Вредные факторы водитель автомобиля
Подборка наиболее важных документов по запросу Вредные факторы водитель автомобиля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 213 "Медицинские осмотры некоторых категорий работников" Трудового кодекса РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")ФСС РФ установил, что общество представило недостоверные сведения в таблице 5 расчета по форме 4-ФСС об общем числе работников, подлежащих обязательным периодическим медицинским осмотрам, и привлек его к ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Суд признал привлечение к ответственности неправомерным. Суд указал, что в спорной таблице должны указываться данные о количестве работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих и прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры. Оценив представленные доказательства, в том числе заключение эксперта по результатам специальной оценки условий труда, суд пришел к выводу, что выявленные на рабочих местах водителей автомобилей общества производственные факторы по уровню своего воздействия не отнесены к вредным и (или) опасным классам. Следовательно, при составлении расчета формы 4-ФСС в таблице 5 раздела 7 строки 2 обществом правомерно указан показатель 0.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")ФСС РФ установил, что общество представило недостоверные сведения в таблице 5 расчета по форме 4-ФСС об общем числе работников, подлежащих обязательным периодическим медицинским осмотрам, и привлек его к ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Суд признал привлечение к ответственности неправомерным. Суд указал, что в спорной таблице должны указываться данные о количестве работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих и прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры. Оценив представленные доказательства, в том числе заключение эксперта по результатам специальной оценки условий труда, суд пришел к выводу, что выявленные на рабочих местах водителей автомобилей общества производственные факторы по уровню своего воздействия не отнесены к вредным и (или) опасным классам. Следовательно, при составлении расчета формы 4-ФСС в таблице 5 раздела 7 строки 2 обществом правомерно указан показатель 0.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.10.2024 N 88-17652/2024 (УИД 66RS0049-01-2023-001368-08)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании решения недействительным; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Доказательств уплаты дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и соответствия условий труда на рабочем месте истца вредному или опасному классу не представлено.
Решение: Отказано.Ссылка в жалобе на то, что суды не дали оценки представленным договорам на оказание платных медицинских услуг на проведение обязательных предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей ИП Я., путевым листам, выданным водителю автобуса Я., содержащим информацию о прохождении им предрейсового (послерейсового) медицинского осмотра в каждом случае выхода на маршрут, что свидетельствует о том, что законодателем признано воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса при выполнении работы водителем транспортного средства, являются несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не является доказательством условий, предусмотренных законом для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании решения недействительным; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Доказательств уплаты дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и соответствия условий труда на рабочем месте истца вредному или опасному классу не представлено.
Решение: Отказано.Ссылка в жалобе на то, что суды не дали оценки представленным договорам на оказание платных медицинских услуг на проведение обязательных предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей ИП Я., путевым листам, выданным водителю автобуса Я., содержащим информацию о прохождении им предрейсового (послерейсового) медицинского осмотра в каждом случае выхода на маршрут, что свидетельствует о том, что законодателем признано воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса при выполнении работы водителем транспортного средства, являются несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не является доказательством условий, предусмотренных законом для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как организовать для водителя служебного легкового автомобиля предрейсовые, послерейсовые медосмотры и медосмотры в течение рабочего дня (смены)
(КонсультантПлюс, 2025)Медосмотры в течение рабочего дня (смены) проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства при необходимости по решению работодателя. Цель медосмотра - выявить, например, признаки воздействия вредных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья водителя, признаки алкогольного опьянения (п. 4.1 ч. 2 ст. 46 Закона об охране здоровья, п. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, п. 5 Порядка проведения медосмотров, утв. Приказом N 266н).
(КонсультантПлюс, 2025)Медосмотры в течение рабочего дня (смены) проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства при необходимости по решению работодателя. Цель медосмотра - выявить, например, признаки воздействия вредных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья водителя, признаки алкогольного опьянения (п. 4.1 ч. 2 ст. 46 Закона об охране здоровья, п. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, п. 5 Порядка проведения медосмотров, утв. Приказом N 266н).
Статья: Ситуация дорожно-транспортного преступления и ее уголовно-правовое значение
(Чебуренков А.А.)
("Российский следователь", 2024, N 12)Не вызывает сомнения, что институт крайней необходимости не может применяться шаблонно во всех случаях, когда к возникновению ДТП оказываются "причастны" те или иные ситуационные факторы, помимо самого водителя транспортного средства. Действительно, многие происшествия на дороге являются следствием различных факторов, что создает определенные сложности при установлении состава преступления. В таких случаях судебным и следственным органам требуются значительные усилия, чтобы правильно определить, какой именно фактор (условие) будет считаться причиной наступивших вредных последствий. Для решения вопроса об ответственности за ДТП необходимы выяснение и тщательная оценка всех значимых в конкретной ситуации факторов. Не исключено, что даже когда подтверждение в механизме ДТП найдут другие факторы, водитель транспортного средства может быть признан виновным, поскольку он всегда в период управления автомобилем должен проявлять максимум внимания и предусмотрительности.
(Чебуренков А.А.)
("Российский следователь", 2024, N 12)Не вызывает сомнения, что институт крайней необходимости не может применяться шаблонно во всех случаях, когда к возникновению ДТП оказываются "причастны" те или иные ситуационные факторы, помимо самого водителя транспортного средства. Действительно, многие происшествия на дороге являются следствием различных факторов, что создает определенные сложности при установлении состава преступления. В таких случаях судебным и следственным органам требуются значительные усилия, чтобы правильно определить, какой именно фактор (условие) будет считаться причиной наступивших вредных последствий. Для решения вопроса об ответственности за ДТП необходимы выяснение и тщательная оценка всех значимых в конкретной ситуации факторов. Не исключено, что даже когда подтверждение в механизме ДТП найдут другие факторы, водитель транспортного средства может быть признан виновным, поскольку он всегда в период управления автомобилем должен проявлять максимум внимания и предусмотрительности.
Нормативные акты
Распоряжение ОАО "РЖД" от 23.09.2021 N 2077/р
"Об утверждении Инструкции по охране труда для водителя грузового автомобиля"
(вместе с "ИОТ РЖД-4100612-ЦМ-223-2021. Инструкция...")1.4. В процессе работы при управлении и техническом обслуживании грузовых автомобилей на водителя могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
"Об утверждении Инструкции по охране труда для водителя грузового автомобиля"
(вместе с "ИОТ РЖД-4100612-ЦМ-223-2021. Инструкция...")1.4. В процессе работы при управлении и техническом обслуживании грузовых автомобилей на водителя могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
Приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555
(ред. от 12.04.2011)
"О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств"Для выявления ранних форм заболеваний и разработки оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику и снижение общей и профессиональной заболеваемости, предупреждение несчастных случаев на производстве, в целях снижения уровня дорожно-транспортных происшествий, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний проводятся обязательные предварительные при поступлении на работу, связанную с опасными, вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами, а также периодические медицинские осмотры трудящихся и медицинские осмотры водителей индивидуальных транспортных средств.
(ред. от 12.04.2011)
"О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств"Для выявления ранних форм заболеваний и разработки оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику и снижение общей и профессиональной заболеваемости, предупреждение несчастных случаев на производстве, в целях снижения уровня дорожно-транспортных происшествий, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний проводятся обязательные предварительные при поступлении на работу, связанную с опасными, вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами, а также периодические медицинские осмотры трудящихся и медицинские осмотры водителей индивидуальных транспортных средств.
Статья: Приостановление действия права на управление транспортными средствами как мера обеспечения медицинского допуска к управлению транспортными средствами
(Ляхов П.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<6> Приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" // СПС "КонсультантПлюс".
(Ляхов П.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<6> Приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" // СПС "КонсультантПлюс".
Вопрос: Обязан ли работодатель обеспечить работников СИЗ в объеме, предусмотренном типовыми нормами для должности водителя автомобиля, если работники не являются водителями автомобилей по должности, но в их трудовые обязанности входит управление автомобилем?
(Консультация эксперта, 2025)В п. 783 Единых типовых норм предусмотрены нормы выдачи СИЗ для должности водителя автомобиля.
(Консультация эксперта, 2025)В п. 783 Единых типовых норм предусмотрены нормы выдачи СИЗ для должности водителя автомобиля.
Вопрос: О прохождении периодических и предрейсовых медицинских осмотров водителем электрического погрузчика.
(Письмо Роструда от 10.08.2023 N ПГ/16443-6-1)Из пункта 1 пункта 6 Правил следует, что при эксплуатации промышленного транспорта и технологического оборудования на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе движущегося промышленного транспорта, машин и механизмов, подвижных элементов технологического оборудования, перемещаемых материалов, заготовок, изделий.
(Письмо Роструда от 10.08.2023 N ПГ/16443-6-1)Из пункта 1 пункта 6 Правил следует, что при эксплуатации промышленного транспорта и технологического оборудования на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе движущегося промышленного транспорта, машин и механизмов, подвижных элементов технологического оборудования, перемещаемых материалов, заготовок, изделий.
"Предупреждение фактов управления транспортным средством в состоянии опьянения на этапах получения, приостановления, прекращения и возобновления права на управление транспортным средством: монография"
(Баканов К.С., Бурцев А.А.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2021)<159> Приказ Минздрава России от 15.06.2015 N 342н "Об утверждении порядка направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, а также порядка приостановления действия и аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами" // Российская газета. 26.10.2015. N 241; Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 18.05.2020) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2011 N 22111) // Российская газета. 28.10.2011. N 243.
(Баканов К.С., Бурцев А.А.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2021)<159> Приказ Минздрава России от 15.06.2015 N 342н "Об утверждении порядка направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, а также порядка приостановления действия и аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами" // Российская газета. 26.10.2015. N 241; Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 18.05.2020) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2011 N 22111) // Российская газета. 28.10.2011. N 243.
Вопрос: Об указании основания проведения медосмотров при заполнении строки 040 карты специальной оценки условий труда рабочего места "водитель автомобиля", расположенного в районе Крайнего Севера.
(Письмо Минтруда России от 16.01.2024 N 15-1/ООГ-156)Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров утвержден Приказом Минздрава России N 29н. Согласно п. п. 10 и 21 Приложения N 1 к указанному Приказу в списке лиц (работников), подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам, указываются наименования вредных производственных факторов, работ в соответствии с Приложением к порядку проведения медосмотров, а также вредных производственных факторов, установленных в результате специальной оценки условий труда.
(Письмо Минтруда России от 16.01.2024 N 15-1/ООГ-156)Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров утвержден Приказом Минздрава России N 29н. Согласно п. п. 10 и 21 Приложения N 1 к указанному Приказу в списке лиц (работников), подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам, указываются наименования вредных производственных факторов, работ в соответствии с Приложением к порядку проведения медосмотров, а также вредных производственных факторов, установленных в результате специальной оценки условий труда.
Вопрос: Надо ли проходить предрейсовый, послерейсовый и в течение рабочего дня медосмотры работникам (в том числе курьерам), которые работают два дня в неделю на своем или на служебном автомобиле?
(Консультация эксперта, 2025)Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2349 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, содержащий профессию водитель автомобиля.
(Консультация эксперта, 2025)Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2349 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, содержащий профессию водитель автомобиля.
Вопрос: Как оформить путевой лист при длительной командировке водителя на срок более месяца?
(Консультация эксперта, 2025)Видами медицинских осмотров в числе прочих являются: предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Помимо этого, по решению работодателя при необходимости в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства могут проводиться обязательные медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены), проводимые в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п. п. 4, 4.1, 5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), п. п. 1, 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Видами медицинских осмотров в числе прочих являются: предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Помимо этого, по решению работодателя при необходимости в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства могут проводиться обязательные медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены), проводимые в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п. п. 4, 4.1, 5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), п. п. 1, 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).
Статья: Оплата лечения сотрудника: законы и практика
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2021, N 11)По результатам медицинского обследования у истца действительно были обнаружены профессиональные заболевания: радикулопатия пояснично-крестцового уровня, профэтиологии, рефлекторный мышечно-тонический синдром шейного уровня, по профзаболеваниям противопоказана работа в контакте с вибрацией, физическими нагрузками, в неудобной рабочей позе, с наклонами и поворотами корпуса. Согласно актам о случае профессионального заболевания профзаболевания у истца возникли в результате длительной работы во вредных производственных условиях в профессии водителя автомобиля. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что полученные истцом профессиональные заболевания находятся в причинно-следственной связи с выполнением работы и условиями труда (длительного воздействия на его организм вредных неблагоприятных производственных факторов), в которых истец работал у ответчиков. При этом суд считает необходимым учесть, что повреждение здоровья истца не связано с умышленными противоправными действиями соответчиков, которые, в силу объективных причин, не имели возможности полностью устранить наличие вредных факторов на рабочих местах. Напротив, истец добровольно в течение длительного времени (20 лет 1 мес.) осуществлял трудовую деятельность в тяжелых условиях труда, наличие которых компенсировалось обеспечением определенного режима труда и отдыха, предоставлением соответствующих гарантий и льгот, выдачей средств индивидуальной защиты, спецодежды и спецобуви в соответствии с нормами, что следует из актов о случае профессионального заболевания, санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника.
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2021, N 11)По результатам медицинского обследования у истца действительно были обнаружены профессиональные заболевания: радикулопатия пояснично-крестцового уровня, профэтиологии, рефлекторный мышечно-тонический синдром шейного уровня, по профзаболеваниям противопоказана работа в контакте с вибрацией, физическими нагрузками, в неудобной рабочей позе, с наклонами и поворотами корпуса. Согласно актам о случае профессионального заболевания профзаболевания у истца возникли в результате длительной работы во вредных производственных условиях в профессии водителя автомобиля. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что полученные истцом профессиональные заболевания находятся в причинно-следственной связи с выполнением работы и условиями труда (длительного воздействия на его организм вредных неблагоприятных производственных факторов), в которых истец работал у ответчиков. При этом суд считает необходимым учесть, что повреждение здоровья истца не связано с умышленными противоправными действиями соответчиков, которые, в силу объективных причин, не имели возможности полностью устранить наличие вредных факторов на рабочих местах. Напротив, истец добровольно в течение длительного времени (20 лет 1 мес.) осуществлял трудовую деятельность в тяжелых условиях труда, наличие которых компенсировалось обеспечением определенного режима труда и отдыха, предоставлением соответствующих гарантий и льгот, выдачей средств индивидуальной защиты, спецодежды и спецобуви в соответствии с нормами, что следует из актов о случае профессионального заболевания, санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника.
Вопрос: Должен ли водитель проходить периодический медицинский осмотр, если с ним заключен срочный трудовой договор сроком на год?
(Консультация эксперта, 2023)Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утвержден Приказом Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020.
(Консультация эксперта, 2023)Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утвержден Приказом Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020.
Статья: Инструкция по охране труда для водителя автомобиля
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 9)1.4. В процессе работы при управлении и техническом обслуживании автомобилей на водителя возможно воздействие следующих вредных и опасных производственных факторов:
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 9)1.4. В процессе работы при управлении и техническом обслуживании автомобилей на водителя возможно воздействие следующих вредных и опасных производственных факторов: