Всеобщее избирательное право
Подборка наиболее важных документов по запросу Всеобщее избирательное право (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Выборы главы муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)"...в Избирательную комиссию... области поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению областного референдума на территории... области с постановкой... вопроса... "О внесении изменений в статью 2 Закона... области...", согласно которому часть 1 статьи 2 Закона... будет изложена в следующей редакции: "Глава муниципального образования... наделенного статусом муниципального района, муниципального округа или городского округа, избирается только на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет и возглавляет местную администрацию?".
(КонсультантПлюс, 2025)"...в Избирательную комиссию... области поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению областного референдума на территории... области с постановкой... вопроса... "О внесении изменений в статью 2 Закона... области...", согласно которому часть 1 статьи 2 Закона... будет изложена в следующей редакции: "Глава муниципального образования... наделенного статусом муниципального района, муниципального округа или городского округа, избирается только на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет и возглавляет местную администрацию?".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принципы избирательного права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Принцип всеобщего избирательного права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Принцип всеобщего избирательного права
Статья: Конституционные основы защиты избирательных прав граждан Российской Федерации
(Беляев А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Принцип всеобщего избирательного права предполагает участие абсолютно всех граждан страны в выборах и референдумах. При этом совершенно недопустима дискриминация по каким-либо признакам.
(Беляев А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Принцип всеобщего избирательного права предполагает участие абсолютно всех граждан страны в выборах и референдумах. При этом совершенно недопустима дискриминация по каким-либо признакам.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Статья: Свобода и справедливость в правовом осмыслении
(Поляков А.В.)
("Закон", 2023, NN 4, 5)<27> Необходимая критика такого понимания прав человека не снимает необходимости их признания per se. Неотъемлемость самой идеи свободы и прав человека от его природы хорошо понимали, как уже было отмечено, русские мыслители естественно-правовой ориентации. И они не отказывались от этой идеи (за редкими исключениями) даже в периоды, казалось бы, своего самого консервативного умонастроения. Например, Н.А. Бердяев признавал в своей работе "Философия неравенства", что в истоках либеральной идеи есть более сильная связь с онтологическим ядром жизни, чем в истоках идеи демократической и социалистической. "Ибо поистине свобода и права человека, человеческой личности, человеческого духа имеют большую связь с духовными основами жизни, чем всеобщее избирательное право или обобществление орудий производства. Свобода и права человека, не отчуждаемые во имя утилитарных целей, коренятся в глубине человеческого духа. И поскольку либерализм их утверждает, он связан с природой личности, которая имеет онтологическую основу" (Бердяев Н.А. Философия неравенства // Русское зарубежье: из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991. С. 122 - 123).
(Поляков А.В.)
("Закон", 2023, NN 4, 5)<27> Необходимая критика такого понимания прав человека не снимает необходимости их признания per se. Неотъемлемость самой идеи свободы и прав человека от его природы хорошо понимали, как уже было отмечено, русские мыслители естественно-правовой ориентации. И они не отказывались от этой идеи (за редкими исключениями) даже в периоды, казалось бы, своего самого консервативного умонастроения. Например, Н.А. Бердяев признавал в своей работе "Философия неравенства", что в истоках либеральной идеи есть более сильная связь с онтологическим ядром жизни, чем в истоках идеи демократической и социалистической. "Ибо поистине свобода и права человека, человеческой личности, человеческого духа имеют большую связь с духовными основами жизни, чем всеобщее избирательное право или обобществление орудий производства. Свобода и права человека, не отчуждаемые во имя утилитарных целей, коренятся в глубине человеческого духа. И поскольку либерализм их утверждает, он связан с природой личности, которая имеет онтологическую основу" (Бердяев Н.А. Философия неравенства // Русское зарубежье: из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991. С. 122 - 123).
Статья: Традиции и новации в голосовании избирателей на выборах
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Досрочным длительное время считалось голосование ранее дня голосования. Отношение к нему двояко. С одной стороны, в условиях России с ее огромной территорией, транспортными проблемами досрочное голосование необходимо как одна из гарантий принципа всеобщего избирательного права. С другой стороны, такое голосование сопряжено с дополнительными трудностями по обеспечению его тайны, наблюдения за голосованием, адекватности учета голосов избирателей при установлении итогов голосования. Законодатель ранее серьезно ограничивал применение досрочного голосования, распространяя его только на отдаленные и труднодоступные местности, заграничных избирателей. В настоящее время многие ограничения сняты или имеют номинальное значение. Стремясь ограничить возможности административного стимулирования досрочного голосования, избирательное право устанавливает дополнительные гарантии его проведения <5>. Однако введение многодневного голосования вывело голосование в последние пятницу и субботу перед днем голосования из категории досрочного, что означает нераспространение на него установленных законом дополнительных гарантий. Одной из таковых при трехдневном или двухдневном голосовании могло бы быть определение промежуточных итогов ежедневно после завершения голосования. В настоящее время наибольшее участие в голосовании нередко приходится на рабочий день - пятницу, а сохранение этой тенденции может повлечь за собой утрату воскресеньем статуса традиционного дня голосования.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Досрочным длительное время считалось голосование ранее дня голосования. Отношение к нему двояко. С одной стороны, в условиях России с ее огромной территорией, транспортными проблемами досрочное голосование необходимо как одна из гарантий принципа всеобщего избирательного права. С другой стороны, такое голосование сопряжено с дополнительными трудностями по обеспечению его тайны, наблюдения за голосованием, адекватности учета голосов избирателей при установлении итогов голосования. Законодатель ранее серьезно ограничивал применение досрочного голосования, распространяя его только на отдаленные и труднодоступные местности, заграничных избирателей. В настоящее время многие ограничения сняты или имеют номинальное значение. Стремясь ограничить возможности административного стимулирования досрочного голосования, избирательное право устанавливает дополнительные гарантии его проведения <5>. Однако введение многодневного голосования вывело голосование в последние пятницу и субботу перед днем голосования из категории досрочного, что означает нераспространение на него установленных законом дополнительных гарантий. Одной из таковых при трехдневном или двухдневном голосовании могло бы быть определение промежуточных итогов ежедневно после завершения голосования. В настоящее время наибольшее участие в голосовании нередко приходится на рабочий день - пятницу, а сохранение этой тенденции может повлечь за собой утрату воскресеньем статуса традиционного дня голосования.
Статья: Избирательная реформа 2020 года в свете принципов избирательного права
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 153-ФЗ сделал принципиально новый шаг на пути сокращения круга лиц, обладающих пассивным избирательным правом по мотивам наличия судимости. Ныне за пределами этого круга на многие годы оказались не только лица, совершившие преступления тяжкие и особо тяжкие, но и средней тяжести. Речь идет о преступлениях против жизни и здоровья (5 статей УК РФ), свободы, чести и достоинства личности (3 статьи), конституционных прав и свобод человека и гражданина (5 статей, включая четыре из пяти статей УК РФ, которые предусматривают уголовную ответственность за преступления против избирательных прав гражданина), семьи и несовершеннолетних (1 статья), собственности (10 статей), общественной безопасности (3 статьи), здоровья населения и общественной нравственности (6 статей), основ конституционного строя и безопасности государства (3 статьи), правосудия (3 статьи), порядка управления (1 статья), мира и безопасности человечества (2 статьи), а также преступлениях в сферах экономической деятельности (5 статей), компьютерной безопасности (2 статьи), экологических преступлениях (1 статья). За пределами этого перечня остались преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, интересов службы в коммерческих и иных организациях, безопасности движения и эксплуатации транспорта, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, военной службы, что может свидетельствовать как об отсутствии определенных критериев отбора, так и об отсутствии препятствий для нового расширения этого перечня составов преступлений. Последнее возможно при дальнейшем укреплении тренда на расширительное толкование нормы ч. 3 ст. 32 Конституции РФ. Она буквально не признает пассивное избирательное право у тех граждан, которые содержатся в местах лишения свободы. Распространение же ограничения на лиц, отбывших наказание, но имеющих судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, признано Конституционным Судом РФ не противоречащим Конституции РФ, но такой подход едва ли означает конституционность распространения ограничений на лиц, имеющих судимость за преступления средней тяжести. Иначе можно впасть в крайность, при которой наличие любой неснятой или непогашенной судимости влечет за собой поражение в избирательных правах. Расширение круга оснований внесудебного приостановления, а фактически - лишения пассивного избирательного права едва ли согласуется с принципом всеобщего избирательного права. С его позиции для обоснования столь серьезного ограничения круга лиц, обладающих пассивным избирательным правом, думается, недостаточно наличия общего тренда на борьбу с криминалом во власти. Кроме того, нужно иметь в виду, что Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляет основные гарантии избирательных прав, каковыми в силу п. 11 ст. 2 являются "условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав", а приостановление действия пассивного избирательного права едва ли можно отнести к числу гарантий реализации избирательных прав.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 153-ФЗ сделал принципиально новый шаг на пути сокращения круга лиц, обладающих пассивным избирательным правом по мотивам наличия судимости. Ныне за пределами этого круга на многие годы оказались не только лица, совершившие преступления тяжкие и особо тяжкие, но и средней тяжести. Речь идет о преступлениях против жизни и здоровья (5 статей УК РФ), свободы, чести и достоинства личности (3 статьи), конституционных прав и свобод человека и гражданина (5 статей, включая четыре из пяти статей УК РФ, которые предусматривают уголовную ответственность за преступления против избирательных прав гражданина), семьи и несовершеннолетних (1 статья), собственности (10 статей), общественной безопасности (3 статьи), здоровья населения и общественной нравственности (6 статей), основ конституционного строя и безопасности государства (3 статьи), правосудия (3 статьи), порядка управления (1 статья), мира и безопасности человечества (2 статьи), а также преступлениях в сферах экономической деятельности (5 статей), компьютерной безопасности (2 статьи), экологических преступлениях (1 статья). За пределами этого перечня остались преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, интересов службы в коммерческих и иных организациях, безопасности движения и эксплуатации транспорта, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, военной службы, что может свидетельствовать как об отсутствии определенных критериев отбора, так и об отсутствии препятствий для нового расширения этого перечня составов преступлений. Последнее возможно при дальнейшем укреплении тренда на расширительное толкование нормы ч. 3 ст. 32 Конституции РФ. Она буквально не признает пассивное избирательное право у тех граждан, которые содержатся в местах лишения свободы. Распространение же ограничения на лиц, отбывших наказание, но имеющих судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, признано Конституционным Судом РФ не противоречащим Конституции РФ, но такой подход едва ли означает конституционность распространения ограничений на лиц, имеющих судимость за преступления средней тяжести. Иначе можно впасть в крайность, при которой наличие любой неснятой или непогашенной судимости влечет за собой поражение в избирательных правах. Расширение круга оснований внесудебного приостановления, а фактически - лишения пассивного избирательного права едва ли согласуется с принципом всеобщего избирательного права. С его позиции для обоснования столь серьезного ограничения круга лиц, обладающих пассивным избирательным правом, думается, недостаточно наличия общего тренда на борьбу с криминалом во власти. Кроме того, нужно иметь в виду, что Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляет основные гарантии избирательных прав, каковыми в силу п. 11 ст. 2 являются "условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав", а приостановление действия пассивного избирательного права едва ли можно отнести к числу гарантий реализации избирательных прав.
Статья: Референдум как одна из форм реализации права народов на самоопределение
(Степанюк Д.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)а) всеобщее избирательное право, т.е. предоставление права голоса всем жителям конкретной территории, возраст которых не ниже уровня гражданского совершеннолетия и для которых это место жительства является постоянным. Например, в п. 1 ст. IV Соглашения о выборах в Федерации Боснии и Герцеговины 1995 г. (далее - Соглашение о выборах ФБиГ) установлено, что активное избирательное право предоставляется гражданам Боснии и Герцеговины, достигшим возраста 18 лет, чье место жительства подтверждается материалами переписи населения 1991 г., а по тем, чье место жительства появилось после 1991 г., решение принимается комиссией по выборам; при этом такое право может и должно быть предоставлено и беженцам, имевшим место жительства в данной местности, и трактуется как их намерение возвратиться в свое прежнее место жительства <41>. Международными стандартами рекомендуется предоставлять право на участие в референдуме и иностранцам при соблюдении определенного срока проживания (пп. "b" п. 1.1 Основных положений).
(Степанюк Д.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)а) всеобщее избирательное право, т.е. предоставление права голоса всем жителям конкретной территории, возраст которых не ниже уровня гражданского совершеннолетия и для которых это место жительства является постоянным. Например, в п. 1 ст. IV Соглашения о выборах в Федерации Боснии и Герцеговины 1995 г. (далее - Соглашение о выборах ФБиГ) установлено, что активное избирательное право предоставляется гражданам Боснии и Герцеговины, достигшим возраста 18 лет, чье место жительства подтверждается материалами переписи населения 1991 г., а по тем, чье место жительства появилось после 1991 г., решение принимается комиссией по выборам; при этом такое право может и должно быть предоставлено и беженцам, имевшим место жительства в данной местности, и трактуется как их намерение возвратиться в свое прежнее место жительства <41>. Международными стандартами рекомендуется предоставлять право на участие в референдуме и иностранцам при соблюдении определенного срока проживания (пп. "b" п. 1.1 Основных положений).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Представительный орган сельского поселения - это обязательный орган в структуре органов местного самоуправления, который состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах жителями муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, деятельность которого направлена на осуществление жителями муниципального образования своей власти, решение вопросов местного значения.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Представительный орган сельского поселения - это обязательный орган в структуре органов местного самоуправления, который состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах жителями муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, деятельность которого направлена на осуществление жителями муниципального образования своей власти, решение вопросов местного значения.
Статья: Активное и пассивное избирательное право: взаимосвязь и конституционное регулирование
(Маркина Л.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)<1> О конституционной природе активного и пассивного избирательного права см., например: Чуров В.Е., Эбзеев Б.С. Демократия, свободные выборы и избирательные права граждан (краткий очерк доктрины Конституционного Суда России) // Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2008 - 2012. М.: Гриф и К, 2013. Т. 3. С. 317; Черепанов В.А. Всеобщее избирательное право: за и против // Всеобщее избирательное право: за и против: материалы научного методологического семинара по проблемам теории и практики избирательного процесса. Вып. 1 / отв. ред. В.А. Черепанов. Ставрополь: АГРУС Ставропольского государственного аграрного университета, 2019. С. 12 - 22.
(Маркина Л.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)<1> О конституционной природе активного и пассивного избирательного права см., например: Чуров В.Е., Эбзеев Б.С. Демократия, свободные выборы и избирательные права граждан (краткий очерк доктрины Конституционного Суда России) // Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2008 - 2012. М.: Гриф и К, 2013. Т. 3. С. 317; Черепанов В.А. Всеобщее избирательное право: за и против // Всеобщее избирательное право: за и против: материалы научного методологического семинара по проблемам теории и практики избирательного процесса. Вып. 1 / отв. ред. В.А. Черепанов. Ставрополь: АГРУС Ставропольского государственного аграрного университета, 2019. С. 12 - 22.
Статья: Государственный орган и орган государственной власти: соотношение понятий
(Хуснутдинов Ф.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)<2> Упоров И.В. Эпоха буржуазных государств спустя двести лет на пороге ценностных перемен: всеобщее избирательное право и концепция разделения властей нуждаются в уточнении // История государства и права. 2015. N 20. С. 43 - 48.
(Хуснутдинов Ф.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)<2> Упоров И.В. Эпоха буржуазных государств спустя двести лет на пороге ценностных перемен: всеобщее избирательное право и концепция разделения властей нуждаются в уточнении // История государства и права. 2015. N 20. С. 43 - 48.
Статья: Формализм и реализм в действии избирательного права глазами Верховного Суда РФ
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Буквально провозгласив в п. 22 право гражданина на принятие участия в ДЭГ, Постановление обогнало действующее избирательное законодательство. Последнее прямо не закрепляет такое право избирателя, предоставляя избирательным комиссиям по своему усмотрению вводить ДЭГ. Однако Постановление не ориентирует суды на защиту этого права посредством всестороннего и полного рассмотрения всех обстоятельств такого голосования на предмет соответствия или несоответствия принципам всеобщего и равного избирательного права, тайного голосования, свободных выборов. Остается без судебных оценок тот факт, что многие закрепленные в Федеральном законе гарантии избирательных прав в принципе не действуют при дистанционном электронном голосовании <7>. Складывающаяся практика рассмотрения судами споров, возникающих из отношений ДЭГ, строится на презумпции соблюдения этих принципов независимо от меняющихся технических решений и технологического отключения действия в пространстве и времени предусмотренных избирательным законом гарантий избирательных прав. Техническая документация, в соответствии с которой созданы и функционируют две различные платформы ДЭГ (московская и федеральная), правовое значение этой документации, факты наличия или отсутствия документов о вводе этих платформ в эксплуатацию судами не рассматриваются. Ходатайства об истребовании такой документации у ответчиков, каковыми выступают избирательные комиссии, исследовании ее в судебном заседании судами отклоняются. Нельзя не заметить, что и сами комиссии в силу их порядка формирования и компетенции не могут оценивать платформы ДЭГ на предмет соблюдения принципов избирательного права и гарантий избирательных прав. Комиссии, которые определяют итоги голосования, не являются ни собственниками, ни монопольными операторами используемых при проведении ДЭГ платформ, выступая наряду с органами исполнительной власти одними из их пользователей. Сведения или итоги голосования поступают из платформ ДЭГ через ГАС "Выборы" в комиссии, которые оформляют их в юридически значимые документы на бумажных носителях.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Буквально провозгласив в п. 22 право гражданина на принятие участия в ДЭГ, Постановление обогнало действующее избирательное законодательство. Последнее прямо не закрепляет такое право избирателя, предоставляя избирательным комиссиям по своему усмотрению вводить ДЭГ. Однако Постановление не ориентирует суды на защиту этого права посредством всестороннего и полного рассмотрения всех обстоятельств такого голосования на предмет соответствия или несоответствия принципам всеобщего и равного избирательного права, тайного голосования, свободных выборов. Остается без судебных оценок тот факт, что многие закрепленные в Федеральном законе гарантии избирательных прав в принципе не действуют при дистанционном электронном голосовании <7>. Складывающаяся практика рассмотрения судами споров, возникающих из отношений ДЭГ, строится на презумпции соблюдения этих принципов независимо от меняющихся технических решений и технологического отключения действия в пространстве и времени предусмотренных избирательным законом гарантий избирательных прав. Техническая документация, в соответствии с которой созданы и функционируют две различные платформы ДЭГ (московская и федеральная), правовое значение этой документации, факты наличия или отсутствия документов о вводе этих платформ в эксплуатацию судами не рассматриваются. Ходатайства об истребовании такой документации у ответчиков, каковыми выступают избирательные комиссии, исследовании ее в судебном заседании судами отклоняются. Нельзя не заметить, что и сами комиссии в силу их порядка формирования и компетенции не могут оценивать платформы ДЭГ на предмет соблюдения принципов избирательного права и гарантий избирательных прав. Комиссии, которые определяют итоги голосования, не являются ни собственниками, ни монопольными операторами используемых при проведении ДЭГ платформ, выступая наряду с органами исполнительной власти одними из их пользователей. Сведения или итоги голосования поступают из платформ ДЭГ через ГАС "Выборы" в комиссии, которые оформляют их в юридически значимые документы на бумажных носителях.
Статья: Роль юристов в развитии правовой культуры татар-мусульман Волго-Уральского региона в конце XIX - начале XX века
(Хабутдинов А.Ю.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)В качестве оптимальной модели правового строя для России рассматривалась конституционная монархия с парламентом, избираемым на основе всеобщего избирательного права. Проблема прав человека не сводилась только к проблеме участия в выборах. Речь также шла о праве на достойное существование, что в условиях России начала прошлого века для большинства населения обозначало владение достаточным земельным наделом. Для женщин важным было равное с мужчинами право на собственность при разделе наследства.
(Хабутдинов А.Ю.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)В качестве оптимальной модели правового строя для России рассматривалась конституционная монархия с парламентом, избираемым на основе всеобщего избирательного права. Проблема прав человека не сводилась только к проблеме участия в выборах. Речь также шла о праве на достойное существование, что в условиях России начала прошлого века для большинства населения обозначало владение достаточным земельным наделом. Для женщин важным было равное с мужчинами право на собственность при разделе наследства.
Статья: Ценностная аргументация в решениях органов конституционного правосудия
(Белов С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Конституция ЮАР от 16 декабря 1996 г. <62> прямо устанавливает, что "Южно-Африканская Республика - единое, суверенное, демократическое государство, основанное на следующих ценностях: a) человеческое достоинство, достижение равенства и продвижение прав и свобод человека, b) нерасизм и несексизм, c) верховенство Конституции и верховенство закона, d) всеобщее избирательное право для взрослых, общенациональный единый список избирателей, регулярные выборы и многопартийная система демократического правления для обеспечения подотчетности, отзывчивости и открытости". Обращают на себя внимание и формулировки (не равенство и запрет дискриминации, а "нерасизм" - отражение исторического контекста социальной проблемы в конкретном обществе), и неравноценность перечисленных ценностей ("человеческое достоинство" и "общенациональный единый список избирателей"), что не позволяет ни считать сформулированные ценности универсальными, ни опираться на какую-то внятную и отчетливую концепцию конституционных ценностей.
(Белов С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Конституция ЮАР от 16 декабря 1996 г. <62> прямо устанавливает, что "Южно-Африканская Республика - единое, суверенное, демократическое государство, основанное на следующих ценностях: a) человеческое достоинство, достижение равенства и продвижение прав и свобод человека, b) нерасизм и несексизм, c) верховенство Конституции и верховенство закона, d) всеобщее избирательное право для взрослых, общенациональный единый список избирателей, регулярные выборы и многопартийная система демократического правления для обеспечения подотчетности, отзывчивости и открытости". Обращают на себя внимание и формулировки (не равенство и запрет дискриминации, а "нерасизм" - отражение исторического контекста социальной проблемы в конкретном обществе), и неравноценность перечисленных ценностей ("человеческое достоинство" и "общенациональный единый список избирателей"), что не позволяет ни считать сформулированные ценности универсальными, ни опираться на какую-то внятную и отчетливую концепцию конституционных ценностей.