Вознаграждение по закону о торговле
Подборка наиболее важных документов по запросу Вознаграждение по закону о торговле (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Договор поставки товара в торговые сети как механизм защиты прав потребителей: теоретико-правовой аспект
(Карпов Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)Части 6 и 13 ст. 9 Закона о торговле предусматривают запрет на включение в договор поставки условий о выплате поставщиками ретейлерам не предусмотренных Законом о торговле вознаграждений; о взимании платы за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты, за изменение ассортимента продовольственных товаров; о возмещении расходов в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары, расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров, расходов, связанных с утилизацией или уничтожением непроданных продовольственных товаров. Указанные условия направлены в первую очередь на установление баланса интересов ретейлера и поставщика продовольственных товаров, на защиту сторон договора поставки продовольственных товаров в торговые сети от недобросовестной конкуренции. Вместе с тем представляется, что нарушение данных требований, несомненно, приведет к учету данных выплат и расходов в цене товара, что негативно скажется на интересах конечного потребителя. Таким образом, установленные запреты обеспечивают в том числе защиту права потребителя на приобретение продовольственных товаров по наиболее выгодной цене.
(Карпов Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)Части 6 и 13 ст. 9 Закона о торговле предусматривают запрет на включение в договор поставки условий о выплате поставщиками ретейлерам не предусмотренных Законом о торговле вознаграждений; о взимании платы за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты, за изменение ассортимента продовольственных товаров; о возмещении расходов в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары, расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров, расходов, связанных с утилизацией или уничтожением непроданных продовольственных товаров. Указанные условия направлены в первую очередь на установление баланса интересов ретейлера и поставщика продовольственных товаров, на защиту сторон договора поставки продовольственных товаров в торговые сети от недобросовестной конкуренции. Вместе с тем представляется, что нарушение данных требований, несомненно, приведет к учету данных выплат и расходов в цене товара, что негативно скажется на интересах конечного потребителя. Таким образом, установленные запреты обеспечивают в том числе защиту права потребителя на приобретение продовольственных товаров по наиболее выгодной цене.
Статья: Значение применения антимонопольного комплаенса организациями торговли для предотвращения нарушений законодательства о конкуренции
(Карпов Н.Н.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2020, N 4)<45> Субботина С.А. Закон о торговле: вознаграждение, скидки и ретроскидки // СПС "КонсультантПлюс".
(Карпов Н.Н.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2020, N 4)<45> Субботина С.А. Закон о торговле: вознаграждение, скидки и ретроскидки // СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Суды, руководствуясь положениями ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о регулировании торговой деятельности), исходили из того, что решение инспекции соответствует положениям действующего налогового законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку вне зависимости от условий договора в случае перечисления продавцом продовольственных товаров их покупателю премии (вознаграждения) за достижение определенного объема закупок, указанные премии (вознаграждения) не изменяют стоимость ранее поставленных продовольственных товаров.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Суды, руководствуясь положениями ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о регулировании торговой деятельности), исходили из того, что решение инспекции соответствует положениям действующего налогового законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку вне зависимости от условий договора в случае перечисления продавцом продовольственных товаров их покупателю премии (вознаграждения) за достижение определенного объема закупок, указанные премии (вознаграждения) не изменяют стоимость ранее поставленных продовольственных товаров.
Решение ВАС РФ от 11.01.2013 N 13825/12
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" в части утверждения формы корректировочного счета-фактуры и правил его заполнения согласно приложению N 2 не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации>О включении в цену товара вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, указано в пункте 4 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" в части утверждения формы корректировочного счета-фактуры и правил его заполнения согласно приложению N 2 не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации>О включении в цену товара вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, указано в пункте 4 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Вопрос: Каково предназначение кредит-ноты?
(Консультация эксперта, 2025)Размер преференций при поставке (купле-продаже) непродовольственных товаров и порядок их предоставления законодательно не ограничены (в отличие от вознаграждения, выплачиваемого поставщиком продовольственных товаров) (ч. 4, 5, 6 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ)).
(Консультация эксперта, 2025)Размер преференций при поставке (купле-продаже) непродовольственных товаров и порядок их предоставления законодательно не ограничены (в отличие от вознаграждения, выплачиваемого поставщиком продовольственных товаров) (ч. 4, 5, 6 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ)).
Информация: Правительство освободило производителей масла и яиц от допвыплат ритейлерам
("Официальный сайт Правительства РФ", 2025)Правительство расширило перечень социально значимых продовольственных товаров, за приобретение которых производители не должны выплачивать вознаграждение ретейлерам. В список добавлены яйца и сливочное масло.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2025)Правительство расширило перечень социально значимых продовольственных товаров, за приобретение которых производители не должны выплачивать вознаграждение ретейлерам. В список добавлены яйца и сливочное масло.
Вопрос: Об акцизах при приобретении организацией для дальнейшей реализации подакцизных товаров и вознаграждении при приобретении определенного количества товара.
(Письмо Минфина России от 03.09.2024 N 03-13-05/83217)Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(Письмо Минфина России от 03.09.2024 N 03-13-05/83217)Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья: Правовая природа бонусов покупателю по договору поставки и их место в системе способов прекращения обязательств
(Челышева Н.Ю.)
("Нотариус", 2022, N 6)Договор поставки относится к категории предпринимательских договоров, что подразумевает необходимость соблюдения ряда специальных требований к его условиям. Так, согласно ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <3> цена договора поставки продовольственных товаров определяется соглашением сторон. Стороны договора поставки вправе предусмотреть включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого покупателю, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у поставщика определенного количества продовольственных товаров. При этом Правительством РФ утвержден Перечень социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых не допускается выплата вознаграждения <4>. Приведенное ограничение направлено на защиту слабой стороны торгового оборота - конечного потребителя поставляемых товаров. Целью такого запрета является предотвращение увеличения объемов сбыта скоропортящихся и потому небезопасных продуктов питания (со сроком годности менее 10 дней - куриное мясо, молоко и хлеб) одному покупателю за счет снижения цены. Другие подобные ограничения по предоставлению скидок в сфере отношений поставки в зависимости от потребительских свойств товара призваны не допускать проведения коммерческими организациями, реализующими такие товары, дискриминационной политики в отношении отдельных субъектов или целых категорий лиц по тем или иным основаниям.
(Челышева Н.Ю.)
("Нотариус", 2022, N 6)Договор поставки относится к категории предпринимательских договоров, что подразумевает необходимость соблюдения ряда специальных требований к его условиям. Так, согласно ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <3> цена договора поставки продовольственных товаров определяется соглашением сторон. Стороны договора поставки вправе предусмотреть включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого покупателю, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у поставщика определенного количества продовольственных товаров. При этом Правительством РФ утвержден Перечень социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых не допускается выплата вознаграждения <4>. Приведенное ограничение направлено на защиту слабой стороны торгового оборота - конечного потребителя поставляемых товаров. Целью такого запрета является предотвращение увеличения объемов сбыта скоропортящихся и потому небезопасных продуктов питания (со сроком годности менее 10 дней - куриное мясо, молоко и хлеб) одному покупателю за счет снижения цены. Другие подобные ограничения по предоставлению скидок в сфере отношений поставки в зависимости от потребительских свойств товара призваны не допускать проведения коммерческими организациями, реализующими такие товары, дискриминационной политики в отношении отдельных субъектов или целых категорий лиц по тем или иным основаниям.
Вопрос: Возможно ли в рамках поставки зачесть вознаграждение, выплачиваемое хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров и услуг, которое составляет свыше 5% в будущих периодах путем зачета?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Таким образом, частью 4 статьи 9 Закона о торговле предусмотрено, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Таким образом, частью 4 статьи 9 Закона о торговле предусмотрено, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете производственной организации - поставщика выплату покупателю премии за приобретение определенного количества товаров (строительных материалов) в течение года, если указанная премия предусмотрена договором поставки, не изменяет цену поставляемых материалов и выплачивается путем перечисления денежных средств на расчетный счет покупателя?..
(Консультация эксперта, 2025)<*> Напомним, что совокупный размер вознаграждения в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров, а также платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке данных товаров, иных подобных услуг не может превышать 5 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров без учета суммы НДС, предъявленной поставщиком к оплате покупателю (а в отношении подакцизных продовольственных товаров без учета также суммы акциза). Кроме того, выплата данного вознаграждения не допускается при приобретении отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, Перечень которых установлен Правительством РФ (ч. 4, 5 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
(Консультация эксперта, 2025)<*> Напомним, что совокупный размер вознаграждения в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров, а также платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке данных товаров, иных подобных услуг не может превышать 5 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров без учета суммы НДС, предъявленной поставщиком к оплате покупателю (а в отношении подакцизных продовольственных товаров без учета также суммы акциза). Кроме того, выплата данного вознаграждения не допускается при приобретении отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, Перечень которых установлен Правительством РФ (ч. 4, 5 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Вопрос: Существуют ли ограничения по размеру премии, выплачиваемой белорусскому покупателю за приобретение определенного количества продовольственных товаров согласно условиям договора поставки?
(Консультация эксперта, 2025)В силу ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в цену договора поставки продовольственных товаров может включаться вознаграждение, выплачиваемое хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора и не может превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров.
(Консультация эксперта, 2025)В силу ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в цену договора поставки продовольственных товаров может включаться вознаграждение, выплачиваемое хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора и не может превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Пунктом 9 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) алкогольная продукция отнесена к продовольственным товарам.
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Пунктом 9 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) алкогольная продукция отнесена к продовольственным товарам.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, исходил из того, что действующим законодательством специальные правила регулирования торговли непродовольственными товарами не определены. Суды двух инстанций установили, что договором не предусмотрен предельный (максимальный) размер премии, поэтому сочли необходимым применить к отношениям сторон по аналогии положения ч. 4 ст. 9 Закона о торговле, которая прямо регламентирует, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров. Руководствуясь изложенным, суды пришли к выводу о необходимости уменьшения размера подлежащей выплате ответчиком истцу премии до 1 263 448,88 руб.
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, исходил из того, что действующим законодательством специальные правила регулирования торговли непродовольственными товарами не определены. Суды двух инстанций установили, что договором не предусмотрен предельный (максимальный) размер премии, поэтому сочли необходимым применить к отношениям сторон по аналогии положения ч. 4 ст. 9 Закона о торговле, которая прямо регламентирует, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров. Руководствуясь изложенным, суды пришли к выводу о необходимости уменьшения размера подлежащей выплате ответчиком истцу премии до 1 263 448,88 руб.
Вопрос: Организация - поставщик продовольственных товаров планирует установить иностранной организации вознаграждение за определенный объем закупок (без изменения цены товара). Можно ли установить вознаграждение в размере 10% и в случае выплаты учесть его сумму в составе расходов в целях налога на прибыль?
(Консультация эксперта, 2025)Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) регулирует размер вознаграждения за объем закупок продовольственных товаров, которое выплачивает поставщик торговой сети.
(Консультация эксперта, 2025)Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) регулирует размер вознаграждения за объем закупок продовольственных товаров, которое выплачивает поставщик торговой сети.