Вознаграждение за сдачу оружия
Подборка наиболее важных документов по запросу Вознаграждение за сдачу оружия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 28.06.2006 N 54-Г06-4
В удовлетворении заявления о признании недействительным постановления администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа "О мерах по предупреждению незаконного оборота и хранения оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа" от 24.12.2004 N 578 отказано правомерно, поскольку оспариваемый акт принят субъектом РФ в пределах своей компетенции и не противоречит федеральному законодательству.вышеуказанным нормативным правовым актом в целях предупреждения правонарушений, связанных с оборотом и применением оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, администрация округа постановила организовать работу по приему у граждан незаконно хранящегося оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств на возмездной основе; разработать и утвердить порядок выплаты вознаграждения гражданам, добровольно сдавшим оружие, его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства.
В удовлетворении заявления о признании недействительным постановления администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа "О мерах по предупреждению незаконного оборота и хранения оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа" от 24.12.2004 N 578 отказано правомерно, поскольку оспариваемый акт принят субъектом РФ в пределах своей компетенции и не противоречит федеральному законодательству.вышеуказанным нормативным правовым актом в целях предупреждения правонарушений, связанных с оборотом и применением оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, администрация округа постановила организовать работу по приему у граждан незаконно хранящегося оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств на возмездной основе; разработать и утвердить порядок выплаты вознаграждения гражданам, добровольно сдавшим оружие, его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие и содержание принципа гуманизма в производстве по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)- совершение действий, направленных на способствование выявлению административного правонарушения, связанного с незаконным вознаграждением от имени юридического лица, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением (ч. 5 примечания к ст. 19.28 КоАП РФ);
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)- совершение действий, направленных на способствование выявлению административного правонарушения, связанного с незаконным вознаграждением от имени юридического лица, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением (ч. 5 примечания к ст. 19.28 КоАП РФ);
Готовое решение: Какие расходы отражаются по коду видов расходов 360 "Иные выплаты населению"
(КонсультантПлюс, 2025)Например, по КВР 360 отражают выплату денежного вознаграждения за добровольную сдачу в МВД России незаконно хранящихся оружия и (или) боеприпасов, поскольку ее нельзя отнести на другие подгруппы группы 300.
(КонсультантПлюс, 2025)Например, по КВР 360 отражают выплату денежного вознаграждения за добровольную сдачу в МВД России незаконно хранящихся оружия и (или) боеприпасов, поскольку ее нельзя отнести на другие подгруппы группы 300.
Нормативные акты
Областной закон Ленинградской области от 21.11.2014 N 80-оз
(ред. от 18.07.2023)
"О финансировании за счет средств областного бюджета Ленинградской области расходов, связанных с осуществлением полномочий Ленинградской области по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Ленинградской области, и расходов, связанных с реализацией возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в Ленинградской области"
(принят ЗС ЛО 10.11.2014)выплата гражданам денежного вознаграждения за добровольную сдачу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
(ред. от 18.07.2023)
"О финансировании за счет средств областного бюджета Ленинградской области расходов, связанных с осуществлением полномочий Ленинградской области по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Ленинградской области, и расходов, связанных с реализацией возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в Ленинградской области"
(принят ЗС ЛО 10.11.2014)выплата гражданам денежного вознаграждения за добровольную сдачу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
Статья: Отказ от уголовного преследования при наличии специальных оснований освобождения от уголовной ответственности
(Калугин А.Г.)
("Российский следователь", 2008, N 11)В реальной деятельности органов внутренних дел факты добровольной сдачи незаконно хранившегося оружия зачастую вообще остаются без всякого уголовно-процессуального оформления. Оружие нередко просто приходуется и передается в подразделения службы тыла для утилизации, а сдавший его гражданин может получить еще и материальное вознаграждение; при этом даже не выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
(Калугин А.Г.)
("Российский следователь", 2008, N 11)В реальной деятельности органов внутренних дел факты добровольной сдачи незаконно хранившегося оружия зачастую вообще остаются без всякого уголовно-процессуального оформления. Оружие нередко просто приходуется и передается в подразделения службы тыла для утилизации, а сдавший его гражданин может получить еще и материальное вознаграждение; при этом даже не выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
"Незаконный оборот оружия и его предупреждение"
(Муркштис М.И.)
("Статут", 2019)Преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, в Кузбассе на особом контроле. Между тем на территории Кемеровской области действует постоянная профилактическая операция "Оружие", в рамках которой человек, нашедший боеприпасы или огнестрельное оружие, при добровольной сдаче освобождается от уголовной ответственности и получает денежное вознаграждение. В г. Прокопьевске Кемеровской области горожане добровольно сдали 11 единиц оружия и 142 электродетонатора. Им было выплачено 115 тыс. руб. 4 мая 2017 г. в отдел полиции "Зенковский" обратился гражданин с сообщением, что в купленном доме на чердаке нашел и решил добровольно сдать обрез одноствольного ружья. Данный гражданин получил 1,5 тыс. руб. 26 июня гражданин нашел в лесном массиве и добровольно сдал обрез одноствольного ружья, он получил вознаграждение в 7 тыс. руб. <1>
(Муркштис М.И.)
("Статут", 2019)Преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, в Кузбассе на особом контроле. Между тем на территории Кемеровской области действует постоянная профилактическая операция "Оружие", в рамках которой человек, нашедший боеприпасы или огнестрельное оружие, при добровольной сдаче освобождается от уголовной ответственности и получает денежное вознаграждение. В г. Прокопьевске Кемеровской области горожане добровольно сдали 11 единиц оружия и 142 электродетонатора. Им было выплачено 115 тыс. руб. 4 мая 2017 г. в отдел полиции "Зенковский" обратился гражданин с сообщением, что в купленном доме на чердаке нашел и решил добровольно сдать обрез одноствольного ружья. Данный гражданин получил 1,5 тыс. руб. 26 июня гражданин нашел в лесном массиве и добровольно сдал обрез одноствольного ружья, он получил вознаграждение в 7 тыс. руб. <1>
Статья: О сущности оснований для отказа в возбуждении уголовного дела
(Панкратов Д.Е.)
("Российский следователь", 2008, N 15)В реальной деятельности органов внутренних дел это выглядит следующим образом: факты инициативной добровольной сдачи незаконно хранившегося оружия зачастую вообще остаются без всякого уголовно-процессуального реагирования. Оружие приходуется и передается в соответствующее подразделение для уничтожения, а сдавший его гражданин претендует еще на материальное вознаграждение, при этом без процессуального оформления остается факт добровольного прекращения незаконного хранения предметов, запрещенных к обращению, а если и проводится какая-либо проверка данного факта, то чаще всего принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела, хотя формальных оснований для этого в нормах УПК РФ не содержится.
(Панкратов Д.Е.)
("Российский следователь", 2008, N 15)В реальной деятельности органов внутренних дел это выглядит следующим образом: факты инициативной добровольной сдачи незаконно хранившегося оружия зачастую вообще остаются без всякого уголовно-процессуального реагирования. Оружие приходуется и передается в соответствующее подразделение для уничтожения, а сдавший его гражданин претендует еще на материальное вознаграждение, при этом без процессуального оформления остается факт добровольного прекращения незаконного хранения предметов, запрещенных к обращению, а если и проводится какая-либо проверка данного факта, то чаще всего принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела, хотя формальных оснований для этого в нормах УПК РФ не содержится.
"Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. В.И. Радченко, науч. ред. А.С. Михлин, В.А. Казакова)
("Проспект", 2008)7. В соответствии с примечанием к ст. 222 УК РФ лицо, добровольно сдавшее любые виды оружия, предусмотренные в качестве предмета рассматриваемых преступлений, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Добровольность означает, что сдача оружия осуществляется по собственной воле при сознании того обстоятельства, что органам власти об этом не известно и что преступление может быть доведено до конца. Не может признаваться добровольной сдачей предметов, указанных в настоящей статье, а также в ст. 223 комментируемого Кодекса, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию. Сообщение будет признано добровольным и в том случае, если виновный рассчитывает получить обещанное правоохранительными или иными органами вознаграждение, так как условие бескорыстия законом не выдвинуто. Мотивы добровольной сдачи также не влияют на решение вопроса об освобождении от ответственности. Добровольность сдачи оружия оценивается применительно к конкретным обстоятельствам дела. При этом надлежит иметь в виду, что закон не связывает выдачу с мотивом поведения лица, а также с обстоятельствами, предшествовавшими ей или повлиявшими на принятое решение.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. В.И. Радченко, науч. ред. А.С. Михлин, В.А. Казакова)
("Проспект", 2008)7. В соответствии с примечанием к ст. 222 УК РФ лицо, добровольно сдавшее любые виды оружия, предусмотренные в качестве предмета рассматриваемых преступлений, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Добровольность означает, что сдача оружия осуществляется по собственной воле при сознании того обстоятельства, что органам власти об этом не известно и что преступление может быть доведено до конца. Не может признаваться добровольной сдачей предметов, указанных в настоящей статье, а также в ст. 223 комментируемого Кодекса, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию. Сообщение будет признано добровольным и в том случае, если виновный рассчитывает получить обещанное правоохранительными или иными органами вознаграждение, так как условие бескорыстия законом не выдвинуто. Мотивы добровольной сдачи также не влияют на решение вопроса об освобождении от ответственности. Добровольность сдачи оружия оценивается применительно к конкретным обстоятельствам дела. При этом надлежит иметь в виду, что закон не связывает выдачу с мотивом поведения лица, а также с обстоятельствами, предшествовавшими ей или повлиявшими на принятое решение.
Вопрос: ...По какому виду расходов следует отразить выплату по законодательству субъекта РФ вознаграждения гражданам, добровольно сдающим в территориальные органы внутренних дел МВД России незаконно хранящиеся у них оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства?
(Консультация эксперта, 2015)Обоснование: Законодательством субъекта РФ может быть предусмотрена выплата гражданам денежного вознаграждения за добровольную сдачу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (см., например, Постановление Правительства Ленинградской области от 31.05.2013 N 154 "О некоторых мерах по борьбе с преступностью и противодействию терроризму на территории Ленинградской области").
(Консультация эксперта, 2015)Обоснование: Законодательством субъекта РФ может быть предусмотрена выплата гражданам денежного вознаграждения за добровольную сдачу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (см., например, Постановление Правительства Ленинградской области от 31.05.2013 N 154 "О некоторых мерах по борьбе с преступностью и противодействию терроризму на территории Ленинградской области").
Статья: Противодействие незаконному обороту оружия и профилактическая роль поощрительных норм уголовного права
(Лобанова Л.В., Суркова О.Г.)
("Российская юстиция", 2012, N 12)Вместе с тем существующая практика показывает, что материальная заинтересованность играет далеко не последнюю роль в принятии виновным лицом решения о добровольной сдаче оружия, находящегося в его незаконном владении. Так, только в 2011 году жители Волгоградской области на возмездной основе сдали 308 гранат, 293 взрывных устройства, 79 единиц гладкоствольного и 10 единиц нарезного оружия <11>. Учитывая это, полагаем целесообразным внести в действующее федеральное законодательство (в частности, в Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" <12>) изменения, устанавливающие обязательную выплату денежного вознаграждения всем гражданам, добровольно сдавшим оружие и подобные ему предметы, а также упомянуть о возможности получения подобного вознаграждения (компенсации) в примечании к ст. 222 УК РФ. С этой целью в нем следовало бы поместить соответствующую норму отсылочного характера.
(Лобанова Л.В., Суркова О.Г.)
("Российская юстиция", 2012, N 12)Вместе с тем существующая практика показывает, что материальная заинтересованность играет далеко не последнюю роль в принятии виновным лицом решения о добровольной сдаче оружия, находящегося в его незаконном владении. Так, только в 2011 году жители Волгоградской области на возмездной основе сдали 308 гранат, 293 взрывных устройства, 79 единиц гладкоствольного и 10 единиц нарезного оружия <11>. Учитывая это, полагаем целесообразным внести в действующее федеральное законодательство (в частности, в Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" <12>) изменения, устанавливающие обязательную выплату денежного вознаграждения всем гражданам, добровольно сдавшим оружие и подобные ему предметы, а также упомянуть о возможности получения подобного вознаграждения (компенсации) в примечании к ст. 222 УК РФ. С этой целью в нем следовало бы поместить соответствующую норму отсылочного характера.
"Комментарий к Федеральному закону "Об оружии"
(постатейный)
(под ред. А.Г. Авдейко, В.В. Черникова)
("Проспект", 2017)После Октябрьской революции 1917 г. вся выстроенная в Российской империи система правового регулирования оборота оружия претерпела коренное изменение. У новой советской власти главным вопросом на то время было разоружение народа, поскольку оружия в стране после Первой мировой войны накопилось с избытком. Поэтому уже 10 декабря 1918 г. Советом народных комиссаров РСФСР был издан Декрет о сдаче оружия <1>, который обязал население и гражданские учреждения сдать имеющиеся у них винтовки, пулеметы, револьверы всех систем (независимо от того, исправны они или нет), а также патроны к ним и шашки. Разрешения на хранение оружия, выданные до издания Декрета, признавались недействительными. В целях стимулирования активности граждан при сдаче оружия Декрет предусматривал выдачу гражданам денежного вознаграждения из средств комиссариатов по военным делам. За невыполнение требования по сдаче устанавливалась ответственность в виде лишения свободы от 1 года до 10 лет.
(постатейный)
(под ред. А.Г. Авдейко, В.В. Черникова)
("Проспект", 2017)После Октябрьской революции 1917 г. вся выстроенная в Российской империи система правового регулирования оборота оружия претерпела коренное изменение. У новой советской власти главным вопросом на то время было разоружение народа, поскольку оружия в стране после Первой мировой войны накопилось с избытком. Поэтому уже 10 декабря 1918 г. Советом народных комиссаров РСФСР был издан Декрет о сдаче оружия <1>, который обязал население и гражданские учреждения сдать имеющиеся у них винтовки, пулеметы, револьверы всех систем (независимо от того, исправны они или нет), а также патроны к ним и шашки. Разрешения на хранение оружия, выданные до издания Декрета, признавались недействительными. В целях стимулирования активности граждан при сдаче оружия Декрет предусматривал выдачу гражданам денежного вознаграждения из средств комиссариатов по военным делам. За невыполнение требования по сдаче устанавливалась ответственность в виде лишения свободы от 1 года до 10 лет.
"Криминология: Учебник для вузов"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Д. Малкова)
("Юстицинформ", 2006)Очевидным фактом является и то, что чем больше оружия будет бесконтрольно находиться в руках у населения, тем больше будет совершаться преступлений с его применением. Нелегальное приобретение, сбыт, ношение оружия, криминальные взрывы с тяжкими последствиями становятся одним из обстоятельств, существенно влияющих на общее состояние криминогенной обстановки. Следовательно, превентивные меры по специальной профилактике преступлений должны быть направлены на изъятие предметов вооружения у населения. Для решения этой проблемы необходимо использовать все доступные средства убеждения и принуждения. В некоторых регионах страны (г. Москва и Московская область, Республика Татарстан и др.) местные органы власти активно применяют такие формы стимулирования граждан, как денежное вознаграждение лиц, добровольно сдавших оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Д. Малкова)
("Юстицинформ", 2006)Очевидным фактом является и то, что чем больше оружия будет бесконтрольно находиться в руках у населения, тем больше будет совершаться преступлений с его применением. Нелегальное приобретение, сбыт, ношение оружия, криминальные взрывы с тяжкими последствиями становятся одним из обстоятельств, существенно влияющих на общее состояние криминогенной обстановки. Следовательно, превентивные меры по специальной профилактике преступлений должны быть направлены на изъятие предметов вооружения у населения. Для решения этой проблемы необходимо использовать все доступные средства убеждения и принуждения. В некоторых регионах страны (г. Москва и Московская область, Республика Татарстан и др.) местные органы власти активно применяют такие формы стимулирования граждан, как денежное вознаграждение лиц, добровольно сдавших оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(постатейный)
(Зюзин С.Ю., Юдина А.Б., Карташова Ю.А., Гребенникова А.А.)
(под ред. Н.И. Воробьева)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)В качестве реализации данного полномочия можно рассматривать Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июня 2012 г. N 434-П "Об утверждении Положения о паспорте антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей в Ямало-Ненецком автономном округе", Постановление Правительства Новосибирской области от 4 сентября 2013 г. N 377-п "Об установлении выплат денежного вознаграждения гражданам, добровольно сдавшим в территориальные органы Министерства внутренних дел РФ по Новосибирской области незаконно хранившиеся оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или (и) взрывные устройства".
(постатейный)
(Зюзин С.Ю., Юдина А.Б., Карташова Ю.А., Гребенникова А.А.)
(под ред. Н.И. Воробьева)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)В качестве реализации данного полномочия можно рассматривать Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июня 2012 г. N 434-П "Об утверждении Положения о паспорте антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей в Ямало-Ненецком автономном округе", Постановление Правительства Новосибирской области от 4 сентября 2013 г. N 377-п "Об установлении выплат денежного вознаграждения гражданам, добровольно сдавшим в территориальные органы Министерства внутренних дел РФ по Новосибирской области незаконно хранившиеся оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или (и) взрывные устройства".
"Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2011)11. Частью 2 ст. 208 УК предусмотрена ответственность за участие в незаконном вооруженном формировании, под которым следует понимать членство в нем и выполнение любых действий и поручений в соответствии с планами и задачами деятельности формирования, получение денежного вознаграждения и т.д.
(постатейный)
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2011)11. Частью 2 ст. 208 УК предусмотрена ответственность за участие в незаконном вооруженном формировании, под которым следует понимать членство в нем и выполнение любых действий и поручений в соответствии с планами и задачами деятельности формирования, получение денежного вознаграждения и т.д.