Вторая смена в школе
Подборка наиболее важных документов по запросу Вторая смена в школе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ограничение обратной силы правовой позиции высшего суда. Доктрина prospective overruling: сравнительно-правовое исследование
(Александрова М.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)В начале XX века развернулась активная научная борьба за признание судебного правотворчества и низвержение декларативной теории в лице движения, именуемого правовым реализмом (legal realism), которое удерживало лидирующую позицию с 1920 по 1940 год. После Второй мировой войны на смену пришла школа правового процесса <54>. Декларативная теория доказала свою нежизнеспособность в современных реалиях <55>.
(Александрова М.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)В начале XX века развернулась активная научная борьба за признание судебного правотворчества и низвержение декларативной теории в лице движения, именуемого правовым реализмом (legal realism), которое удерживало лидирующую позицию с 1920 по 1940 год. После Второй мировой войны на смену пришла школа правового процесса <54>. Декларативная теория доказала свою нежизнеспособность в современных реалиях <55>.
Статья: "Право натуры" и философско-правовые основания образовательных стандартов подготовки юристов в Российской империи
(Зипунникова Н.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Российская юридическая наука во второй половине XIX - начале XX в. вступала в золотой век своего развития; на смену господству исторического правоведения пришло разнообразие правовых концепций и доктрин, включая юридический и социологический позитивизм, психологическую школу права, возрожденное естественное право. Судьбу естественного права ярко характеризует А.В. Поляков, отмечая, что его "смерть" оказалась непродолжительной: уже в конце XIX столетия естественно-правовая идея постепенное возрождалась как в Европе, так и в России. Пересмотр подхода к естественному праву, его гносеологическому, онтологическому и аксиологическому статусам обусловил, как отмечает исследователь, формирование постклассической теории естественного права; в право вводился элемент релятивизма при сохранении абсолютно разумного и нравственного основания права. К ученым, закладывавшим фундамент постклассического правоведения, отнесены П.И. Новгородцев, В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский, Е.Н. Трубецкой <36>.
(Зипунникова Н.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Российская юридическая наука во второй половине XIX - начале XX в. вступала в золотой век своего развития; на смену господству исторического правоведения пришло разнообразие правовых концепций и доктрин, включая юридический и социологический позитивизм, психологическую школу права, возрожденное естественное право. Судьбу естественного права ярко характеризует А.В. Поляков, отмечая, что его "смерть" оказалась непродолжительной: уже в конце XIX столетия естественно-правовая идея постепенное возрождалась как в Европе, так и в России. Пересмотр подхода к естественному праву, его гносеологическому, онтологическому и аксиологическому статусам обусловил, как отмечает исследователь, формирование постклассической теории естественного права; в право вводился элемент релятивизма при сохранении абсолютно разумного и нравственного основания права. К ученым, закладывавшим фундамент постклассического правоведения, отнесены П.И. Новгородцев, В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский, Е.Н. Трубецкой <36>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
(ред. от 30.08.2024)
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)3.4.15. В общеобразовательных организациях, работающих в две смены, обучение 1, 5, 9 - 11 классов и классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в первую смену.
(ред. от 30.08.2024)
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)3.4.15. В общеобразовательных организациях, работающих в две смены, обучение 1, 5, 9 - 11 классов и классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в первую смену.
Интервью: Нельзя отказываться от абстрактных разъяснений в условиях высокой нагрузки на судей
("Закон", 2022, N 2)- Как вы охарактеризуете смену поколений в юридической среде? Авторитетные ученые уходят, есть ли им смена?
("Закон", 2022, N 2)- Как вы охарактеризуете смену поколений в юридической среде? Авторитетные ученые уходят, есть ли им смена?
Вопрос: Каков порядок организации питания в общеобразовательной организации (школе)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обучающиеся во вторую смену обеспечиваются обедом. Не допускается замена обеда завтраком (п. 2.4 Рекомендаций по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обучающиеся во вторую смену обеспечиваются обедом. Не допускается замена обеда завтраком (п. 2.4 Рекомендаций по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций).
Статья: Подготовка к новому 2024/2025 учебному году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 8)- перевод обучающихся в иные общеобразовательные организации, имеющие резерв свободных мест, включая вариант временного обучения во вторую смену, с организацией (при необходимости) бесплатной доставки учеников;
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 8)- перевод обучающихся в иные общеобразовательные организации, имеющие резерв свободных мест, включая вариант временного обучения во вторую смену, с организацией (при необходимости) бесплатной доставки учеников;
Статья: Подготовка к новому 2025/2026 учебному году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 7)При наличии в соответствии с санитарными правилами минимального набора помещений (учебные кабинеты, помещения для организации питания, административно-хозяйственные помещения, санузлы) допускается на период ремонтных работ функционирование общеобразовательной организации в приспособленном здании с указанием численности обучающихся.
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 7)При наличии в соответствии с санитарными правилами минимального набора помещений (учебные кабинеты, помещения для организации питания, административно-хозяйственные помещения, санузлы) допускается на период ремонтных работ функционирование общеобразовательной организации в приспособленном здании с указанием численности обучающихся.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Обучающиеся общеобразовательных организаций в зависимости от режима (смены) обучения обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда. Продолжительность перемены для приема пищи должна составлять не менее 20 мин. Обучающиеся первой смены обеспечиваются завтраком во вторую или третью перемену.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Обучающиеся общеобразовательных организаций в зависимости от режима (смены) обучения обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда. Продолжительность перемены для приема пищи должна составлять не менее 20 мин. Обучающиеся первой смены обеспечиваются завтраком во вторую или третью перемену.