Восстановление водных объектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Восстановление водных объектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"При этом требования прокурора по уборке водных объектов от бытового мусора (бумаг, листвы, полиэтиленовых пакетов и т.п.), поступающего с прилегающих к акватории водных объектов территорий муниципального образования, не возлагают на администрацию городского округа "Город Калининград" обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов в понятии пункта 17 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, как и не подменяют выполнение соответствующими лицами мероприятий по охране поверхностных водных объектов, предусмотренных Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2020 года N 1391."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая охрана водных объектов: проблемы возмещения вреда
(Дубовик Д.М., Покатова В.П.)
("Экологическое право", 2022, N 5)В этой связи в правоприменительной деятельности краеугольным камнем в вопросах, связанных с восстановлением водных объектов, является проблема установления и определения размера вреда, причиненного нарушением водоохранных требований.
(Дубовик Д.М., Покатова В.П.)
("Экологическое право", 2022, N 5)В этой связи в правоприменительной деятельности краеугольным камнем в вопросах, связанных с восстановлением водных объектов, является проблема установления и определения размера вреда, причиненного нарушением водоохранных требований.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Водное право - система правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию, охране и восстановлению водных объектов. Уже более полувека водное право России имеет кодифицированное нормативное выражение. Без малого два десятка лет функционирует ВК РФ. Этот кодифицированный акт является третьим по счету Водным кодексом, действующим в России.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Водное право - система правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию, охране и восстановлению водных объектов. Уже более полувека водное право России имеет кодифицированное нормативное выражение. Без малого два десятка лет функционирует ВК РФ. Этот кодифицированный акт является третьим по счету Водным кодексом, действующим в России.
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)17) охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов;
(ред. от 31.07.2025)17) охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)С учетом изложенного судами неверно установлен механизм причинения вреда водному объекту после расторжения договора фрахтования в период нахождения баржи на мели, что является одним из существенных условий возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Также следует отметить, что в силу п. 6 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. N 87, исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, восстановления состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)С учетом изложенного судами неверно установлен механизм причинения вреда водному объекту после расторжения договора фрахтования в период нахождения баржи на мели, что является одним из существенных условий возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Также следует отметить, что в силу п. 6 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. N 87, исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, восстановления состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения.
Статья: О правовом режиме каналов как водных объектов и гидротехнических сооружений
(Амашукели С.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)К примеру, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в методических указаниях по отнесению земельных участков к различным категориям земель рекомендовала относить к землям водного фонда земельные участки, занятые только каналами межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов в качестве поверхностных водных объектов <6>. Проекты Федеральных законов N 284068-4 "О водоснабжении" и N 99035010-2 "О целевых бюджетных фондах восстановления и охраны водных объектов в Российской Федерации" <7> к поверхностным водотокам также относили исключительно каналы указанного типа, как и Модельный водный кодекс для государств - участников Содружества Независимых Государств совместно с рекомендациями "Основные термины и понятия в экологической сфере" <8>.
(Амашукели С.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)К примеру, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в методических указаниях по отнесению земельных участков к различным категориям земель рекомендовала относить к землям водного фонда земельные участки, занятые только каналами межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов в качестве поверхностных водных объектов <6>. Проекты Федеральных законов N 284068-4 "О водоснабжении" и N 99035010-2 "О целевых бюджетных фондах восстановления и охраны водных объектов в Российской Федерации" <7> к поверхностным водотокам также относили исключительно каналы указанного типа, как и Модельный водный кодекс для государств - участников Содружества Независимых Государств совместно с рекомендациями "Основные термины и понятия в экологической сфере" <8>.
Статья: Правовой режим природоохранных зон
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
Статья: К вопросу о выявлении признаков вреда, причиненного водному объекту в результате сброса сточных вод
(Кочемировский В.А., Фогель А.А., Мохоров Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. N 87 (в ред. Приказа Минприроды России от 26 августа 2015 г. N 365) утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. Указанная методика основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда, устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения. На практике это сводится к отбору проб из водного объекта, их лабораторному анализу, установлению количества вредных веществ и определению размера ущерба с применением специальных формул. Но такой подход представляется излишне формализованным, так как нанесение ущерба окружающей среде может проявляться и в утрате природных ландшафтов, и в снижении биологического разнообразия. Запрос на возмещение вреда требует доказательств его наличия, его оценки и подтверждения причинно-следственной связи между экологическим нарушением и вредом. Для определения размера вреда и наличия указанной причинно-следственной связи рекомендуется проведение экологической экспертизы (ст. 79 ГПК РФ, ст. 82 АПК РФ).
(Кочемировский В.А., Фогель А.А., Мохоров Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. N 87 (в ред. Приказа Минприроды России от 26 августа 2015 г. N 365) утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. Указанная методика основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда, устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения. На практике это сводится к отбору проб из водного объекта, их лабораторному анализу, установлению количества вредных веществ и определению размера ущерба с применением специальных формул. Но такой подход представляется излишне формализованным, так как нанесение ущерба окружающей среде может проявляться и в утрате природных ландшафтов, и в снижении биологического разнообразия. Запрос на возмещение вреда требует доказательств его наличия, его оценки и подтверждения причинно-следственной связи между экологическим нарушением и вредом. Для определения размера вреда и наличия указанной причинно-следственной связи рекомендуется проведение экологической экспертизы (ст. 79 ГПК РФ, ст. 82 АПК РФ).
Статья: Общая характеристика экологического законодательства в контексте цифровизации государственного экологического управления
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Как указано в разных источниках <26>, в настоящий момент "начат эксперимент по созданию первого в мире так называемого цифрового двойника речного Обь-Иртышского бассейна. На базе технологий цифровых двойников (Digital Twins) и больших данных (Big Data) планируется создать комплексную систему управления водными ресурсами в рамках речного бассейна, на основе которой можно будет принимать решения по использованию и охране водных объектов, а также по предотвращению негативного воздействия вод. Цифровой двойник бассейна будет действовать на единой цифровой платформе, технологии которой позволят выявлять источники загрязнения, нарушения объемов сбросов и забора воды, оценивать размер причиненного ущерба, определять водохозяйственные и водоохранные меры для восстановления состояния водного объекта, улучшения водохозяйственной обстановки, предотвращения возможных дальнейших нарушений экологического законодательства" <27>.
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Как указано в разных источниках <26>, в настоящий момент "начат эксперимент по созданию первого в мире так называемого цифрового двойника речного Обь-Иртышского бассейна. На базе технологий цифровых двойников (Digital Twins) и больших данных (Big Data) планируется создать комплексную систему управления водными ресурсами в рамках речного бассейна, на основе которой можно будет принимать решения по использованию и охране водных объектов, а также по предотвращению негативного воздействия вод. Цифровой двойник бассейна будет действовать на единой цифровой платформе, технологии которой позволят выявлять источники загрязнения, нарушения объемов сбросов и забора воды, оценивать размер причиненного ущерба, определять водохозяйственные и водоохранные меры для восстановления состояния водного объекта, улучшения водохозяйственной обстановки, предотвращения возможных дальнейших нарушений экологического законодательства" <27>.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
Статья: Эколого-правовые проблемы формирования и функционирования водоохранных зон
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Под охраной водных объектов ВК РФ понимает систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (ст. 1).
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Под охраной водных объектов ВК РФ понимает систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (ст. 1).
Статья: Проблемные вопросы возмещения экологического вреда: замечания на полях Обзора судебной практики Верховного Суда РФ
(Позднякова П.В.)
("Закон", 2023, N 10)Далее суд подтверждает эту позицию при оценке доказательств: "В обоснование своей позиции ответчик и ПАО "ГМК "Норильский никель" указывают, что АО "НТЭК" проводит работу по разработке комплексного проекта восстановительных работ, предусматривающего мероприятия по восстановлению водных объектов и земельных участков как взаимосвязанных элементов окружающей среды. Кроме того, совместно с участием государственных органов разрабатывается комплексный план возмещения вреда окружающей среде. В материалы дела представлен разработанный АНО "Экотерра" проект рекультивации земель, загрязненных в результате аварийного разлива дизельного топлива на 188 листах (Москва, 2020), прошедший процедуру согласования в администрации города Норильска (письмо Управления имущества Администрации города Норильска от 16.12.2020 N 150-6772/158). Вместе с тем указанные доказательства не подтверждают наличие достаточных оснований для вывода о возможности возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в качестве способа возмещения вреда по настоящему делу" <33>.
(Позднякова П.В.)
("Закон", 2023, N 10)Далее суд подтверждает эту позицию при оценке доказательств: "В обоснование своей позиции ответчик и ПАО "ГМК "Норильский никель" указывают, что АО "НТЭК" проводит работу по разработке комплексного проекта восстановительных работ, предусматривающего мероприятия по восстановлению водных объектов и земельных участков как взаимосвязанных элементов окружающей среды. Кроме того, совместно с участием государственных органов разрабатывается комплексный план возмещения вреда окружающей среде. В материалы дела представлен разработанный АНО "Экотерра" проект рекультивации земель, загрязненных в результате аварийного разлива дизельного топлива на 188 листах (Москва, 2020), прошедший процедуру согласования в администрации города Норильска (письмо Управления имущества Администрации города Норильска от 16.12.2020 N 150-6772/158). Вместе с тем указанные доказательства не подтверждают наличие достаточных оснований для вывода о возможности возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в качестве способа возмещения вреда по настоящему делу" <33>.
Статья: Экологический риск, экологический вред и страхование: гражданское и экологическое законодательство и правоприменение в Российской Федерации
(Болтанова Е.С., Кратенко М.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)Противоречивость рекомендаций высших судебных инстанций относительно выбора способа возмещения экологического вреда, а также учета расходов делинквента на защитные и восстановительные мероприятия ярко проявилась в деле по иску Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора (истец) к АО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (ответчик, АО "НТЭК") о возмещении вреда, причиненного разливом нефтепродуктов, в котором ответчик добровольно понес значительные затраты на мероприятия по ликвидации последствий загрязнения и восстановление водных объектов. Доводы о необходимости зачета указанных расходов были отклонены судом, сумма ущерба взыскана в полном объеме <19>.
(Болтанова Е.С., Кратенко М.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)Противоречивость рекомендаций высших судебных инстанций относительно выбора способа возмещения экологического вреда, а также учета расходов делинквента на защитные и восстановительные мероприятия ярко проявилась в деле по иску Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора (истец) к АО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (ответчик, АО "НТЭК") о возмещении вреда, причиненного разливом нефтепродуктов, в котором ответчик добровольно понес значительные затраты на мероприятия по ликвидации последствий загрязнения и восстановление водных объектов. Доводы о необходимости зачета указанных расходов были отклонены судом, сумма ущерба взыскана в полном объеме <19>.
Статья: Развитие цифровизации в сфере использования и охраны водных объектов
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)В настоящий момент начат эксперимент по созданию первого в мире так называемого цифрового двойника речного Обь-Иртышского бассейна. На базе технологий цифровых двойников (Digital Twins) и больших данных (Big Data) планируется создать комплексную систему управления водными ресурсами в рамках речного бассейна, на основе которой можно будет принимать решения по использованию и охране водных объектов, а также по предотвращению негативного воздействия вод. Цифровой двойник бассейна будет действовать на единой цифровой платформе, технологии которой позволят выявлять источники загрязнения, нарушения объемов сбросов и забора воды, оценивать размер причиненного ущерба, определять водохозяйственные и водоохранные меры для восстановления состояния водного объекта, улучшения водохозяйственной обстановки, предотвращения возможных дальнейших нарушений экологического законодательства.
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)В настоящий момент начат эксперимент по созданию первого в мире так называемого цифрового двойника речного Обь-Иртышского бассейна. На базе технологий цифровых двойников (Digital Twins) и больших данных (Big Data) планируется создать комплексную систему управления водными ресурсами в рамках речного бассейна, на основе которой можно будет принимать решения по использованию и охране водных объектов, а также по предотвращению негативного воздействия вод. Цифровой двойник бассейна будет действовать на единой цифровой платформе, технологии которой позволят выявлять источники загрязнения, нарушения объемов сбросов и забора воды, оценивать размер причиненного ущерба, определять водохозяйственные и водоохранные меры для восстановления состояния водного объекта, улучшения водохозяйственной обстановки, предотвращения возможных дальнейших нарушений экологического законодательства.
Статья: Некоторые вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде, на примере деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства
(Дерхо Д.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)<17> Несмотря на то что п. 6 Методики N 87 указывает, что исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения.
(Дерхо Д.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)<17> Несмотря на то что п. 6 Методики N 87 указывает, что исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения.