Время реакции водителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Время реакции водителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Московского городского суда от 05.06.2024 по делу N 7-9265/2024 (УИД 77RS0022-02-2022-019878-82)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ за проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика.
Решение: Отказано.Доводы И. в жалобе о том, что согласно научной статье Г. время реакции водителя на возникновение какой-либо опасности составляет 1 (одну) секунду, что явно недостаточно для того, чтобы остановить движущийся со скоростью 60 км/ч автомобиль, не могут являться основанием для отмены обжалуемых актов в силу следующего.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ за проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика.
Решение: Отказано.Доводы И. в жалобе о том, что согласно научной статье Г. время реакции водителя на возникновение какой-либо опасности составляет 1 (одну) секунду, что явно недостаточно для того, чтобы остановить движущийся со скоростью 60 км/ч автомобиль, не могут являться основанием для отмены обжалуемых актов в силу следующего.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Наряду с вышеизложенным стоит отметить, что эксперты-транспортники иногда выходят за пределы своей компетенции и решают вопросы самостоятельно без участия представителя другой специальности. Подобное нарушение приводит к экспертным ошибкам, а впоследствии и к следственным и судебным. В связи с этим соблюдение экспертами в области производства судебных транспортных экспертиз и экспертами других специальностей своих обязанностей строго в рамках своих компетенций является непременным условием выполнения комплексных экспертиз. Так, ранее судимый Р. по ч. 2 ст. 160 УК России, обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 264 УК России, будучи в состоянии алкогольного опьянения, управляя автомобилем, нарушил Правила дорожного движения, что повлекло по неосторожности смерть человека. По уголовному делу была назначена судебная автотехническая экспертиза, один из вопросов которой состоял в установлении времени реакции водителя Р. на появление помехи в сложившейся дорожно-транспортной ситуации. Эксперт-автотехник в данном случае сформулировал вывод о том, что определение времени реакции водителя к его компетенции не относится, поскольку требуется определение субъективных психофизиологических качеств водителя Р. По указанному уголовному делу следователь назначил еще судебную психологическую экспертизу, согласно заключению которой водитель мог в полной мере воспринимать дорожно-транспортную ситуацию, осознавать ее и руководить своими действиями. Однако его такие индивидуально-психологические особенности, как сложность переключения с одних способов деятельности на другие, низкая способность адекватно реагировать на изменения ситуации, быстро и своевременно изменять деятельность и поведение, отягощенные состоянием алкогольного опьянения, могли существенным образом ограничить способность правильно проанализировать создавшуюся дорожно-транспортную ситуацию, принять верное решение по предотвращению наезда на пешехода <1>.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Наряду с вышеизложенным стоит отметить, что эксперты-транспортники иногда выходят за пределы своей компетенции и решают вопросы самостоятельно без участия представителя другой специальности. Подобное нарушение приводит к экспертным ошибкам, а впоследствии и к следственным и судебным. В связи с этим соблюдение экспертами в области производства судебных транспортных экспертиз и экспертами других специальностей своих обязанностей строго в рамках своих компетенций является непременным условием выполнения комплексных экспертиз. Так, ранее судимый Р. по ч. 2 ст. 160 УК России, обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 264 УК России, будучи в состоянии алкогольного опьянения, управляя автомобилем, нарушил Правила дорожного движения, что повлекло по неосторожности смерть человека. По уголовному делу была назначена судебная автотехническая экспертиза, один из вопросов которой состоял в установлении времени реакции водителя Р. на появление помехи в сложившейся дорожно-транспортной ситуации. Эксперт-автотехник в данном случае сформулировал вывод о том, что определение времени реакции водителя к его компетенции не относится, поскольку требуется определение субъективных психофизиологических качеств водителя Р. По указанному уголовному делу следователь назначил еще судебную психологическую экспертизу, согласно заключению которой водитель мог в полной мере воспринимать дорожно-транспортную ситуацию, осознавать ее и руководить своими действиями. Однако его такие индивидуально-психологические особенности, как сложность переключения с одних способов деятельности на другие, низкая способность адекватно реагировать на изменения ситуации, быстро и своевременно изменять деятельность и поведение, отягощенные состоянием алкогольного опьянения, могли существенным образом ограничить способность правильно проанализировать создавшуюся дорожно-транспортную ситуацию, принять верное решение по предотвращению наезда на пешехода <1>.
Статья: Ситуация дорожно-транспортного преступления и ее уголовно-правовое значение
(Чебуренков А.А.)
("Российский следователь", 2024, N 12)Так, при скорости 60 км/ч на сухом дорожном покрытии (асфальт) остановочный путь автомобиля составляет (с учетом времени реакции водителя на опасность в 0,8 сек.) в среднем около 37 метров, а на мокром - уже 60 метров, на обледенелой дороге - 155 метров. В то же время при увеличении скорости автомобиля до 90 км/ч до полной его остановки необходимо проехать на сухом асфальте 85 метров (ориентировочно 20 метров за 0,8 сек. реакции на опасность и 65 метров - тормозной путь), до 120 км/ч - 140 метров <4>.
(Чебуренков А.А.)
("Российский следователь", 2024, N 12)Так, при скорости 60 км/ч на сухом дорожном покрытии (асфальт) остановочный путь автомобиля составляет (с учетом времени реакции водителя на опасность в 0,8 сек.) в среднем около 37 метров, а на мокром - уже 60 метров, на обледенелой дороге - 155 метров. В то же время при увеличении скорости автомобиля до 90 км/ч до полной его остановки необходимо проехать на сухом асфальте 85 метров (ориентировочно 20 метров за 0,8 сек. реакции на опасность и 65 метров - тормозной путь), до 120 км/ч - 140 метров <4>.
Нормативные акты
Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 N 808
(ред. от 16.07.2025)
"Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.03.2022 N 67672)Дорожные условия и безопасность движения: динамический габарит транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг транспортного средства при движении; изменение размеров и формы опасного пространства при изменении скорости и траектории движения транспортного средства; понятие о тормозном и остановочном пути; зависимость расстояния, пройденного транспортным средством за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода, от скорости движения транспортного средства, его технического состояния, а также состояния дорожного покрытия; безопасная дистанция в секундах и метрах; способы контроля безопасной дистанции; безопасный боковой интервал; резервы управления скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом; условия безопасного управления; дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации; выбор скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий движения; влияние плотности транспортного потока на вероятность и тип ДТП; зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре "ведущий - ведомый"; безопасные условия обгона (опережения); повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости транспортного средства от средней скорости транспортного потока; повышение вероятности возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке. Решение ситуационных задач.
(ред. от 16.07.2025)
"Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.03.2022 N 67672)Дорожные условия и безопасность движения: динамический габарит транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг транспортного средства при движении; изменение размеров и формы опасного пространства при изменении скорости и траектории движения транспортного средства; понятие о тормозном и остановочном пути; зависимость расстояния, пройденного транспортным средством за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода, от скорости движения транспортного средства, его технического состояния, а также состояния дорожного покрытия; безопасная дистанция в секундах и метрах; способы контроля безопасной дистанции; безопасный боковой интервал; резервы управления скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом; условия безопасного управления; дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации; выбор скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий движения; влияние плотности транспортного потока на вероятность и тип ДТП; зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре "ведущий - ведомый"; безопасные условия обгона (опережения); повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости транспортного средства от средней скорости транспортного потока; повышение вероятности возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке. Решение ситуационных задач.
Приказ Минпросвещения России от 01.07.2025 N 505
"Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2025 N 83382)Дорожные условия и безопасность движения: динамический габарит транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг транспортного средства при движении; изменение размеров и формы опасного пространства при изменении скорости и траектории движения транспортного средства; понятие о тормозном и остановочном пути; зависимость расстояния, пройденного транспортным средством за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода, от скорости движения транспортного средства, его технического состояния, а также состояния дорожного покрытия; безопасная дистанция в секундах и метрах; способы контроля безопасной дистанции; безопасный боковой интервал; резервы управления скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом; условия безопасного управления: дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации; распознавание опасного вождения в транспортном потоке, принятие мер для обеспечения безопасности; выбор скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий движения; влияние плотное транспортного потока на вероятность и тип ДТП: зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре "ведущий - ведомый": безопасные условия обгона (опережения); повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости транспортного средства от средней скорости транспортного потока: повышение вероятности возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке. Решение ситуационных задач.
"Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2025 N 83382)Дорожные условия и безопасность движения: динамический габарит транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг транспортного средства при движении; изменение размеров и формы опасного пространства при изменении скорости и траектории движения транспортного средства; понятие о тормозном и остановочном пути; зависимость расстояния, пройденного транспортным средством за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода, от скорости движения транспортного средства, его технического состояния, а также состояния дорожного покрытия; безопасная дистанция в секундах и метрах; способы контроля безопасной дистанции; безопасный боковой интервал; резервы управления скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом; условия безопасного управления: дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации; распознавание опасного вождения в транспортном потоке, принятие мер для обеспечения безопасности; выбор скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий движения; влияние плотное транспортного потока на вероятность и тип ДТП: зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре "ведущий - ведомый": безопасные условия обгона (опережения); повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости транспортного средства от средней скорости транспортного потока: повышение вероятности возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке. Решение ситуационных задач.
Статья: Правовое регулирование ответственности за превышение установленной скорости движения транспортного средства
(Королева Е.Г., Полянская Е.П., Королев А.М.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)Как мы знаем, лицо, управляющее транспортным средством, может отреагировать на ту или иную ситуацию за 1 секунду, в большинстве случаев время реакции составляет от 1,5 до 4 секунд. И вот если представить, что транспортное средство двигается по дороге со скоростью 90 км/ч и время реакции водителя составляет 4 секунды, то с помощью несложных подсчетов можно установить, что автомобиль проедет 100 метров до того момента, пока водитель начнет принимать какие-то меры к предотвращению дорожно-транспортного происшествия, а если единственный способ избежать ДТП - прибегнуть к экстренному торможению, то к этим 100 метрам следует добавить расстояние до полной остановки транспортного средства при скорости 90 км/ч. Это еще 52 метра при идеальном сцеплении с дорогой.
(Королева Е.Г., Полянская Е.П., Королев А.М.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)Как мы знаем, лицо, управляющее транспортным средством, может отреагировать на ту или иную ситуацию за 1 секунду, в большинстве случаев время реакции составляет от 1,5 до 4 секунд. И вот если представить, что транспортное средство двигается по дороге со скоростью 90 км/ч и время реакции водителя составляет 4 секунды, то с помощью несложных подсчетов можно установить, что автомобиль проедет 100 метров до того момента, пока водитель начнет принимать какие-то меры к предотвращению дорожно-транспортного происшествия, а если единственный способ избежать ДТП - прибегнуть к экстренному торможению, то к этим 100 метрам следует добавить расстояние до полной остановки транспортного средства при скорости 90 км/ч. Это еще 52 метра при идеальном сцеплении с дорогой.
Статья: Зарубежный опыт предупреждения нарушений в области дорожного движения, связанных с отвлечением внимания водителей транспортных средств
(Коблов П.С.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)Исследования показали, что время реакции водителя, разговаривающего по мобильному телефону, гораздо меньше, чем при разговоре с пассажиром. Это может быть связано с тем, что пассажиры лучше владеют информацией о дорожной обстановке и способны адаптировать или прервать разговор при осложнении дорожных условий.
(Коблов П.С.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)Исследования показали, что время реакции водителя, разговаривающего по мобильному телефону, гораздо меньше, чем при разговоре с пассажиром. Это может быть связано с тем, что пассажиры лучше владеют информацией о дорожной обстановке и способны адаптировать или прервать разговор при осложнении дорожных условий.