Вред водному объекту
Подборка наиболее важных документов по запросу Вред водному объекту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 1064 ГК РФ "Общие основания ответственности за причинение вреда"2.3.1.7. При нарушении водного законодательства вред, причиненный водному объекту, возмещается в полном объеме без учета нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду (позиция ВС РФ) >>>
Перспективы и риски арбитражного спора: Уполномоченный орган хочет взыскать ущерб, причиненный окружающей среде
(КонсультантПлюс, 2025)Судебная практика в пользу Уполномоченного органа по спорам о причинении вреда водному объекту, водным биологическим ресурсам
(КонсультантПлюс, 2025)Судебная практика в пользу Уполномоченного органа по спорам о причинении вреда водному объекту, водным биологическим ресурсам
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 69. Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства
(ред. от 31.07.2025)Статья 69. Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)В соответствии с ч. 1 ст. 42 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Бремя осуществления мероприятий по охране водных объектов возложено на их собственников, а также на органы государственной власти и муниципальные образования. Вред водным объектам может быть причинен при осуществлении водопользования и иных видов хозяйственной деятельности. К загрязнению вод может привести ненадлежащее состояние очистных сооружений, сброс отходов производства и потребления, ненадлежащий уход за прибрежными объектами.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)В соответствии с ч. 1 ст. 42 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Бремя осуществления мероприятий по охране водных объектов возложено на их собственников, а также на органы государственной власти и муниципальные образования. Вред водным объектам может быть причинен при осуществлении водопользования и иных видов хозяйственной деятельности. К загрязнению вод может привести ненадлежащее состояние очистных сооружений, сброс отходов производства и потребления, ненадлежащий уход за прибрежными объектами.
Статья: Жилье на воде - анализ споров
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2024, N 7)Поскольку ответчики утверждали, что сейчас собственниками плавучего объекта являются другие лица, суду было необходимо выяснить, насколько виновны в причинении вреда водному объекту как прежние, так и нынешние собственники. Если будет доказано, что вред был причинен, то нужно установить степень ответственности каждого из них.
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2024, N 7)Поскольку ответчики утверждали, что сейчас собственниками плавучего объекта являются другие лица, суду было необходимо выяснить, насколько виновны в причинении вреда водному объекту как прежние, так и нынешние собственники. Если будет доказано, что вред был причинен, то нужно установить степень ответственности каждого из них.
Статья: О неналоговых платежах в Российской Федерации
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)Платежи компенсационного характера, уплачиваемые в целях возмещения причиненного хозяйственной деятельностью вреда. К ним относятся платежи, уплачиваемые в целях возмещения вреда водным объектам, а также вреда, причиненного водным биоресурсам, среде их обитания, платежи, уплачиваемые в целях возмещения вреда лесам и находящимся в них природным ресурсам, платежи за снос земельных насаждений, платежи, уплачиваемые в целях возмещения вреда, причиненного земельными правонарушениями, и др.
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)Платежи компенсационного характера, уплачиваемые в целях возмещения причиненного хозяйственной деятельностью вреда. К ним относятся платежи, уплачиваемые в целях возмещения вреда водным объектам, а также вреда, причиненного водным биоресурсам, среде их обитания, платежи, уплачиваемые в целях возмещения вреда лесам и находящимся в них природным ресурсам, платежи за снос земельных насаждений, платежи, уплачиваемые в целях возмещения вреда, причиненного земельными правонарушениями, и др.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Статья 69. Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Статья 69. Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства
Статья: Некоторые вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде, на примере деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства
(Дерхо Д.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)В качестве типичной для судебной практики ситуации могут быть приведены случаи обращения территориальных органов Росприроднадзора в суд с исками о возмещении вреда водным объектам к организациям водопроводно-канализационного хозяйства <13>, эксплуатирующим очистные сооружения, по правилам и основаниям Методики N 87.
(Дерхо Д.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)В качестве типичной для судебной практики ситуации могут быть приведены случаи обращения территориальных органов Росприроднадзора в суд с исками о возмещении вреда водным объектам к организациям водопроводно-канализационного хозяйства <13>, эксплуатирующим очистные сооружения, по правилам и основаниям Методики N 87.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Необходимо оговориться, что согласно ст. 10 Закона N 246-ФЗ проектная документация искусственного земельного участка должна предусматривать мероприятия по охране и предотвращению возможного причинения вреда окружающей среде, включая водные объекты, объекты животного и растительного мира; проектная документация искусственного земельного участка подлежит государственной экспертизе и государственной экологической экспертизе. В литературе отмечалось, что создание искусственных земельных участков нередко приводит к негативным влияниям на окружающую природную среду. Например, прерывание искусственным земельным участком вдоль берегового потока наносов может повлечь низовые размывы берега и пляжа на смежных участках берегов. Попадающие в зону влияния искусственных островов морские пляжи могут потерять свое рекреационное значение, а на акваториях искусственных островов возможно загрязнение морской воды <1>. Однако подготовка проектной документации искусственного земельного участка осуществляется после согласования проекта разрешения, выдачи разрешения, проведения аукциона и заключения договора о создании участка. Указанные процедуры требуют временных и материальных (возможно, бюджетных) затрат, в связи с чем возникает вопрос о рисках и последствиях выявления экспертами негативного влияния работ по сооружению участка на экологическую безопасность. Кроме того, эксперты при выполнении исследования оказываются в сложной ситуации, поскольку на момент проведения экологической экспертизы инициатором создания участка и государственными органами проделан значительный объем работ. Данные факторы могут привести к вынесению необъективного и незаконного заключения, которое, в свою очередь, повлечет экологический ущерб и иные негативные последствия.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Необходимо оговориться, что согласно ст. 10 Закона N 246-ФЗ проектная документация искусственного земельного участка должна предусматривать мероприятия по охране и предотвращению возможного причинения вреда окружающей среде, включая водные объекты, объекты животного и растительного мира; проектная документация искусственного земельного участка подлежит государственной экспертизе и государственной экологической экспертизе. В литературе отмечалось, что создание искусственных земельных участков нередко приводит к негативным влияниям на окружающую природную среду. Например, прерывание искусственным земельным участком вдоль берегового потока наносов может повлечь низовые размывы берега и пляжа на смежных участках берегов. Попадающие в зону влияния искусственных островов морские пляжи могут потерять свое рекреационное значение, а на акваториях искусственных островов возможно загрязнение морской воды <1>. Однако подготовка проектной документации искусственного земельного участка осуществляется после согласования проекта разрешения, выдачи разрешения, проведения аукциона и заключения договора о создании участка. Указанные процедуры требуют временных и материальных (возможно, бюджетных) затрат, в связи с чем возникает вопрос о рисках и последствиях выявления экспертами негативного влияния работ по сооружению участка на экологическую безопасность. Кроме того, эксперты при выполнении исследования оказываются в сложной ситуации, поскольку на момент проведения экологической экспертизы инициатором создания участка и государственными органами проделан значительный объем работ. Данные факторы могут привести к вынесению необъективного и незаконного заключения, которое, в свою очередь, повлечет экологический ущерб и иные негативные последствия.