Возврат остатка гранта
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат остатка гранта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2024 N 16АП-1877/2024 по делу N А22-4054/2023
Требование: О взыскании денежных средств гранта на финансовое обеспечение части расходов, направленных на реализацию проекта.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции изменено.Фактическое уменьшение у общества расходов на арендную плату само по себе не свидетельствует о наличии предусмотренных пунктами 3.6 и 5.2 Порядка N 364 оснований для возврата гранта, но с учетом фактических обстоятельств дела является основанием для возврата неиспользованного в установленный срок остатка бюджетных средств.
Требование: О взыскании денежных средств гранта на финансовое обеспечение части расходов, направленных на реализацию проекта.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции изменено.Фактическое уменьшение у общества расходов на арендную плату само по себе не свидетельствует о наличии предусмотренных пунктами 3.6 и 5.2 Порядка N 364 оснований для возврата гранта, но с учетом фактических обстоятельств дела является основанием для возврата неиспользованного в установленный срок остатка бюджетных средств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью некоммерческих организаций в Российской Федерации: правовое регулирование и практика организации
(Лагутин И.Б.)
("Финансовое право", 2023, N 6)В случае если утвержденный результат (запланированные показатели) предоставления субсидии или гранта в форме субсидии достигнут и подтвержден необходимой отчетностью, то соглашение о предоставлении такой субсидии (гранта в форме субсидии), заключенное с ее получателем, считается исполненным, а цели предоставления субсидии (гранта в форме субсидии) - выполненными. При этом в отличие от бюджетных учреждений БК РФ не устанавливает требования о возврате в бюджет остатков субсидий (грантов в форме субсидии), предоставленных некоммерческой организации в соответствии с пп. 2 и 4 ст. 78.1 БК РФ.
(Лагутин И.Б.)
("Финансовое право", 2023, N 6)В случае если утвержденный результат (запланированные показатели) предоставления субсидии или гранта в форме субсидии достигнут и подтвержден необходимой отчетностью, то соглашение о предоставлении такой субсидии (гранта в форме субсидии), заключенное с ее получателем, считается исполненным, а цели предоставления субсидии (гранта в форме субсидии) - выполненными. При этом в отличие от бюджетных учреждений БК РФ не устанавливает требования о возврате в бюджет остатков субсидий (грантов в форме субсидии), предоставленных некоммерческой организации в соответствии с пп. 2 и 4 ст. 78.1 БК РФ.
Готовое решение: Как в учете казенного, бюджетного, автономного учреждения отразить безвозмездные поступления в виде пожертвований, благотворительной помощи (взносов) и грантов
(КонсультантПлюс, 2025)Возврат остатков грантов отражайте в бюджетном учете как возврат неиспользованных остатков бюджетных средств.
(КонсультантПлюс, 2025)Возврат остатков грантов отражайте в бюджетном учете как возврат неиспользованных остатков бюджетных средств.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)365. Счет открывается к счетам 020100000 "Денежные средства учреждения", 021003000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам", 030406000 "Расчеты с прочими кредиторами" (в части денежных расчетов), и предназначен для аналитического учета поступлений денежных средств (за исключением поступлений от возвратов расходов текущего финансового года), а также для учета возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов) (за исключением возврата субъектом учета остатков неиспользованных им субсидий (грантов) прошлых лет) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учета.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)365. Счет открывается к счетам 020100000 "Денежные средства учреждения", 021003000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам", 030406000 "Расчеты с прочими кредиторами" (в части денежных расчетов), и предназначен для аналитического учета поступлений денежных средств (за исключением поступлений от возвратов расходов текущего финансового года), а также для учета возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов) (за исключением возврата субъектом учета остатков неиспользованных им субсидий (грантов) прошлых лет) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учета.
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)Также на данную статью аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов относятся возврат государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждением остатков субсидий прошлых лет на иные цели, субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, грантов в форме субсидий, субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты (с учетом допустимых (возможных) отклонений), в случае, если государственное (муниципальное) задание является невыполненным, и иные аналогичные операции, а также выбытия в рамках внутренних расчетов (от головного учреждения, обособленного подразделения, филиала), операции государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений по перечислению денежного обеспечения.
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)Также на данную статью аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов относятся возврат государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждением остатков субсидий прошлых лет на иные цели, субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, грантов в форме субсидий, субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты (с учетом допустимых (возможных) отклонений), в случае, если государственное (муниципальное) задание является невыполненным, и иные аналогичные операции, а также выбытия в рамках внутренних расчетов (от головного учреждения, обособленного подразделения, филиала), операции государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений по перечислению денежного обеспечения.
"Годовой отчет для бюджетных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- по строке 910 - возврат остатков субсидий (грантов) прошлых лет, отраженный по строке 592;
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- по строке 910 - возврат остатков субсидий (грантов) прошлых лет, отраженный по строке 592;
Вопрос: О некоммерческих организациях, которым предоставляется субсидия в виде имущественного взноса, и возврате остатка предоставленной АНО субсидии из бюджета Челябинской области и его использовании.
(Письмо Минфина России от 18.07.2025 N 02-08-12/70403)По вопросу порядка возврата остатка субсидии АНО и дальнейшего его использования "направления" отмечается следующее.
(Письмо Минфина России от 18.07.2025 N 02-08-12/70403)По вопросу порядка возврата остатка субсидии АНО и дальнейшего его использования "направления" отмечается следующее.
Статья: Готовимся к составлению отчетности за полугодие 2023 года по новым правилам
(Малова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)- по доходам в части выбытий по возврату остатков субсидий (грантов) прошлых лет (строка 181);
(Малова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)- по доходам в части выбытий по возврату остатков субсидий (грантов) прошлых лет (строка 181);
Вопрос: Об отражении в отчете об осуществлении расходов остатков восстановленных средств (возвратов), расходы на которые профинансированы из средств, полученных по соглашению о предоставлении субсидии.
(Письмо Минфина России от 12.02.2025 N 02-06-09/12448)По коду строки 0100 и 0500 Формы отражается остаток субсидии на начало года и на конец отчетного периода, который должен соответствовать показателям, отраженным на лицевом счете получателя целевых средств (субсидий). Исключение из суммы показателя остатка на лицевом счете суммы средств, поступивших от возврата дебиторской задолженности, не предусмотрено.
(Письмо Минфина России от 12.02.2025 N 02-06-09/12448)По коду строки 0100 и 0500 Формы отражается остаток субсидии на начало года и на конец отчетного периода, который должен соответствовать показателям, отраженным на лицевом счете получателя целевых средств (субсидий). Исключение из суммы показателя остатка на лицевом счете суммы средств, поступивших от возврата дебиторской задолженности, не предусмотрено.
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)- возврату излишне полученных доходов, доходов от авансов (кроме возврата остатков неиспользованных субсидий, грантов прошлых лет);
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)- возврату излишне полученных доходов, доходов от авансов (кроме возврата остатков неиспользованных субсидий, грантов прошлых лет);
"Годовой отчет для автономных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- по возврату остатков субсидий (грантов) прошлых лет;
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- по возврату остатков субсидий (грантов) прошлых лет;
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Аудит эффективности расходования Федеральной службой по труду и занятости бюджетных средств на предоставление грантов в форме субсидий на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в 2023 - 2024 годах и истекшем периоде 2025 года"
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 9)Так, возврат остатка гранта по итогам 2023 года осуществлен РАНХиГС на общую сумму 363 102,1 тыс. рублей (10,8% объема гранта), в том числе в апреле 2024 года - 81 163,2 тыс. рублей <38> с нарушением срока, установленного пунктом 4.3.10.1 соглашения, на 14 календарных дней.
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 9)Так, возврат остатка гранта по итогам 2023 года осуществлен РАНХиГС на общую сумму 363 102,1 тыс. рублей (10,8% объема гранта), в том числе в апреле 2024 года - 81 163,2 тыс. рублей <38> с нарушением срока, установленного пунктом 4.3.10.1 соглашения, на 14 календарных дней.
Готовое решение: Как бюджетному (автономному) учреждению заполнить отчет об исполнении учреждением плана ФХД (ф. 0503737)
(КонсультантПлюс, 2025)В этих разделах приведите показатели исполнения плана ФХД по кассовым поступлениям доходов и выплатам расходов за отчетный период. Данные формируйте с учетом возвратов доходов и восстановлений кассовых расходов текущего года, но без учета возврата прошлых лет по остаткам субсидий (грантов) и по расходам (п. п. 42, 43 Инструкции N 33н).
(КонсультантПлюс, 2025)В этих разделах приведите показатели исполнения плана ФХД по кассовым поступлениям доходов и выплатам расходов за отчетный период. Данные формируйте с учетом возвратов доходов и восстановлений кассовых расходов текущего года, но без учета возврата прошлых лет по остаткам субсидий (грантов) и по расходам (п. п. 42, 43 Инструкции N 33н).
Готовое решение: Как учреждению вести учет на забалансовых счетах 17 и 18
(КонсультантПлюс, 2025)операции по возврату излишне полученных доходов, доходов от авансов (кроме возврата остатков неиспользованных субсидий, грантов прошлых лет);
(КонсультантПлюс, 2025)операции по возврату излишне полученных доходов, доходов от авансов (кроме возврата остатков неиспользованных субсидий, грантов прошлых лет);
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ реализации мер государственной поддержки программ развития университетов в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" в 2021 - 2023 годах и истекшем периоде 2024 года"
(Зайцев Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 2)При этом получатель гранта формирует отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант, в соответствии с типовой формой <87>, которая не предусматривает указание информации с детализацией по источникам финансирования расходов (в разрезе КБК Российской Федерации). Указанное создает риски формирования недостоверной информации при осуществлении контроля за использованием средств гранта и принятии решения о подтверждении использования суммы неиспользованного остатка средств гранта, а также сумм от возврата дебиторской задолженности на те же цели. Кроме того, в Правилах отбора, Правилах N 845 и в заключенных соглашениях не в полной мере урегулирован вопрос использования на те же цели экономии по результатам закупочных процедур.
(Зайцев Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 2)При этом получатель гранта формирует отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант, в соответствии с типовой формой <87>, которая не предусматривает указание информации с детализацией по источникам финансирования расходов (в разрезе КБК Российской Федерации). Указанное создает риски формирования недостоверной информации при осуществлении контроля за использованием средств гранта и принятии решения о подтверждении использования суммы неиспользованного остатка средств гранта, а также сумм от возврата дебиторской задолженности на те же цели. Кроме того, в Правилах отбора, Правилах N 845 и в заключенных соглашениях не в полной мере урегулирован вопрос использования на те же цели экономии по результатам закупочных процедур.