Возложение дополнительных обязанностей УИИ
Подборка наиболее важных документов по запросу Возложение дополнительных обязанностей УИИ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу участия добровольцев (волонтеров) в реализации Федерального закона от 06.02.2023 N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации"
(Хасанова С.К.)
("Российский судья", 2024, N 1)Федеральный закон N 10-ФЗ ключевую роль в организации привлечения добровольцев (волонтеров) к работе с лицами, в отношении которых применяется пробация, отводит уголовно-исполнительным инспекциям. Следовательно, на данные учреждения возлагаются новые дополнительные обязанности, связанные в том числе с координацией участия волонтеров (добровольцев) в социальном сопровождении осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
(Хасанова С.К.)
("Российский судья", 2024, N 1)Федеральный закон N 10-ФЗ ключевую роль в организации привлечения добровольцев (волонтеров) к работе с лицами, в отношении которых применяется пробация, отводит уголовно-исполнительным инспекциям. Следовательно, на данные учреждения возлагаются новые дополнительные обязанности, связанные в том числе с координацией участия волонтеров (добровольцев) в социальном сопровождении осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Статья: Основания для прекращения производства по делам о замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания
(Пупышева Л.А.)
("Законодательство и практика", 2021, N 1)Правобережный районный суд г. Липецка, рассмотрев в судебном заседании представление о продлении испытательного срока и возложении дополнительной обязанности осужденному Е., принял решение о прекращении производства по следующим основаниям. Осужденный Е. в судебное заседание не явился, принятые судом меры по принудительному приводу результатов не дали. Представитель уголовно-исполнительной инспекции пояснил, что сотрудниками инспекции осуществлялись меры по обеспечению явки в судебное заседание осужденного Е., однако его местонахождение установлено не было, в связи с чем он был объявлен в розыск <7>.
(Пупышева Л.А.)
("Законодательство и практика", 2021, N 1)Правобережный районный суд г. Липецка, рассмотрев в судебном заседании представление о продлении испытательного срока и возложении дополнительной обязанности осужденному Е., принял решение о прекращении производства по следующим основаниям. Осужденный Е. в судебное заседание не явился, принятые судом меры по принудительному приводу результатов не дали. Представитель уголовно-исполнительной инспекции пояснил, что сотрудниками инспекции осуществлялись меры по обеспечению явки в судебное заседание осужденного Е., однако его местонахождение установлено не было, в связи с чем он был объявлен в розыск <7>.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58
(ред. от 18.12.2018)
"О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"При этом судам следует иметь в виду, что в силу части 4 статьи 188 УИК РФ все условно осужденные обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями или командованием воинских частей о своем поведении, исполнять возложенные на них обязанности, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию, поэтому в приговоре дополнительно возлагать на осужденных указанные обязанности не требуется.
(ред. от 18.12.2018)
"О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"При этом судам следует иметь в виду, что в силу части 4 статьи 188 УИК РФ все условно осужденные обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями или командованием воинских частей о своем поведении, исполнять возложенные на них обязанности, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию, поэтому в приговоре дополнительно возлагать на осужденных указанные обязанности не требуется.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21
(ред. от 25.06.2024)
"О практике применения судами законодательства об исполнении приговора"Дополнить ранее установленные для условно осужденного обязанности суд вправе, если придет к выводу, что условно осужденный не отчитывался перед уголовно-исполнительной инспекцией или командованием воинской части о своем поведении, не исполнял возложенные на него судом обязанности, не являлся по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию, а также если установит иные обстоятельства, свидетельствующие о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей (часть 2 статьи 190 УИК РФ).
(ред. от 25.06.2024)
"О практике применения судами законодательства об исполнении приговора"Дополнить ранее установленные для условно осужденного обязанности суд вправе, если придет к выводу, что условно осужденный не отчитывался перед уголовно-исполнительной инспекцией или командованием воинской части о своем поведении, не исполнял возложенные на него судом обязанности, не являлся по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию, а также если установит иные обстоятельства, свидетельствующие о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей (часть 2 статьи 190 УИК РФ).
Вопрос: Уголовно-исполнительная инспекция направила администрации организации, с которой осужденным заключен трудовой договор, документы, согласно которым на него возлагаются обязанности по выполнению видов работ, не предусмотренных трудовым договором. Правомерно ли возлагать на осужденного работника эти обязанности?
(Консультация эксперта, Гострудинспекция в Орловской обл., 2023)Вопрос: Осужденному назначено наказание в виде исправительных работ, которое он отбывает по основному месту работы. Уголовно-исполнительная инспекция направила администрации организации, с которой осужденным заключен трудовой договор, документы, согласно которым на него возлагаются обязанности по выполнению видов работ, не предусмотренных трудовым договором. Правомерно ли возлагать на осужденного работника эти обязанности?
(Консультация эксперта, Гострудинспекция в Орловской обл., 2023)Вопрос: Осужденному назначено наказание в виде исправительных работ, которое он отбывает по основному месту работы. Уголовно-исполнительная инспекция направила администрации организации, с которой осужденным заключен трудовой договор, документы, согласно которым на него возлагаются обязанности по выполнению видов работ, не предусмотренных трудовым договором. Правомерно ли возлагать на осужденного работника эти обязанности?
"Уголовное наказание и его цели: монография"
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Что касается обязательных работ, то оставление их в системе наказаний наряду с объединенным видом наказания, связанного с привлечением осужденных к труду, было бы нелогичным и лишало бы смысла указанную выше трансформацию. В этой связи следует согласиться с выводом Н.Г. Осадчей, сделанным ею при проведении монографического исследования обязательных и исправительных работ. Ею предлагается применять обязательные работы как дополнение к условному осуждению и условно-досрочному освобождению, а также при необходимости применять дополнительные обязанности <1>. При этом данный автор акцентирует внимание на опыте зарубежных законодателей в этом вопросе. Кроме того, об этом писали и другие ученые <2>. Полагаем, что при таком варианте трансформации системы наказаний наиболее эффективное решение реализации потенциала обязательных работ возможно в рамках условного осуждения с возложением обязанности в виде, например, "осуществлять безвозмездную трудовую деятельность в месте, установленном уполномоченным органом", которым является уголовно-исполнительная инспекция. Таким образом, законодатель избежит тех потенциальных и реальных теоретических и практических проблем, связанных с реализацией условного осуждения в настоящее время.
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Что касается обязательных работ, то оставление их в системе наказаний наряду с объединенным видом наказания, связанного с привлечением осужденных к труду, было бы нелогичным и лишало бы смысла указанную выше трансформацию. В этой связи следует согласиться с выводом Н.Г. Осадчей, сделанным ею при проведении монографического исследования обязательных и исправительных работ. Ею предлагается применять обязательные работы как дополнение к условному осуждению и условно-досрочному освобождению, а также при необходимости применять дополнительные обязанности <1>. При этом данный автор акцентирует внимание на опыте зарубежных законодателей в этом вопросе. Кроме того, об этом писали и другие ученые <2>. Полагаем, что при таком варианте трансформации системы наказаний наиболее эффективное решение реализации потенциала обязательных работ возможно в рамках условного осуждения с возложением обязанности в виде, например, "осуществлять безвозмездную трудовую деятельность в месте, установленном уполномоченным органом", которым является уголовно-исполнительная инспекция. Таким образом, законодатель избежит тех потенциальных и реальных теоретических и практических проблем, связанных с реализацией условного осуждения в настоящее время.
Статья: Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, на современном этапе реформирования УИС
(Ковалев О.Г., Семенова Н.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)- органам прокуратуры следует осуществить мероприятия по повышению роли и статуса надзора за законностью исполнения наказаний без изоляции от общества. Генеральной прокуратуре и прокурорам субъектов Российской Федерации целесообразно принять дополнительные меры системного контроля за фактическим устранением нарушений законов в этой сфере, а также причин и условий, их порождающих;
(Ковалев О.Г., Семенова Н.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)- органам прокуратуры следует осуществить мероприятия по повышению роли и статуса надзора за законностью исполнения наказаний без изоляции от общества. Генеральной прокуратуре и прокурорам субъектов Российской Федерации целесообразно принять дополнительные меры системного контроля за фактическим устранением нарушений законов в этой сфере, а также причин и условий, их порождающих;
Статья: Принцип неотвратимости наказания в уголовно-исполнительном праве: от декларирования к возможности реализации
(Шевелева С.В., Можайкина В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление УИИ о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания (ч. 1 ст. 28 УИК РФ). Нормативными актами оплата труда, связанного с руководством, распределением трудовой нагрузки и другими текущими вопросами, возникающими в ходе отбытия наказания, для сотрудника, которому поручен контроль за осужденным, не предусмотрена [50, с. 20]. В рамках должностных обязанностей работа с осужденными не предусматривается. Полагаем, материальное стимулирование труда сотрудников организации, где работает осужденный, могло бы повысить качество выполнения возложенных дополнительных, не связанных с основными профессиональными обязанностей. Такой "пренебрежительный" подход к работе сотрудников организаций, где работает осужденный, приводит к безответственному отношению. На практике довольно часто УИИ не могут представить в суд доказательства злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ, поскольку администрации организаций представляют информацию о нарушении трудовой дисциплины по прошествии длительного промежутка времени <15>, тогда как для признания злостно уклоняющимся нарушений должно быть не менее двух в течение месяца. Например, в судебном постановлении указано, что осужденный Г. с 10 октября до 19 октября 2018 г. не выходил на работу без уважительных причин. Однако только 29 января 2019 г. УИИ вынесла первое предупреждение, так как информация от организации о прогулах не поступала. 14 ноября 2018 г. организация просто уволила Г., не известив об этом инспекцию <16>.
(Шевелева С.В., Можайкина В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление УИИ о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания (ч. 1 ст. 28 УИК РФ). Нормативными актами оплата труда, связанного с руководством, распределением трудовой нагрузки и другими текущими вопросами, возникающими в ходе отбытия наказания, для сотрудника, которому поручен контроль за осужденным, не предусмотрена [50, с. 20]. В рамках должностных обязанностей работа с осужденными не предусматривается. Полагаем, материальное стимулирование труда сотрудников организации, где работает осужденный, могло бы повысить качество выполнения возложенных дополнительных, не связанных с основными профессиональными обязанностей. Такой "пренебрежительный" подход к работе сотрудников организаций, где работает осужденный, приводит к безответственному отношению. На практике довольно часто УИИ не могут представить в суд доказательства злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ, поскольку администрации организаций представляют информацию о нарушении трудовой дисциплины по прошествии длительного промежутка времени <15>, тогда как для признания злостно уклоняющимся нарушений должно быть не менее двух в течение месяца. Например, в судебном постановлении указано, что осужденный Г. с 10 октября до 19 октября 2018 г. не выходил на работу без уважительных причин. Однако только 29 января 2019 г. УИИ вынесла первое предупреждение, так как информация от организации о прогулах не поступала. 14 ноября 2018 г. организация просто уволила Г., не известив об этом инспекцию <16>.
Статья: Условное осуждение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Дополнить ранее установленные для условно осужденного обязанности суд вправе, если придет к выводу, что условно осужденный не отчитывался перед уголовно-исполнительной инспекцией или командованием воинской части о своем поведении, не исполнял возложенные на него судом обязанности, не являлся по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию, а также если установит иные обстоятельства, свидетельствующие о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей (ч. 2 ст. 190 УИК РФ); при разрешении вопросов, указанных в п. 8.1 ст. 397 УПК РФ, следует иметь в виду, что в силу ч. 3 ст. 58 УИК РФ, принимая решение о дополнении ранее установленных осужденному ограничений, суд выясняет, какие именно нарушения, указанные в ч. 1 ст. 58 УИК РФ, допущены осужденным либо какие иные обстоятельства свидетельствуют о целесообразности такого решения (например, осужденный отрицательно характеризуется, имеет склонность к употреблению спиртных напитков), и указывает в постановлении мотивы принятого решения (п. п. 13, 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21 "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Дополнить ранее установленные для условно осужденного обязанности суд вправе, если придет к выводу, что условно осужденный не отчитывался перед уголовно-исполнительной инспекцией или командованием воинской части о своем поведении, не исполнял возложенные на него судом обязанности, не являлся по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию, а также если установит иные обстоятельства, свидетельствующие о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей (ч. 2 ст. 190 УИК РФ); при разрешении вопросов, указанных в п. 8.1 ст. 397 УПК РФ, следует иметь в виду, что в силу ч. 3 ст. 58 УИК РФ, принимая решение о дополнении ранее установленных осужденному ограничений, суд выясняет, какие именно нарушения, указанные в ч. 1 ст. 58 УИК РФ, допущены осужденным либо какие иные обстоятельства свидетельствуют о целесообразности такого решения (например, осужденный отрицательно характеризуется, имеет склонность к употреблению спиртных напитков), и указывает в постановлении мотивы принятого решения (п. п. 13, 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21 "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора").
Статья: Об испытательном характере условного осуждения
(Лаптев Д.Б.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 1)Сущность испытания при условном осуждении состоит в том, что в период, определенный в приговоре, осужденный находится под контролем уголовно-исполнительной инспекции (или командования воинской части), выполняет обязанности, возложенные судом, и ведет законопослушный образ жизни, не допуская совершения уголовно наказуемых и административно-противоправных деяний. Самостоятельное исполнение дополнительного наказания, если таковое было назначено, способствует его исправлению в той мере, в какой он соблюдает возложенные правоограничения.
(Лаптев Д.Б.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 1)Сущность испытания при условном осуждении состоит в том, что в период, определенный в приговоре, осужденный находится под контролем уголовно-исполнительной инспекции (или командования воинской части), выполняет обязанности, возложенные судом, и ведет законопослушный образ жизни, не допуская совершения уголовно наказуемых и административно-противоправных деяний. Самостоятельное исполнение дополнительного наказания, если таковое было назначено, способствует его исправлению в той мере, в какой он соблюдает возложенные правоограничения.