Всеобщее избирательное право впервые закреплено
Подборка наиболее важных документов по запросу Всеобщее избирательное право впервые закреплено (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Преемственность в конституционном праве в контексте конституционной самобытности
(Ряховская Т.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Сравнивая Конституцию РСФСР 1925 г. и Конституцию 1918 г., Т.Ю. Ильченко находит, что преемственность выражена более обширно, так как воспроизводились и перерабатывались не только изданные законодательные акты 1918 - 1924 гг., но и положения Конституции 1918 г. Есть и ссылки к нормам последней, которые продлевают их действие (ст. 20). Конституцией РСФСР 1937 г. было введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании; впервые закрепился принцип равноправия граждан <41>, которые восприняты и закреплены в действующем Основном Законе 1993 г.
(Ряховская Т.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Сравнивая Конституцию РСФСР 1925 г. и Конституцию 1918 г., Т.Ю. Ильченко находит, что преемственность выражена более обширно, так как воспроизводились и перерабатывались не только изданные законодательные акты 1918 - 1924 гг., но и положения Конституции 1918 г. Есть и ссылки к нормам последней, которые продлевают их действие (ст. 20). Конституцией РСФСР 1937 г. было введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании; впервые закрепился принцип равноправия граждан <41>, которые восприняты и закреплены в действующем Основном Законе 1993 г.
Статья: Избирательный кодекс Бразилии как пример унифицированного федерального законодательного акта в области избирательных правоотношений
(Старостенко М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Перемены наступили только в 1945 г.: Конституционным законом N 9 <25>, принятым 28 февраля, предписывалось в срочном порядке провести выборы федеральных и региональных органов власти. Порядок их проведения был урегулирован изданным в том же году декретом N 7.586, известным как "закон Агаменона" <26>. Декрет, будучи по сути кодифицированным актом, восстановил то законодательное регулирование, которое предусматривал Избирательный кодекс 1932 г., снизив минимальный возраст реализации активного избирательного права до 18 лет (ст. 2). Кроме того, декретом была возвращена <27> всеобщая избирательная обязанность (ст. 4) и предусмотрена автоматическая регистрация избирателей по спискам, предоставляемым работодателями (ст. 22 - 23). Важнейшие избирательно-правовые положения впоследствии получили закрепление и в Конституции 1946 г. <28>. 24 июля 1950 г. был издан новый кодекс <29>, в предмет регулирования которого были включены политические партии <30>. В нем был подробно регламентирован избирательный процесс, впервые получила освещение такая его составляющая, как предвыборная агитация (п. 3 и 6 ст. 128, ст. 131).
(Старостенко М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Перемены наступили только в 1945 г.: Конституционным законом N 9 <25>, принятым 28 февраля, предписывалось в срочном порядке провести выборы федеральных и региональных органов власти. Порядок их проведения был урегулирован изданным в том же году декретом N 7.586, известным как "закон Агаменона" <26>. Декрет, будучи по сути кодифицированным актом, восстановил то законодательное регулирование, которое предусматривал Избирательный кодекс 1932 г., снизив минимальный возраст реализации активного избирательного права до 18 лет (ст. 2). Кроме того, декретом была возвращена <27> всеобщая избирательная обязанность (ст. 4) и предусмотрена автоматическая регистрация избирателей по спискам, предоставляемым работодателями (ст. 22 - 23). Важнейшие избирательно-правовые положения впоследствии получили закрепление и в Конституции 1946 г. <28>. 24 июля 1950 г. был издан новый кодекс <29>, в предмет регулирования которого были включены политические партии <30>. В нем был подробно регламентирован избирательный процесс, впервые получила освещение такая его составляющая, как предвыборная агитация (п. 3 и 6 ст. 128, ст. 131).
Нормативные акты
Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 19.09.2008 N 537
"О проведении региональной олимпиады школьников и учащихся системы начального и среднего профессионального образования Ленинградской области по избирательному праву"2. Принципы всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании впервые закреплены:
"О проведении региональной олимпиады школьников и учащихся системы начального и среднего профессионального образования Ленинградской области по избирательному праву"2. Принципы всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании впервые закреплены:
Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 14.09.2006 N 596
"О проведении региональной олимпиады школьников и учащихся системы начального профессионального образования Ленинградской области по избирательному праву"2. Принципы всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании впервые закреплены:
"О проведении региональной олимпиады школьников и учащихся системы начального профессионального образования Ленинградской области по избирательному праву"2. Принципы всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании впервые закреплены:
Статья: Учредительное Собрание в России 1918 г.: классовая теория против права
(Кудинов О.А.)
("История государства и права", 2006, N 4)Статья 1 Положения впервые в истории России закрепляла наиболее демократические принципы выборов: выборы были всеобщими, без различия пола, равными и прямыми при тайном голосовании и с применением начал пропорционального представительства. Избирательным правом обладали граждане России, достигшие 20 лет (ст. 3). Допускалось снижение возрастного ценза в отношении военнослужащих, которые пользовались правом участия в выборах, если достигали ко дню выборов возраста, установленного для последнего досрочного призыва, - 19 лет. В соответствии с общемировой практикой, в выборах не участвовали лица, признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые и находящиеся под опекой (ст. 4).
(Кудинов О.А.)
("История государства и права", 2006, N 4)Статья 1 Положения впервые в истории России закрепляла наиболее демократические принципы выборов: выборы были всеобщими, без различия пола, равными и прямыми при тайном голосовании и с применением начал пропорционального представительства. Избирательным правом обладали граждане России, достигшие 20 лет (ст. 3). Допускалось снижение возрастного ценза в отношении военнослужащих, которые пользовались правом участия в выборах, если достигали ко дню выборов возраста, установленного для последнего досрочного призыва, - 19 лет. В соответствии с общемировой практикой, в выборах не участвовали лица, признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые и находящиеся под опекой (ст. 4).
Статья: Историко-правовые аспекты избирательного процесса в рамках избирательного права в России
(Гонштейн В.Д.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2011, N 5)Статья 1 Положения впервые в истории России закрепляла наиболее демократичные принципы участия населения в избрании членов Учредительного собрания: выборы были всеобщими, без различия пола, равными и прямыми при тайном голосовании и с применением начал пропорционального представительства. Избирательным правом обладали исключительно граждане России. Возрастной ценз устанавливался в 20 лет. Допускалось снижение возрастного ценза в отношении военнослужащих, которые пользовались правом участия в выборах, если достигали ко дню выборов возраста, установленного для последнего досрочного призыва. В соответствии с общемировой практикой в выборах не участвовали лица, признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой <6>.
(Гонштейн В.Д.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2011, N 5)Статья 1 Положения впервые в истории России закрепляла наиболее демократичные принципы участия населения в избрании членов Учредительного собрания: выборы были всеобщими, без различия пола, равными и прямыми при тайном голосовании и с применением начал пропорционального представительства. Избирательным правом обладали исключительно граждане России. Возрастной ценз устанавливался в 20 лет. Допускалось снижение возрастного ценза в отношении военнослужащих, которые пользовались правом участия в выборах, если достигали ко дню выборов возраста, установленного для последнего досрочного призыва. В соответствии с общемировой практикой в выборах не участвовали лица, признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой <6>.
"Конституционная реформа в современном мире: Монография"
(Хабриева Т.Я.)
("Наука РАН", 2016)Как следует из сказанного, идея о проведении конституционной реформы может возникнуть в органах власти и среди определенных слоев населения. Первая ситуация исторически была чаще всего связана с идеями реорганизации управления, необходимостью привести конституционные положения в соответствие с принятыми стандартами. Это отчетливо демонстрирует развитие законодательства многих западноевропейских государств, когда под влиянием вызовов времени и общественного движения правительства и парламенты проводили реформы по расширению избирательного права: ликвидировался имущественный ценз для участия в выборах, избирательные права предоставлялись женщинам, снижался избирательный возраст, упразднялся ценз грамотности и т.д. В результате таких длительных пошаговых реформ в развитых странах субъективное избирательное право стало действительно всеобщим.
(Хабриева Т.Я.)
("Наука РАН", 2016)Как следует из сказанного, идея о проведении конституционной реформы может возникнуть в органах власти и среди определенных слоев населения. Первая ситуация исторически была чаще всего связана с идеями реорганизации управления, необходимостью привести конституционные положения в соответствие с принятыми стандартами. Это отчетливо демонстрирует развитие законодательства многих западноевропейских государств, когда под влиянием вызовов времени и общественного движения правительства и парламенты проводили реформы по расширению избирательного права: ликвидировался имущественный ценз для участия в выборах, избирательные права предоставлялись женщинам, снижался избирательный возраст, упразднялся ценз грамотности и т.д. В результате таких длительных пошаговых реформ в развитых странах субъективное избирательное право стало действительно всеобщим.
"Словарь международного права"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. С.А. Егоров)
("Статут", 2014)В 1979 г. состоялись первые прямые выборы в ЕП на основе применения всеобщего избирательного права. В ходе своего существования этот институт эволюционировал, приобретя также функции законодательного, бюджетного и политического характера, которыми обладает и поныне. Согласно Лиссабонскому договору 2007 г. "Европейский парламент состоит из представителей граждан Союза".
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. С.А. Егоров)
("Статут", 2014)В 1979 г. состоялись первые прямые выборы в ЕП на основе применения всеобщего избирательного права. В ходе своего существования этот институт эволюционировал, приобретя также функции законодательного, бюджетного и политического характера, которыми обладает и поныне. Согласно Лиссабонскому договору 2007 г. "Европейский парламент состоит из представителей граждан Союза".
"Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры"
(4-е издание, измененное и дополненное)
(Шахрай С.М.)
("Статут", 2017)Являясь Конституцией построенного (победившего) социализма, она закрепила такие новые экономические основы строя, как отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку (не выделяются категории граждан, пораженных в правах, - нетрудящихся слоев, эксплуататоров), введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Предусматривалось равноправие граждан, правда только "независимо от их национальности и расы". Впервые появилась глава, декларирующая широкие права граждан, но их реализация гарантировалась только "в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя". Например, впервые было закреплено право на труд, семичасовой рабочий день, ежегодные отпуска с сохранением заработной платы, бесплатная медицинская помощь, всеобщее обязательное восьмилетнее образование, бесплатность всех видов образования, система государственных стипендий, обучение в школах на родном языке, бесплатное производственное техническое и агрономическое обучение, предоставление женщине при беременности отпусков с сохранением содержания. Впервые была прямо закреплена руководящая роль Коммунистической партии <1>.
(4-е издание, измененное и дополненное)
(Шахрай С.М.)
("Статут", 2017)Являясь Конституцией построенного (победившего) социализма, она закрепила такие новые экономические основы строя, как отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку (не выделяются категории граждан, пораженных в правах, - нетрудящихся слоев, эксплуататоров), введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Предусматривалось равноправие граждан, правда только "независимо от их национальности и расы". Впервые появилась глава, декларирующая широкие права граждан, но их реализация гарантировалась только "в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя". Например, впервые было закреплено право на труд, семичасовой рабочий день, ежегодные отпуска с сохранением заработной платы, бесплатная медицинская помощь, всеобщее обязательное восьмилетнее образование, бесплатность всех видов образования, система государственных стипендий, обучение в школах на родном языке, бесплатное производственное техническое и агрономическое обучение, предоставление женщине при беременности отпусков с сохранением содержания. Впервые была прямо закреплена руководящая роль Коммунистической партии <1>.
Статья: История и диалектика развития состязательности в уголовном процессе России после революционных событий 1917 года
(Амасьянц А.Э.)
("История государства и права", 2013, N 24)В 1936 г. была принята новая Конституция СССР. Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 г. формально всем гражданам предоставляла равные права: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное); свобода совести, слова, печати, собраний и митингов; неприкосновенность личности и тайна переписки.
(Амасьянц А.Э.)
("История государства и права", 2013, N 24)В 1936 г. была принята новая Конституция СССР. Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 г. формально всем гражданам предоставляла равные права: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное); свобода совести, слова, печати, собраний и митингов; неприкосновенность личности и тайна переписки.
"Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(под ред. А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова)
("Ай Пи Эр Медиа", 2010)Впервые комментируемый Закон предусматривает возможность заключения контракта (трудового договора) с главой местной администрации (см. комментарий к ст. 37 Закона). Данное определение также закрепляет круг функций, осуществляемых должностным лицом местного самоуправления.
(под ред. А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова)
("Ай Пи Эр Медиа", 2010)Впервые комментируемый Закон предусматривает возможность заключения контракта (трудового договора) с главой местной администрации (см. комментарий к ст. 37 Закона). Данное определение также закрепляет круг функций, осуществляемых должностным лицом местного самоуправления.
Статья: Основы избирательного права и Основной Закон страны (опыт сдержанной критики Конституции Российской Федерации)
(Панкратов В.)
("Российская юстиция", N 12, 2003)Таким образом, Конституцией РФ заложены демократические принципы построения избирательной системы. Однако они, к сожалению, заложены здесь как бы "в подтексте", прямого закрепления принципов избирательной системы в Основном законе нет. Впервые в конституционной практике нашего государства не упоминаются даже самые основополагающие принципы, что выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Они оказались "утраченными" вместе с традиционной главой "Избирательная система". Примечательно, что в одном из первых проектов Конституции Российской Федерации, который был вынесен на обсуждение Конституционного совещания, принципы избирательного права формулировались в ст. 7 проекта следующим образом: "Высшим выражением непосредственной власти народа Российской Федерации являются выборы гражданами своих представителей в органы власти и общенародный референдум, проводимые свободным, всеобщим равным, прямым, тайным голосованием" (см.: Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. Том 1. М., 1997). Но в окончательный вариант Конституции РФ этот текст внесен не был.
(Панкратов В.)
("Российская юстиция", N 12, 2003)Таким образом, Конституцией РФ заложены демократические принципы построения избирательной системы. Однако они, к сожалению, заложены здесь как бы "в подтексте", прямого закрепления принципов избирательной системы в Основном законе нет. Впервые в конституционной практике нашего государства не упоминаются даже самые основополагающие принципы, что выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Они оказались "утраченными" вместе с традиционной главой "Избирательная система". Примечательно, что в одном из первых проектов Конституции Российской Федерации, который был вынесен на обсуждение Конституционного совещания, принципы избирательного права формулировались в ст. 7 проекта следующим образом: "Высшим выражением непосредственной власти народа Российской Федерации являются выборы гражданами своих представителей в органы власти и общенародный референдум, проводимые свободным, всеобщим равным, прямым, тайным голосованием" (см.: Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. Том 1. М., 1997). Но в окончательный вариант Конституции РФ этот текст внесен не был.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(постатейный)
(Беликов П.П., Гребенникова А.А., Зюзин С.Ю., Мокеев М.М., Наумов С.Ю., Свищева В.А., Шишелова С.А.)
(под ред. Л.П. Жуковской)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Впервые комментируемый Закон предусматривает возможность заключения контракта (трудового договора) с главой местной администрации (см. комментарий к ст. 37). Данное определение также закрепляет круг функций, осуществляемых должностным лицом местного самоуправления.
(постатейный)
(Беликов П.П., Гребенникова А.А., Зюзин С.Ю., Мокеев М.М., Наумов С.Ю., Свищева В.А., Шишелова С.А.)
(под ред. Л.П. Жуковской)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Впервые комментируемый Закон предусматривает возможность заключения контракта (трудового договора) с главой местной администрации (см. комментарий к ст. 37). Данное определение также закрепляет круг функций, осуществляемых должностным лицом местного самоуправления.
Статья: Межамериканская система защиты прав человека: генезис и основные институты
(Миронов Н.М.)
("Международное публичное и частное право", 2009, N 5)Впервые принцип представительной демократии был закреплен в Уставе ОАГ (ст. 3 п. "d") и в Декларации о правах и обязанностях 1948 года. Во время 10-й Межамериканской конференции (1954 г.) была принята декларация, в которой рассматривались вопросы демократии и всеобщего избирательного права. Развернутую трактовку принципа демократии дало 5-е консультативное совещание МИД, учредившее МКПЧ (1959 г.), о чем говорилось ранее.
(Миронов Н.М.)
("Международное публичное и частное право", 2009, N 5)Впервые принцип представительной демократии был закреплен в Уставе ОАГ (ст. 3 п. "d") и в Декларации о правах и обязанностях 1948 года. Во время 10-й Межамериканской конференции (1954 г.) была принята декларация, в которой рассматривались вопросы демократии и всеобщего избирательного права. Развернутую трактовку принципа демократии дало 5-е консультативное совещание МИД, учредившее МКПЧ (1959 г.), о чем говорилось ранее.