Введение потребителя в заблуждение
Подборка наиболее важных документов по запросу Введение потребителя в заблуждение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 10 ГК РФ "Пределы осуществления гражданских прав"1.2.13.1. Действия лица по приобретению исключительного права на товарный знак признаются злоупотреблением правом, если это лицо выдает себя за бывшего правообладателя тождественного знака, чтобы получить конкурентные преимущества, и регистрация знака вводит потребителей в заблуждение (позиция ВАС РФ) >>>
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций: Продавец (исполнитель) оспаривает привлечение к ответственности за обман или ущемление прав потребителей
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган не доказал, что именно действия Продавца (а не изготовителя продукции) повлекли несоответствие товара требованиям технических регламентов и введение потребителей в заблуждение
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган не доказал, что именно действия Продавца (а не изготовителя продукции) повлекли несоответствие товара требованиям технических регламентов и введение потребителей в заблуждение
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Что такое обман потребителя?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) - продажа либо передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) с нарушением требования об указании потребительских свойств или указание недостоверных сведений о потребительских свойствах или качестве продукции. Также сюда можно отнести злоупотребление доверием потребителя при предоставлении ему информации о товаре;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) - продажа либо передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) с нарушением требования об указании потребительских свойств или указание недостоверных сведений о потребительских свойствах или качестве продукции. Также сюда можно отнести злоупотребление доверием потребителя при предоставлении ему информации о товаре;
Обзор: Ответственность за нарушение ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" "Информация о товарах (работах, услугах)"
(КонсультантПлюс, 2025)Обман или введение потребителей в заблуждение непредоставлением или предоставлением недостоверной информации относительно товара (работы, услуги)
(КонсультантПлюс, 2025)Обман или введение потребителей в заблуждение непредоставлением или предоставлением недостоверной информации относительно товара (работы, услуги)
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10, частью 1 статьи 14.33 и статьей 14.39 настоящего Кодекса, -
(ред. от 04.11.2025)2. Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10, частью 1 статьи 14.33 и статьей 14.39 настоящего Кодекса, -
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.1.3. Пункт 3 ст. 1483 ГК РФ (ложные или способные ввести в заблуждение потребителя относительно свойств товара или его изготовителя сведения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали)
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.1.3. Пункт 3 ст. 1483 ГК РФ (ложные или способные ввести в заблуждение потребителя относительно свойств товара или его изготовителя сведения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали)
Статья: Влияние современных технологий на информационную диспропорцию в банковской деятельности: правовой аспект
(Михеева И.Е.)
("Право и цифровая экономика", 2025, N 1)Предоставление потребителю информации о содержании оказываемой услуги, ее цене в наглядной и доступной форме с учетом иных требований к порядку ее предоставления обеспечивает клиенту банка более тщательное обдумывание выбора услуги и исключает возможность введения потребителя в заблуждение относительно дополнительной услуги <30>.
(Михеева И.Е.)
("Право и цифровая экономика", 2025, N 1)Предоставление потребителю информации о содержании оказываемой услуги, ее цене в наглядной и доступной форме с учетом иных требований к порядку ее предоставления обеспечивает клиенту банка более тщательное обдумывание выбора услуги и исключает возможность введения потребителя в заблуждение относительно дополнительной услуги <30>.
Статья: Административно-правовые способы защиты интеллектуальных прав в Республике Казахстан и Российской Федерации
(Калыков А.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)- процедура оппозиции товарных знаков, позволяющая правообладателям ранее зарегистрированных товарных знаков подавать возражение против регистрации сходных обозначений в целях предотвращения их смешения и введения потребителей в заблуждение;
(Калыков А.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)- процедура оппозиции товарных знаков, позволяющая правообладателям ранее зарегистрированных товарных знаков подавать возражение против регистрации сходных обозначений в целях предотвращения их смешения и введения потребителей в заблуждение;
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)При этом, как правило, установление недобросовестной конкуренции происходит путем объединения ряда обстоятельств: наличие конкурентных отношений, получение необоснованных преимуществ, введение в заблуждение потребителей и т.д. Для доказывания факта недобросовестной конкуренции необходимо исследование как специальных признаков, так и общих принципов конкуренции, которые закреплены в п. 9 ст. 4 Закона о конкуренции.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)При этом, как правило, установление недобросовестной конкуренции происходит путем объединения ряда обстоятельств: наличие конкурентных отношений, получение необоснованных преимуществ, введение в заблуждение потребителей и т.д. Для доказывания факта недобросовестной конкуренции необходимо исследование как специальных признаков, так и общих принципов конкуренции, которые закреплены в п. 9 ст. 4 Закона о конкуренции.
"Путеводитель по судебной практике. Патентование и оборот лекарственных средств в Российской Федерации: сборник"
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)§ 3.3. Презумпция наличия различительной способности
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)§ 3.3. Презумпция наличия различительной способности
Статья: Знак обслуживания
(Слесарев С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) передать исключительные права на знак обслуживания в отношении всех работ/услуг или их части другой стороне - иному лицу - приобретателю исключительного права по договору об отчуждении исключительного права на знак обслуживания (п. 1 ст. 1488 ГК РФ). Отчуждение исключительного права на знак обслуживания по договору не допускается, если оно может явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно работ/услуг, их исполнителя или места исполнения (п. 2 ст. 1488 ГК РФ);
(Слесарев С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) передать исключительные права на знак обслуживания в отношении всех работ/услуг или их части другой стороне - иному лицу - приобретателю исключительного права по договору об отчуждении исключительного права на знак обслуживания (п. 1 ст. 1488 ГК РФ). Отчуждение исключительного права на знак обслуживания по договору не допускается, если оно может явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно работ/услуг, их исполнителя или места исполнения (п. 2 ст. 1488 ГК РФ);
Статья: Правовая охрана фирменного стиля: российский и зарубежный опыт
(Минакова А.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)В Европейском союзе фирменный стиль охраняется в рамках правового режима зарегистрированного товарного знака (в этом случае фирменный стиль не является самостоятельным объектом правовой охраны, как в американской правовой системе: охране подлежит зарегистрированный товарный знак, но не trade dress сам по себе) либо по законодательству о недобросовестной конкуренции <18>. В последнем случае trade dress также не является самостоятельным объектом правовой охраны, однако по другому основанию. Механизм защиты от недобросовестной конкуренции направлен на то, чтобы не допустить негативное влияние недобросовестных действий на конкуренцию и введение потребителей в заблуждение, т.е. имеет место защита не частного, а публичного интереса: объектом правовой охраны в данном случае выступает конкуренция (конкурентные отношения). Так как при восстановлении конкурентной среды защита частного интереса все же имеет место (хотя и опосредованно), trade dress можно рассматривать как квазиобъект прав.
(Минакова А.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)В Европейском союзе фирменный стиль охраняется в рамках правового режима зарегистрированного товарного знака (в этом случае фирменный стиль не является самостоятельным объектом правовой охраны, как в американской правовой системе: охране подлежит зарегистрированный товарный знак, но не trade dress сам по себе) либо по законодательству о недобросовестной конкуренции <18>. В последнем случае trade dress также не является самостоятельным объектом правовой охраны, однако по другому основанию. Механизм защиты от недобросовестной конкуренции направлен на то, чтобы не допустить негативное влияние недобросовестных действий на конкуренцию и введение потребителей в заблуждение, т.е. имеет место защита не частного, а публичного интереса: объектом правовой охраны в данном случае выступает конкуренция (конкурентные отношения). Так как при восстановлении конкурентной среды защита частного интереса все же имеет место (хотя и опосредованно), trade dress можно рассматривать как квазиобъект прав.
Статья: Дистанционное предоставление финансовых продуктов: нетривиальные задачи Рекомендаций 22-МР
(Кузина Т.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 2)То есть мы должны давать нашему клиенту любую форму пустой. Ничего нигде не заполнено, не проставлено, не отмечено. Вообще тема отметок, проставление которых может ввести потребителя в заблуждение, через эти Рекомендации проходит красной нитью. Это вполне понятно: по сути, галочки - единственный вариант диалога в каналах ДБО, который к тому же многие используют по не очень прозрачным алгоритмам.
(Кузина Т.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 2)То есть мы должны давать нашему клиенту любую форму пустой. Ничего нигде не заполнено, не проставлено, не отмечено. Вообще тема отметок, проставление которых может ввести потребителя в заблуждение, через эти Рекомендации проходит красной нитью. Это вполне понятно: по сути, галочки - единственный вариант диалога в каналах ДБО, который к тому же многие используют по не очень прозрачным алгоритмам.
Статья: Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- если отчуждение исключительного права на товарный знак может явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара, его производителя или места производства;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- если отчуждение исключительного права на товарный знак может явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара, его производителя или места производства;
Статья: Введение в заблуждение как вид недобросовестной конкуренции, связанной с неправомерным использованием информации
(Заглядина Я.А.)
("Право и экономика", 2024, N 11)В ст. 8 Закона Китайской Народной Республики "О противодействии недобросовестной конкуренции" <23> содержится запрет на использование ложной рекламы в целях введения потребителей в заблуждение.
(Заглядина Я.А.)
("Право и экономика", 2024, N 11)В ст. 8 Закона Китайской Народной Республики "О противодействии недобросовестной конкуренции" <23> содержится запрет на использование ложной рекламы в целях введения потребителей в заблуждение.