Всенародное голосование и референдум
Подборка наиболее важных документов по запросу Всенародное голосование и референдум (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционные поправки 2008 и 2020 годов: сравнительно-правовой анализ
(Тресков А.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Статья посвящена сравнительно-правовому анализу изменений, внесенных в Конституцию РФ 1993 г. Законами Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ. Особое внимание при этом уделено именно поправкам 2020 г. В работе обращено внимание на недостаточность законодательного обоснования применения надстроечных стадий в процедуре внесения изменений в Конституцию РФ в 2020 г., а также на проблему тождества или сходства до степени смешения наименования "общероссийское голосование" с таким наименованием формы волеизъявления народа, как "всенародное голосование" (референдум), что могло повлечь за собой введение в заблуждение граждан относительно той формы голосования, которая в действительности имела место быть.
(Тресков А.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Статья посвящена сравнительно-правовому анализу изменений, внесенных в Конституцию РФ 1993 г. Законами Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ. Особое внимание при этом уделено именно поправкам 2020 г. В работе обращено внимание на недостаточность законодательного обоснования применения надстроечных стадий в процедуре внесения изменений в Конституцию РФ в 2020 г., а также на проблему тождества или сходства до степени смешения наименования "общероссийское голосование" с таким наименованием формы волеизъявления народа, как "всенародное голосование" (референдум), что могло повлечь за собой введение в заблуждение граждан относительно той формы голосования, которая в действительности имела место быть.
Статья: Теория правотворчества
(Пчелинцев А.В., Шепелев А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Принцип демократизма. Этот принцип определяет демократическую процедуру разработки и принятия нормативных правовых актов. Субъекты правотворчества обязаны учитывать общественное мнение, осуществлять публичное и гласное обсуждение законопроектов, производить общественный анализ действующих нормативных правовых актов и т.п. Правотворчество не является закрытой государственной деятельностью, так как к данной деятельности привлекаются широкие слои общества, происходит обсуждение проектов законодательных актов и доведение до правотворческих органов заключений по ним. Например, важные законопроекты выносятся на всенародное голосование (референдум).
(Пчелинцев А.В., Шепелев А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Принцип демократизма. Этот принцип определяет демократическую процедуру разработки и принятия нормативных правовых актов. Субъекты правотворчества обязаны учитывать общественное мнение, осуществлять публичное и гласное обсуждение законопроектов, производить общественный анализ действующих нормативных правовых актов и т.п. Правотворчество не является закрытой государственной деятельностью, так как к данной деятельности привлекаются широкие слои общества, происходит обсуждение проектов законодательных актов и доведение до правотворческих органов заключений по ним. Например, важные законопроекты выносятся на всенародное голосование (референдум).
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"Референдум Российской Федерации (далее также - референдум) - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"Референдум Российской Федерации (далее также - референдум) - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.
Статья: Соотношение содержаний российского принципа равенства жилищных прав граждан и международного принципа достаточности жилого помещения
(Ковалева О.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 5)<10> Конституция Республики Абхазии (принята на сессии Верховного Совета Республики Абхазия 12-го созыва 26 ноября 1994 г., одобрена всенародным голосованием 3 октября 1999 г. с изменением, принятым на всенародном голосовании (референдуме) 3 октября 1999 г. (с изменениями от 30 апреля 2014 г. N 3494-c-V) // URL: http://kp-ra.org/documents/konstitutsiya-respubliki-abkhaziya/konstitutsiya-respubliki-abkhaziya.php.
(Ковалева О.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 5)<10> Конституция Республики Абхазии (принята на сессии Верховного Совета Республики Абхазия 12-го созыва 26 ноября 1994 г., одобрена всенародным голосованием 3 октября 1999 г. с изменением, принятым на всенародном голосовании (референдуме) 3 октября 1999 г. (с изменениями от 30 апреля 2014 г. N 3494-c-V) // URL: http://kp-ra.org/documents/konstitutsiya-respubliki-abkhaziya/konstitutsiya-respubliki-abkhaziya.php.
Статья: Конституционное регулирование выборов: сравнительный анализ коэффициента заинтересованности законодателя (на примере Российской Федерации и стран ближнего зарубежья)
(Минникес И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Также из двух пунктов состоит следующая статья "Суверенитет народа". А ст. 3 "Вопросы, решаемые путем всенародного голосования - референдума" имеет еще более сложную структуру: она включает и пункты, и подпункты:
(Минникес И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Также из двух пунктов состоит следующая статья "Суверенитет народа". А ст. 3 "Вопросы, решаемые путем всенародного голосования - референдума" имеет еще более сложную структуру: она включает и пункты, и подпункты:
Статья: Источники и правопреемство общепризнанных принципов и норм международного права в российской правовой системе и изменения в Конституции РФ 2020 г.
(Кремнев П.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)В завершение анализа положений российской Конституции о соотношении или взаимодействии международного права и национального права Российской Федерации необходимо хотя бы вкратце рассмотреть следующее. В 2020 г. после заявленной Президентом РФ инициативы о целесообразности внесения поправок в Конституцию, их обсуждения среди экспертного сообщества и всенародного голосования/референдума в действующую Конституцию РФ с соблюдением установленной конституционной процедуры был внесен ряд изменений. Применительно к теме настоящей публикации текст российской Конституции был дополнен следующими положениями.
(Кремнев П.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)В завершение анализа положений российской Конституции о соотношении или взаимодействии международного права и национального права Российской Федерации необходимо хотя бы вкратце рассмотреть следующее. В 2020 г. после заявленной Президентом РФ инициативы о целесообразности внесения поправок в Конституцию, их обсуждения среди экспертного сообщества и всенародного голосования/референдума в действующую Конституцию РФ с соблюдением установленной конституционной процедуры был внесен ряд изменений. Применительно к теме настоящей публикации текст российской Конституции был дополнен следующими положениями.
Статья: Процессуальное равенство сторон обвинения и защиты в уголовном судопроизводстве
(Чеботарева И.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)<13> Конституция Республики Беларусь устанавливает, что правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе (ст. 115). См.: Конституция Республики Беларусь (принята 15 марта 1994 г. Верховным Советом Республики Беларусь). URL: https://president.gov.by/ru/gosudarstvo; Конституция Азербайджанской Республики закрепляет: "Судьи рассматривают дела беспристрастно, справедливо, соблюдая равноправие сторон, на основе фактов и в соответствии с законом" (ч. II ст. 127); "Судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности" (ч. VII ст. 127). См.: Конституция Азербайджанской Республики (принята на всенародном голосовании (референдуме) 12 нояб. 1995 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.07.2016). URL: https://continent-online.com; ст. 111 Конституции Итальянской Республики устанавливает: "Каждый процесс проводится на основе состязательности сторон, на условиях равенства перед беспристрастным судом". См.: Конституция Итальянской Республики (принята Конституционной ассамблеей 27 дек. 1947 г., вступила в силу 1 янв. 1948 г.). URL: https://legalns.com/download/books/cons/italy.pdf; ст. 88 Конституции Республики Таджикистан: "Судебный процесс осуществляется на основе принципа состязательности и равенства сторон". См.: Конституция Республики Таджикистан (принята Конституционным референдумом 6 нояб. 1994 г.) (с изм. и доп. от 26 сент. 1999 г., 22 июня 2003 г. и 22 мая 2016 г.). URL: http://www.prezident.tj/ru/taxonomy/term/5/112.
(Чеботарева И.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)<13> Конституция Республики Беларусь устанавливает, что правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе (ст. 115). См.: Конституция Республики Беларусь (принята 15 марта 1994 г. Верховным Советом Республики Беларусь). URL: https://president.gov.by/ru/gosudarstvo; Конституция Азербайджанской Республики закрепляет: "Судьи рассматривают дела беспристрастно, справедливо, соблюдая равноправие сторон, на основе фактов и в соответствии с законом" (ч. II ст. 127); "Судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности" (ч. VII ст. 127). См.: Конституция Азербайджанской Республики (принята на всенародном голосовании (референдуме) 12 нояб. 1995 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.07.2016). URL: https://continent-online.com; ст. 111 Конституции Итальянской Республики устанавливает: "Каждый процесс проводится на основе состязательности сторон, на условиях равенства перед беспристрастным судом". См.: Конституция Итальянской Республики (принята Конституционной ассамблеей 27 дек. 1947 г., вступила в силу 1 янв. 1948 г.). URL: https://legalns.com/download/books/cons/italy.pdf; ст. 88 Конституции Республики Таджикистан: "Судебный процесс осуществляется на основе принципа состязательности и равенства сторон". См.: Конституция Республики Таджикистан (принята Конституционным референдумом 6 нояб. 1994 г.) (с изм. и доп. от 26 сент. 1999 г., 22 июня 2003 г. и 22 мая 2016 г.). URL: http://www.prezident.tj/ru/taxonomy/term/5/112.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Разногласий между палатами не было, хотя на этот счет и предусматривались некоторые правила в нормах Конституции СССР. Так, ст. 117 Конституции СССР 1977 г. гласила, что в случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вопрос вторично рассматривается Советом Союза и Советом Национальностей на совместном заседании. Если и в этом случае согласие не будет достигнуто, вопрос переносится на обсуждение следующей сессии Верховного Совета СССР или передается им на всенародное голосование (референдум). В последующем оставили лишь слова о вторичном рассмотрении на совместном заседании, слова о передаче вопроса на референдум исключили.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Разногласий между палатами не было, хотя на этот счет и предусматривались некоторые правила в нормах Конституции СССР. Так, ст. 117 Конституции СССР 1977 г. гласила, что в случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вопрос вторично рассматривается Советом Союза и Советом Национальностей на совместном заседании. Если и в этом случае согласие не будет достигнуто, вопрос переносится на обсуждение следующей сессии Верховного Совета СССР или передается им на всенародное голосование (референдум). В последующем оставили лишь слова о вторичном рассмотрении на совместном заседании, слова о передаче вопроса на референдум исключили.