Возврат товара без упаковки
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат товара без упаковки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 26.1 "Дистанционный способ продажи товара" Закона РФ "О защите прав потребителей""Разрешая возникший спор, руководствуясь положениями п. п. 2, 3, 4 ст. 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", установив, что условиями договора розничной купли-продажи, размещенными на сайте Маркетплейса "СберМегаМаркет", предусмотрен возврат товара надлежащего качества в течение 7 дней с момента его получения при отсутствии следов его использования и сохранении комплектации, товарного вида и упаковки, за возвратом товара надлежащего качества истец обратился к ответчику за пределами установленного договором 7 дневного срока, однако нарушение срока для возврата товара произошло не по вине потребителя, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований истца, как потребителя по смыслу Закона о защите прав потребителей."
Важнейшая практика по ст. 502 ГК РФПрава покупателя нарушает отказ продавца принять (обменять) товар надлежащего качества из-за отсутствия упаковки, если в договоре не указано, что она неотъемлемая часть товара >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Поставка товаров.
Вправе ли поставщик взыскать с покупателя стоимость многооборотной тары или расходы на ее возврат, если она не была возвращена
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательный возврат многооборотных средств упаковки после освобождения от продукции и товаров также предусмотрен пунктом 3 Правил применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки, утвержденных постановлением Госснаба СССР от 21.01.1991 N 1. Многооборотные средства упаковки, принадлежащие предприятию-изготовителю, возвращаются ему независимо от того, получены ли продукция и товары в них от изготовителя или от организации материально-технического снабжения, оптового торгового предприятия (организации), а при отсутствии сведений об изготовителе продукции и товаров - отправителю.
Вправе ли поставщик взыскать с покупателя стоимость многооборотной тары или расходы на ее возврат, если она не была возвращена
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательный возврат многооборотных средств упаковки после освобождения от продукции и товаров также предусмотрен пунктом 3 Правил применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки, утвержденных постановлением Госснаба СССР от 21.01.1991 N 1. Многооборотные средства упаковки, принадлежащие предприятию-изготовителю, возвращаются ему независимо от того, получены ли продукция и товары в них от изготовителя или от организации материально-технического снабжения, оптового торгового предприятия (организации), а при отсутствии сведений об изготовителе продукции и товаров - отправителю.
Нормативные акты
"Правила применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки"
(утв. Постановлением Госснаба СССР от 21.01.1991 N 1)Если продукция и товары отгружены в многооборотных средствах упаковки досрочно без согласия покупателя (получателя), срок возврата средств упаковки исчисляется по правилам, указанным в абзаце втором данного пункта с момента, когда продукция и товары должны были поступить к нему после наступления срока поставки.
(утв. Постановлением Госснаба СССР от 21.01.1991 N 1)Если продукция и товары отгружены в многооборотных средствах упаковки досрочно без согласия покупателя (получателя), срок возврата средств упаковки исчисляется по правилам, указанным в абзаце втором данного пункта с момента, когда продукция и товары должны были поступить к нему после наступления срока поставки.
"Таможенный кодекс Евразийского экономического союза"
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)3. Допускается передача декларантом во владение и пользование иным лицам без разрешения таможенного органа:
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)3. Допускается передача декларантом во владение и пользование иным лицам без разрешения таможенного органа:
Ситуация: Можно ли вернуть продавцу приобретенное ювелирное изделие?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При дистанционном способе продажи товара возврат ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара у продавца, и потребительская упаковка.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При дистанционном способе продажи товара возврат ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара у продавца, и потребительская упаковка.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации (поставщика) расчеты с покупателем продукции, затаренной в многооборотную тару, на которую установлены залоговые цены, если тара не возвращена покупателем? Согласно договору тара подлежит возврату покупателем в течение десяти дней с даты отгрузки продукции...
(Консультация эксперта, 2025)Если иное не предусмотрено договором, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке. Товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового - способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования (п. п. 1, 2 ст. 481, п. 5 ст. 454 ГК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Если иное не предусмотрено договором, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке. Товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового - способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования (п. п. 1, 2 ст. 481, п. 5 ст. 454 ГК РФ).
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении непродовольственного товара надлежащего качества (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- Товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, заводская упаковка. Доказательства использования Товара Истцом отсутствуют.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- Товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, заводская упаковка. Доказательства использования Товара Истцом отсутствуют.
Вопрос: По мере использования полученного по договору поставки товара через три месяца обнаружено, что часть товара не соответствует ассортименту. Товар мелкий, проводить проверку сразу невозможно. Правомерен ли отказ продавца от замены товара, так как покупатель принял товар без замечаний и сразу не направил претензию?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Покупатель по договору поставки получил партию товара. По мере использования товара через три месяца обнаружено, что часть товара не соответствует ассортименту. Продавцу направлено требование о замене товара и сообщение о готовности вернуть несоответствующий товар. Продавец отказался, мотивировав это тем, что покупатель принял товар без замечаний и сразу не направил претензию. Товар мелкий, упаковки пачек визуально схожи, проводить полную проверку поставленного товара в короткие сроки невозможно, так как это требует значительных трудозатрат и наличия других ресурсов (территории для пересчета, повторной упаковки). Правомерен ли отказ продавца?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Покупатель по договору поставки получил партию товара. По мере использования товара через три месяца обнаружено, что часть товара не соответствует ассортименту. Продавцу направлено требование о замене товара и сообщение о готовности вернуть несоответствующий товар. Продавец отказался, мотивировав это тем, что покупатель принял товар без замечаний и сразу не направил претензию. Товар мелкий, упаковки пачек визуально схожи, проводить полную проверку поставленного товара в короткие сроки невозможно, так как это требует значительных трудозатрат и наличия других ресурсов (территории для пересчета, повторной упаковки). Правомерен ли отказ продавца?
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)<92> Так, из Определения Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 16.09.2021 N 88-13986/2021 следует, что 2 октября 2020 г. между сторонами был заключен договор купли-продажи на покупку двух матрасов 90/200 мм, чехла из ткани "Сильвер" на общую сумму 34 200 руб., также оплачена их доставка в размере 900 руб. При оформлении договора был оговорен цвет чехлов для матрасов - белый. Цена товара была уплачена в полном объеме. Однако полученные 21 октября 2020 г. матрасы не соответствовали заказу, поскольку их борта были обшиты черной тканью. Истица матрасы приняла, но 22 октября 2020 г. обратилась в магазин с заявлением о возврате товара, поскольку чехлы матрасов не соответствуют выбору по цвету. Товар не был использован и возвращен истицей ответчику 24 октября 2020 г., находился в фабричной упаковке, целостность которой не нарушена, также была написана претензия с требованием заменить матрасы на аналогичные в чехлах однотонного белого цвета, в случае отсутствия таковых вернуть денежные средства, уплаченные за товар и доставку, а также расходы по доставке товара ответчику. Так как требования истца не были удовлетворены, истец обратилась к мировому судье судебного участка N 174 города Санкт-Петербурга с иском о защите прав потребителей (дело N 2-59/2021-174). Мировой судья отказал потребителю в удовлетворении исковых требований, посчитав, что приобретенный истицей товар является товаром надлежащего качества, имеющим индивидуально-определенные свойства, следовательно, потребитель не вправе отказаться от приобретаемого товара. Приморский районный суд Санкт-Петербурга (суд апелляционной инстанции) с выводами мирового судьи не согласился, указал на то, что приобретенные истицей матрасы индивидуально-определенными свойствами не обладают, в связи с чем договор купли-продажи от 2 октября 2020 г. подлежит расторжению на основании Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". При этом, несмотря на то что речь шла о дистанционном способе продажи, райсуд акцентировал внимание на том, что матрасы не входят в Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену. См.: Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 16.09.2021 N 88-13986/2021 // СПС "КонсультантПлюс".
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)<92> Так, из Определения Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 16.09.2021 N 88-13986/2021 следует, что 2 октября 2020 г. между сторонами был заключен договор купли-продажи на покупку двух матрасов 90/200 мм, чехла из ткани "Сильвер" на общую сумму 34 200 руб., также оплачена их доставка в размере 900 руб. При оформлении договора был оговорен цвет чехлов для матрасов - белый. Цена товара была уплачена в полном объеме. Однако полученные 21 октября 2020 г. матрасы не соответствовали заказу, поскольку их борта были обшиты черной тканью. Истица матрасы приняла, но 22 октября 2020 г. обратилась в магазин с заявлением о возврате товара, поскольку чехлы матрасов не соответствуют выбору по цвету. Товар не был использован и возвращен истицей ответчику 24 октября 2020 г., находился в фабричной упаковке, целостность которой не нарушена, также была написана претензия с требованием заменить матрасы на аналогичные в чехлах однотонного белого цвета, в случае отсутствия таковых вернуть денежные средства, уплаченные за товар и доставку, а также расходы по доставке товара ответчику. Так как требования истца не были удовлетворены, истец обратилась к мировому судье судебного участка N 174 города Санкт-Петербурга с иском о защите прав потребителей (дело N 2-59/2021-174). Мировой судья отказал потребителю в удовлетворении исковых требований, посчитав, что приобретенный истицей товар является товаром надлежащего качества, имеющим индивидуально-определенные свойства, следовательно, потребитель не вправе отказаться от приобретаемого товара. Приморский районный суд Санкт-Петербурга (суд апелляционной инстанции) с выводами мирового судьи не согласился, указал на то, что приобретенные истицей матрасы индивидуально-определенными свойствами не обладают, в связи с чем договор купли-продажи от 2 октября 2020 г. подлежит расторжению на основании Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". При этом, несмотря на то что речь шла о дистанционном способе продажи, райсуд акцентировал внимание на том, что матрасы не входят в Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену. См.: Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 16.09.2021 N 88-13986/2021 // СПС "КонсультантПлюс".
Корреспонденция счетов: Как отражается в учете покупателя приобретение товара в многооборотной таре, которая по условиям договора поставки не возвращается поставщику и может быть использована в организации безотносительно к приобретенному товару?..
(Консультация эксперта, 2025)Если иное не предусмотрено договором, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке. Товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при его отсутствии способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования (п. 5 ст. 454, п. п. 1, 2 ст. 481 ГК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Если иное не предусмотрено договором, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке. Товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при его отсутствии способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования (п. 5 ст. 454, п. п. 1, 2 ст. 481 ГК РФ).
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товаров дистанционным способом (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При дистанционном способе продажи товара ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, монет из драгоценных металлов, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней надлежащего качества их возврат возможен в случае, если сохранены товарный вид, потребительские свойства, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара у продавца, и потребительская упаковка (в отношении монет из драгоценных металлов - при наличии такой упаковки). При дистанционном способе продажи инвестиционные драгоценные металлы возврату не подлежат (абз. 2, 3 п. 51 Правил продажи товаров N 2463).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При дистанционном способе продажи товара ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, монет из драгоценных металлов, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней надлежащего качества их возврат возможен в случае, если сохранены товарный вид, потребительские свойства, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара у продавца, и потребительская упаковка (в отношении монет из драгоценных металлов - при наличии такой упаковки). При дистанционном способе продажи инвестиционные драгоценные металлы возврату не подлежат (абз. 2, 3 п. 51 Правил продажи товаров N 2463).
Статья: Перспективы маркетплейсов как ответчиков в гражданском процессе в спорах с потребителями при продаже товара третьим лицом и вытекающие проблемы
(Лопатина С.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 10)Возможна и ситуация, когда потребитель будет обращаться в суд для защиты своих прав, при этом будучи в худшем положении, чем при обычной торговле. Так, покупателем были приобретены два ноутбука с использованием платформы-агрегатора. Вместо ноутбуков потребитель получил Wi-Fi-роутер. Истец обратился в службу поддержки, где получил видео упаковки правильного товара. Претензия в адрес маркетплейса осталась без удовлетворения, в возврате денежных средств отказали. Учитывая нарушение прав потребителя, отсутствие добровольного удовлетворения требований потребителя суд взыскал с продавца (не маркетплейса) уплаченные по договору денежные средства, компенсацию морального вреда. Однако во взыскании неустойки и штрафа по Закону "О защите прав потребителей" <20> отказал, так как к самому продавцу потребитель с претензией не обращался <21>.
(Лопатина С.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 10)Возможна и ситуация, когда потребитель будет обращаться в суд для защиты своих прав, при этом будучи в худшем положении, чем при обычной торговле. Так, покупателем были приобретены два ноутбука с использованием платформы-агрегатора. Вместо ноутбуков потребитель получил Wi-Fi-роутер. Истец обратился в службу поддержки, где получил видео упаковки правильного товара. Претензия в адрес маркетплейса осталась без удовлетворения, в возврате денежных средств отказали. Учитывая нарушение прав потребителя, отсутствие добровольного удовлетворения требований потребителя суд взыскал с продавца (не маркетплейса) уплаченные по договору денежные средства, компенсацию морального вреда. Однако во взыскании неустойки и штрафа по Закону "О защите прав потребителей" <20> отказал, так как к самому продавцу потребитель с претензией не обращался <21>.
Форма: Агентский договор с участием агента в расчетах (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)составляют акт приема-передачи, в котором указывают количество переданного (возвращенного) товара и дату передачи (возврата);
(КонсультантПлюс, 2025)составляют акт приема-передачи, в котором указывают количество переданного (возвращенного) товара и дату передачи (возврата);