Возбуждение дела апк
Подборка наиболее важных документов по запросу Возбуждение дела апк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Категории "содержание" и "форма" в арбитражном и гражданском процессуальном праве
(Шерстюк В.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 2)В гл. 10 "Предъявление иска и возбуждение производства по делу" АПК РФ 1992 г. была закреплена содержащая несколько правовых норм одна ст. 90 под названием "Действия судьи по подготовке материалов к рассмотрению дела в заседании". Никакими свойствами, присущими институту арбитражного процессуального права, она не обладала. В АПК РФ 1995 г. сделан небольшой шаг вперед: в Кодекс введена самостоятельная гл. 15, посвященная подготовке дела к судебному разбирательству, в ней в двух статьях (112 и 113) дополнительно были закреплены нормы, обязывающие суд процессуально оформлять подготовку дела к судебному разбирательству определением, предписано, что в нем надо указывать, кому и каким образом направлять. В итоге видим количественные изменения и новую форму, в которой содержатся правовые нормы о подготовке дел к судебному разбирательству. Совокупность правовых норм стала обладать некоторыми свойствами, составляющими качественно новое структурное подразделение - правовой институт. Однако появившиеся изменения пока не привели к образованию нового качества и появлению качественно нового структурного подразделения - правового института.
(Шерстюк В.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 2)В гл. 10 "Предъявление иска и возбуждение производства по делу" АПК РФ 1992 г. была закреплена содержащая несколько правовых норм одна ст. 90 под названием "Действия судьи по подготовке материалов к рассмотрению дела в заседании". Никакими свойствами, присущими институту арбитражного процессуального права, она не обладала. В АПК РФ 1995 г. сделан небольшой шаг вперед: в Кодекс введена самостоятельная гл. 15, посвященная подготовке дела к судебному разбирательству, в ней в двух статьях (112 и 113) дополнительно были закреплены нормы, обязывающие суд процессуально оформлять подготовку дела к судебному разбирательству определением, предписано, что в нем надо указывать, кому и каким образом направлять. В итоге видим количественные изменения и новую форму, в которой содержатся правовые нормы о подготовке дел к судебному разбирательству. Совокупность правовых норм стала обладать некоторыми свойствами, составляющими качественно новое структурное подразделение - правовой институт. Однако появившиеся изменения пока не привели к образованию нового качества и появлению качественно нового структурного подразделения - правового института.
Статья: Стадии в арбитражном процессе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Необходимо отметить, что в арбитражном процессе существуют отдельные производства, полностью (приказное производство - гл. 29.1 АПК РФ) или частично (упрощенное производство - гл. 29 АПК РФ) не предполагающие возбуждение производства по делу, подготовку дела к судебному разбирательству, а также проведение судебного разбирательства.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Необходимо отметить, что в арбитражном процессе существуют отдельные производства, полностью (приказное производство - гл. 29.1 АПК РФ) или частично (упрощенное производство - гл. 29 АПК РФ) не предполагающие возбуждение производства по делу, подготовку дела к судебному разбирательству, а также проведение судебного разбирательства.
Нормативные акты
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)Статья 127. Принятие искового заявления и возбуждение производства по делу
(ред. от 01.04.2025)Статья 127. Принятие искового заявления и возбуждение производства по делу
Статья: Понятие и ключевые элементы структуры судебного административного процесса, осуществляемого в Российской Федерации
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Стадия возбуждения судебного административного дела реализуется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в пределах компетенции, установленной ст. 1 КАС РФ, ст. 29 АПК РФ, ст. 23.1, 30.1 КоАП РФ. В настоящее время данная стадия административного судопроизводства надлежащим образом урегулирована административно-процессуальными нормами, закрепившимися в КАС РФ, АПК РФ. В соответствии с КАС РФ и АПК РФ стадия возбуждения судебного административного дела по общему правилу начинается при наличии заявленного суду административно-правового требования установленной формы (административное исковое заявление, заявление, жалоба). В том числе заявленное суду требование о защите в административном споре, заявленное суду требование об административном деликте, заявленное суду требование о санкционировании административно-ограничительных мер. По общему правилу, установленному КАС РФ и АПК РФ, стадия возбуждения судебного административного дела завершается в момент вынесения судом определения о принятии заявленного административно-правового требования к производству либо определения об отказе в принятии к рассмотрению заявленного административно-правового требования. В КоАП РФ стадия возбуждения судебного административного дела урегулирована не в полной мере. Исключая принятие решения о возбуждении судебного дела об административном правонарушении, признаваемого основанием принятия данного дела к производству, в п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ предусмотрено вынесение судом определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган публичной администрации или должностному лицу, которые составили данный протокол. По возвращении материалов дела об административном правонарушении от органа (должностного лица) публичной администрации с внесенными в них изменениями и дополнениями суд не вправе принять какое-либо решение об отказе в возбуждения судебного административного дела об административном правонарушении.
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Стадия возбуждения судебного административного дела реализуется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в пределах компетенции, установленной ст. 1 КАС РФ, ст. 29 АПК РФ, ст. 23.1, 30.1 КоАП РФ. В настоящее время данная стадия административного судопроизводства надлежащим образом урегулирована административно-процессуальными нормами, закрепившимися в КАС РФ, АПК РФ. В соответствии с КАС РФ и АПК РФ стадия возбуждения судебного административного дела по общему правилу начинается при наличии заявленного суду административно-правового требования установленной формы (административное исковое заявление, заявление, жалоба). В том числе заявленное суду требование о защите в административном споре, заявленное суду требование об административном деликте, заявленное суду требование о санкционировании административно-ограничительных мер. По общему правилу, установленному КАС РФ и АПК РФ, стадия возбуждения судебного административного дела завершается в момент вынесения судом определения о принятии заявленного административно-правового требования к производству либо определения об отказе в принятии к рассмотрению заявленного административно-правового требования. В КоАП РФ стадия возбуждения судебного административного дела урегулирована не в полной мере. Исключая принятие решения о возбуждении судебного дела об административном правонарушении, признаваемого основанием принятия данного дела к производству, в п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ предусмотрено вынесение судом определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган публичной администрации или должностному лицу, которые составили данный протокол. По возвращении материалов дела об административном правонарушении от органа (должностного лица) публичной администрации с внесенными в них изменениями и дополнениями суд не вправе принять какое-либо решение об отказе в возбуждения судебного административного дела об административном правонарушении.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Существует мнение, что "...принятием заявления, поданным конкурсным кредитором или уполномоченным органом, автоматически производство по делу о банкротстве, как это предусмотрено ч. 3 ст. 127 АПК в отношении исков, не возбуждается. Для возбуждения дела о банкротстве необходимо проведение заседания по проверке обоснованности требований заявителя к должнику" <1>. Если согласиться с таким мнением, то получится, что действия судьи по принятию заявления совершены за рамками производства по делу о банкротстве, что противоречит Закону о банкротстве. В ст. 42 Закона о банкротстве с принятием заявления о признании должника банкротом связывается ряд процессуальных последствий, что свидетельствует о возбуждении производства по делу о банкротстве. Не соответствует это мнение и отдельным положениям Закона о банкротстве, например положениям о банкротстве отсутствующих должников, в отношении которых возбуждение производства по делу о банкротстве происходит без проведения заседания по проверке обоснованности требований заявителя к должнику. По этим же причинам следует признать ошибочным утверждение о том, что лицо приобретает статус должника в деле о банкротстве с момента введения процедуры наблюдения <2>. В п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 4 июня 2009 г. N 130 прямо указано, что датой возбуждения производства по делу о банкротстве исходя из ч. 3 ст. 127 и ч. 1 ст. 223 АПК РФ является дата вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом <3>.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Существует мнение, что "...принятием заявления, поданным конкурсным кредитором или уполномоченным органом, автоматически производство по делу о банкротстве, как это предусмотрено ч. 3 ст. 127 АПК в отношении исков, не возбуждается. Для возбуждения дела о банкротстве необходимо проведение заседания по проверке обоснованности требований заявителя к должнику" <1>. Если согласиться с таким мнением, то получится, что действия судьи по принятию заявления совершены за рамками производства по делу о банкротстве, что противоречит Закону о банкротстве. В ст. 42 Закона о банкротстве с принятием заявления о признании должника банкротом связывается ряд процессуальных последствий, что свидетельствует о возбуждении производства по делу о банкротстве. Не соответствует это мнение и отдельным положениям Закона о банкротстве, например положениям о банкротстве отсутствующих должников, в отношении которых возбуждение производства по делу о банкротстве происходит без проведения заседания по проверке обоснованности требований заявителя к должнику. По этим же причинам следует признать ошибочным утверждение о том, что лицо приобретает статус должника в деле о банкротстве с момента введения процедуры наблюдения <2>. В п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 4 июня 2009 г. N 130 прямо указано, что датой возбуждения производства по делу о банкротстве исходя из ч. 3 ст. 127 и ч. 1 ст. 223 АПК РФ является дата вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом <3>.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)<1> Статья 45 ГПК и ст. 52 АПК не предусматривают инициативу прокурора для возбуждения дела о принудительной ликвидации организации или принудительного прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, неоднократно или грубо нарушающих исключительные права.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)<1> Статья 45 ГПК и ст. 52 АПК не предусматривают инициативу прокурора для возбуждения дела о принудительной ликвидации организации или принудительного прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, неоднократно или грубо нарушающих исключительные права.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Законодатель всячески подчеркивает значимость дел о несостоятельности (банкротстве). Показательно, что частью 5 статьи 4 АПК РФ <488> предусмотрено, что для возбуждения дела по данной категории не требуется соблюдение досудебного порядка урегулирования спора. В отношении дел о несостоятельности (банкротства) установлены правила об исключительной подсудности (часть 4 статьи 38 АПК РФ), споры, связанные с несостоятельностью (банкротством), не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (часть 2 статьи 33 АПК РФ) <489>. Несомненно, за последние три десятилетия российская система арбитражных судов накопила значительный опыт по рассмотрению и разрешению споров, вытекающих из несостоятельности (банкротства).
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Законодатель всячески подчеркивает значимость дел о несостоятельности (банкротстве). Показательно, что частью 5 статьи 4 АПК РФ <488> предусмотрено, что для возбуждения дела по данной категории не требуется соблюдение досудебного порядка урегулирования спора. В отношении дел о несостоятельности (банкротства) установлены правила об исключительной подсудности (часть 4 статьи 38 АПК РФ), споры, связанные с несостоятельностью (банкротством), не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (часть 2 статьи 33 АПК РФ) <489>. Несомненно, за последние три десятилетия российская система арбитражных судов накопила значительный опыт по рассмотрению и разрешению споров, вытекающих из несостоятельности (банкротства).