Возраст выхода на пенсию многодетной матери
Подборка наиболее важных документов по запросу Возраст выхода на пенсию многодетной матери (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Досрочное пенсионное обеспечение застрахованных лиц с семейными обязанностями
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2020, N 11)Законопроект N 489161-7 о повышении пенсионного возраста, внесенный Правительством РФ в Государственную Думу 16 июня 2018 г., ко второму чтению был существенно пересмотрен с учетом замечаний Президента РФ. В его телеобращении от 29 августа 2018 г. сказано: "В нашей стране отношение к женщинам особое, бережное. Мы понимаем, что они не только трудятся по основному месту работы, на них, как правило, весь дом, забота о семье, воспитание детей, хлопоты о внуках. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с восьми до пяти лет. Мы должны предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть, если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей - на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, все должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет" <2>.
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2020, N 11)Законопроект N 489161-7 о повышении пенсионного возраста, внесенный Правительством РФ в Государственную Думу 16 июня 2018 г., ко второму чтению был существенно пересмотрен с учетом замечаний Президента РФ. В его телеобращении от 29 августа 2018 г. сказано: "В нашей стране отношение к женщинам особое, бережное. Мы понимаем, что они не только трудятся по основному месту работы, на них, как правило, весь дом, забота о семье, воспитание детей, хлопоты о внуках. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с восьми до пяти лет. Мы должны предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть, если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей - на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, все должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет" <2>.
Статья: Гарантии и льготы работников-предпенсионеров
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)Отдельно стоит рассмотреть лиц, кому положена досрочная пенсия (глава 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <2>). Для них предпенсионный возраст наступает за 5 лет до предполагаемого выхода на пенсию с учетом выработки специального стажа или наступления иных обстоятельств. Например, многодетная мать 5 детей может выйти на пенсию в 50 лет (п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о пенсиях). Следовательно, предпенсионером она станет в 45 лет. А работники, занятые на подземных работах, могут претендовать на пенсию в возрасте 45 лет для женщины и 50 лет для мужчины (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о пенсиях). Соответственно, предпенсионерами они становятся в 40 (женщины) и 45 лет (мужчины).
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)Отдельно стоит рассмотреть лиц, кому положена досрочная пенсия (глава 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <2>). Для них предпенсионный возраст наступает за 5 лет до предполагаемого выхода на пенсию с учетом выработки специального стажа или наступления иных обстоятельств. Например, многодетная мать 5 детей может выйти на пенсию в 50 лет (п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о пенсиях). Следовательно, предпенсионером она станет в 45 лет. А работники, занятые на подземных работах, могут претендовать на пенсию в возрасте 45 лет для женщины и 50 лет для мужчины (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о пенсиях). Соответственно, предпенсионерами они становятся в 40 (женщины) и 45 лет (мужчины).
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1365-О-О
"По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"В отношении опекунов действующее законодательство не содержит положений, аналогичных предусмотренному пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в отличие от многодетных матерей и родителей инвалидов с детства снижение возраста выхода на пенсию опекунам инвалидов с детства осуществляется за фактическое время опеки. Поэтому в случае отстранения от опекунства лицо лишается права на дальнейшее осуществление обязанностей опекуна, не может быть усыновителем либо приемным родителем, не может быть вновь назначено опекуном или попечителем этому или другому ребенку (статьи 127, 146 и 153 Семейного кодекса Российской Федерации) и, соответственно, ограничивается в возможности увеличения периода опеки, имеющего значение для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
"По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"В отношении опекунов действующее законодательство не содержит положений, аналогичных предусмотренному пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в отличие от многодетных матерей и родителей инвалидов с детства снижение возраста выхода на пенсию опекунам инвалидов с детства осуществляется за фактическое время опеки. Поэтому в случае отстранения от опекунства лицо лишается права на дальнейшее осуществление обязанностей опекуна, не может быть усыновителем либо приемным родителем, не может быть вновь назначено опекуном или попечителем этому или другому ребенку (статьи 127, 146 и 153 Семейного кодекса Российской Федерации) и, соответственно, ограничивается в возможности увеличения периода опеки, имеющего значение для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Статья: Трансформация пенсионной системы России и проблемные вопросы пенсионного законодательства
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)Следующий этап пенсионной реформы приходится на 2019 - 2024 гг., сущность которого заключается в планомерном увеличении пенсионного возраста для женщин и для мужчин (60 лет и 65 лет соответственно). Исключением при этом являются работники сферы медицины, образования, военной сферы и так далее, а также лица, являющиеся коренными народами Крайнего Севера, и многодетные матери. Целью данной реформы является постепенное перенаправление высвобождающихся средств для увеличения размера пенсий на регулярной ежегодной основе.
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)Следующий этап пенсионной реформы приходится на 2019 - 2024 гг., сущность которого заключается в планомерном увеличении пенсионного возраста для женщин и для мужчин (60 лет и 65 лет соответственно). Исключением при этом являются работники сферы медицины, образования, военной сферы и так далее, а также лица, являющиеся коренными народами Крайнего Севера, и многодетные матери. Целью данной реформы является постепенное перенаправление высвобождающихся средств для увеличения размера пенсий на регулярной ежегодной основе.
Статья: Об основах формирования государственной политики по поддержке семей и сохранению традиционных семейных ценностей (или Концепция четырех "И")
(Фиошин А.В.)
("Нотариус", 2022, N 6)Важно приветствовать, развивать и интенсифицировать государственную (в том числе финансовую) поддержку семей (особенно многодетных). Имеет смысл отказаться от требования наличия страхового стажа в 15 лет для назначения досрочной страховой пенсии по старости женщинам, достигшим 50 лет и "родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет" <10>. Думается, что наличие указанных требований в пенсионном законодательстве, мягко говоря, не способствует широкой социальной поддержке многодетных матерей. Действительно, как в современных реалиях женщине, намеревающейся родить пятерых детей, ухитриться получить 15 лет страхового стажа, притом что в силу подп. 3 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <11> в страховой стаж засчитывается период ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности?! Каким образом матери при последовательном рождении и воспитании (кормлении, учении, лечении и т.п.) пятерых детей набрать недостающие девять лет страхового стажа?
(Фиошин А.В.)
("Нотариус", 2022, N 6)Важно приветствовать, развивать и интенсифицировать государственную (в том числе финансовую) поддержку семей (особенно многодетных). Имеет смысл отказаться от требования наличия страхового стажа в 15 лет для назначения досрочной страховой пенсии по старости женщинам, достигшим 50 лет и "родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет" <10>. Думается, что наличие указанных требований в пенсионном законодательстве, мягко говоря, не способствует широкой социальной поддержке многодетных матерей. Действительно, как в современных реалиях женщине, намеревающейся родить пятерых детей, ухитриться получить 15 лет страхового стажа, притом что в силу подп. 3 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <11> в страховой стаж засчитывается период ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности?! Каким образом матери при последовательном рождении и воспитании (кормлении, учении, лечении и т.п.) пятерых детей набрать недостающие девять лет страхового стажа?
Статья: Понятие многодетной семьи и особенности правового статуса ее членов
(Матвеева Н.А.)
("Юрист", 2024, N 6)Помимо предоставления денежных выплат и пособий в связи с рождением и воспитанием детей в Указе Президента РФ от 23 января 2024 г. уделяется пристальное внимание судьбе многодетных родителей, в первую очередь многодетной матери, подарившей жизни троим и более детям. Следует особо выделить тот факт, что с вступлением в силу данного Указа многодетная мать получает право досрочного выхода на пенсию. Более того, думается, можно приравнять к трудовой функции воспитание родителями собственных детей. Нелишним будет и по желанию родителей, не только многодетных, предоставлять отпуск по воспитанию ребенка или детей старше трех лет, аналогичный отпуску по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. При возможности государства такой отпуск с сохранением рабочего места может оплачиваться, при отсутствии такой возможности - засчитываться в трудовой стаж для будущего начисления пенсии. Собственное воспитание своих детей, уделение им большего времени и внимания однозначно принесет свои плоды в деле воспитания подрастающего поколения с позиций доброты, справедливости, заботы о ближних, приобщения к домашнему труду и т.п.
(Матвеева Н.А.)
("Юрист", 2024, N 6)Помимо предоставления денежных выплат и пособий в связи с рождением и воспитанием детей в Указе Президента РФ от 23 января 2024 г. уделяется пристальное внимание судьбе многодетных родителей, в первую очередь многодетной матери, подарившей жизни троим и более детям. Следует особо выделить тот факт, что с вступлением в силу данного Указа многодетная мать получает право досрочного выхода на пенсию. Более того, думается, можно приравнять к трудовой функции воспитание родителями собственных детей. Нелишним будет и по желанию родителей, не только многодетных, предоставлять отпуск по воспитанию ребенка или детей старше трех лет, аналогичный отпуску по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. При возможности государства такой отпуск с сохранением рабочего места может оплачиваться, при отсутствии такой возможности - засчитываться в трудовой стаж для будущего начисления пенсии. Собственное воспитание своих детей, уделение им большего времени и внимания однозначно принесет свои плоды в деле воспитания подрастающего поколения с позиций доброты, справедливости, заботы о ближних, приобщения к домашнему труду и т.п.
Статья: О непоименованных оценочных понятиях семейного права
(Фиошин А.В.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 2)Интерес матери здесь очевиден: возможность досрочного выхода на пенсию для многодетной матери представляется весьма желательной. Представляется, что государство в данном случае делает попытку учесть колоссальный труд, выполняемый многодетными мамами. Вместе с тем предпринятая попытка видится "хромающей" и не до конца продуманной. "Действительно, как, в современных реалиях, женщине, намеревающейся родить 5 детей, ухитриться получить 15 лет страхового стажа, при том что в силу пп. 3 п. 1 ст. 12 ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж засчитывается период ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности?! Каким образом матери при последовательном рождении и воспитании (кормлении, учении, лечении и т.п.) пятерых детей набрать недостающие девять лет страхового стажа?" [13, с. 24 - 25]. Думается, что одним из вариантов полноценного обеспечения интересов многодетных матерей было бы включение в страховой стаж периода ухода ими за детьми без каких-либо ограничений.
(Фиошин А.В.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 2)Интерес матери здесь очевиден: возможность досрочного выхода на пенсию для многодетной матери представляется весьма желательной. Представляется, что государство в данном случае делает попытку учесть колоссальный труд, выполняемый многодетными мамами. Вместе с тем предпринятая попытка видится "хромающей" и не до конца продуманной. "Действительно, как, в современных реалиях, женщине, намеревающейся родить 5 детей, ухитриться получить 15 лет страхового стажа, при том что в силу пп. 3 п. 1 ст. 12 ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж засчитывается период ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности?! Каким образом матери при последовательном рождении и воспитании (кормлении, учении, лечении и т.п.) пятерых детей набрать недостающие девять лет страхового стажа?" [13, с. 24 - 25]. Думается, что одним из вариантов полноценного обеспечения интересов многодетных матерей было бы включение в страховой стаж периода ухода ими за детьми без каких-либо ограничений.