Всеобщее избирательное право закреплено в конституции
Подборка наиболее важных документов по запросу Всеобщее избирательное право закреплено в конституции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принципы избирательного права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, ч. 3 ст. 3 Конституции РФ предусмотрен принцип свободных выборов. Статья 32 Конституции РФ хотя и не называет данный принцип прямо, но закрепляет принцип всеобщего избирательного права. Статья 81 Конституции РФ, определяя порядок выборов Президента РФ, предусматривает принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, ч. 3 ст. 3 Конституции РФ предусмотрен принцип свободных выборов. Статья 32 Конституции РФ хотя и не называет данный принцип прямо, но закрепляет принцип всеобщего избирательного права. Статья 81 Конституции РФ, определяя порядок выборов Президента РФ, предусматривает принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья: Конституционные основы защиты избирательных прав граждан Российской Федерации
(Беляев А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Частью 1 ст. 81 Конституции Российской Федерации закрепляются основополагающие принципы, а именно всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Стоит отметить, что Основной Закон устанавливает перечисленные принципы только для выборов Президента Российской Федерации, тогда как на остальные выборы их влияние распространяется через федеральное законодательство. В основном это отражено в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <7>. Несмотря на это, закрепление именно данных принципов в Конституции Российской Федерации декларирует их главенствующее значение в системе избирательного права.
(Беляев А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Частью 1 ст. 81 Конституции Российской Федерации закрепляются основополагающие принципы, а именно всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Стоит отметить, что Основной Закон устанавливает перечисленные принципы только для выборов Президента Российской Федерации, тогда как на остальные выборы их влияние распространяется через федеральное законодательство. В основном это отражено в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <7>. Несмотря на это, закрепление именно данных принципов в Конституции Российской Федерации декларирует их главенствующее значение в системе избирательного права.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме и устанавливает, что порядок проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации регулируется федеральными законами, предусматривает положение о том, что Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, и относит регулирование избирательного права, установление порядка проведения выборов к компетенции законодателя (часть 2 статьи 32, пункт "в" статьи 71, пункт "н" части 1 статьи 72, части 1 и 2 статьи 76, часть 1 статьи 81 и статья 96 Конституции Российской Федерации).
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме и устанавливает, что порядок проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации регулируется федеральными законами, предусматривает положение о том, что Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, и относит регулирование избирательного права, установление порядка проведения выборов к компетенции законодателя (часть 2 статьи 32, пункт "в" статьи 71, пункт "н" части 1 статьи 72, части 1 и 2 статьи 76, часть 1 статьи 81 и статья 96 Конституции Российской Федерации).
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.01.2002 N 2-П
"По делу о проверке конституционности части второй статьи 69, части второй статьи 70 и статьи 90 Конституции Республики Татарстан, а также пункта 2 статьи 4 и пункта 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан "О выборах народных депутатов Республики Татарстан" в связи с жалобой гражданина М.М. Салямова"Положение о праве на участие в свободных выборах законодательного (представительного) органа на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании составляет существо закрепленного статьей 32 Конституции Российской Федерации права гражданина, без этого оно теряет свое реальное содержание. Однако регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина составляют ведение Российской Федерации (статья 71, пункт "в"), субъекты же Российской Федерации, реализуя свои полномочия в сфере защиты прав и свобод, находящейся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "б" части 1), не могут снижать уровень конституционных гарантий избирательных прав, обеспечиваемый в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и соответствующим положениям Конституции Российской Федерации.
"По делу о проверке конституционности части второй статьи 69, части второй статьи 70 и статьи 90 Конституции Республики Татарстан, а также пункта 2 статьи 4 и пункта 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан "О выборах народных депутатов Республики Татарстан" в связи с жалобой гражданина М.М. Салямова"Положение о праве на участие в свободных выборах законодательного (представительного) органа на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании составляет существо закрепленного статьей 32 Конституции Российской Федерации права гражданина, без этого оно теряет свое реальное содержание. Однако регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина составляют ведение Российской Федерации (статья 71, пункт "в"), субъекты же Российской Федерации, реализуя свои полномочия в сфере защиты прав и свобод, находящейся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "б" части 1), не могут снижать уровень конституционных гарантий избирательных прав, обеспечиваемый в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и соответствующим положениям Конституции Российской Федерации.
Статья: Интересы публичного порядка и алгоритм определения права, подлежащего применению к частноправовым отношениям, осложненным иностранным элементом
(Шулаков А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)К числу самых важных публичных интересов (конституционно значимых ценностей) Конституционный Суд РФ относит шесть ценностей, закрепленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ на основе ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: основы конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные интересы других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства <5>.
(Шулаков А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)К числу самых важных публичных интересов (конституционно значимых ценностей) Конституционный Суд РФ относит шесть ценностей, закрепленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ на основе ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: основы конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные интересы других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства <5>.
Статья: Государственная власть постсоветской Литовской Республики: аспекты преемственности, рецепции и политики
(Сайбулаева С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Парламентскую республиканскую форму правления подтверждает конституционно закрепленный широкий круг полномочий Сейма. Сейм - высший законодательный орган, состоит из 141 члена, избираемых на 4 года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, путем тайного голосования (ст. 55 Конституции Литвы 1992 г.). Помимо законотворческой деятельности Сейм предоставляет полномочия Правительству, отправляет в отставку Правительство или конкретного министра <14>; может потребовать отчета от Правительства или отдельных министров (ст. 101); назначает судей Конституционного суда, судей Верховного суда, а также председателей этих судов (п. 10 ст. 67); назначает и освобождает Государственного контролера, председателя правления Банка Литвы (п. 11 ст. 67); решает вопрос об отстранении Президента Республики от обязанностей в порядке процесса импичмента (ст. 86). Широкий круг полномочий парламента характерен для государств Балтии, реципировавших публичные институты германского конституционного права и/или конкретные конституционно-правовые механизмы (см. Конституцию Федеративной Республики Германия - ст. 53, 57, 61, 63, 67, 85 (1), 94 (1) и др. <15>). Президент Литвы избирается гражданами Литовской Республики <16> сроком на пять лет (не более двух раз подряд) на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права, путем тайного голосования (ст. 78 Конституции Литвы 1992 г.), правомочен издавать акты-декреты (ст. 85). Для придания юридической силы данные акты должны быть подписаны премьер-министром или соответствующим министром, ответственность за такой декрет возлагается на подписавшего его премьер-министра или министра. Конституционные нормы, закрепляющие институт контрасигнатуры, регулирующие срок полномочий Президента и возможность переизбрания, реципированы из современного германского конституционного права (ст. 54, 58 Конституции Федеративной Республики Германия от 1949 г.) <17>. Специфический конституционный институт государственного контроля, осуществляющий надзор за исполнением государственного бюджета, законностью управления государственным имуществом и его использованием (ст. 134 Конституции Литвы 1992 г.), и Государственного контролера, назначаемого парламентом (ст. 133) и подотчетного высшему законодательному органу (ст. 134), реципирован из конституционного права Латвийской Республики <18>.
(Сайбулаева С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Парламентскую республиканскую форму правления подтверждает конституционно закрепленный широкий круг полномочий Сейма. Сейм - высший законодательный орган, состоит из 141 члена, избираемых на 4 года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, путем тайного голосования (ст. 55 Конституции Литвы 1992 г.). Помимо законотворческой деятельности Сейм предоставляет полномочия Правительству, отправляет в отставку Правительство или конкретного министра <14>; может потребовать отчета от Правительства или отдельных министров (ст. 101); назначает судей Конституционного суда, судей Верховного суда, а также председателей этих судов (п. 10 ст. 67); назначает и освобождает Государственного контролера, председателя правления Банка Литвы (п. 11 ст. 67); решает вопрос об отстранении Президента Республики от обязанностей в порядке процесса импичмента (ст. 86). Широкий круг полномочий парламента характерен для государств Балтии, реципировавших публичные институты германского конституционного права и/или конкретные конституционно-правовые механизмы (см. Конституцию Федеративной Республики Германия - ст. 53, 57, 61, 63, 67, 85 (1), 94 (1) и др. <15>). Президент Литвы избирается гражданами Литовской Республики <16> сроком на пять лет (не более двух раз подряд) на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права, путем тайного голосования (ст. 78 Конституции Литвы 1992 г.), правомочен издавать акты-декреты (ст. 85). Для придания юридической силы данные акты должны быть подписаны премьер-министром или соответствующим министром, ответственность за такой декрет возлагается на подписавшего его премьер-министра или министра. Конституционные нормы, закрепляющие институт контрасигнатуры, регулирующие срок полномочий Президента и возможность переизбрания, реципированы из современного германского конституционного права (ст. 54, 58 Конституции Федеративной Республики Германия от 1949 г.) <17>. Специфический конституционный институт государственного контроля, осуществляющий надзор за исполнением государственного бюджета, законностью управления государственным имуществом и его использованием (ст. 134 Конституции Литвы 1992 г.), и Государственного контролера, назначаемого парламентом (ст. 133) и подотчетного высшему законодательному органу (ст. 134), реципирован из конституционного права Латвийской Республики <18>.
Статья: Парламент Российской Федерации: эволюция организации и функционирования
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Выборы Государственной Думы первого созыва в современном понимании данного органа государственной власти как нижней палаты Федерального Собрания - законодательного и представительного органа Российской Федерации - прошли 12 декабря 1993 г. одновременно с референдумом, на котором была принята новая Конституция России. Конституция закрепила статус Государственной Думы как одной из палат Федерального Собрания. Согласно положениям Основного Закона, действующим и в настоящее время, Государственная Дума состоит из 450 депутатов и формируется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Выборы Государственной Думы первого созыва в современном понимании данного органа государственной власти как нижней палаты Федерального Собрания - законодательного и представительного органа Российской Федерации - прошли 12 декабря 1993 г. одновременно с референдумом, на котором была принята новая Конституция России. Конституция закрепила статус Государственной Думы как одной из палат Федерального Собрания. Согласно положениям Основного Закона, действующим и в настоящее время, Государственная Дума состоит из 450 депутатов и формируется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.
Статья: Избирательный кодекс Бразилии как пример унифицированного федерального законодательного акта в области избирательных правоотношений
(Старостенко М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Перемены наступили только в 1945 г.: Конституционным законом N 9 <25>, принятым 28 февраля, предписывалось в срочном порядке провести выборы федеральных и региональных органов власти. Порядок их проведения был урегулирован изданным в том же году декретом N 7.586, известным как "закон Агаменона" <26>. Декрет, будучи по сути кодифицированным актом, восстановил то законодательное регулирование, которое предусматривал Избирательный кодекс 1932 г., снизив минимальный возраст реализации активного избирательного права до 18 лет (ст. 2). Кроме того, декретом была возвращена <27> всеобщая избирательная обязанность (ст. 4) и предусмотрена автоматическая регистрация избирателей по спискам, предоставляемым работодателями (ст. 22 - 23). Важнейшие избирательно-правовые положения впоследствии получили закрепление и в Конституции 1946 г. <28>. 24 июля 1950 г. был издан новый кодекс <29>, в предмет регулирования которого были включены политические партии <30>. В нем был подробно регламентирован избирательный процесс, впервые получила освещение такая его составляющая, как предвыборная агитация (п. 3 и 6 ст. 128, ст. 131).
(Старостенко М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Перемены наступили только в 1945 г.: Конституционным законом N 9 <25>, принятым 28 февраля, предписывалось в срочном порядке провести выборы федеральных и региональных органов власти. Порядок их проведения был урегулирован изданным в том же году декретом N 7.586, известным как "закон Агаменона" <26>. Декрет, будучи по сути кодифицированным актом, восстановил то законодательное регулирование, которое предусматривал Избирательный кодекс 1932 г., снизив минимальный возраст реализации активного избирательного права до 18 лет (ст. 2). Кроме того, декретом была возвращена <27> всеобщая избирательная обязанность (ст. 4) и предусмотрена автоматическая регистрация избирателей по спискам, предоставляемым работодателями (ст. 22 - 23). Важнейшие избирательно-правовые положения впоследствии получили закрепление и в Конституции 1946 г. <28>. 24 июля 1950 г. был издан новый кодекс <29>, в предмет регулирования которого были включены политические партии <30>. В нем был подробно регламентирован избирательный процесс, впервые получила освещение такая его составляющая, как предвыборная агитация (п. 3 и 6 ст. 128, ст. 131).
Статья: Преемственность в конституционном праве в контексте конституционной самобытности
(Ряховская Т.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Сравнивая Конституцию РСФСР 1925 г. и Конституцию 1918 г., Т.Ю. Ильченко находит, что преемственность выражена более обширно, так как воспроизводились и перерабатывались не только изданные законодательные акты 1918 - 1924 гг., но и положения Конституции 1918 г. Есть и ссылки к нормам последней, которые продлевают их действие (ст. 20). Конституцией РСФСР 1937 г. было введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании; впервые закрепился принцип равноправия граждан <41>, которые восприняты и закреплены в действующем Основном Законе 1993 г.
(Ряховская Т.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Сравнивая Конституцию РСФСР 1925 г. и Конституцию 1918 г., Т.Ю. Ильченко находит, что преемственность выражена более обширно, так как воспроизводились и перерабатывались не только изданные законодательные акты 1918 - 1924 гг., но и положения Конституции 1918 г. Есть и ссылки к нормам последней, которые продлевают их действие (ст. 20). Конституцией РСФСР 1937 г. было введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании; впервые закрепился принцип равноправия граждан <41>, которые восприняты и закреплены в действующем Основном Законе 1993 г.
Статья: Формализм и реализм в действии избирательного права глазами Верховного Суда РФ
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Представляется обоснованным отсутствие известного Постановлению 2011 г. перечисления международно-правовых актов в качестве первоисточников конституционного права гражданина избирать и быть избранным на свободных выборах. Подобное перечисление исходит из весьма распространенного в теории международного и конституционного права либерального глобалистского взгляда, согласно которому общепризнанные нормы и принципы международного права имеют приоритетное значение по сравнению с нормами внутреннего права. При этом он не учитывает, что к внутреннему праву относится и Конституция РФ, предусматривающая в ст. 17 приоритет ее положений, а в ст. 79 ее новой редакции закреплен запрет исполнения в Российской Федерации решений, принятых на основании положений международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции РФ. Однако в целях предотвращения скатывания практики в другую крайность следовало бы напомнить, что Российская Федерация не отказалась от применения не в противоречащей Конституции РФ трактовке общепризнанных принципов и норм международного права в избирательных правоотношениях. В частности, речь идет о п. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Представляется обоснованным отсутствие известного Постановлению 2011 г. перечисления международно-правовых актов в качестве первоисточников конституционного права гражданина избирать и быть избранным на свободных выборах. Подобное перечисление исходит из весьма распространенного в теории международного и конституционного права либерального глобалистского взгляда, согласно которому общепризнанные нормы и принципы международного права имеют приоритетное значение по сравнению с нормами внутреннего права. При этом он не учитывает, что к внутреннему праву относится и Конституция РФ, предусматривающая в ст. 17 приоритет ее положений, а в ст. 79 ее новой редакции закреплен запрет исполнения в Российской Федерации решений, принятых на основании положений международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции РФ. Однако в целях предотвращения скатывания практики в другую крайность следовало бы напомнить, что Российская Федерация не отказалась от применения не в противоречащей Конституции РФ трактовке общепризнанных принципов и норм международного права в избирательных правоотношениях. В частности, речь идет о п. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)И все же это была такая социальность, где упоминание составных элементов в Конституции предполагало организационные средства, способствующие их учету и "пропорциональному" отражению в структуре власти, т.е. органов народного представительства. Конечно, прежние юридически закрепленные гарантии представительства от социально-классовых групп были исключены из законодательства как обязательные. Но в жизни социальные квоты представительства все равно сохранялись. С введением всеобщего и равного избирательного права социальный подход к формированию представительных начал конституционно-правового представительства органов отнюдь не исчез. В системе выборов, в структуре представительных органов социальное представительство обеспечивалось строгим подбором кандидатов в депутаты, относившихся к тем или иным социальным группам, это обеспечивала правящая компартия. Немаловажное значение имело и то, что выдвижение кандидатов в депутаты осуществлялось трудовыми коллективами; как правило, они предлагали кандидатов из числа своих работников, иногда это были также лица, в данное время не работающие в коллективе, но организационно как-то с ним связанные. Не забудем и о том, что во всех без исключения предприятиях и организациях обязательно существовала первичная организация правящей компартии, которая строго проводила указания сверху по подбору тех, кого можно (надо) направить в орган представительства.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)И все же это была такая социальность, где упоминание составных элементов в Конституции предполагало организационные средства, способствующие их учету и "пропорциональному" отражению в структуре власти, т.е. органов народного представительства. Конечно, прежние юридически закрепленные гарантии представительства от социально-классовых групп были исключены из законодательства как обязательные. Но в жизни социальные квоты представительства все равно сохранялись. С введением всеобщего и равного избирательного права социальный подход к формированию представительных начал конституционно-правового представительства органов отнюдь не исчез. В системе выборов, в структуре представительных органов социальное представительство обеспечивалось строгим подбором кандидатов в депутаты, относившихся к тем или иным социальным группам, это обеспечивала правящая компартия. Немаловажное значение имело и то, что выдвижение кандидатов в депутаты осуществлялось трудовыми коллективами; как правило, они предлагали кандидатов из числа своих работников, иногда это были также лица, в данное время не работающие в коллективе, но организационно как-то с ним связанные. Не забудем и о том, что во всех без исключения предприятиях и организациях обязательно существовала первичная организация правящей компартии, которая строго проводила указания сверху по подбору тех, кого можно (надо) направить в орган представительства.
Статья: Конституционные проекты России XX века. Авторский проект конституции Международного фонда "Реформа"
(Джавахян Р.М., Ястребова А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Положительной чертой проекта можно также считать более детальное закрепление вопросов избирательного права и механизма проведения выборов. Так, ст. 17 проекта содержала универсальные положения о том, что выборы в РФ являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Активным избирательным правом наделяются граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста ко дню голосования (ст. 17 проекта). Следует отметить, что одним из дискутируемых недостатков действующей Конституции РФ является отсутствие в ней фундаментальных положений в сфере избирательного права и, в частности, избирательной формулы по выборам депутатов Государственной Думы.
(Джавахян Р.М., Ястребова А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Положительной чертой проекта можно также считать более детальное закрепление вопросов избирательного права и механизма проведения выборов. Так, ст. 17 проекта содержала универсальные положения о том, что выборы в РФ являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Активным избирательным правом наделяются граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста ко дню голосования (ст. 17 проекта). Следует отметить, что одним из дискутируемых недостатков действующей Конституции РФ является отсутствие в ней фундаментальных положений в сфере избирательного права и, в частности, избирательной формулы по выборам депутатов Государственной Думы.
Статья: Влияние форм прямой демократии в бюджетном процессе на состояние финансовой культуры в обществе
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 1)<4> Чуров В.Е., Эбзеев Б.С. Демократия и управление избирательным процессом: отечественная модель // Журнал российского права. 2011. N 11 (179). С. 5 - 20.
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 1)<4> Чуров В.Е., Эбзеев Б.С. Демократия и управление избирательным процессом: отечественная модель // Журнал российского права. 2011. N 11 (179). С. 5 - 20.
Статья: Правовые и организационные основы деятельности законодательных органов власти в Японии
(Кобец П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)Первый законодательный японский орган - Имперский парламент, просуществовавший до 1947 г., обладающий законодательной инициативой, но значительно ограниченный в правах, принял свою нынешнюю форму после принятия новой Конституции. В послевоенной Японии произошло не только принятие новых прогрессивных законов по совершенствованию деятельности демократических институтов, но также и закрепление базовых основ по функционированию высшего законодательного органа страны. Основными результатами второй Конституции стало провозглашение принципа национального суверенитета и главных демократических свобод, а также внедрение всеобщего избирательного права. Ее принятие ознаменовало замену прежнего имперского правления формой либеральной демократии западного типа. Она также способствовала тому, что основополагающей концепцией госуправления Японии стала концепция правового государства, а также провозглашению важнейшего и фундаментального демократического принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. С этого момента двухпалатный национальный парламент Японии - высший законодательный орган госвласти - избирают в соответствии со всеобщим избирательным правом. Использование в отечественной практике японского опыта парламентской работы может положительно сказаться как на организации внутренней деятельности, так и на развитии межпарламентских связей между нашими странами.
(Кобец П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)Первый законодательный японский орган - Имперский парламент, просуществовавший до 1947 г., обладающий законодательной инициативой, но значительно ограниченный в правах, принял свою нынешнюю форму после принятия новой Конституции. В послевоенной Японии произошло не только принятие новых прогрессивных законов по совершенствованию деятельности демократических институтов, но также и закрепление базовых основ по функционированию высшего законодательного органа страны. Основными результатами второй Конституции стало провозглашение принципа национального суверенитета и главных демократических свобод, а также внедрение всеобщего избирательного права. Ее принятие ознаменовало замену прежнего имперского правления формой либеральной демократии западного типа. Она также способствовала тому, что основополагающей концепцией госуправления Японии стала концепция правового государства, а также провозглашению важнейшего и фундаментального демократического принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. С этого момента двухпалатный национальный парламент Японии - высший законодательный орган госвласти - избирают в соответствии со всеобщим избирательным правом. Использование в отечественной практике японского опыта парламентской работы может положительно сказаться как на организации внутренней деятельности, так и на развитии межпарламентских связей между нашими странами.