Возмещение курортного сБора
Подборка наиболее важных документов по запросу Возмещение курортного сБора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Можно ли учесть в расходах по налогу на прибыль сумму возмещенного командированному работнику курортного сбора?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Можно ли учесть в расходах по налогу на прибыль сумму возмещенного командированному работнику курортного сбора?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Можно ли учесть в расходах по налогу на прибыль сумму возмещенного командированному работнику курортного сбора?
Статья: Как учесть возмещение туристического налога командированному работнику
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 41)Отметим, что туристический налог придет на смену курортному сбору, возмещение которого также учитывается в командировочных расходах на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, но как иные платежи и сборы (подробнее см. "ЭЖ-Бухгалтер" N 35, 2018).
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 41)Отметим, что туристический налог придет на смену курортному сбору, возмещение которого также учитывается в командировочных расходах на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, но как иные платежи и сборы (подробнее см. "ЭЖ-Бухгалтер" N 35, 2018).
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: От курортного сбора к туристическому налогу: история вопроса и перспективы (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)Известно, что введение курортного сбора в качестве эксперимента в 2017 году не является чем-то новым для российского законодательства и не первая попытка таким образом решить проблему обеспечения доходности местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Еще в 20-х годах прошлого века в Автономной Крымской ССР взимался курортный сбор <9>. В течение нескольких лет курортный сбор взимался на основании Постановления ЦИК и СНК СССР от 17.08.1933, имея целью возмещение расходов, связанных с благоустройством курортов и повышением качества бытового обслуживания отдыхающих <10>. Особенно активно этот механизм использовался в разных вариантах для развития одного города или сети курортов, с признанием плательщиками неорганизованных отдыхающих и организаций курортной инфраструктуры, размещающих отдыхающих, в 1960-х - начале 1970-х годов (Постановление Совмина РСФСР от 16.08.1963 N 1012 "О курортном сборе с граждан, неорганизованно приезжающих на отдых в курортные местности" <11>; Постановление Совмина СССР от 27.02.1969 N 155 "О взимании курортного сбора" <12>; Постановление Совмина РСФСР от 12.10.1970 N 589 "О введении курортного сбора с граждан, неорганизованно приезжающих на отдых в г. Туапсе Краснодарского края" <13>). Законом СССР от 24.06.1981 "О местных налогах и сборах" <14> республики были наделены правом вводить местные сборы, взимаемые с граждан за услуги, предоставляемые им в сферах туризма, отдыха, организации экскурсий, любительского рыболовства, охоты и др., что имело целью частичное возмещение расходов. В данном контексте сбор по своей сущности очень близок к современной налоговой природе сбора: индивидуальная возмездность (плата за оказание услуг), компенсационный характер. В качестве местного курортный сбор взимался на территории Российской Федерации в период с 1992 по 2003 год (введен Законом РСФСР от 12.12.1991 N 2018-1 "О курортном сборе с физических лиц" <15> (утратил силу с 01.01.2004 с принятием Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ)).
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)Известно, что введение курортного сбора в качестве эксперимента в 2017 году не является чем-то новым для российского законодательства и не первая попытка таким образом решить проблему обеспечения доходности местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Еще в 20-х годах прошлого века в Автономной Крымской ССР взимался курортный сбор <9>. В течение нескольких лет курортный сбор взимался на основании Постановления ЦИК и СНК СССР от 17.08.1933, имея целью возмещение расходов, связанных с благоустройством курортов и повышением качества бытового обслуживания отдыхающих <10>. Особенно активно этот механизм использовался в разных вариантах для развития одного города или сети курортов, с признанием плательщиками неорганизованных отдыхающих и организаций курортной инфраструктуры, размещающих отдыхающих, в 1960-х - начале 1970-х годов (Постановление Совмина РСФСР от 16.08.1963 N 1012 "О курортном сборе с граждан, неорганизованно приезжающих на отдых в курортные местности" <11>; Постановление Совмина СССР от 27.02.1969 N 155 "О взимании курортного сбора" <12>; Постановление Совмина РСФСР от 12.10.1970 N 589 "О введении курортного сбора с граждан, неорганизованно приезжающих на отдых в г. Туапсе Краснодарского края" <13>). Законом СССР от 24.06.1981 "О местных налогах и сборах" <14> республики были наделены правом вводить местные сборы, взимаемые с граждан за услуги, предоставляемые им в сферах туризма, отдыха, организации экскурсий, любительского рыболовства, охоты и др., что имело целью частичное возмещение расходов. В данном контексте сбор по своей сущности очень близок к современной налоговой природе сбора: индивидуальная возмездность (плата за оказание услуг), компенсационный характер. В качестве местного курортный сбор взимался на территории Российской Федерации в период с 1992 по 2003 год (введен Законом РСФСР от 12.12.1991 N 2018-1 "О курортном сборе с физических лиц" <15> (утратил силу с 01.01.2004 с принятием Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ)).
Статья: От курортного сбора к туристическому налогу: экономическая целесообразность и правовое обоснование (часть 1)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 7)Отсутствие четкого понимания правовой сущности курортного сбора позволяло именовать его и сбором, и налогом, и взносом [9; 14]. В.Е. Леонтьев и А.Ю. Баранова, сравнив характеристики курортного сбора по Закону N 214-ФЗ 2017 года и курортного сбора в варианте Закона РСФСР "О курортном сборе с физических лиц" от 12.12.1991 N 2018-1, признали первый сбором, а последний "местным косвенным налогом, взимаемым с индивидуальных предпринимателей и организаций, предоставляющих услуги проживания туристам и рекреантам", указав, что многие исследователи курортный сбор в том варианте трактовали как "плату туристов за пользование природными ресурсами (минеральными водами, лечебными источниками и др.)" и "форму возмещения экономического ущерба от пользования инфраструктурой, находящейся на территории курортов". Они также указали на терминологическую неточность, но несколько в ином ракурсе: "Курортный и туристский сборы как финансовый ресурс тождественны... Но по смысловому значению они имеют принципиальные отличия", предопределяемые значением понятий "курорт" (природная территория) и "турист" (физическое лицо). Для устранения смыслового несоответствия они предложили "ввести не курортный, а туристский сбор, под которым следует понимать обязательный взнос физических лиц, посещающих на территории России объекты рекреационного, познавательного и религиозного назначения, подлежащие охране государством: зоопарки, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, национальные и природные парки, дворцовые ансамбли, храмы, грязелечебницы, минеральные источники, бюветы..." [11, с. 173, 175]. Как видим, они в определенной мере предвосхитили современный подход: не курортный, а туристический, и не сбор, а налог.
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 7)Отсутствие четкого понимания правовой сущности курортного сбора позволяло именовать его и сбором, и налогом, и взносом [9; 14]. В.Е. Леонтьев и А.Ю. Баранова, сравнив характеристики курортного сбора по Закону N 214-ФЗ 2017 года и курортного сбора в варианте Закона РСФСР "О курортном сборе с физических лиц" от 12.12.1991 N 2018-1, признали первый сбором, а последний "местным косвенным налогом, взимаемым с индивидуальных предпринимателей и организаций, предоставляющих услуги проживания туристам и рекреантам", указав, что многие исследователи курортный сбор в том варианте трактовали как "плату туристов за пользование природными ресурсами (минеральными водами, лечебными источниками и др.)" и "форму возмещения экономического ущерба от пользования инфраструктурой, находящейся на территории курортов". Они также указали на терминологическую неточность, но несколько в ином ракурсе: "Курортный и туристский сборы как финансовый ресурс тождественны... Но по смысловому значению они имеют принципиальные отличия", предопределяемые значением понятий "курорт" (природная территория) и "турист" (физическое лицо). Для устранения смыслового несоответствия они предложили "ввести не курортный, а туристский сбор, под которым следует понимать обязательный взнос физических лиц, посещающих на территории России объекты рекреационного, познавательного и религиозного назначения, подлежащие охране государством: зоопарки, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, национальные и природные парки, дворцовые ансамбли, храмы, грязелечебницы, минеральные источники, бюветы..." [11, с. 173, 175]. Как видим, они в определенной мере предвосхитили современный подход: не курортный, а туристический, и не сбор, а налог.
Вопрос: Об НДФЛ с сумм возмещения расходов на питание работника, направленного в командировку.
(Письмо Минфина России от 16.05.2025 N 03-04-05/48139)В абзаце двенадцатом пункта 1 статьи 217 Кодекса указано, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов, связанных со служебной командировкой, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке за пределами территории Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, курортный сбор, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного или дипломатического паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
(Письмо Минфина России от 16.05.2025 N 03-04-05/48139)В абзаце двенадцатом пункта 1 статьи 217 Кодекса указано, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов, связанных со служебной командировкой, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке за пределами территории Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, курортный сбор, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного или дипломатического паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
Готовое решение: По каким кодам КОСГУ и КВР отражаются расходы на уплату курортного сбора командированным работником (до 31 декабря 2024 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2025)Выбор подстатьи КОСГУ на уплату курортного сбора будет зависеть от того, возмещаете вы данные расходы командированному работнику или оплачиваете его напрямую оператору курортного сбора.
(КонсультантПлюс, 2025)Выбор подстатьи КОСГУ на уплату курортного сбора будет зависеть от того, возмещаете вы данные расходы командированному работнику или оплачиваете его напрямую оператору курортного сбора.
Статья: Курортный сбор в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 11)Возмещение курортного сбора работникам целесообразно закрепить в локальном нормативном акте учреждения (положении о служебных командировках и т.п.).
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 11)Возмещение курортного сбора работникам целесообразно закрепить в локальном нормативном акте учреждения (положении о служебных командировках и т.п.).
Статья: Командировки: разбираем вопросы о разном
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 19)Налог на прибыль: затраты работника на уплату курортного сбора в командировке, возмещенные работодателем, можно учитывать в целях налога на прибыль, так как перечень командировочных расходов открытый <7>. Но только если работник приложит к авансовому отчету документ, подтверждающий уплату курортного сбора. Это может быть <8>:
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 19)Налог на прибыль: затраты работника на уплату курортного сбора в командировке, возмещенные работодателем, можно учитывать в целях налога на прибыль, так как перечень командировочных расходов открытый <7>. Но только если работник приложит к авансовому отчету документ, подтверждающий уплату курортного сбора. Это может быть <8>:
Статья: О налогообложении командировочных расходов
(Новикова С.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Трудовой кодекс допускает возмещение командированному лицу иных расходов, произведенных им с разрешения и ведома работодателя. Так, затраты на уплату курортного сбора непосредственно связаны с пребыванием работника в служебной командировке, поэтому сумму сбора, возмещаемую командированному лицу, учреждение может учесть в составе расходов по налогу на прибыль при наличии подтверждающих документов.
(Новикова С.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Трудовой кодекс допускает возмещение командированному лицу иных расходов, произведенных им с разрешения и ведома работодателя. Так, затраты на уплату курортного сбора непосредственно связаны с пребыванием работника в служебной командировке, поэтому сумму сбора, возмещаемую командированному лицу, учреждение может учесть в составе расходов по налогу на прибыль при наличии подтверждающих документов.
Вопрос: Об НДФЛ в отношении сумм возмещения расходов на питание работникам, находящимся в служебных командировках (служебных поездках).
(Письмо ФНС России от 03.04.2023 N БС-3-11/4624@)При оплате работодателем налогоплательщику расходов, связанных со служебной командировкой, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке за пределами территории Российской Федерации, суточные, выплачиваемые в размерах, установленных актом Президента Российской Федерации и (или) актом Правительства Российской Федерации, работникам при направлении их в служебные командировки на территории, нуждающиеся в обеспечении жизнедеятельности населения и восстановлении объектов инфраструктуры, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, курортный сбор, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного или дипломатического паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
(Письмо ФНС России от 03.04.2023 N БС-3-11/4624@)При оплате работодателем налогоплательщику расходов, связанных со служебной командировкой, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке за пределами территории Российской Федерации, суточные, выплачиваемые в размерах, установленных актом Президента Российской Федерации и (или) актом Правительства Российской Федерации, работникам при направлении их в служебные командировки на территории, нуждающиеся в обеспечении жизнедеятельности населения и восстановлении объектов инфраструктуры, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, курортный сбор, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного или дипломатического паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
Статья: Новости от 21.04.2023
("Главная книга", 2023, N 9)- на уплату сборов за услуги аэропортов, комиссионных сборов, курортного сбора;
("Главная книга", 2023, N 9)- на уплату сборов за услуги аэропортов, комиссионных сборов, курортного сбора;
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Такими актами в настоящее время являются Постановление Правительства от 01.12.2020 N 1980 "Об утверждении Правил организации медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских (военно-медицинских) подразделениях Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов в местах их постоянной дислокации и в военно-медицинских частях и организациях" и Постановление Правительства от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, возмещения расходов на ее оказание, проведение медицинских осмотров, диспансеризации, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы".
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Такими актами в настоящее время являются Постановление Правительства от 01.12.2020 N 1980 "Об утверждении Правил организации медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских (военно-медицинских) подразделениях Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов в местах их постоянной дислокации и в военно-медицинских частях и организациях" и Постановление Правительства от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, возмещения расходов на ее оказание, проведение медицинских осмотров, диспансеризации, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы".