами правовой ментальности российского избирателя, а потому указанный элемент правового механизма замещения должности главы субъекта РФ должен сохраняться в отечественном законодательстве.
(Цечоев В.К., Чеботарева А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)В статье рассматриваются особенности правового механизма замещения должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом изменений и дополнений, вносимых в соответствующее законодательство. Подробно рассматривается "муниципальный фильтр" при выборах главы субъекта РФ, анализируются исторические основы, достоинства и недостатки установленной процедуры. Обосновывается вывод о том, что появление такого элемента, как "муниципальный фильтр", есть проявление соборности российского общества, гармонично сочетающегося с базовыми принципами правовой ментальности российского избирателя, а потому указанный элемент правового механизма замещения должности главы субъекта РФ должен сохраняться в отечественном законодательстве.
Статья: Выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в 2020 г.: результаты и проблемы регулирования
(Саликов М.С., Серкова Ю.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)По нашему мнению, сохранение "муниципальных фильтров" является очередным барьером на пути свободного волеизъявления граждан при проведении выборов глав субъектов РФ. Дело в том, что в настоящее время, как известно, в политической системе превалирует одна партия и это находит отражение в ее представительстве как в Государственной Думе РФ, так и в региональных парламентах и в представительных органах местного самоуправления. В этой связи кандидатам, выдвинутым иными партиями, крайне непросто получить "муниципальную поддержку". И хотя зачастую руководство региональных отделений "Единой России" выражает готовность оказывать поддержку представителям иных партий (главным образом парламентских), такая поддержка не является обязательной, никак не регламентирована и, следовательно, подчинена субъективным факторам. Правовая позиция Конституционного Суда РФ, согласно которой данные положения не противоречат Конституции РФ <29>, в принципе не вызывает отторжения, однако не учитывает современного состояния политической системы. Думается, такого рода условия для выдвижения кандидатов могли бы применяться после того, как сложится стабильная политическая система с сильными партиями, имеющими достаточное представительство в представительных органах муниципальных образований. Кроме того, сам факт оказания "муниципальной поддержки" не соответствует ст. 12 Конституции РФ, которая гласит: "...органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти", а также Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления вопросов местного значения. Факт закрепления в Основном Законе института публичной власти, куда входят и органы государственной власти, и органы местного самоуправления, ситуацию не меняет, поскольку превалирующей является норма федерального закона, установившего "вилку 5 - 10 процентов". В этом случае именно политическая воля федерального центра могла бы стать решающим фактором при принятии решения о полной отмене (а не о снижении) "муниципального фильтра". Право принятия решения о том, быть тому или иному кандидату главой региона, должно принадлежать самим избирателям, то есть народу, являющемуся по Основному Закону "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации".
(Саликов М.С., Серкова Ю.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)По нашему мнению, сохранение "муниципальных фильтров" является очередным барьером на пути свободного волеизъявления граждан при проведении выборов глав субъектов РФ. Дело в том, что в настоящее время, как известно, в политической системе превалирует одна партия и это находит отражение в ее представительстве как в Государственной Думе РФ, так и в региональных парламентах и в представительных органах местного самоуправления. В этой связи кандидатам, выдвинутым иными партиями, крайне непросто получить "муниципальную поддержку". И хотя зачастую руководство региональных отделений "Единой России" выражает готовность оказывать поддержку представителям иных партий (главным образом парламентских), такая поддержка не является обязательной, никак не регламентирована и, следовательно, подчинена субъективным факторам. Правовая позиция Конституционного Суда РФ, согласно которой данные положения не противоречат Конституции РФ <29>, в принципе не вызывает отторжения, однако не учитывает современного состояния политической системы. Думается, такого рода условия для выдвижения кандидатов могли бы применяться после того, как сложится стабильная политическая система с сильными партиями, имеющими достаточное представительство в представительных органах муниципальных образований. Кроме того, сам факт оказания "муниципальной поддержки" не соответствует ст. 12 Конституции РФ, которая гласит: "...органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти", а также Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления вопросов местного значения. Факт закрепления в Основном Законе института публичной власти, куда входят и органы государственной власти, и органы местного самоуправления, ситуацию не меняет, поскольку превалирующей является норма федерального закона, установившего "вилку 5 - 10 процентов". В этом случае именно политическая воля федерального центра могла бы стать решающим фактором при принятии решения о полной отмене (а не о снижении) "муниципального фильтра". Право принятия решения о том, быть тому или иному кандидату главой региона, должно принадлежать самим избирателям, то есть народу, являющемуся по Основному Закону "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации".
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, а также депутаты представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов этого городского округа, учитываются только один раз.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, а также депутаты представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов этого городского округа, учитываются только один раз.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"3.1. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"3.1. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
Статья: Федерализм в свете отечественной судебной конституционной доктрины
(Батерякова А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)К примеру, проследить за тем, что судебная конституционная доктрина в области федеративных отношений корректируется в связи с изменениями в системе правового регулирования, можно посредством анализа постановления суда относительно законности и легитимности процедуры выборов главы субъекта РФ. Вспомним, что в 2004 г. на федеральном уровне был установлен единый порядок наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов РФ. В связи с этим в период с 2004 по 2011 гг. порядок был таков: Президент РФ предлагал кандидатуру на должность главы региона, а региональный законодательный орган при ее одобрении своим решением эту кандидатуру утверждал. Видится интересным сравнить судебные конституционные подходы относительно этого вопроса до принятия федерального закона, утвердившего общий для всех субъектов РФ порядок избрания региональных глав и после его законодательной регламентации. Примером оценки судом законности процедуры выборов главы субъекта РФ до ее правовой регламентации послужит ст. 83 Устава Алтайского края (в редакции от 02.10.1995). Она устанавливала, что глава администрации избирается Законодательным Собранием. В Постановлении от 18 января 1996 г. N 2-П <3> суд посчитал такой порядок избрания не соответствующим Основному Закону. В подкрепление судебной позиции указано, что единство системы государственной власти является базовым принципом федеративного устройства государства. Исходя именно из этого принципа региональные государственные органы должны формироваться по той же схеме, что и федеральные. В рассматриваемом случае законодательный орган в результате установления такой процедуры выборов выступает некой избирательной коллегией. Прямое волеизъявление народа в соответствии с оценкой судебной конституционной доктрины не может подменяться решением законодательного органа. Суд полагал, что избранный таким образом глава субъекта РФ не может выступать легитимным независимым лицом исполнительной власти.
(Батерякова А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)К примеру, проследить за тем, что судебная конституционная доктрина в области федеративных отношений корректируется в связи с изменениями в системе правового регулирования, можно посредством анализа постановления суда относительно законности и легитимности процедуры выборов главы субъекта РФ. Вспомним, что в 2004 г. на федеральном уровне был установлен единый порядок наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов РФ. В связи с этим в период с 2004 по 2011 гг. порядок был таков: Президент РФ предлагал кандидатуру на должность главы региона, а региональный законодательный орган при ее одобрении своим решением эту кандидатуру утверждал. Видится интересным сравнить судебные конституционные подходы относительно этого вопроса до принятия федерального закона, утвердившего общий для всех субъектов РФ порядок избрания региональных глав и после его законодательной регламентации. Примером оценки судом законности процедуры выборов главы субъекта РФ до ее правовой регламентации послужит ст. 83 Устава Алтайского края (в редакции от 02.10.1995). Она устанавливала, что глава администрации избирается Законодательным Собранием. В Постановлении от 18 января 1996 г. N 2-П <3> суд посчитал такой порядок избрания не соответствующим Основному Закону. В подкрепление судебной позиции указано, что единство системы государственной власти является базовым принципом федеративного устройства государства. Исходя именно из этого принципа региональные государственные органы должны формироваться по той же схеме, что и федеральные. В рассматриваемом случае законодательный орган в результате установления такой процедуры выборов выступает некой избирательной коллегией. Прямое волеизъявление народа в соответствии с оценкой судебной конституционной доктрины не может подменяться решением законодательного органа. Суд полагал, что избранный таким образом глава субъекта РФ не может выступать легитимным независимым лицом исполнительной власти.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Президент РФ последовательно добивался усиления своего влияния на дела в субъектах РФ, на все процессы, а также на кадровую политику, уклоняясь от выборов глав субъектов и предпочитая их назначение своими актами.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Президент РФ последовательно добивался усиления своего влияния на дела в субъектах РФ, на все процессы, а также на кадровую политику, уклоняясь от выборов глав субъектов и предпочитая их назначение своими актами.
Статья: Устав политической партии как нормативная основа реализации пассивного избирательного права
(Авилов Я.Д.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Так, в партии ЛДПР этой компетенцией обладает высший совет партии, являющийся коллегиальным органом партии. В партии "Родина" кандидатура для выдвижения кандидатом на выборах главы субъекта РФ предлагается председателем партии <10>.
(Авилов Я.Д.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Так, в партии ЛДПР этой компетенцией обладает высший совет партии, являющийся коллегиальным органом партии. В партии "Родина" кандидатура для выдвижения кандидатом на выборах главы субъекта РФ предлагается председателем партии <10>.
Статья: Тенденции конституционного развития России в контексте конституционной реформы 2020 года
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Уже в 2004 г., как отмечает А.В. Зуйков, фактически начался постепенный переход от широко применяемого в западных странах кооперативного федерализма к федерализму административному. В ходе так называемой федеративной революции федеральный центр окончательно подчинил регионы: произошел отказ от прямых выборов глав субъектов; проведена реформа исполнительной власти; организовано укрупнение субъектов РФ; имело место серьезное сужение сферы полномочий регионов <3>. Иными словами, имела место трансформация нашей Федерации de facto при соблюдении положений Конституции о федерализме de jure. В поправках 2020 г. был внедрен не соответствующий ст. 5 Конституции институт федеральных территорий, дополнительно усилены полномочия Федерации за счет появления новых предметов ведения как в ст. 71, так и в ст. 72 Конституции, а Совет Федерации в значительной мере стал не органом регионального представительства, а именно субъектом выражения воли федерального центра.
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Уже в 2004 г., как отмечает А.В. Зуйков, фактически начался постепенный переход от широко применяемого в западных странах кооперативного федерализма к федерализму административному. В ходе так называемой федеративной революции федеральный центр окончательно подчинил регионы: произошел отказ от прямых выборов глав субъектов; проведена реформа исполнительной власти; организовано укрупнение субъектов РФ; имело место серьезное сужение сферы полномочий регионов <3>. Иными словами, имела место трансформация нашей Федерации de facto при соблюдении положений Конституции о федерализме de jure. В поправках 2020 г. был внедрен не соответствующий ст. 5 Конституции институт федеральных территорий, дополнительно усилены полномочия Федерации за счет появления новых предметов ведения как в ст. 71, так и в ст. 72 Конституции, а Совет Федерации в значительной мере стал не органом регионального представительства, а именно субъектом выражения воли федерального центра.
Статья: Роль и назначение Совета Федерации в системе публичной власти
(Авдеев Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)В России же порядок формирования Совета Федерации претерпевал неоднократные изменения и модернизации. Прямые выборы членов Совета Федерации использовались на первом этапе его формирования в период 1993 - 1995 гг. В дальнейшем в состав Совета Федерации по должности входили главы субъектов Федерации и главы законодательных органов регионов. В 2004 году изменилась процедура избрания главы субъекта Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом гражданин Российской Федерации наделялся полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации законодательным органом соответствующего региона по представлению Президента. По нашему мнению, изменение прямых выборов главы субъекта Федерации на процедуру наделения полномочиями ограничивает возможности российских граждан участвовать в управлении делами государства, как об этом говорится в ст. 32 Конституции, согласно которой граждане вправе непосредственно участвовать в управлении делами государства, а также имеют право избирать и быть избранными в органы публичной власти.
(Авдеев Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)В России же порядок формирования Совета Федерации претерпевал неоднократные изменения и модернизации. Прямые выборы членов Совета Федерации использовались на первом этапе его формирования в период 1993 - 1995 гг. В дальнейшем в состав Совета Федерации по должности входили главы субъектов Федерации и главы законодательных органов регионов. В 2004 году изменилась процедура избрания главы субъекта Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом гражданин Российской Федерации наделялся полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации законодательным органом соответствующего региона по представлению Президента. По нашему мнению, изменение прямых выборов главы субъекта Федерации на процедуру наделения полномочиями ограничивает возможности российских граждан участвовать в управлении делами государства, как об этом говорится в ст. 32 Конституции, согласно которой граждане вправе непосредственно участвовать в управлении делами государства, а также имеют право избирать и быть избранными в органы публичной власти.
Статья: Проект нового Закона о местном самоуправлении без самоуправления
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)Были ли проблемы у прежней двухуровневой модели (точнее, сочетания двухуровневой и одноуровневой модели) с точки зрения демократических начал местного самоуправления? Да, например, было предусмотрено, что представительный орган муниципальных образований верхнего звена может формироваться не только путем прямых выборов, но и путем делегирования представителей муниципальных образований низового уровня. Сначала соответствующая норма была закреплена применительно к представительному органу муниципального района и стала предметом обжалования в Конституционном Суде РФ. Конституционный Суд РФ признал ее не противоречащей Конституции РФ <8>, однако судьи В.Г. Ярославцев и Г.А. Гаджиев опубликовали особые мнения. В.Г. Ярославцев сослался на свое прежнее особое мнение (на Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 N 13-П, где рассматривалась конституционность отхода от прямых выборов глав субъектов РФ, так называемое "дело губернаторов") и отметил: "...отчуждение населения поселений от осознанного формирования представительного органа муниципального района посредством выборов ведет к нарушению конституционного принципа народовластия". А судья Г.А. Гаджиев в своем особом мнении пришел к выводу, что оспариваемые нормы в нарушение Конституции РФ меняют само понятие "свободные выборы" и представительные органы не могут формироваться процедурами, не основанными на прямом, равном, всеобщем избирательном праве.
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)Были ли проблемы у прежней двухуровневой модели (точнее, сочетания двухуровневой и одноуровневой модели) с точки зрения демократических начал местного самоуправления? Да, например, было предусмотрено, что представительный орган муниципальных образований верхнего звена может формироваться не только путем прямых выборов, но и путем делегирования представителей муниципальных образований низового уровня. Сначала соответствующая норма была закреплена применительно к представительному органу муниципального района и стала предметом обжалования в Конституционном Суде РФ. Конституционный Суд РФ признал ее не противоречащей Конституции РФ <8>, однако судьи В.Г. Ярославцев и Г.А. Гаджиев опубликовали особые мнения. В.Г. Ярославцев сослался на свое прежнее особое мнение (на Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 N 13-П, где рассматривалась конституционность отхода от прямых выборов глав субъектов РФ, так называемое "дело губернаторов") и отметил: "...отчуждение населения поселений от осознанного формирования представительного органа муниципального района посредством выборов ведет к нарушению конституционного принципа народовластия". А судья Г.А. Гаджиев в своем особом мнении пришел к выводу, что оспариваемые нормы в нарушение Конституции РФ меняют само понятие "свободные выборы" и представительные органы не могут формироваться процедурами, не основанными на прямом, равном, всеобщем избирательном праве.
Статья: Формы взаимодействия населения с органами публичной власти
(Белешев Н.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)Основной формой взаимодействия граждан с органами публичной власти является прямое волеизъявление граждан в двух основных формах: выборы и референдум. Стоит заметить, что хотя выборы и являются, по сути, главной формой взаимодействия населения с органами публичной власти, у многих граждан России есть недоверие к данной форме взаимодействия. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 34% россиян не доверяют результатам выборов, проведенных в сентябре 2020 г. <1>. По нашему мнению, недоверие россиян к выборам происходит из-за того, что нет уверенности, что твой голос может на что-то повлиять на общенациональных выборах. На региональном уровне в некоторых субъектах Российской Федерации (далее - субъект РФ) не проводятся прямые выборы главы субъекта РФ, например, в Республиках Адыгея, Дагестан, Крым. Не говоря уже о том, что в большинстве городов России не проводятся прямые выборы главы города, что также не способствует укреплению доверия к выборам как к эффективной форме взаимодействия населения с органами публичной власти.
(Белешев Н.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)Основной формой взаимодействия граждан с органами публичной власти является прямое волеизъявление граждан в двух основных формах: выборы и референдум. Стоит заметить, что хотя выборы и являются, по сути, главной формой взаимодействия населения с органами публичной власти, у многих граждан России есть недоверие к данной форме взаимодействия. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 34% россиян не доверяют результатам выборов, проведенных в сентябре 2020 г. <1>. По нашему мнению, недоверие россиян к выборам происходит из-за того, что нет уверенности, что твой голос может на что-то повлиять на общенациональных выборах. На региональном уровне в некоторых субъектах Российской Федерации (далее - субъект РФ) не проводятся прямые выборы главы субъекта РФ, например, в Республиках Адыгея, Дагестан, Крым. Не говоря уже о том, что в большинстве городов России не проводятся прямые выборы главы города, что также не способствует укреплению доверия к выборам как к эффективной форме взаимодействия населения с органами публичной власти.
Статья: Проблемные аспекты выборности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(Гуторова А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)<4> См.: Гайдук В.В., Сулейманов А.Р. Прямые выборы глав субъектов Российской Федерации (2004 - 2012 гг.): "за" и "против" // Евразийский юридический журнал. 2012. N 6. С. 139.
(Гуторова А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)<4> См.: Гайдук В.В., Сулейманов А.Р. Прямые выборы глав субъектов Российской Федерации (2004 - 2012 гг.): "за" и "против" // Евразийский юридический журнал. 2012. N 6. С. 139.
Статья: Проект реформы российского парламентаризма: региональный уровень
(Трубилов Г.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)То, что хотел сделать федеральный законодатель с помощью третьего основания в ч. 1 ст. 30, понятно: дать право законодательному органу инициировать отставку плохо работающего главы субъекта Российской Федерации, а решающее слово оставил за Президентом Российской Федерации. Не случайно это политическое основание появилось в 2004 г., когда от прямых выборов глав субъектов Российской Федерации населением был осуществлен переход к косвенным выборам (в разные годы - то Президентом Российской Федерации на основе предложения законодательного органа субъекта Российской Федерации, то законодательным органом субъекта Российской Федерации по предложению Президента Российской Федерации). Сейчас же, в условиях возврата к модели прямых выборов, это основание следует оставить лишь в тех субъектах Российской Федерации, где глава субъекта Российской Федерации еще не избран населением либо и дальше будет избираться законодательным органом субъекта Российской Федерации. При этом мнение Президента Российской Федерации может быть и консультативным, если речь идет о ненадлежащем осуществлении собственных региональных полномочий, а не переданных государственных полномочий Российской Федерации.
(Трубилов Г.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)То, что хотел сделать федеральный законодатель с помощью третьего основания в ч. 1 ст. 30, понятно: дать право законодательному органу инициировать отставку плохо работающего главы субъекта Российской Федерации, а решающее слово оставил за Президентом Российской Федерации. Не случайно это политическое основание появилось в 2004 г., когда от прямых выборов глав субъектов Российской Федерации населением был осуществлен переход к косвенным выборам (в разные годы - то Президентом Российской Федерации на основе предложения законодательного органа субъекта Российской Федерации, то законодательным органом субъекта Российской Федерации по предложению Президента Российской Федерации). Сейчас же, в условиях возврата к модели прямых выборов, это основание следует оставить лишь в тех субъектах Российской Федерации, где глава субъекта Российской Федерации еще не избран населением либо и дальше будет избираться законодательным органом субъекта Российской Федерации. При этом мнение Президента Российской Федерации может быть и консультативным, если речь идет о ненадлежащем осуществлении собственных региональных полномочий, а не переданных государственных полномочий Российской Федерации.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)В запросе Государственной Думы оспаривалась конституционность установленных законодательством субъекта цензов на выборах главы субъекта (требования к минимальному и максимальному возрасту кандидата, сроку его проживания на территории субъекта и владению национальным языком этого субъекта).
("Официальный сайт КС РФ", 2022)В запросе Государственной Думы оспаривалась конституционность установленных законодательством субъекта цензов на выборах главы субъекта (требования к минимальному и максимальному возрасту кандидата, сроку его проживания на территории субъекта и владению национальным языком этого субъекта).